Решение №СК/3804/23 РЕШЕНИЕ №014/07/5-1304/2023 от 4 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №014/07/5-1304/2023

по результатам рассмотрения жалобы

город Якутск 31 августа 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> председателя Комиссии;

<...> члена Комиссии,

<...> члена Комиссии,

при участии от заказчика ПАО «Якутскэнерго» (ИНН 1435028701) представителей по доверенности: <...> <...> <...> <...> <...>

в отсутствие заявителя ООО «Главкомплект» (ИНН 6671024402) представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие, в связи отсутствием технической возможно участия (вх.№8655-ЭП/23 от 31.08.2023),

рассмотрев жалобу ООО «Главкомплект» на действия (бездействие) заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на Лот № 88001-ТПИР ОНМ-2023-ЯЭ ОКПД2 25.29.11 Резервуары стальные для горюче-смазочных материалов ПАЭС Татта (извещение № 32312581760), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

24.08.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Главкомплект» №2408 от 24.08.2023 (вх. № 8379-ЭП/23 от 24.08.2023) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на Лот № 88001-ТПИР ОНМ-2023-ЯЭ ОКПД2 25.29.11 Резервуары стальные для горюче-смазочных материалов ПАЭС Татта (извещение № 32312581760).

Заявитель в поданной жалобе не согласен с отклонением заявки ООО «Главкомплект» по следующим основаниям:

После поступления от заказчика дозапроса недостающих документов выяснилось, что производитель ООО «Эс Ай Ди Инжиниринг», указанный нами в заявке, не может предоставить требуемые документы, поэтому ООО «Главкомплект» заменило в своем предложении производителя на ООО «Завод энергоэффективного и емкостного оборудования», предоставив все необходимые документы в дозапросе. При этом, суть заявки (предмет, объем, цена, номенклатура предлагаемой Участником продукции) не менялась!!! Замена производителя на соответствующего требованиям не меняет сути предложения - предмет, объем, цена, номенклатура остаются неизменными.

Так же вызывает сомнение в целесообразности установленных заказчиком дополнительных требований к поставляемому товару, поскольку все производители данной продукции имеют документы качества на свой товар (оборудование), предоставляют гарантию на товар и на минимальный срок службы. Заказчиком прописаны все требования к ёмкостям и к применяемым материалам и согласие выполнения данных требований Участником в заявке подтверждено!

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения на доводы заявителя, просят признать жалобу необоснованной.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, запрос предложений комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из жалобы следует, что права и законные интересы заявителя нарушены действиями заказчика, неправомерно отклонившего заявку заявителя от участия в конкурсе.

Комиссией установлено, что жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется «Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро», утвержденным решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 12.04.2023 №359 и принятым в качестве внутреннего документа решением Совета директоров ПАО «Якутскэнерго» от 27.12.2019 № 23 (далее – Положение о закупке).

14.07.2023 на официальном сайте в сфере закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении закупки № 32312581760 и документация о закупке (далее – Извещение, Документация)

Способ закупки: Конкурс в электронной форме.

Предмет закупки: Лот № 88001-ТПИР ОНМ-2023-ЯЭ «ОКПД2 25.29.11 Резервуары стальные для горючесмазочных материалов ПАЭС Татта».

Начальная (максимальная) цена договора: 29 850 117,79 руб., без учета НДС.

Дата подведения итогов: 05.09.2023.

Из размещенного в ЕИС 24.08.2023 протокола № 88001-Р заседания закупочной комиссии от 22.08.2023 следует, на участие в конкурсе в электронной форме на право заключения договора по лоту № 88001-ТПИР ОНМ-2023-ЯЭ «ОКПД2 25.29.11 Резервуары стальные для горючесмазочных материалов ПАЭС Татта» подано 3 заявки, из которых 2 заявки, в том числе заявка заявителя отклонены.

Согласно основаниям, приведенным в протоколе заявка ООО «Главкомплект» отклонена от дальнейшего рассмотрения на основании пп. а), п 4.9.6 Документации о закупке, как несоответствующую следующим требованиям:

№ п/п

Основания для отклонения

 

В составе заявки участника отсутствуют сведения о средстве измерения из Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, что не соответствует условиям п. 1 Технических требований (Дополнительные требования), в котором установлено следующее требование: Резервуар стальной горизонтальный одностенный однокамерный предназначен для приема, хранения, выдачи и измерения объема нефтепродуктов, соответствует отдельным положениям ГОСТ 17032-2022 «Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Технические условия» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 апреля 2011 г. № 50-ст) (в части требований к сварным соединениям - п. 6.3.1), является средством измерений утвержденного типа. Сведения об утвержденном типе резервуара включены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. (ГОСТ 8.346-2000 , 26.06.2008г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Указанное несоответствие требованиям документации о закупке является достаточным основанием для отклонения заявки данного участника.

По результатам дополнительной экспертизы замечание не снято.

В ответ на дозапрос Участник заменил номенклатуру продукции, в заявке Участника ранее был указан изготовитель ООО «Эс Ай Ди Инжиниринг», после дозапроса Участник заменил коммерческое предложение указав производителя ООО «Завод энергоэффективного и емкостного оборудования». Согласно документации о закупке п.4.10.2 Не допускаются запросы со стороны Организатора, а также ответы со стороны Участников, изменяющие суть заявки (предмет, объем, цена, номенклатура предлагаемой Участником продукции).

В составе заявки участника отсутствуют сведения об аттестованной технологии сварки, что не соответствует условиям п. 5.1 Технических требований (Дополнительные требования), в котором установлено следующее требование: Аттестованные технологии сварки, для изготовления, монтажа и ремонта или реконструкции на опасных производственных объектах, в соответствии с требованиями РД 03-615-03 "Порядок применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями). Сварщики, выполняющие работы при монтаже (изготовлении) резервуаров, аттестованы в установленном порядке. Клеймение сварочных стыков персональным персонифицированным клеймом сварщика обязательно.

Указанное несоответствие требованиям документации о закупке является достаточным основанием для отклонения заявки данного участника.

По результатам дополнительной экспертизы замечание не снято.

В ответ на дозапрос Участник заменил номенклатуру продукции, в заявке Участника был указан изготовитель ООО «Эс Ай Ди Инжиниринг», после дозапроса Участник заменил коммерческое предложение указав производителя ООО «Завод энергоэффективного и емкостного оборудования». Согласно документации о закупке п.4.10.2 Не допускаются запросы со стороны Организатора, а также ответы со стороны Участников, изменяющие суть заявки (предмет, объем, цена, номенклатура предлагаемой Участником продукции).

Указанное несоответствие требованиям документации о закупке является достаточным основанием для отклонения заявки данного участника.

Комиссия, заслушав представителей заказчика, рассмотрев представленные документы и пояснения, установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В подразделе 7.2 Положения о закупке приведен порядок проведения процедур открытого конкурса, конкурса в электронной форме (за исключением конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты МСП).

Так, согласно пункту 7.2.3.1 Положения о закупке Документация о закупке должна содержать все требования и условия конкурса, а также подробное описание всех его процедур. документация о закупке должна быть размещена в ЕИС одновременно с извещением о закупке.

В соответствии с пунктом 7.2.3.2 Положения о закупке Документация о закупке должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать заявки.

Согласно пункту 4.6.1.2 Документации о закупке подача участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в Документации о закупке, а также изучение им Положения о закупке заказчика и Документацию о закупке (включая все приложения к ней).

Подразделом 4.5 Документации о закупке определен порядок подготовки заявок и общие требования к заявке, в том числе согласно пункту 4.5.1.1 Документации о закупке участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 – СОСТАВ ЗАЯВКИ) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7.

Согласно пунктам 1, 2, 3 ,13 Приложения № 4 к Документации о закупке заявка на участие в закупке должна содержать в том числе следующий комплект документов:

1. Письмо о подаче оферты (форма 2) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации о закупке (подраздел 7.2);

2. Коммерческое предложение (форма 3) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации о закупке (подраздел 7.3);

3. Техническое предложение (форма 4) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации о закупке (подраздел 7.4);

13. [при наличии в Технических требованиях Заказчика требований к дополнительным документам, включаемых в состав заявки в качестве подтверждения соответствия поставляемой продукции]: Копии документов, подтверждающих соответствие предлагаемой к поставке продукции требованиям, установленным в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке).

В таблице 3 раздела 2.2 Технических требований (приложение №1 к Документации о закупке) приведены требования к качеству продукции: Резервуар РГС-75, в том числе дополнительные требования, согласно которым

1. Резервуар стальной горизонтальный одностенный однокамерный предназначен для приема, хранения, выдачи и измерения объема нефтепродуктов, соответствует отдельным положениям ГОСТ 17032-2022 «Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Технические условия» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 апреля 2011 г. № 50-ст) (в части требований к сварным соединениям - п. 6.3.1), является средством измерений утвержденного типа. Сведения об утвержденном типе резервуара включены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.(ГОСТ 8.346-2000,  26.06.2008г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»

5. При изготовлении резервуара используются:

5.1. Аттестованные технологии сварки, для изготовления, монтажа и ремонта или реконструкции на опасных производственных объектах, в соответствии с требованиями РД 03-615-03 "Порядок применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями).

Сварщики, выполняющие работы при монтаже (изготовлении) резервуаров, аттестованы в установленном порядке. Клеймение сварочных стыков персональным персонифицированным клеймом сварщика обязательно.

Контроль качества сварных соединений осуществляется по ГОСТ 14771-76, РД 03-606-03, ГОСТ Р 55724-2013 и других нормативных технических документов, регламентирующих данное направление деятельности.

Как указывает в возражениях заказчик, в заявке участника ООО «Главкомплект» отсутствовали документы, подтверждающие соответствие указанным в пунктах 1, 5.1 дополнительных требований. В качестве сведения об утвержденном типе резервуара, включенного в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений участником необходимо было представить заверенный поставщиком (изготовителем) скриншот (снимок экрана) на бумажном носителе, отображающий факт включения сведений об утвержденном типе резервуара в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Для подтверждения соответствия аттестованной технологии сварки участнику необходимо было представить в составе заявки аттестаты сварщиков. Указанные документы, ООО «Главкомплект» после дозапроса необходимых сведений не представило, напротив заменило коммерческое предложение на другого производителя.

Как указано выше, согласно пункту 13 Приложения № 4 к Документации о закупке в состав заявки включаются копии документов, подтверждающие соответствие предлагаемой к поставке продукции требованиям, установленным в Технических требованиях заказчика при наличии в Технических требованиях заказчика требований к дополнительным документам.

Между тем, положения Документации о закупке, в том числе Технические требования, являющиеся приложением №1 к Документации о закупке не содержат перечень документов, которые должен приложить участник в состав заявки для подтверждения соответствия поставляемого товара дополнительным требованиям, в том числе пунктам 1, 5.1 дополнительных требований, в частности отсутствуют указания на документы на которые ссылаются представители заказчика: заверенный поставщиком (изготовителем) скриншот (снимок экрана) на бумажном носителе, отображающий факт включения сведений об утвержденном типе резервуара в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, аттестаты сварщиков для подтверждения соответствия аттестованной технологии сварки.

При этом, в составе заявки ООО «Главкомплект» имеется Коммерческое предложение по форме 3, в соответствии с Документацией о закупке, а также Техническое предложение по форме 4 составленное в соответствии с Документацией о закупке, согласно которым заявителем к поставке предложен Резервуар РГС-75 производителя ООО «Эс Ай Ди Инжиниринг» с техническим предложением, соответствующим в том числе пунктам 1, 5.1 дополнительных требований (приложение 1 к письму о подаче оферты от «28» июля 2023 года №2807/1).

В пункте 4.10.1 Документации о закупке приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых в рамках процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок организатор вправе направить в адрес участника дополнительный запрос разъяснений и/или дополнения его заявки, влияющие на отклонение или оценку и сопоставление его заявки:

4.10.1.1 в составе заявки отсутствуют, представлены не в полном объеме или в нечитаемом виде документы или сведения, необходимые для определения:

а) соответствия участника требованиям Документации о закупке в части обладания гражданской и специальной правоспособностью (лицензии, другие разрешительные документы, в том числе подтверждающие членство в саморегулируемых организациях, и т.д.), наличия полномочий лица на подписание заявки от имени участника, соответствия участника требуемым квалификационным параметрам (в отношении опыта, материально-технических, кадровых, финансовых и прочих ресурсов);

б) соответствия заявки требованиям Документации о закупке в части характеристик предлагаемой продукции и договорных условий, расчета цены договора;

4.10.1.2 в заявке имеются разночтения или положения, допускающие неоднозначное толкование, не позволяющие определить соответствие заявки или участника требованиям Документации о закупке или осуществить оценку и сопоставление заявок.

В силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, в силу с части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Принимая во внимание, что Документация о закупке не содержит требований к наличию в заявке участников документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, установленным в пунктах 1, 5.1 Технических требований, а также, что подача участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке (пункт 4.6.1.2 Документации о закупке) и в письме о подаче оферты от 28.07.2023 № 2807/1 ООО «Главкомплект» гарантирует достоверность представленной в заявке информации, в том числе приведенной в Техническом предложении по форме 4 Документации о закупке, (приложение 1 к письму о подаче оферты от «28» июля 2023 года №2807/1), дополнительный запрос документов, не указанных в Документации о закупке, направленный заказчиком в адрес заявителя противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает части 6 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, оценив доводы заявителя и лиц, участвующих в деле, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы обоснованной.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать жалобу ООО «Главкомплект» на действия (бездействие) заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на Лот № 88001-ТПИР ОНМ-2023-ЯЭ ОКПД2 25.29.11 Резервуары стальные для горюче-смазочных материалов ПАЭС Татта (извещение №32312581760) обоснованной.

2. Признать ПАО «Якутскэнерго» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны