Решение №014/07/3-154/2022 РЕШЕНИЕ №014/07/3-154/2022 от 14 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №014/07/3-154/2022

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 14 февраля 2022 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя-начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «ТrueConf»,

при участии:

от заказчика, акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (далее – АО «СТНГ», Заказчик): <...> (представитель по доверенности);

от заявителя, акционерного общества «Загорский трубный завод» (далее – АО «ЗТЗ», Заявитель): <...> <...> (представители по доверенностям),

рассмотрев жалобу АО «Загорский трубный завод» на действия (бездействие) заказчика АО «Сахатранснефтегаз» при проведении конкурса в электронной форме на поставку трубной продукции, для строительства объекта «Магистральный газопровод Кысыл-Сыр 84 км» (извещение №32211055139), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

09.02.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба АО «ЗТЗ» б/н от 04.02.2022 (вх.№86э от 09.02.2022) (далее – Жалоба) на действия (бездействие) Заказчика АО «СТНГ» при проведении конкурса в электронной форме на поставку трубной продукции, для строительства объекта «Магистральный газопровод Кысыл-Сыр 84 км» (извещение №32211055139) (далее – Закупка).

Из сути поданной Заявителем жалобы следует, что указание в документации о закупке на конкретные технические условия при отсутствии возможности поставки эквивалентной продукции ограничивает участников закупки.

Просит признать жалобу обоснованной.

Из сути представленных Заказчиком письменных пояснений следует, что Заказчик с жалобой согласился, принял решение о внесении соответствующих изменений в документацию о закупке.

Изучив имеющиеся в деле документы Комиссия установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Закупочная деятельность заказчика регламентируется «Положением о закупке товаров, работ, услуг Акционерного общества «Сахатранснефтегаз», утвержденным решением Советом директоров АО «Сахатранснефтегаз» от 05.12.2018, с изменениями, утвержденными протоколом №252 от 17.03.2020, протоколом № 265 от 1203.2021, протоколом №268 от 27.05.2021 и протоколом №271 от 27.06.2021) (далее – Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса предложений, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено следующее.

1. Извещение о проведении конкурса в электронной форме, документация о проводимой закупке (далее также – Извещение, Документация) размещены в ЕИС 21.01.2022.

2. Начальная (максимальная) цена договора – 541 723 549.86 рублей.

3. Дата окончания подачи заявок – 06.02.2022.

4. Дата подведения итогов закупки – 09.02.2022.

5. На участие в конкурсе подано 4 заявки ожидающих рассмотрение.

Комиссия, проанализировав довод жалобы и заслушав пояснения участвовавших в рассмотрении лиц, установила следующее.

Согласно доводу жалобы, в разделе Блок III. Техническое задание Документации о закупке (далее – Техническое задание) предусмотрено, что закупаемый товар «труба электросварная прямошовная с трехслойным заводским изоляционным покрытием» должен соответствовать техническим условиям ТУ 1381-1573-00186654-2016 и ТУ 1390-01400186654-2015.

По мнению заявителя, указанные технические условия разработаны и утверждены ПАО «Челябинский Трубопрокатный Завод» (ПАО «ЧТПЗ»). При этом согласно пункту 20 Технического задания возможность поставки эквивалентной продукции не предусмотрена.

Представитель Заказчика пояснила, что АО «СТНГ» с доводом жалобы согласилось, так как Заказчик испытывает потребность в трубной продукции для строительства объекта «Магистральный газопровод Кысыл-Сыр 84 км».

При этом Заказчиком принято решение о внесении соответствующих изменений в документацию о закупке, чтобы участниками предлагалась трубная продукция, соответствующая требованиям ГОСТ без учета конкретных технических условий при производстве данного товара.

Пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Аналогичные требования отражены в подпункте 1 пункта 7.7 Положения о закупке.

Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом: в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Подпункт 2 пункта 7.6 Положения о закупке содержит указание на идентичную норму пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В позициях 1, 2 пункта 19 Технического задания «Требования к техническим характеристикам и количеству товара, работ, услуг» содержится указание, что трубы должны быть изготовлены по ТУ 1381-1573-00186654-2016 и ТУ 1390-01400186654-2015.

Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон о стандартизации), технические условия – это вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о стандартизации, технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах), а также согласно части 4 данной статьи порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно.

Таким образом, технические условия разрабатываются изготовителем на конкретную продукцию и указывают на конкретного производителя.

Учитывая изложенное, в нарушение требований, установленных пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, Заказчиком указано на соответствие товара, изготавливаемого единственным производителем, что не позволяет потенциальным участникам закупки предложить аналог.

При этом закупочная документация не содержит обоснование необходимости использования конкретных технических условий.

Таким образом, указанные действия Заказчика противоречат подпункту 2 пункта 7.6 Положения о закупке и являются нарушением пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы.

Таким образом, Заказчик АО «СТНГ» признается нарушившим требования пункта 2 части 6.1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

  1. Признать жалобу АО «Загорский трубный завод» на действия (бездействие) заказчика АО «Сахатранснефтегаз» при проведении конкурса в электронной форме на поставку трубной продукции, для строительства объекта «Магистральный газопровод Кысыл-Сыр 84 км» (извещение №32211055139) обоснованной.
  2. Признать заказчика АО «Сахатранснефтегаз» нарушившим требования пункта 2 части 6.1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать заказчику АО «Сахатранснефтегаз» предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны