Решение №014/07/3-386/2023 30.03.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы п... от 10 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 014/07/3-386/2023

по результатам рассмотрения жалобы

город Якутск                                                                                                        10 апреля 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя-начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – старшего специалиста 1 разряда отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

при участии:

от заказчика публичного акционерного общество <...> (ИНН <...>) (далее – ПАО <...>, Заказчик): представителей по доверенности <...>, <...>, <...>;

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью <...> (ИНН <...>) (далее – ООО <...>, Заявитель): представителя по доверенности <...>,

рассмотрев после перерыва посредством сервиса видеоконференцсвязи жалобу ООО <...> на действия (бездействие) заказчика ПАО <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства Лот №61701-РЕМ ПРОД-2023-ЯЭ «Ремонт зданий и сооружений Центрального района электрических сетей» (извещение №32312098849), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

 

установила:

30.03.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО <...> на действия (бездействие) заказчика ПАО <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства Лот №61701-РЕМ ПРОД-2023-ЯЭ «Ремонт зданий и сооружений Центрального района электрических сетей» (извещение №32312098849).

Из жалобы ООО <...> следует, что при проведении конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом применившего порядок оценки по подкритерию «Квалификация участника», «Наличие материально-технического оснащения» при подсчете баллов. А также, протокол подписан единолично секретарем закупочной комиссии без пошаговой расшифровки подсчета баллов.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика установила следующее.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется «Положением о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд публичного акционерного общество <...> (далее – Положение о закупках), утвержденным приказом и.о. генерального директора ПАО <...> от 06.10.2022 г. № 2227.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

Из размещенных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «https://zakupki.gov.ru» сведений установлено следующее.

  1. Извещение 32312098849 о проведении проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства Лот №61701-РЕМ ПРОД-2023-ЯЭ «Ремонт зданий и сооружений Центрального района электрических сетей» (далее – Извещение, Документация) размещены в ЕИС 08.02.2023.
  2. Начальная (максимальная) цена договора: 20 000 000,00 рублей.
  3. Дата начала срока подачи заявок: с даты размещения извещения в ЕИС.
  4. Дата окончания подачи заявок: 20.02.2023 года в 18:00 ч.
  5. Дата рассмотрения предложений и оценки заявок участников закупки: 02.03.2023.
  6. Дата подведения итогов закупки: 22.03.2023.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов установленных вышеуказанной частью.

Как следует из части 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках, в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Вместе с тем не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках (часть 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках).

Разделом 13 приложения №6 к документации установлен следующий неценовой критерий и порядок оценки заявок по квалификации (предпочтительность) участника в том числе:

 

Номер

критерий оценки второго уровня

Значимость критерия оценки

Содержание частного критерия оценки

Расчет оценки предпочтительности заявки

2.2.

Наличие квалифицированного персонала 

30%

(B2.2=0,3)

Наличие квалифицированного персонала повышает предпочтительность.

                • оценки предпочтительности по частному критерию по методу «Оценка предпочтительности посредством однозначной числовой шкалы измерений»:

Порядок осуществления оценки (значение оцениваемого параметра), в зависимости от информации, предоставленной в i-ой заявке в «Справке о кадровых ресурсах», подтверждающей наличие квалифицированного персонала, с приложением копий квалификационных документов (дипломы, аттестаты, удостоверения).

При рассмотрении заявок участников будут учитываться только те сведения о наличии квалифицированного персонала, которые подтверждены документами, указанными выше.

 

 

Б2.2= 0

Отсутствует, либо частично и/или полностью не подтверждено документально наличие персонала

Б2.2 = 5

Документально подтверждено наличие квалифицированного персонала, указанного в справке о кадровых ресурсах.

Б2.2             –        рассчитанная оценка предпочтительности по данному частному критерию оценки в баллах.

                • не позволяющие явно/однозначно определить наличие требуемого персонала, не оцениваются
                • оценок от 0 до 5 баллов.

2.3.

Наличие материально-технического оснащения

20%

(B2.3=0,2)

Наличие материально-технического оснащения повышает предпочтительность

                • оценки предпочтительности по частному критерию по методу «Оценка предпочтительности посредством однозначной числовой шкалы измерений»:
                • осуществления оценки (значение оцениваемого параметра), в зависимости от информации, предоставленной в i-ой заявке в «Справке о материально-технических ресурсах», подтверждающей наличие материально-технического оснащения, а также наличием гарантийного письма в свободной форме о заключении договора аренды/гарантийное письмо о заключении договора на оказание услуг машин и механизмов/гарантийное письмо о наличии у участника в собственности МТР.

 

Б2.3= 0

Отсутствует, либо частично и/или полностью не подтверждено документально наличие материально-техническое оснащение

Б2.3 = 5

Документально подтверждено наличие материально-техническое оснащение

Б2.3             –        рассчитанная оценка предпочтительности по данному частному критерию оценки в баллах.

                • не позволяющие явно/однозначно определить наличие требуемого материально-технического оснащения, не оцениваются
                • оценок от 0 до 5 баллов.

 

Согласно пункту 2 приложения №4 к ТТ документации для оценки по критерию «Наличие материально-технического оснащения» участник должен иметь в наличии (либо декларировать привлечение) минимально необходимое для исполнения договора количество машин и механизмов (далее - МТР) (на праве собственности, аренды или ином законном праве владения), в объёме не менее указанного, согласно СП 16.13330.2017 «Стальные конструкции», СП 63.13330.2018 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения»:

- автотранспорт самосвал для перевозки сыпучих строительных грузов, и материалов не менее 1 машины (грузоподъемностью не менее 7 тонн);

- автотранспорт бортовой для перевозки сборных строительных грузов, и материалов не менее 1 машины (грузоподъемностью не менее 5 тонн).

Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления Участником закупки в составе приложения, на момент подачи заявки, сведений по форме «Справка о материально-технических ресурсах», приведенной в Документации о закупке и гарантийное письмо в произвольной форме о заключении договора аренды/ гарантийное письмо о заключении договора на оказание услуг машин и механизмов/ гарантийное письмо в произвольной форме о наличии у Участника в собственности МТР.

Согласно пункту 3 приложения №4 к ТТ документации для оценки по критерию «Наличие квалифицированного персонала» в соответствии с СП 48.13330.2019 «Организация строительства; СП 63.13330.2018 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения»; СП 16.13330.2017 "Стальные конструкции». Актуализированная редакция СНиП II-23-81*" (с Поправкой, с Изменением N 1); ГЭСН-06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные»; ГЭСН-09 «Строительные металлические конструкции»; ГЭСН-15 «Отделочные работы» квалификационные требования к персоналу следующие:

- Электротехнический персонал с 5 группой по электробезопасности (не менее 1 чел.), со 2 группой по электробезопасности (не менее 1 чел.);

-Уровень квалификации сварщика должен быть не ниже третьего разряда сварочных работ (не менее 1 чел.); с 3 группой по безопасности работ на высоте (не менее 1 чел.), с 1 группой по безопасности работ на высоте (не менее 1 чел.);

- Уровень квалификации бетонщика должен быть не ниже третьего разряда бетонных работ (не менее 1 чел.);

Для подтверждения соответствия данному требованию предоставить в составе приложения, на момент подачи заявки, Справку о кадровых ресурсах, подготовленную по форме, установленной в Документации о закупке с приложением копий квалификационных документов (дипломы, аттестаты, удостоверения). При рассмотрении заявок участников будут учитываться только те сведения о наличии квалифицированного персонала, которые подтверждены документами, указанными выше. Представленные сведения в справке о кадровых ресурсах в отсутствие подтверждающих документов, Заказчиком не оцениваются и не являются подтверждением.

Сведения, не позволяющие явно/однозначно определить наличие требуемого персонала, не оцениваются.

Согласно протоколу № 61701-ВП заседания Закупочной комиссии 1-го уровня ПАО <...> по конкурсу в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты МСП, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту зданий и сооружений Центрального района электрических сетей (Лот № 61701-РЕМ ПРОД-2023-ЯЭ) от 22.03.2023 заявке ООО <...> по критерию оценки «Наличие квалифицированного персонала» присвоено – 0 балов, по критерию оценки «Наличие материально-технического оснащения» присвоено – 0 баллов.

Согласно возражениям на доводы жалобы ПАО <...> при оценке заявок участников учитывались только те сведения, которые подтверждены документами, указанными в приложении №4 к Техническим Требованиям. В справке о кадровых ресурсах <...> заявлен как «Сварщик электродуговой сварки 4 разряда, 1 группа по безопасности на высоте, однако удостоверение приложено только на «Сварщика электродуговой сварки 4 (четвертого) разряда» с выпиской из Протокола №К67/1 заседания квалификационной комиссии по проверке знаний АНОО «Центр повышения квалификации «Строй проект изыскания», без подтверждения группы допуска по безопасности на высоте. В связи с этим, согласно порядку и критериям оценки и сопоставления заявок документации о закупке балл равен 0, поскольку участником частично подтверждено наличие квалифицированного персонала. По представленной справке о материально-технических ресурсах в составе заявки участника нет явного определения о наличии материально-технического оснащения, а именно бортового автомобиля - согласно представленному гарантийному письму и представленным копиям свидетельств о регистрации ТС указаны только грузовые самосвалы. В связи с этим, согласно порядку и критериям оценки и сопоставления заявок документации о закупке выставлен соответствующий балл равный 0, поскольку участником частично подтверждено наличие материально-технического оснащения.

Комиссия проанализировав документы содержащиеся в заявке ООО <...>, представленный оператором электронной торговой площадки АО <...>, установила, что заявителем для подтверждения наличия материально-технического оснащения представлена справка о материально-технических ресурсах по форме 7 установленной в разделе 7.9 документации согласно которой ООО <...> подтверждает наличие автотранспорта самосвал для перевозки сыпучих строительных грузов, и материалов: КАМАЗ 5410 свыше 7 тонн в количестве 1 на праве аренды и наличие автотранспорт бортовой для перевозки сборных строительных грузов, и материалов: XOBO ZZ3327N3647C свыше 7 тонн в количестве 1 на праве аренды, а также приложено гарантийное письмо от 17.02.2023 №07-1/23 о даче гарантии на заключение договора аренды материально-технических ресурсов требуемых заказчиком.

Кроме этого, также в подтверждение наличия материально-технического оснащения в составе заявки заявителя имеется свидетельство о регистрации ТС на КАМАЗ 5410 типом ТС – грузовой самосвал и свидетельство о регистрации ТС на XOBO ZZ3327N3647C с типом ТС – грузовой самосвал.

На рассмотрении жалобы по существу, представители заказчика указали, что наличие автотранспорта бортового для перевозки сборных строительных грузов, и материалов не менее 1 машины (грузоподъемностью не менее 5 тонн) у ООО <...> не подтверждено, поскольку согласно свидетельству о регистрации ТС XOBO ZZ3327N3647C является самосвалом, а не бортовым автомобилем.

Комиссия выслушав доводы заявителя, возражения заказчика и принимая во внимание что бортовой кузов транспортного средства представляет собой платформу, закрытую с четырех сторон бортами и при погрузке/разгрузке борта такого кузова могут откидываться, а у самосвала такой функции не имеется, соглашается в выводами закупочной комиссии заказчика.

Комиссией также установлено, что участником частично подтверждено наличие квалифицированного персонала. Так, согласно имеющейся в составе заявки ООО <...> в справке о кадровых ресурсах по форме 8 раздела 7.10 документации наличие сварщика с уровнем квалификации: с 1 группой по безопасности работ на высоте (не менее 1 чел.) указан специалист <...>, однако документами, приложенными в состав заявки такая квалификация не подтверждена. Участником приложены следующие документы, содержащие сведения: справка о кадровых ресурсах, удостоверение №К67/1/01 от 05.04.2019 г. на «Сварщика электродуговой сварки 4 (четвертого) разряда», выписка из протокола К67/1 заседания квалификационной комиссии по проверке знаний и присвоения (подтверждения) квалификации по специальности «Сварщик электродуговой сварки» АНОО «Центр повышения квалификации «Строй проект изыскания» от 05.04.2019 г. При этом представленные документы не содержат подтверждения группы допуска по безопасности на высоте.

Таким образом, довод ООО <...> о ненадлежащей оценке заявки заявителя по подкритерию «Квалификация участника», «Наличие материально-технического оснащения» при подсчете баллов не находит своего подтверждения.

Подпунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчики при закупке товаров, работ, услуг руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Частью 27 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 Закона о закупках и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.

Закон о закупках не устанавливает обязанность заказчиков отражать в протоколе детальное обоснование оснований и причин присвоения баллов, с описыванием хода соответствующих расчетов. В силу пункта 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках в протоколе отражается результат оценки - количество присвоенных баллов по каждому критерию.

Учитывая изложенное, антимонопольный орган вправе требовать наличия в протоколах только тех сведений, которые определены в самом Законе о закупках и Положением о закупке конкретного заказчика.

Комиссией установлено, что протокол № 61701-ВП заседания Закупочной комиссии 1-го уровня ПАО <...> по конкурсу в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты МСП, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту зданий и сооружений Центрального района электрических сетей (Лот № 61701-РЕМ ПРОД-2023-ЯЭ) от 22.03.2023 содержит результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок.

Закон о закупках не содержит прямых указаний о необходимости включения в итоговый протокол абсолютно всей информации, детально раскрывающей причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), в том числе основания принятия/непринятия к оценке того или иного договора.

Учитывая изложенное, довод заявителя о том, что протокол подписан без пошаговой расшифровки подсчета баллов признается необоснованным.

На основании вышеизложенного, оценив доводы Заявителя и лиц, участвующих в деле, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Руководствуясь статьей 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

Признать жалобу ООО<...> на действия (бездействие) заказчика ПАО <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту зданий и сооружений Центрального района электрических сетей (извещение №32312098849) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия

 

 

Председатель комиссии                                                                                                 <...>

 

 

Члены комиссии:                                                                                                             <...>

                                                                                                                                                                       <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны