Постановление №014/04/14.3-1146/2021 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е О наложении административного нак... от 24 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

О наложении административного наказания по делу № 014/04/14.3-1146/2021

в виде предупреждения

г. Якутск «24» июня 2021 г.

Вр.и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении по делу №014/04/14.3-1146/2021, составленный в отношении индивидуального предпринимателя <...>, а также иные материалы дела №014/05/28-2851/2020, возбужденное по обращению <...> №933285895 от 03.10.2020, указывающие на событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение <...>, в котором сообщается о факте распространения в рекламы финансовых услуг, оказываемых комиссионным магазином «РУБЛЁВ», путем размещения на опорах столбов, установленных на территории квартала 17 г. Якутске по адресу: ул. Жорницкого 22, с признаками нарушения: части 7 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Заявитель указывает, что в рекламе комиссионного магазина «Рублёв» указывается предоставлении потребительских займов, Ивановой А.К. к заявлении приложены фотографии от 30.09.2020 подтверждающие факт распространения рекламы на опорах столбов, установленных на территории квартала 17 в г. Якутске по адресу: пер. Жорницкого 22.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) определением о возбуждении дела №014/05/28-2851/2020 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от 03.11.2020 г. возбуждено производство по делу. Лицом, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе признана индивидуальный предприниматель <...>

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе по делу №014/05/28-2851/2020 от 22.12.2020 г. реклама ИП <...> выдаче займов, распространённую с использованием рекламных листовок на территории квартала 17 г. Якутска, а также путем размещения на опорах столбов, установленных в г. Якутске по адресу: ул. Жорницкого признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 части 13 статьи 28, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

По факту нарушения законодательства о рекламе 17.06.2021 г. в отношении ИП <...> протоколом об административном правонарушении по делу №014/04/14.3-2192/2019, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ИП <...> уведомление о составлении и подписании протокола и определения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении направлены заказным письмом с уведомлением по месту регистрации индивидуального предпринимателя, направлено также телеграмма по указанному <...> адресу, а также определение направлено посредством электронной почты, указанный в письме самой <...>, нарушитель вину признает, ранее к административной ответственности не привлекался.

Вр.и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) <...> изучив протокол об административном правонарушении, а также иные материалы дела, пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рассматриваемая реклама содержит следующую информацию: «Деньги под залог, займы под залог техники, скупка, продажа, сеть комиссионных магазинов «РУБЛЁВ» предлагает свои услуги на выгодных условиях: срочный выкуп цифровой техники и электроинструментов, займы с правом выкупа на 35 дней», а так же содержит в себе ссылки на социальные сети Instagram, WhatsApp, ВКонтакте. В обращении приложены фотографии от 30.09.2020.

Сеть комиссионных магазинов «Рублёв», расположенных на территории кварта 17 в г. Якутске по адресам: ул. Лермонтова 92, ул. Пионерская 24/1 предлагает свои услуги, на выгодных условиях: займы под залог техники, займы с правом выкупа на 35 дней (новым клиентам 10 дней бесплатно).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) определением о возбуждении дела № 014/05/28-2851/2020 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от 26.10.2020 по факту распространения рекламных листовок, путем размещения на опорах столбов, установленных на территории микрорайона №17 в г. Якутске по адресу: пер. Жорницкого 22, с признаками нарушения: части 7 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» возбуждено производство по делу.

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе по делу № 014/05/28-2851/2021 от 22.12.2021 г. реклама финансовых услуг ИП Подколзиной В.А. о выдаче займов, распространённую с использованием рекламных листовок на территории квартала 17 г. Якутска, а также путем размещения на опорах столбов, установленных в г. Якутске по адресу: ул. Жорницкого ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 части 13 статьи 28, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что рассматриваемая реклама распространяется с использованием рекламных листовое размещенных на опорах столбов, установленных на территории

Рассматриваемая реклама содержит следующую информацию: «Деньги под залог, займы под залог техники, скупка, продажа, сеть комиссионных магазинов «РУБЛЁВ» предлагает свои услуги на выгодных условиях: срочный выкуп цифровой техники и электроинструментов, займы с правом выкупа на 35 дней», а так же содержит в себе ссылки на социальные сети Instagram, WhatsApp, ВКонтакте.

Приложенные к заявлению Ивановой А.К. фотографии от 30.09.2020 года подтверждают размещение рекламных листовок на опорах столбов, установленных на территории квартала 17 в г. Якутске по адресу: пер. Жорницкого 22.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В статье 3 Закона о рекламе под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Совокупное восприятие рекламы дает основание полагать, что объектом рекламирования являются ремонт телефонов, ноутбуков, телевизоров, скупка, продажа б/у цифровой техники, услуги по предоставлению займов населению под залог цифровой и бытовой техники «Комиссионными ломбардами» – «Рублёв».

Таким образом, в рекламе ИП Подколозиной В.А., распространенной путем размещения рекламных листовок на опорах столбов, установленных на территории квартала 17 в г. Якутске по адресу: пер. Жорницкого 22 с признаками нарушения: части 7 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кроме того, в силу части 14 статьи 28 Закона о рекламе, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В силу части 13 статьи 28 Закона о рекламе реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите, не допускается.

В соответствии части 2 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.08.2006 № 508"Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе". При наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела.

В материалах дела ИП <...>. представлены договоры комиссии, заключенные между ИП <...> (комиссионер) и гражданами (комитентом), из содержания которого следует, что Комитент передает имущество, Комиссионер принимает имущество, оценивает на определенную сумму, выдает данную сумму авансом, а через определенный срок (до 30 дней), Комитент может выкупить свое имущество и заплатить вознаграждение 1 % в день от даты передачи имущества, 2% в день за просрочку, минимальная оплата комиссионного вознаграждения в размере 100 руб., при расторжении договора в период с 11 по 35 день и первые 10 дней учитывается комиссионное вознаграждение.

Анализ договоров комиссии № 000326 от 05.06.2020, № 000658 от 18.08.2020, 000845 от 20.09.2020, № 000946 от 13.10.2020, № 000050 от 06.02.2020, № 000159 от 22.03.2020, № 000194 от 15.04.2020, № 000231 от 03.05.2020, № 000319 от 03.06.2020, заключенного между комитент и комиссионером указывает, на то, что ИП Подколозиной В.А. фактически осуществляет завуалированную деятельность ломбарда, то есть, осуществляет скупку имущества, выдает (авансом) заемные средства гражданам под залог сданного на реализацию имущества (цифровой техники). При этом, передавая денежные средства гражданам до реализации переданного имущества, осуществляет фактически скупку имущества, что характерно для деятельности ломбарда, а не комиссионного магазина.

Таким образом, материалами дела установлены факты осуществления ИП <...> в комиссионных магазинах «Рублёв» расположенных в г. Якутске, по адресам: ул. Лермонтова 92, ул. Пионерская 24/1 деятельности по предоставлению потребительских займов под залог, сдаваемого на реализацию имущества граждан.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах", "О кредитной кооперации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации".

Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Материалами дела установлено, что согласно выписке ЕГРИП ИП <...> осуществляет помимо деятельности по кодам ОКВЭД - 47.42 «Торговля розничная телекоммуникационным оборудованием, включая розничную торговлю мобильными телефонами, в специализированных магазинах, а также по кодам 47.43 «Торговля розничная аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах. 47.78.9 «Торговля розничная непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах.

Таким образом, исходя правоустанавливающих документов, выписки ЕГРИП, свидетельства ОГРНИП 320144700000873 по состоянию на 03.12.2020 г. ИП Подколозина В.А. не является финансовой организацией.

Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов, может осуществляться только определенным кругом юридических лиц, поэтому осуществление ее обычными коммерсантами без получения лицензии или специального статуса не допускается.

В государственных реестрах профессиональных кредиторов Банка России, размещенных в свободном доступе на сайте www.cbr.ru, данных о том, что ИП Подколозина В.А. внесена в Книгу государственной регистрации кредитных организаций по информации представленной заявителем не имеется.

Таким образом, реклама распространенная с использованием рекламных листовок на опорах столбов, установленных на территории квартала 17 в г. Якутске по адресу: пер. Жорницкого 22, с признаками нарушения: части 7 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из материалов дела следует, что рекламодателем и рекламораспространителем ненадлежащей рекламы услуг ломбарда, распространяемой по адресу: г. Якутск, пер. Жорницкого 22, выступает ИП <...>, данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно пояснениям представителя ИП Подколозиной В.А., согласно которым содержание рекламы определялось ИП Подколозиной В.А. рекламные листовки изготавливались и размещались по инициативе для продвижения деятельности ИП Подколозиной В.А. в комиссионном магазине «Рублёв».

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 14.3, статьями 14.37, 14,38. 19,31 КоАП, - влечет наложение административного штрафа.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несут ответственность за нарушение требований, установленных частью 13 статьи 28, частью 14 статьи 28 названного Федерального закона.

Рассматриваемая реклама финансовых услуг, размещалась и распространялась по инициативе ИП <...>, с сентября 2020 г. по декабрь 2020 г. с использованием листовок размещённых на опорах освещения на территории микрорайона №17 по адресу: г. Якутск, ул. Жорницкого.

На основании статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Материалами дела установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, выступает <...>, содержание рекламы привлекает внимание нелегальным финансовым услугам комиссионного магазина «Рублев» на момент распространения рекламы фактически до 22 декабря 2020 г. в помещении комиссионного магазина ИП <...> осуществлялась нелегальная финансовая деятельность по представлению займа в залог цифровой техники и другого имущества граждан.

Таким образом, материалами дела вина ИП <...>, как рекламодателя и рекламораспространителя в распространении ненадлежащей рекламы о предоставлении потребительских займов при отсутствии права на осуществление финансовой деятельности с нарушением требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», установлена в полном объеме и подтверждается устными и письменными пояснениями представленными управляющего делами ИП <...><...> представителя по доверенности.

Таким образом, материалами дела вина ИП <...>, как рекламодатели и рекламораспространителя в распространении рекламы о выдаче займов комиссионным магазином «Рублёв» с нарушением требований части 7 статьи 5 части 13 статьи 28, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», установлена в полном объеме и подтверждается материалами дела.

Согласно части 1 статьи 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом РФ об административных правонарушениях не установлено иное.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Материалами дела обстоятельств, препятствующих ИП <...> к соблюдению требования законодательства о рекламе, не установлено.

Являясь рекламодателем и рекламораспространителем, рекламы финансовых услуг ИП <...> распространив с сентября 2020 г. по декабрь 2020 г. с использованием листовок размещённых на опорах освещения на территории микрорайона №17 по адресу: г. Якутск, ул. Жорницкого с нарушением требований части 7 статьи 5, части 13 статьи 28, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», не предприняв меры по соблюдению законодательства о рекламе, совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Федеральным законом от 03.07.2016 №316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с 03.07.2016 г. введена новая статья 4.1.1 Кодекс РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает замену административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, согласно которой лицам являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Согласно части 1 и 2 статьи 3.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В силу части 3 статьи 3.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Материалами дела установлено, что ИП Подколозина В.А. является субъектом малого предпринимательства, отнесена к категории микропредприятий, с учетом обстоятельств прекращения нарушения законодательства РФ о рекламе, а также, что ранее к административной ответственности за нарушение части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях ИП <...> не привлекался.

Правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, относится к разделу II Кодекса РФ об административных правонарушениях, при таких обстоятельствах, с учетом фактов установленных в ходе рассмотрения дела, за впервые совершенное административное правонарушение ИП Подколозина В.А. при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда: жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 3.5 статьи 4.1 КоАП) применение меры ответственности (наказания) в виде предупреждения, отвечает положению Кодекса РФ об административных правонарушениях, и действующему в настоящее время особому условию применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого предпринимательства.

Таким образом, с учетом обстоятельств дела, характера правонарушения и признания виновных действий, наказание в виде предупреждения за впервые совершенное административное правонарушение, может быть применено в отношении ИП Подколозиной В.А., поскольку в его действиях не установлены факты причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, а также с учетом признания виновных действий.

При таких обстоятельствах с учетом признания виновных действий, а также отсутствия предусмотренных в части 1 и 2 статьи 3.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельств отягчающих виновное действие, с учетом положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за впервые совершенное административное правонарушение, рекламодателю и рекламораспространителю ИП Подколозиной В.А., как субъекту малого предпринимательства, может быть назначено административное наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 1.5, 2.1, 4.1, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

Признать ИП <...> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ст.30.1, 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно статье 31.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

Постановление вступило в законную силу «__» ___________ 2021 г.

Вр.и.о. руководителя <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны