Решение №ИЛ/2210/24 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-552/20... от 24 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Тендер Солюшнс»

192289, г. Санкт - Петербург, ул. Карпатская, д. 14,

корпус 1 лит. А, помещение 8-Н

ИНН: 7743371914 КПП: 781601001

е-mail: tender.solutions@bk.ru

Государственное автономное учреждение

Республики Саха (Якутия) «Республиканская

больница №1 - Национальный центр

медицины имени М.Е. Николаева»

677010, г. Якутск, ул. Сергеляхское шоссе, д. 4

ИНН 1435099188 КПП: 143501001

e-mail: rb1ncm@mail.ru

zakazncm@mail.ru

Государственное казенное учреждение

Республики Саха (Якутия)

«Центр закупок Республики Саха (Якутия)»

ИНН 1435335477 КПП 143501001

677000, г. Якутск, ул. Проспект Ленина д. 22,

е-mail: cz@goszakazyakutia.ru

osipova.or@goszakazyakutia.ru

ЭТП АО «Тэк-Торг»

ИНН 7704824695 КПП 770401001

119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 24

е-mail: press@tektorg.ru

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-552/2024

г. Якутск                                                                                                                                «19» апреля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

*** – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

***  – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

*** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции:

*** м– представителя Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины имени М.Е. Николаева» по доверенности № 16 от 06.02.2024,

*** – представителя Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины имени М.Е. Николаева» по доверенности № 32 от 18.04.2024,

В отсутствие представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом.

Заявлений о невозможности подключения к видеоконференцсвязи, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от лиц, участвующих в деле, которым направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанные лица надлежащим образом извещены о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Якутского УФАС России считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителя от Заявителя.

рассмотрев жалобу № 014/07/3-552/2024 ООО «Тендер Солюшнс». на действия (бездействие) заказчика Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины имени М.Е. Николаева при организации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку автомобильных масел и жидкостей (извещение № 32413468893), на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://zakupki.gov.ru/),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 11.04.2024 г. (вх. № 4409-ЭП/24) поступила жалоба ООО «Тендер Солюшнс» (далее - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины имени М.Е. Николаева (далее – ГАУ РС (Я) «РБ № 1- НЦМ») при организации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку автомобильных масел и жидкостей (извещение № 32413468893), на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://zakupki.gov.ru/).

Доводы жалобы:

«04.04.2024 на ЭТП «ТЭК-ТОРГ» было размещено извещение о проведении среди субъектов CMП электронного аукциона № 32413468893 на поставку автомобильных масел и жидкостей.

08.04.2024 наша организация направила заказчику запрос разъяснений касательно установления требований к товару — значения физико-химических показателей должны соответствовать точным значениям, установленным заказчиком. Мы указали на то, что данные показатели являются изменяемыми в пределах спецификации производителя и могут отличаться в разных партиях продукта. Также мы отметили, что не следует требовать от участников указания конкретных значений показателей. Они становятся известны только после проведения анализа партии продукта, и на момент подачи заявки участник не может знать, какая именно партия окажется у заказчика.

10.04.2024 заказчик внес определенные изменения в извещение, однако точные значения показателей моторного масла остались.

Согласно действующей редакции извещения закупки № 32413468893 в качестве моторного масла в пунктах 1 и 2 допускается марка Gazpromneft 10w40 или эквивалент, соответствующее классификации американского института нефти API SL/CF. В линейке Gazpromneft это продукт Рrеmіиm L 10w40. На его примере разберем технические моменты. Моторное масло должно соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза TP TC 030/2012 и техническим условиям или спецификации производителя. В качестве доказательства предоставляем несколько паспортов качества на разные партии товара. Из них видно, что в спецификации производителя ни один показатель, имеющий числовое выражение, не прописан точным значением. Все они указаны диапазоном, со словами «не более», «не менее», «не выше», «не ниже». Т.е. даже производитель, имеющий многолетний опыт, разработавший нормативную документацию и сам продукт, не может изготовить масло под точные характеристики. Можно соответствовать только диапазону значений, в определенных пределах. Фактические значения показателей в разных партиях также отличаются.

На своих сайтах производители указывают значения характеристик (также соответствующие спецификации) и делают сноску, что представленные данные является типовыми и могут быть изменены.

Среди требований к вышеупомянутому маслу 10w40 интересен один параметр — «содержание фосфора» с точным значением 0,144 (видимо, процент). Если заказчик среди множества марок все же допускает к поставке масло Gazpromneft, каким образом он собирается установить соответствие полученного товара, если данный параметр не отображается ни на сайте производителя, ни в паспорте качества? Откуда он взял значение этого параметра?

К температуре застывания предъявлено тоже точное требование: минус 35 градусов Цельсия. В одном паспорте мы видим значение минус 39, в другом минус 45. То есть это товар с улучшенными характеристиками. А заказчик не дает возможности поставить даже улучшенный товар, т.к. он не соответствует требованиям. И получается, что желаемое заказчиком масло Gazpromneft оказывается не соответствующим требованиям самого же заказчика.

Мы не зацикливаем внимание комиссии на торговой марке Gazpromneft, т.к. данный товар могут поставить многие участники, к тому же допускаются эквиваленты. Просто на данном примере мы показали, что разные партии масел имеют разные значения показателей. Это относится ко всем представленным на рынке смазочных материалов продуктам.

Если заказчик хочет приобрести для своего автопарка качественное масло, он может взять характеристики из паспорта продукта, в котором он уверен и указать их в техзадании на закупку. Естественно, с указанием диапазона значений. Чтобы партия (или несколько разных партий) масла, которая в итоге окажется у заказчика, соответствовала предъявленным требованиям.

Еще раз подчеркиваем: что касается смазочных материалов, невозможно изготовить продукт, в точности соответствующий конкретным значениям показателей, и невозможно среди сотен и тысяч партий уже выпущенного продукта найти именно ту, которая бы соответствовала требованиям заказчика. Не обязательно, что она вообще существует в природе.

Считаем заказчика нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В ответ на уведомление о поступлении жалобы (исх. № ИЛ/1916/24 от 12.04.2024г) ГАУ РС (Я) РБ № 1- НЦМ им. М.Е. Николаева предоставило возражение на жалобу (вх. № 4691-ЭП/24 от 17.04.2024), где заказчик выразил несогласие с доводами Заявителя.

Жалоба на положения документации закупки поступила в Якутское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, и на основании частей 10, 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «Закон о закупках», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные ст. 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

Рассматриваемый аукцион в электронной форме проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

10.04.2024г. извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, и документация по закупке размещены в Единой информационной системе на сайте https://zakupki.gov.ru.

Согласно извещению:

Предмет договора: Поставка автомобильных масел и жидкостей.

Сведения о начальной (максимальной) цене договора: 597 974,00

Заявки на участие в закупке принимались с «04» апреля 2024 года и до окончания срока подачи заявок - «15» апреля 2024 года.

Особенности проведения закупочных процедур, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательств, установлены статьей 3.4. Закона о закупках.

Комиссия Якутского УФАС России, изучив материалы жалобы, пришла к следующим выводам.

Довод жалобы Заявителя сводится к тому, что требования к техническим характеристикам предмета закупки составлены таким образом, что подходящим является только единственный производитель, что приводит к ограничению количества участников закупки, способных поставить товар, отвечающих потребностям заказчика, и является ограничением конкуренции.

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что согласно описанию объекта закупки на поставку автомобильных масел и жидкостей Заказчиком установлены конкретные технические характеристики в части поставляемого товара.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг

заказчики руководствуются, в том числе следующим принципом: целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Таким образом, Заказчик формирует техническое задание в соответствии с собственными потребностями, устанавливая наиболее подходящие для него требования к необходимым к поставке товарам, при условии, что такие требования не приводят к ограничению конкуренции

В свою очередь, Заказчик проводит закупочную процедуру в целях получения конечного результата - получение товара именно в том виде, качестве, порядке и объеме, на который Заказчик обоснованно рассчитывал.

Законом не установлено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не установлены какие-либо запреты на установление характеристик товара, ни по функциональным качествам, ни по техническим характеристикам.

При этом отсутствие у участников необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый участник самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Комиссия Якутского УФАС России так же отмечает, что Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимыми для выполнения соответствующих функций, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств невозможности исполнения установленного требования, а также то, что спорные положения закупочной документации каким-либо образом способны ограничить доступ к участию в Закупке, а также ущемить его интересы.

Между тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе №32413468893-1 от 16 апреля 2024 г. на участие в электронном аукционе поступило 3 (три) заявки от участников закупки.

Данные факты свидетельствуют о наличии на рынке как минимум трех лиц, способных поставить заказчику необходимый товар и однозначно опровергает довод в части ограничения конкуренции при формировании и утверждении закупочной документации заказчиком.

Более того, как пояснил Заказчик (письмо за исх. № 01-01-23/1208 от 18.04.2024 г.) замена на другой вид масла (с другими характеристиками) экономически нецелесообразно, поскольку потребность Заказчика заключается в доливке моторного масла до момента выработки его ресурса и проведения технического обслуживания транспортных средств к уже имеющемуся, а не замена масла. При этом, закупка масла с иными характеристиками повлечет невозможность доливки моторного масла к уже имеющемуся и потребуется замена масла, что будет заключаться в дополнительных финансовых затратах Заказчика (преждевременное проведение технического обслуживания транспортных средств по замене масла: замена фильтров, промывка двигателя, замена неиспользуемого полностью ресурса уже имеющегося у Заказчика масла).

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае предметом закупки является право на заключение договора на поставку товара, а не на его изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения о проведении закупки и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Следовательно, любой участник закупки имеет возможность приобрести товар с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данного аукциона (поставщик-посредник, дистрибьютор, производитель).

Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.

Довод Комиссией Якутского УФАС России признан необоснованным.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Тендер Солюшнс» (192289, г. Санкт - Петербург, ул. Карпатская, д. 14, корпус 1 лит. А, помещение 8-Н, ИНН: 7743371914 КПП: 781601001) на действия (бездействие) заказчика Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины имени М.Е. Николаева» (677010, г. Якутск, ул. Сергеляхское шоссе, д. 4, ИНН 1435099188 КПП: 143501001) Николаева при организации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку автомобильных масел и жидкостей (извещение № 32413468893), на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://zakupki.gov.ru/), – необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

.

Связанные организации

Связанные организации не указаны