Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-1456/20... от 24 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-1456/2022

 

г. Якутск                                                                                              «21» октября 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

*** – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

*** – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

*** – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции:

*** – представителя ГКУ РС (Я) «Центр закупок РС (Я)» по доверенности №б/н от 19.09.2022;

*** – представителя ГАУ РС (Я) «РБ №1 – НЦМ» по доверенности №52 от 19.10.2022;

*** - представителя ГАУ РС (Я) «РБ №1 – НЦМ» по доверенности №51 от 19.10.2022;

*** - представителя ГАУ РС (Я) «РБ №1 – НЦМ» по доверенности №50 от 19.10.2022;

*** – представителя ООО «Нутритек Кострома» по доверенности №б/н от 14.04.2022;

Рассмотрев жалобу №014/07/3-1456/2021 ООО «Нутритек Кострома» (далее – Заявитель) на действия Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №1 – Национальный центр медицины» (далее – Заказчик) при организации аукциона в электронной форме,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) 13 октября 2022 года поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Нутритек Кострома» на действия (бездействие) Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №1 – Национальный центр медицины» при организации аукциона в электронной на поставку детских молочных смесей (извещение №32211670855 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru), в которой содержится следующее.

Доводы жалобы:

«1. Заказчик нарушил ст.4. (Информационное обеспечение закупки) ч.10 п.1. согласно которой:

  1. требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

Довод 1.

Согласно анализа, в аукционной документации по пункту ТЗ 6 часть указанных показателей отличаются от установленных техническими регламентами, а медицинское обоснование вводит потенциального участника закупки в заблуждение! Обоснование НЕ соответствует ТЗ.

При описании требований к товару № 6 Смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения – срыгиваниями заказчик указывает единственное требование в техническом задании ПРОБИОТИКИ – наличие.

6. Товар №6

6.1. Наименование товара: Смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения

6.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 60 шт

6.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

Таблица №6

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

Единица измерения значения

(согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

ОКПД 2

Min

Max

Изменяемые

Не подлежащие изменению

 

 

1.1.

Показатели пищевой ценности (на 100 мл готового к употреблению продукта):

 

 

 

 

 

 

10.86.10.121

1.2.

Функциональный компонент: Пробиотики

 

 

 

 

наличие

 

 

6.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки, в дополнение к указанным показателям в столбце «Не подлежащие изменению» таблицы №6: Питание для детей с особыми диетическими потребностями, предназначенное для устранения срыгиваний. Подходит в качестве единственного источника питания для детей с рождения.

Однако, медицинское обоснование не соответствует техническому заданию, вводит потенциального участника закупки в заблуждение, так как содержит дополнительные характеристики, отсутствующие в ТЗ: натуральный крахмал, лактобактерии L.reuteri, частично гидролизованный белковый комплекс.

Цитата из обоснования:

 

По сути, текст, выдаваемый заказчиком за медицинское обоснование, является списанной с официального сайта производителя Нестле рекламной информацией смеси НАН Антирефлюкс, которая не имеет ничего общего с истинным обоснованием потребности больницы в пробиотиках.

 

 

Таким образом, заказчик слово в слово переписал рекламу, в которой указал характеристики, отсутствующие в ТЗ, ввел потенциального участника закупки в заблуждение. По сути представленный текст не является обоснованием потребности в ПРОБИОТИКАХ, а является рекламой.

Довод №2.

Заказчик нарушил ст.3. (Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг) ч. 1 п.2. согласно которой:

Довод 2. 1.

При описании требований к товару № 7 нарушена конкуренция, так как условиям ТЗ соответствует продукция единственного производителя ТМ «Нестле» смесь NAN безлактозный EXPERTPRO без возможности предложить эквивалентный товар.

Товар №7

7.1. Наименование товара: Смесь безлактозная для детского питания с 0 месяцев

7.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 60 шт

7.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

Таблица №7

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

Единица измерения значения

(согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

ОКПД 2

Min

Max

Изменяемые

Не подлежащие изменению

 

 

1.1.

Показатели пищевой ценности (на 100 г. продукции готовой к употреблению):

 

 

 

 

 

 

10.86.10.121

1.2.

Таурин

Не более

 

 

8

 

мг

 

1.3.

L-карнитин

Не более

 

 

2

 

мг

 

1.4.

кальций

 

33

70

 

 

мг

 

1.5.

фосфор

 

15

40

 

 

мг

 

1.6.

цинк

 

0,3

1,0

 

 

мг

 

1.7.

Функциональный компонент: Пробиотики

 

 

 

 

наличие

 

 

7.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки, в дополнение к указанным показателям в столбце «Не подлежащие изменению» таблицы №7: смесь для специальных медицинских целей, предназначенная для искусственного вскармливания детей, страдающих от непереносимости лактозы. Подходит в качестве единственного источника питания для детей с рождения.

Пищевая ценность в 100 мл восстановленной смеси

Кальций, мг

Фосфор, мг

Цинк, мг

L - Карнитин, мг

Таурин, мг

Наличие пробиотиков

Производитель

Торговая марка

         

да/нет

 

ТР ТС 027/2012

33,0 - 70,0

15,0 - 40,0

0,3 - 1,0

не более 2,0 при внесении

не более 8,0

 

ЗАО "Инфаприм"

Nutrilak Premium Безлактозный

65,00

33,00

0,80

1,40

6,00

нет

Волковысское ОАО "Беллакт"

Беллакт БЛ

48,40

30,00

0,50

1,30

4,50

нет

Nestle

NAN безлактозный EXPERTPRO

55,00

32,00

0,54

1,10

4,30

да

Nutricia

Nutrilon Безлактозный

55,00

30,00

0,56

1,00

5,30

нет

Бабушкино Лукошко

Бабушкино Лукошко БЛ

60,10

39,56

0,50

0,00

4,86

нет

Таким образом, условиям ТЗ соответствует продукция единственного производителя без возможности предложить эквивалентный товар.

Довод 2.2.

При описании требований к товару № 8 Смесь для маловесных и недоношенных детей заказчик устанавливает требование о Продукт должен иметь уникальное преимущество в виде возможности двух стандартных разведений. ЭТО ТРЕБОВАНИЕ, НАРУШАЮЩЕЕ КОНКУРЕНЦИЮ.

Условиям ТЗ соответствует только НАН ПРЕ от Нестле без возможности предложить эквивалентный товар.

К примеру производитель Нутриция выпускает аналогичную смесь для недоношенных детей Нутрилон Пре 0 и Нутрилон Пре 1, используются аналогичным образом, как и НАН Пре на 70 и 80 ккал, в зависимости от веса ребенка и требуемого калоража, обе смеси в сухом виде. Производитель Abbott выпускает смеси Similak НеоШур (для детей с массой тела более 1800 г) в сухом виде и Similak Особая забота ПРОТЕИН ПЛЮС (для детей с массой тела менее 1800 г) жидкий по 59 мл. Показания к назначению аналогичные, как и у НАН ПРЕ на 70 и 80 ккал.

8.1. Наименование товара: Смесь для маловесных и недоношенных детей

8.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 720 шт

8.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

Таблица №8

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

Единица измерения значения

(согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

ОКПД 2

Min

Max

Изменяемые

Не подлежащие изменению

 

 

1.1.

Показатели пищевой ценности (на 100 г. продукции готовой к употреблению):

 

 

 

 

 

 

10.86.10.121

1.2.

Белок

 

1,9

3,1

 

 

г

 

1.3.

Жир

 

3,3

4,5

 

 

г

 

1.4.

Углеводы

 

7,2

9,4

 

 

г

 

1.5.

Железо

 

1,3

2,0

 

 

мг

 

1.6.

Энергетическая ценность

 

70,00

80,00

 

 

ккал

 

1.7.

Селен

 

1,3

7,0

 

 

мг

 

1.8.

Токоферол (Е)

 

1,5

6,0

 

 

мг

 

8.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки, в дополнение к указанным показателям в столбце «Не подлежащие изменению» таблицы №8: Сухая молочная смесь для питания недоношенных и маловесных детей. Она обеспечит повышенные потребности недоношенного ребенка в питательных веществах, необходимых для быстрого роста и развития. Продукт должен иметь уникальное преимущество в виде возможности двух стандартных разведений.

Из представленного ниже анализа рынка детских смесей в категории для недоношенных детей видно, что только НАН Пре имеет калорийность 70 и 80 ккал. Что не позволяет предложить эквивалентный товар.

Пищевая ценность в 100 мл восстановленной смеси

Белок, г

Жир, г

Углеводы, г

Энергетическая ценность, ккал

Железо, мг

Селен, мкг

Токоферол (Витамин Е), мг

Производитель

Торговая марка

             
 

ТР ТС 027/2012

1,9 - 3,1

3,3 - 4,5

7,2 - 9,4

66,0 - 89,0

1,3 - 2,0

1,3 - 7,0

1,5 - 6,0

АО Инфаприм

Нутрилак Premium ПРЕ

2,200

4,200

8,000

78,000

1,500

1,500

1,900

Nestle

Pre NAN (разведение на 70 ккал)

2,030

3,700

7,490

70,000

1,500

1,600

2,800

Nestle

Pre NAN (разведение на 80 ккал)

2,320

4,200

8,570

80,000

1,700

1,800

3,200

Nutricia

Nutrilon Pre 1 (для детей с массой тела более 1800 г)

2,000

3,900

7,400

74,000

1,400

1,700

2,100

Nutricia

Nutrilon Pre 0 (для детей с массой тела менее 1800 г)

2,600

3,800

8,300

79,000

1,600

4,400

3,500

Волковысское ОАО "Беллакт"

Беллакт ПРЕ

2,200

4,200

7,600

78,000

1,660

4,200

3,740

Abbott Laboratories

Similak НеоШур (для детей с массой тела более 1800 г)

1,900

4,100

7,700

75,000

1,300

1,600

1,800

Humana GmbH

Humana 0  (для детей с массой тела более 1800 г)

2,100

4,000

7,800

77,000

1,300

2,300

4,000

Израиль

Матерна Extra Care Sensitive

1,900

4,000

7,600

74,000

1,400

1,900

1,700

В связи с нарушением конкуренции, нами был направлен запрос в адрес заказчика, но из полученного ответа следует, что установленные требования находятся в рамках ТР ТС027/2012. Изменения в ТЗ для устранения нарушения конкуренции заказчик вносить не намерен.

Довод № 3.

Заказчик нарушил ст. 3. 2. (Порядок осуществления конкурентной закупки) часть 3 согласно которой:

 

15.09.2022 нами был направлен запрос разъяснений положений аукционной документации в адрес заказчика, с опозданием, только 21.09.22 заказчик ответил, что будут внесены изменения в документацию о закупке. Данная фраза по сути своей не является ответом заказчика по существу заданных вопросов. Фактически только 23.09.22 на площадке появились изменения документации, отвечающие по существу заданных вопросов. При этом срок подачи заявок истекал 23.09.22 в 10.00.

Таким образом, заказчик на запрос потенциального участника закупки от 15.09.22 ответил только 23.09.22 и нарушил срок предоставления разъяснений.

Аналогичная позиция содержится в

На основании вышеизложенного Прошу:

  1. Признать жалобу ООО «Нутритек Кострома» обоснованной.
  2. Приостановить размещение заказа № 32211670855 до рассмотрения настоящей жалобы по существу.
  3. Отменить протоколы, вернуть закупку на этап подачи заявок.
  4. Выдать предписание о внесении изменений в документацию аукциона в электронном виде.».

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ГАУ РС (Я) «РБ №1 - НЦМ», утвержденного Наблюдательным Советом ГАУ РС (Я) «РБ №1-НЦМ» на основании протокола от 30.06.2022 года №3 (далее – Положение о закупках).

Медицинское обоснование объекта закупки утверждено генеральным директором ГАУ РС (Я) «РБ №1 – НЦМ» С.Н. Жирковым от 05.10.2022 г.

На официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru 06 сентября 2022 года ГКУ РС (Я) «Центр закупок РС (Я)» опубликовано извещение № 32211670855 (в действующей редакции 07.10.2022) о проведении аукциона в электронной форме на поставку детских молочных смесей и Документация по закупке.

Заказчик: Государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «РБ №1 - НЦМ».

Организатор закупки: ГКУ РС (Я) «Центр закупок РС (Я)».

Совместная деятельность Заказчика и Организатора закупки регламентируется Порядком взаимодействия заказчиков Республики Саха (Якутия) с государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.12.2021 №512.

Номер извещения: 32211670855.

Предмет договора: Поставка детских молочных смесей.

Дата начала срока подачи заявок: 07.10.2022.

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени): 17.10.2022 10:00.

Порядок подачи заявок: в соответствии с частью 2 аукционной документации.

Место подведения итогов: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, дом 22.

Дата подведения итогов: 26.10.2022.

Порядок подведения итогов: в соответствии с частью 2 аукционной документации.

Начальная (максимальная) цена договора: 4 840 412,00 рублей.

Размер обеспечения цены договора: 5%, 242 020,60 рублей.

13.10.2022 в Якутское УФАС России поступила жалоба ООО «Нутритек Кострома» (вх. №7784э от 13.10.2022).

14.10.2021 Якутским УФАС России направлено в адрес заявителя, Заказчика и электронной площадки Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении заключения договора до рассмотрения жалобы по существу (исх. №02/2915 от 14.10.2022).

18.10.2022 в Якутское УФАС России поступили пояснения (исх. № 511/0511/11-1198 от 18.10.2022) по жалобе ООО «Нутритек Кострома» от ГКУ РС (Я) «Центр Закупок РС (Я)» (вх. № 7891э от 18.10.2022);

19.10.2022 в Якутское УФАС России поступили пояснения (исх. № 01-01-23/3615 от 19.10.2022) по жалобе ООО «Нутритек Кострома» от ГАУ РС (Я) «РБ №1 – НЦМ» (вх. № 7944э от 19.10.2022);

19.10.2022 Якутским УФАС России направлено в адрес электронной площадки ООО «РТС-ТЕНДЕР» запрос информации (исх. №02/2948 от 19.10.2022);

20.10.2022 в Якутское УФАС России поступил ответ на запрос №02/2948 от 19.10.2022 №б/н от 19.10.2022 (вх. 7953э от 20.10.2022);

21.10.2022 в 15:00 рассмотрена жалоба по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующему.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в иных случаях.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Комиссией Якутского УФАС России в рамках рассмотрения первого довода жалобы по товару №6 в части не соответствия технического задания медицинскому обоснованию и введения потенциального участника закупки в заблуждение в связи содержанием дополнительных характеристик, отсутствующих в техническом задании, установлено следующее.

В отношении товара №6 техническим заданием предусмотрено следующее:

«6. Товар №6

6.1. Наименование товара: Смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения

6.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 60 шт

6.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

Таблица №6

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

Единица измерения значения

(согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

ОКПД 2

Min

Max

Изменяемые

Не подлежащие изменению

 

 

1.1.

Показатели пищевой ценности (на 100 мл готового к употреблению продукта):

 

 

 

 

 

 

10.86.10.121

1.2.

Функциональный компонент: Пробиотики

 

 

 

 

наличие

 

 

6.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки, в дополнение к указанным показателям в столбце «Не подлежащие изменению» таблицы №6: Питание для детей с особыми диетическими потребностями, предназначенное для устранения срыгиваний. Подходит в качестве единственного источника питания для детей с рождения.»

В свою очередь медицинское обоснование по товару №6 на странице 10 «Смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения» имеет следующее содержание:

«Подходит в качестве единственного источника питания для детей с рождения. Смесь способствует уменьшению срыгивания за счет натурального крахмала и живых пробиотических культур – лактобактерий L.reuteri в составе продукта. Частично гидролизованный гипоаллергенный белковый комплекс, полученный по специальной технологии. Он легко усваивается и быстрее эвакуируется из желудка. Сниженная аллергенность белка позволяет уменьшить риск развития аллергический реакций. Натуральный крахмал легко усваивается и повышает вязкость смеси, тем самым уменьшая срыгивания. L.reuteri – активная пробиотическая культура, которая способствует формированию здоровой кишечной микрофлоры, а также снижению частоты срыгивания. Рекомендовано при срыгивании с 0 месяца для специальных показаний.

Противопоказания: Смесь не предназначена для использования в случае аллергии на белки коровьего молока (или подозрения на нее). Не для парентерального внутривенного) использования.

Функциональный компонент: Пробиотики – наличие.

Требование к наличию пробиотиков установлено исходя из потребностей заказчика в обеспечении питанием детей, с учетом рекомендаций Программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ, утвержденной исполнительный комитетом Союза педиатров России 03.09.2019г. Пробиотики – бифидобактерии и лактобациллы – позволяют более эффективно формировать кишечную микрофлору ребенка. Современные технологии позволяют обеспечивать сохранность микроорганизмов в продуктах на протяжении всего срока годности. Назначение смеси с пробиотиками положительно влияло на состав кишечной микробиоты младенцев, оптимизировало секреторный иммунный ответ, поддерживало физиологические взаимоотношения нормальной кишечной микрофлоры и местного иммунитета у детей.».

В свою очередь, Программой оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации, утвержденной исполнительный комитетом Союза педиатров России 03.09.2019 г. (далее – Программа) установлено, что пробиотики являются важным эссенциальным компонентом. В настоящее время введению в детские молочные смеси пробиотиков уделяется особое внимание, а их эффективность и способность достигать толстой кишки в живом виде доказана в ходе клинических исследований.

Характеристики товара, согласно пояснениям Заказчика, такие как натуральный крахмал, лактобактерии L.reuteri, частично гидролизованный белковый комплекс, используемые в медицинском обосновании, выполняют информативную функцию, и не отражены в техническом задании.

Таким образом, медицинское обоснование Заказчика соответствует техническому заданию документации о закупке и не содержит в себе дополнительных характеристик, используемых Заказчиком в качестве требований к товару, на основании чего довод Заявителя признается необоснованным.

Комиссией Якутского УФАС России в рамках рассмотрения второго довода жалобы Заявителя относительно соответствия условиям технического задания документации о закупке по товару №7 и №8 продукции единственного производителя без возможности предложить эквивалентный товар, установлено следующее.

Заявитель указывает:

  1. По товару №7 «Смесь безлактозная для детского питания с 0 месяцев» в качестве характеристики товара, не подлежащей изменению установлено: «Функциональный компонент: Пробиотики – наличие»;
  2. По товару №8 «Смесь для маловесных и недоношенных детей»: Продукт должен иметь уникальное преимущество в виде возможности двух стандартных разведений.

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что требование о наличии пробиотиков подтверждается медицинским обоснованием Заказчика, а также Программой, в которых отражены положительные свойства и эффективность в их использовании.

Согласно медицинскому обоснованию Заказчика наличие у товара уникального преимущества в виде возможности двух стандартных разведений – на 70 Ккал и 80 Ккал с различным уровнем белка обусловлено необходимостью удовлетворения меняющихся потребностей ребенка в пищевых веществах и энергии на разных этапах его роста и развития без необходимости замены одной смеси на другую, что особо актуально для недоношенных детей, у которых замена смеси может привести к срыву адаптационных возможностей желудочно-кишечного тракта.

Таким образом, целью закупок Заказчика является удовлетворение его потребностей как медицинского учреждения для поддержания непрерывного и высокоэффективного лечебного процесса.

Законом не установлено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не установлены какие-либо запреты на установление характеристик товара, ни по функциональным качествам, ни по техническим характеристикам. Все функциональные, технические и качественные характеристики указаны в документации об аукционе в электронной форме, и любой участник при желании, мог свободно принять участие в данной закупке.

Комиссия отмечает, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для удовлетворения его потребностей при наличии их обоснования.

Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.

Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

В данном случае в рамках формирования закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимыми медицинскими изделиями, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности заказчика.

Необходимость отражения тех или иных требований к товару в аукционной документации и заявке продиктована не одной лишь формализацией объекта закупки, а законными интересами заказчика как покупателя товара определенного качества, с определенными характеристиками.

Кроме того, действующее законодательство о закупках не ограничивает право заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.

Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок.

При этом Закон о закупках не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.

Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.

Кроме того, Заказчик пояснил, что технические характеристики, указанные в Техническом задании по товару №8 документации о закупке соответствуют товарам производителя Нутриция (Нутрилон Пре 1).

Наряду с этим, на участие в данной закупке поступило 2 (две) заявки. Обе заявки допущены до участия в аукционе.

При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в деле доказательств, Комиссия не находит оснований для вывода о том, что приведенное в аукционной документации описание объекта закупки не соответствует имеющимся у заказчика потребностям, обусловленным спецификой его деятельности. Включение в техническое задание данных характеристик, обусловленных его спецификой не может рассматриваться как нарушение Закона о закупках.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о признании довода заявителя необоснованным.

Комиссия Якутского УФАС России в рамках рассмотрения третьего довода жалобы, согласно которому Заказчиком нарушен срок дачи разъяснений положений документации о закупке, установила следующее.

Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса о даче разъяснений, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что Заявитель направил запрос о даче разъяснений №460191 15.09.2022. Между тем, разъяснения Заказчика были опубликованы в единой информационной системе 21.09.2022, что свидетельствует о нарушении сроков дачи разъяснений.

Таким образом, крайним сроком дачи разъяснений положений документации о конкурентной закупке и размещении их в единой информационной системе следует считать 20.09.2022.

Кроме того, разъяснения №460191 15.09.2022 не содержат четкого ответа на запрос. Заказчиком предоставлен ответ следующего содержания: «Уважаемый участник! Заказчик, рассмотрев запрос на разъяснение документации аукциона в электронной форме, поясняет следующее: По вашему запросу будут внесены изменения в аукционную документацию.».

Из пояснений Заказчика следует, что электронной площадкой «РТС-тендер» не был предоставлен доступ ГАУ РС (Я) «РБ №1 – НЦМ» к поступившим запросам разъяснений положений аукционной документации, в том числе к запросу №461091 от 15.09.2022.

Якутским УФАС России в адрес электронной площадки ООО «РТС-тендер» был направлен запрос информации №02/2948 от 19.10.2022 о предоставлении информации (сведений, материалов) о наличии либо отсутствии доступа у Заказчика к поступившим запросам о даче разъяснений положений аукционной документации.

Письмом №б/н от 19.10.2022 (вх. №7953э от 20.10.2022) ООО «РТС-тендер» сообщило, что у Заказчика закупки (извещение №32211670855) был доступ к запросам на разъяснение положений аукционной документации, что свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) ГАУ РС (Я) «РБ №1 – НЦМ» нарушения части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в части несвоевременного предоставления и размещения в единой информационной системе разъяснений к запросу о дачи разъяснений №461091 от 15.09.2022, а довод Заявителя признается обоснованным.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России, по результатам рассмотрения жалобы, приходит к выводу, что в обжалуемых действиях заказчика имеются нарушения части 3 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

Вместе с тем, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что 23.09.2022 Заказчиком с учетом позиции, изложенной в запросе №461091 от 15.09.2022 были внесены изменения в аукционную документацию и продлен срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме до 03.10.2022 10:00.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России, исходя из фактических обстоятельств дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи Заказчику предписания.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нутритек Кострома» (15601*, г. Кострома, ул. Галичская, д. 12**, ИНН: 440105054*, КПП: 44010100*, ОГРН: 104440864255*), на действия (бездействие) государственного автономного учреждения «Республиканская больница №1 – Национальный центр медицины» (67700*, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, шоссе Сергеляхское, д.*, ИНН: 143509918*, КПП: 14350100*, ОГРН 102140106763*) при организации аукциона в электронной форме на поставку детских молочных смесей (извещение №32211670855 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru) - обоснованной;

2. Признать заказчика нарушившим часть 3 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

4.  Передать материалы рассмотренной жалобы должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.32.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии:                              ________________                               ***

 

 

Члены Комиссии:                                          ________________                              ***

 

 

________________                                 ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны