Решение б/н ИП Макаров Н.Н. на АУ РС (Я) РДИПИ им. Решетникова В.П. от 25 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-303/2021
г. Якутск 25 февраля 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании Приказа УФАС по РС (Я) № 06-01/2020 от 05.10.2020 года, в составе:
... – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... – главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов имени Решетникова В.П.» (далее также – АУ РС(Я) «РДИПИ им. Решетникова В.П.», заказчик): ...(представитель по доверенности);
от заинтересованного лица государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутский технологический техникум сервиса имени Ю.А. Готовцева» (далее также – ГАП ОУ РС (Я) «ЯТТС им. Ю.А. Готовцева», заинтересованное лицо): ... (представитель по доверенности);
при отсутствии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Макарова Николая Николаевича (далее также – ИП Макаров Н.Н., заявитель, Общество): не участвовал, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Макарова Н.Н. на действия заказчика АУ РС (Я) «РДИПИ им. Решетникова В.П.» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку хлеба (извещение № 32109983262), в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Макарова Н.Н. на действия заказчика.
Из сути жалобы ИП Макарова Н.Н. следует, что заказчиком неправомерно установлены избыточные требования к квалификации участников закупки.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что с жалобой не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заинтересованного лица пояснил, что ГАП ОУ РС (Я) «ЯТТС им. Ю.А. Готовцева» является участником закупки, заявку которого отклонили в связи с непредставлением документом в подтверждение квалификации (опыта исполнения).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1. Извещение № 32109983262 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО «РТС-Тендер» - 11.01.2021 года.
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос котировок в электронной форме;
3. Начальная (максимальная) цена договора - 2 997 439,52 руб.;
4. На участие в закупке подано две заявки.
5. Подано два ценовых предложений от участников закупки.
6. По результатам рассмотрения заявок только одна заявка участника запроса котировок признана соответствующей требованиям Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
Комиссия, заслушав присутствующих лиц, изучив имеющиеся в деле материалы, считает жалобу ИП Макарова Н.Н. обоснованной на основании следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно ст. 3.4, п. 19 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.
Пунктом пп. 2 п. 4 ст. 12 Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов имени Решетникова В.П.» установлено следующее:
«4. Заказчик вправе установить требование:
2) к квалификации участника закупки, в том числе наличия у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом закупки, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.»
Пунктом 3.2 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме установлено, в том числе следующее:
«12. В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 12 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд Учреждения участник закупки должен представить документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом закупки, и деловой репутации.»
Пунктом 4.2 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме установлено, что котировочная заявка должна содержать, в том числе:
«3) В соответствии с подпунктом 12 пункта 3.2 раздела 3 извещения о закупке участник закупки должен предоставить:
Отсканированные копии исполненных договоров и актов приема-передачи к ним за последние 2 года (по одному договору с актом приема-передачи товара за каждый год (2019 и 2020 гг.), заключенных по поставке хлеба и хлебобулочных изделий по результатам конкурентной закупки проведенной в соответствии с Федеральными законами 44-ФЗ или 223-ФЗ и с суммами не менее 40% от НМЦД (2997439,52 рублей) настоящей закупки.».
При этом Комиссия антимонопольного органа отмечает, что требование о наличии у участника закупки опыта работы, связанного с предметом закупки, и деловой репутации и заключенных по результатам конкурентной закупки проведенной в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и/или гражданско-правовых договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», нельзя рассматривать как объективное и правомерное, поскольку включение в документацию такого требования влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, это нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленные в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Подобное требование дает преимущество тем хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд (по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют). Установленное требование означает, что заявку участника, предоставившего подтверждение квалификации в виде опыта успешного выполнения договора по поставке хлеба не для государственных или муниципальных нужд, котировочная комиссия необоснованно отклонит, как несоответствующую требованиям Извещения о проведении закупки. Следовательно, действия заказчика ограничивают права участников закупки.
Таким образом, жалоба ИП Макарова Н.Н. признана обоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб,
р е ш и л а:
- Признать жалобу ИП Макарова Н.Н. на действия заказчика АУ РС (Я) «РДИПИ им. Решетникова В.П.» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку хлеба (извещение № 32109983262) обоснованной.
- Признать заказчика АУ РС (Я) «РДИПИ им. Решетникова В.П.» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по обеспечению контрольно-пропускного режима, охраны административных зданий и прилегающей территории для нужд АУ РС (Я) «РДИПИ им. Решетникова В.П.» (извещение № 32109927233) нарушившим пункты 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать заказчику АУ РС (Я) «РДИПИ им. Решетникова В.П.» предписание об устранении допущенных нарушений.
- В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии ...
Члены комиссии: ...
....