Решение №06-269/19 Решение от 15 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 по делу № 06-269/19

о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск                                                                                                     15 марта 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:

<…>  – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «КС-Строй» (далее также –ООО «КС-Строй», заявитель, Общество): не явились, уведомлены надлежащим образом;

от заказчика Муниципального общеобразовательного учреждения – Средней общеобразовательной школы № 18 города Нерюнгри (далее также – МОУ – СОШ №18 г. Нерюнгри, заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом;

от уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения «Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района» (далее также – уполномоченное учреждение, МКУ «УМСИЗ Нерюнгринского района»): не явились, представлены письменные пояснения,

рассмотрев жалобу ООО «КС-Строй» на действия заказчика МОУ – СОШ №18 г. Нерюнгри, уполномоченного учреждения МКУ «УМСИЗ Нерюнгринского района» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту мягкой кровли третьего блока здания Муниципального общеобразовательного учреждения - Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри (извещение № 0816300017019000048), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14,

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «КС-Строй».

Из текста жалобы заявителя следует, что обжалуют следующие положения аукционной документации:

1. Срок начала проведения электронного аукциона, указанный в плане-графике закупки, не соответствует началу проведения электронного аукциона.

2.  В плане-графике закупки отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки.

3. В аукционной документации установлены параметры товаров, используемых при выполнении работ, которые можно определить только методом испытания.

Из письменного пояснения уполномоченного учреждения следует, что уполномоченное учреждение не согласно с жалобой заявителя.

Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:

  1. извещение № 0816300017019000048 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» - 15.02.2019 года;
  2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;
  3. начальная (максимальная) цена контракта - 5 102 514, 00 руб.;
  4. на участие в закупке поданы заявки от 12 участников закупки;
  5. 6 участников закупки допущены к участию в электронном аукционе;
  6. в ходе проведения электронного аукциона предложение о цене контракта подано 5 участниками закупки;
  7. заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации;
  8. на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу заявителя частично обоснованной на основании следующего.

1. Довод в части установления даты начала электронного аукциона не в соответствии с планом-графиком, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: дата начала закупки.

Согласно части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

Согласно плану-графику, планируемый срок начала осуществления закупки - февраль 2019 года.

Согласно информации, опубликованной в ЕИС, извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 15.02.2019 года, дата проведения электронного аукциона - 11.03.2019 года.

Кроме этого, в силу части 9 статьи 105 Закона № 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Из приведенных положений Закона № 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Таким образом, в плане-графике установлен планируемый срок начала осуществления закупки, который не противоречит началу проведения закупки. Вместе с тем, в нарушение указанных норм Закона № 44-ФЗ заявителем не представлено документальных подтверждений нарушений прав и законных интересов Общества.

Довод заявителя жалобы признан необоснованным.

2. Довод в части не установления дополнительных требований в плане-графике закупок подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований.

Согласно части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

Частями 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.

Предметом закупки является выполнение работ по ремонту мягкой кровли третьего блока здания Муниципального общеобразовательного учреждения - Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри.

Следовательно, Закон о контрактной системе не предусматривает установление  дополнительного требования к участникам закупки.

Согласно плану-графику дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг - не установлены.

Согласно извещению о проведении закупки и аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг - не установлены.

Следовательно, извещение о проведении закупки и аукционная документация не содержит противоречий к информации, размещенной в плане-графике.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Вместе с тем, заявителем не представлено документальных подтверждений нарушений прав и законных интересов Общества.

Довод заявителя жалобы признан необоснованным.

3. Довод в части установления некорректных требований к товарам, используемым при выполнении работ, подлежит признанию обоснованным по следующим оснвоаниям.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Ведомость материалов, приведенная в аукционной документации, устанавливает следующее:

Наименование товара

          Технические характеристики

1.

Гравий керамзитовый

Гравий керамзитовый должен соответствовать ГОСТ  32496-2013. Гравий должен быть мелкой фракции 5-10мм  или 10-20мм. Марка по насыпной плотности должна быть  150-800.Насыпная плотность1, кг/м3 от 100 до 800., Марка по прочности должна бить от П15 до П200. Прочность1 МПа от 0,5-5,5. Марка по морозостойкости гравия  должна быть не ниже F15. Водопоглощение керамзитового гравия  в течение 1 ч не должно превышать, % по массе: 20 или 25 или 30. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в пористых заполнителях не должна превышать 370 Бк/кг.

2.

Плиты теплоизоляционные из пенопласта полистирольного

Плиты теплоизоляционные из пенопласта полистирольного должны  соответствовать ГОСТ 15588-86. Плиты должны  быть  марки  ПСБ или ПСБ-С. Плиты должны  быть высшей  или первой  категории качества, марок: от 15 до 50. Плотность1, кг/м3 от 15,1 до 50. Прочность на сжатие при 10 % линейной деформации1, МПа, не менее 0,04; Предел прочности при изгибе1, МПа, не менее  0,06; Теплопроводность в сухом состоянии при (25±5)°С 1, Вт/(мК), не более 0,037; Время самостоятельного горения плит типа ПСБ-С, с, не более 4; Влажность, %, не более  12; Водопоглощение за 24 ч, % по объему1, не более 1,8.

3.

Раствор  кладочный цементный

Технические характеристики должны соответствовать  ГОСТ 28013-98. Марка раствора по прочности: М50 - М150. Морозостойкость растворной смеси должна быть не менее F50. Предел прочности на сжатие на 28 сутки: должно быть обеспечено 100% прочности.

Песок, входящий в состав раствора, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014. Песок входящий в состав растворной смеси должен быть природный или смесь песка природного и отсева дробления. Класс песка 1 или 2. Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более 2,5 мм.

Цемент, входящий в состав раствора, должен быть с минеральными добавками или бездобавочный, и соответствовать ГОСТ 10178-85. Обозначение цемента должно быть ПЦ-Д0 или ПЦ-Д5 или ПЦ-Д20 и марка 400 или 500 или 550 или 600.

6.

Рулонный кровельный материал 

 

Технические характеристики рулонного кровельного материала  должны соответствовать  ГОСТ 30547-97. Разрывная сила при растяжении рулонных битумно-полимерных   материалов  должна быть1:  не менее 215 (22) Н (кгс);  Условная прочность и относительное удлинение при разрыве рулонных  материалов должна быть1: не менее 1,5 МПа (15 кгс/ см2). Температура хрупкости покровного состава или вяжущего, наплавляемых рулонных материалов должна быть  не выше минус 25 °С. Рулонные кровельные материалы  должны быть водонепроницаемыми в течение не менее 72 ч при давлении не менее 0,001 МПа (0,01 кгс/см2).

Согласно информации с официального сайта, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru в настоящее время ГОСТ 32496-2013 «Заполнители пористые для легких бетонов. Технические условия», ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия», ГОСТ 30547-97 «Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия» действуют, ГОСТ 15588-86 «Плиты пенополистирольные. Технические условия» заменен.

Согласно пункту 6.1 ГОСТ 32496-2013 зерновой состав, прочность, марочную прочность в бетоне, насыпную плотность, влажность, морозостойкость, коэффициент размягчения, водопоглощение, потери массы при кипячении, прокаливании, содержание водорастворимых сернистых и сернокислых соединений, коэффициент формы зерен гравия, содержание в гравии расколотых зерен, содержание слабообожженных зерен, стойкость против силикатного распада определяют по ГОСТ 9758.

В соответствии с пунктом 5.5 ГОСТ 32496-2013 при периодических испытаниях определяют: один раз в год, при постановке на производство, а также каждый раз при изменении сырья: удельную эффективную активность естественных радионуклидов, теплопродность гравия, щебня и песка.

Пунктом 6.9 ГОСТ 28013-98 прочность на сжатие, морозостойкость и среднюю плотность затвердевших растворов определяют по ГОСТ 5802.

Согласно таблице 3 ГОСТ 30547-97 водонепроницаемость определяется периодическими испытаниями.

Следовательно, заказчик/уполномоченное учреждение установили избыточные требования к применяемым материалам, поскольку показатели будут известны только после проведения испытаний.

Согласно пункту 4.1.17 ГОСТ 30547-97 температура хрупкости покровного состава или вяжущего наплавляемых битумных рулонных материалов должна быть не выше минус 15 °С, битумно-полимерных - не выше минус 25 °С.

Между тем, заказчик/уполномоченное учреждение установили некорректное требование к материалу «Рулонный кровельный материал», поскольку температура хрупкости покровного состава или вяжущего наплавляемых битумных рулонных материалов должна быть не выше минус 15 °С, при этом в аукционной документации указано значение температуры хрупкости покровного состава для битумно-полимерных материалов, то есть не выше минус 25 °С.

Между тем, вышеуказанные показатели материалов не сопровождаются знаком «1».

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Вместе с тем, пунктом 31 «Требования к содержанию и составу  заявки» раздела I.3. «Информационная карта аукциона» аукционной документации установлено следующее:

«Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) конкретные показатели товара (в отношении материалов, приведенных в Ведомости материалов и Локальном сметном расчете, являющихся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе), соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.. Все ссылки в документации об электронном аукционе, содержащие указание на товарные знаки, следует считать со словами "или эквивалент", согласно части 1 статьи 33 Федерального закона".

<…>

Первая часть заявки  заполняется следующим образом: В заявке на участие в электронном аукционе при описании товаров, используемых при выполнении работ, участник электронного аукциона должен использовать конкретные (точные) значения технических, функциональных, качественных показателей данных товаров, в полном соответствии с показателями, содержащимися в Ведомости материалов и Локальном сметном расчете. При этом:

<…>

Если в документации значение показателя технического или функционального параметра является минимальным (не менее, не ниже, от и т.п. приведенные в абзаце выше), максимальным (не более, не выше, до и т.п. приведенные в абзаце выше) либо находится в установленных минимальным и максимальным значениями пределах, в предоставляемых сведениях участник закупки указывает конкретное (точное) значение соответствующего показателя технического или функционального параметра предлагаемого (используемого) товара.

<…>

В случае, если показатель (или его значение), требуемый заказчиком для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (в т. ч. показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками «в пределах», «не более», «не менее», «+/-», «не выше», «не ниже», «от», «до», «или», «/», «≤», «≥», «около» и т.п. приведенные в абзаце выше, сопровождается знаком «1», то участник закупки в своей заявке, должен указать диапазонное значение показателя в установленных требованиями пределах.

<…>

Значение соответствующего показателя технического или функционального параметра предлагаемого (используемого) товара следует указывать в соответствии с государственными стандартами, приведенными в документации».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки от участников закупки требуется представить конкретное (точное) значение данного показателя, который станет известным после проведения испытаний.

Следовательно, заказчиком/уполномоченным учреждением нарушены пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки содержит некорректные и избыточные требования.

Довод жалобы признан обоснованным.

Жалоба признана частично обоснованной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ООО «КС-Строй» на действия заказчика МОУ – СОШ №18 г. Нерюнгри, уполномоченного учреждения МКУ «УМСИЗ Нерюнгринского района»  при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту мягкой кровли третьего блока здания Муниципального общеобразовательного учреждения - Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри (извещение № 0816300017019000048) частично обоснованной, в части установления некорректного требования к описанию объекта закупки.

2. Признать заказчика МОУ – СОШ №18 г. Нерюнгри/уполномоченное учреждение МКУ «УМСИЗ Нерюнгринского района»  нарушившими пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику МОУ – СОШ №18 г. Нерюнгри/уполномоченному учреждению МКУ «УМСИЗ Нерюнгринского района предписание об устранении допущенного  нарушения.

4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Заместитель председателя комиссии                                                              <…>

 

             Члены комиссии:                                                                                                  <…>

                                                                                                                                      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны