Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ об обстоятельствах дела №014/01/10-1810/2022 от 11 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела №014/01/10-1810/2022

 

«

11»

 

апреля

 

2023

года

                                                            г. Якутск

 

 

 

 

 

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/10-1810/2022 в составе:

Председателя Комиссии:

*** – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

Членов Комиссии:

*** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

*** – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

рассмотрев дело №014/01/10-1810/2022 по признакам нарушения акционерным обществом «Телен» (678666, РС (Я), Таттинский улус, с. Харбалах, ИНН 1425000746, КПП 142501001) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

При участии в дистанционном режиме с использованием систем видеоконференцсвязи:

*** – директора АО «Телен» (на основании приказа о вступлении в должность №584п от 29.09.2020).

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) были рассмотрены материалы Прокуратуры Таттинского района (далее – Заявитель) (вх. № 7424э от 29.09.2022 г.) на действия АО «Телен» (далее – Ответчик), указывающие на признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №24 от 29.12.2022 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №014/01/10-1810/2022 о нарушении антимонопольного законодательства и в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и определения о назначении дела №014/01/10-1810/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 09.01.2023 в отношении акционерного общества «Телен» (678666, РС (Я), Таттинский улус, с. Харбалах, ИНН 1425000746, КПП 142501001) возбуждено дело №014/01/10-1810/2022 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно определению о назначении дела №014/01/10-1810/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 09.01.2023 рассмотрение дела №014/01/10-1810/2022 было назначено на «26» января 2023 года в 11 часов 00 минут

Во исполнение определения о назначении дела №014/01/10-1810/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 09.01.2021 АО «Телен» направило письменный отзыв по обстоятельствам дела, в котором указало, что в связи с наличием иных поставщиков и выбора у прочих потребителей каменного угля положение АО «Телен» не является доминирующим. Также сообщил, что повышение цен на поставку каменного угля было применимо только для прочих потребителей.

На рассмотрении дела 26.01.2023 директор АО «Телен» поддержал пояснения №50 от 20.01.2023 г. в полном объеме.

Согласно определению об отложении рассмотрения дела №014/01/10-1810/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 25.01.2023 рассмотрение дела №014/01/10-1810/2022 было назначено на «09» марта 2023 года в 15 часов 00 минут.

Определением об отложении рассмотрения дела №014/01/10-1810/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 09.03.2023 рассмотрение дела №014/01/10-1810/2022 было назначено на «11» апреля 2023 года в 15 часов 00 минут, в связи с необходимостью направления АО «Телен» документов, направленных не в полном объеме по определению об отложении рассмотрения дела №014/01/10-1810/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 25.01.2023.

11 апреля 2023 года от АО «Телен» поступило письмо исх. №283 от 11.04.2023 (вх. №2818э) с информацией по обстоятельствам дела согласно, которой, АО «Телен» указало, что формирование стоимости на поставку угля для прочих потребителей является обоснованной, АО «Телен» не относится к доминирующим хозяйствующим субъектам и не нарушает действующее законодательство Российской Федерации.

На рассмотрении дела 11.04.2023 директор АО «Телен» поддержал пояснения исх. №283 от 11.04.2023 в полном объеме.

По результатам рассмотрения действий АО «Телен» в части роста стоимости поставки каменного угля за одну тонну для прочих потребителей на территории Таттинского района, установлено наличие признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Датой присвоения АО «Телен» - ОГРН является 07.12.2002, действует на основании Устава и осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли.

Согласно Уставу АО «Телен» осуществляет добычу, переработку и реализацию угля, а также других природных ресурсов.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на поставку каменного угля (для прочих потребителей) не подлежат государственному регулированию.

Конечная цена в договоре поставки каменного угля (для прочих потребителей) устанавливается компанией (либо иным лицом, владеющим правом поставки каменного угля для прочих потребителей) самостоятельно.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу, что рынок поставки каменного угля для прочих потребителей не подлежит государственному регулированию.

На основании материалов Прокуратуры Таттинского района и ответов на запросы информации Якутского УФАС России, установлено, что стоимость поставки каменного угля для прочих потребителей в АО «Телен»:

Период

Цена за 1 тонну/руб. (без учета НДС)

Цена за 1 тонну/руб. (с учетом НДС)

По состоянию на 01.09.2021

2215,00

2658,00

По состоянию на 01.01.2022

2465,00

2958,0

По состоянию на 01.09.2022

2884,00

3460,80

По состоянию на 29.12.2022

2884,00

3460,80

По состоянию на 10.12.2022 г. АО «Телен» заключил договоры на поставку каменного угля с 26 контрагентами.

К прочим потребителям относятся все организации, индивидуальные предприниматели кроме ГУП ЖКХ РС (Я).

Как установлено Комиссией Якутского УФАС России АО «Телен» план добычи каменного угля составлял 256 тыс. тонн, из них по итогам 2022 года месяцев добыто 246 тыс. тонн, что составляет 96,1 % от планируемого объема добычи.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения поступивших материалов Якутским УФАС России были направлены соответствующие запросы в адрес Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) и Министерства промышлености и геологии Республики Саха (Якутия).

Согласно письму от 06.10.2022 №23/02и-3054 Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия), Якутским УФАС России, установлено, что согласно пункту Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен на топливо твердое, топливо бытовое и керосин, реализуемые населению.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 № 468 «Об утверждении Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия)» Госкомцен РС (Я) в целях реализации основных задач в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливает цены (тарифы) на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению. Так цены для населения утверждены приказом ГКЦ РС (Я0 от 27.06.2022 № 26 «Об утверждении цен на твердое топливо, реализуемое населению Республики Саха (Якутия)».

Розничные цены на каменный уголь, реализуемый прочим потребителям, не подлежат государственному регулированию. Таким образом, в полномочия Госкомцен РС (Я) не входит согласование и утверждение цен на каменный уголь АО «Телен», реализуемый для прочих групп потребителей.

Пунктом 3 Перечня поручений Председателя Правительства РС (Я) А.В. Тарасенко от 09.08.2022 №Пп-102-П1 о согласовании цен на каменный уголь АО «Телен» с учетом удорожания цен на внутреннем рынке на 2022-2024 годы, Госкомцен РС (Я) рассмотрен расчет цены на уголь АО «Телен» и представленные Обществом материалы, на обоснованность повторного повышения уровня цен на уголь со второго полугодия 2022 года. В результате направлено письмо от 31.08.2022 №23/02и-2736.

Письмом Госкомцен РС (Я) от 31.08.2022 №23/02и-2736 сообщил АО «Телен» следующее:

Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) во исполнение пункта 3 перечня поручений по итогам выездного совещания в муниципальный район «Таттинский улус» №Пп-102-П1 от 09.08.2022 о согласовании цены на каменный уголь АО «Телен» на 2022-2024 годы сообщили следующее.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» цена на уголь не подлежит государственному регулированию.

ГКЦ РС(Я) рассмотрев расчет на уголь ОАО «Телен» со 2 полугодия 2022 года отметил, что цена угля в размере 2465 руб/тн АО «Телен» с сентября 2022 года не подлежит повышению. При этом данная цена обеспечивает 32,6% рентабельности продаж организации, что является высоким показателем на рынке.

С начала 2022 года АО «Телен» повысили цену на уголь с 2465,00 руб./тн., без учета НДС (цена по состоянию на 01.01.2022) до 2884,00 руб/тн. без учета НДС (цена по состоянию на 01.09.2022) или на 16,9%. Указанный рост является достаточным с учетом роста цен на запчасти и на материалы на текущий ремонт, заработной платы всего персонала, роста расходов на топливо, расходов на охрану труда, налога на добычу полезных ископаемых, инвестиционной составляющей в цене.

Исходя из фактических расходов на добычу каменного угля, можно выделить, что при расчете цены, заложены показатели сверх необходимого объема:

Статьи затрат

Ед.изм.

Тариф за 1 пол 2022 год

Тариф за 2 пол 2022 год

Факт за 2022 год

 
 

Тариф на 1 ед. продукции

руб.

2465

2884

2621

 

1

Добыча угля

тыс. тн.

205

232

233,9

 

2

Уголь на реализацию

тыс. тн.

205

232

233,9

 

3

Вскрыша

тыс.м3.

599,6

603,3

770,7

 

4

Расход электроэнергии на технологию

тыс.кВт/ч

438,22

460

476,59

 

5

Тариф на электроэнергию

руб/кВтч

5

5,63

5,85

 

6

Электроэнергия на технологические нужды

тыс.руб.

2191,10

2589,80

2788,06

 

7

Расход топлива на технологию:

тн

1214,83

1224,83

868

 

8

-бензин

тн

130

140

75

 

9

-дизтопливо

тн

1063,83

1063,83

772

 

10

-масла

тн

21

21

21

 

11

Стоимость ГСМ :

 

 

 

 

 

12

-бензин

руб. тн.

56,169

67,4

66,6

 

13

-дизтопливо

руб. тн.

60,589

72,71

78,9

 

14

-масла

руб. тн.

189,624

227,55

333,8

 

15

Топливо для технологии:

тыс.руб.

75740,47

91565,63

72915,60

 

16

-бензин

тыс.руб.

7301,97

9436

4995

 

17

-дизтопливо

тыс.руб.

64456,40

77351,08

60910,80

 

18

-масла

тыс.руб.

3982,10

4778,55

7009,80

 

19

Расход ВВ:

тн

183,5

250

162,7

 

20

-Аммонит

тн

3,5

5

3

 

21

-Граммонит

тн

180

245

54,9

 

 

Гранулит ПС

тн

100

 

104,8

 

22

Расход СИ

тыс.п.м.

100

100

104,8

 

23

Стоимость ВВ:

 

 

 

 

 

24

-Аммонит

руб.тн.

125,78

215,35

215,35

 

25

-Граммонит

руб.тн.

85,85

142,48

146,1

 

 

гранулит ПС

руб.тн.

 

 

102,562

 

26

Стоимость СИ

руб.п.м.

21,52

23,67

21,998

 

27

Расходы на ВМ:

тыс.руб.

18045,23

38351,35

21720,828

 

28

-Аммонит

тыс.руб.

440,23

1076,75

646,05

 

29

-Граммонит

тыс.руб.

15453

34907,6

8020,89

 

 

Гранулит ПС

тыс.руб.

 

 

10748,4976

 

30

-СВ

тыс.руб.

2152

2367

2305,3904

 

31

Расход теплоэнергии на технологию

Гкал.

2200

2200

2200

 

32

Расход угля на собственные нужды

тн

720

720

607

 

33

Теплоэнергия на технологические нужды

тыс.руб.

1198,9

1198,9

1752,8

 

34

Затраты на оплату труда:

 

 

 

 

 

35

Численность работников

чел.

100

100

101

 

36

ФОТ

тыс.руб.

156755

166160

154627,2

 

37

Среднемесячная заработная плата на 1 чел.

руб./мес.

130629

138467

127580

 

38

Отчисления от заработной платы

тыс.руб.

47026,5

49848

47023,51

 

39

Страховой взнос от несчастных случаев

тыс.руб.

6427,0

6812,6

6634,1

 

40

Оплата проезда в отпуск

тыс.руб.

856,8

856,8

1004

 

41

Амортизационные отчисления

тыс.руб.

23174,95

25841,57

27512,41

 

42

Ремонтный фонд:

тыс.руб.

17082,28

49150

33167

 

43

-Капитальные работы

тыс.руб.

4792,29

19150

 

 

44

-Материалы и запчасти

тыс.руб.

12289,99

30000

33167

 

45

Прочие затраты:

тыс.руб.

32419,65

64985,13

66997,93

 

46

-на оказание охранных услуг

тыс.руб.

5278,75

5806,62

3883

 

47

-налоги, сборы, платежи и отчисления:

тыс.руб.

11010,96

22725,71

19512,078

 

48

            -транспортный налог

тыс.руб.

322

450

437

 

49

            -земельный налог (аренда земли)

тыс.руб.

2897,45

3952,2

3952,2

 

50

            - экологические платежи

тыс.руб.

137,04

137,04

135,378

 

51

            - плата за пользование водными ресурсами

тыс.руб.

2,27

2,27

3,7

 

52

            - налог на добычу полезных ископаемых

тыс.руб.

7581

18113

14929

 

53

            - нотариальные услуги

тыс.руб.

71,2

71,2

54,8

 

54

-страховой фонд всего, в т.ч.:

тыс.руб.

1062,94

1556,8

2125,33822

 

55

         -страхование имущество

тыс.руб.

1005,1

1005,1

1625,34

 

56

         -страхование личности

тыс.руб.

6,1

500

500

 

57

         -страхование гражданской ответ.

тыс.руб.

51,74

51,7

 

 

58

- охрана труда и ТБ

тыс.руб.

3712

4083

5049,022

 

59

- подготовка кадров

тыс.руб.

254

568

669

 

60

- услуги производственного характера всего, в т.ч.:

тыс.руб.

9230

27944

27371,58176

 

61

           -пожарная охрана

тыс.руб.

1635

1635

238,93

 

62

           -услуги СЭС

тыс.руб.

106

106

159,079

 

63

           -услуги аудиторских организаций

тыс.руб.

187

187

180

 

64

           -услуги банка

тыс.руб.

11

11

 

 

65

           -услуги телеф. почт.связи.

тыс.руб.

549

549

681,675

 

66

           -производственные услуги сторон. Орган.

тыс.руб.

6742

25456

24872,5

 

67

-затраты на командировки

тыс.руб.

713

1027

1436,15

 

68

-затраты на рекламу

тыс.руб.

105

105

1949,149

 

69

-др. затраты (представ, канцел, кред, разр. Орг.

тыс.руб.

1158

1274

5002,61

 

70

Итого прямые затраты:

тыс.руб.

380917,83

497359,74

436143,39

 

71

Итого СЕБЕСТОИМОСТЬ:

тыс.руб.

380917,83

497359,74

436143,39

 

72

Необходимая прибыль (после распределения)

тыс.руб.

124348,27

171673,30

176934,65

 

73

-налог на имущество

тыс.руб.

1400

1810,734

1781,971

 

74

-налог на прибыль

тыс.руб.

20385,5

21919,1

21512,3

 

75

-выплата социального характера

тыс.руб.

1342,6

2471,2

4510,1

 

76

-фонд потребления

тыс.руб.

2672,5

3970,8

6608,2

 

77

-услуги банка

тыс.руб.

635,3

1004

1239,4

 

78

-(техперевооружение)

тыс.руб.

41500

28826

24708

 

79

-возврат процентов кредита

тыс.руб.

 

5441,65

5390,7

 

80

-разница тарифа населения

тыс.руб.

2993,17

6778,25

7100,04

 

81

-лизинговые платежи

тыс.руб.

5466

37343,78

37342,084

 

 

-расходы прош. лет не учтенные в предш. периоды расчета

 

 

 

43243

 

82

-кап. работы по новому месторождению

тыс.руб.

43000

56500

16991

 

83

-прочие (расш)

тыс.руб.

4953,2

5607,79

6507,865

 

84

Необходимая валовая выручка

тыс.руб.

505266,10

669033,04

613078,05

 

85

Рентабельность

%

32,64

34,52

246,50

 

Между тем, необходимо отметить, что с учетом плана двух полугодий и фактических затрат за 2022 год, наблюдаются отклонения в плане в сторону уменьшения.

В стоимость поставки каменного угля были включены «капитальные работы», «страхование гражданской ответственности» и «услуги банка» с учетом которых был разработан тариф на поставку каменного угля и не был фактически реализован, при этом в расчет цены включается так же и «капитальные работы по новому месторождению».

При этом в фактические траты включены «расходы прошлых лет, не учтенные в предшествующем периоде».

С учетом фактических затрат рентабельность предприятия составляет 40,26%, что является высоким уровнем рентабельности

При предоставлении фактически понесенных затрат на добычу каменного угля АО «Телен» указывает, что тариф на 1 полугодие 2022 года установлен в размере 2465,00 руб./тн, на 2 полугодие установлен в размере 2884,00 руб./тн., фактически исходя из понесенных затрат АО «Телен» указывает, что тариф на 1 единицу продукции 2621,00 руб./тн.

В инвестиционной программе предприятие указывает источником техперевооружения амортизационные отчисления. При этом сумма капитальных вложений на техперевооружение включается в состав прибыли предприятия. В связи с этим считаем, что это двойной учет расходов. Амортизационные отчисления должны быть направлены на инвестиции, и потом только учитываться капитальные вложения в прибыли. 23,1 млн.рублей считаем должны быть исключены из суммы капвложений из прибыли, которая составляла 52 млн.рублей.

Часть фонда оплаты труда распределена на прочие доходы от оказания услуг по автоперевозкам и столовую, так как предприятие фактически получает выручку и не распределило оплату труда на указанные виды деятельности – 4 млн.рублей со страховыми взносами.

В расходах взрывчатых веществ принята фактическая замена предприятием граммонита более дешевым гранулитом, то есть снижение расходов на взрывчатые вещества составит 2,9 млн.рублей.

Согласно письму от 06.10.2022 №И-06-7890 Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) сообщило, следующее:

В части добычи угольной продукции на территории Таттинского района.

Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) В настоящий момент на территории Таттинского района свою хозяйственную деятельность по добыче каменного угля марки «Д» открытым способом осуществляет только АО «Телен».

Предприятие ведет разработку Харбалахского месторождения открытым способом на основании лицензии ЯКУ 01839 ТЭ на левом берегу реки Амги в 45 километрах к юго-востоку от районного центра Таттинского улуса села Ытык–Кюель. Разработка месторождения осуществляется с 1967 года.

По состоянию на 01.01.2022 учтенные запасы каменного угля ОАО «Телен» составляют по категориям В+С1 – 3 038 тыс. тонн.

Разработка месторождения имеет важное стратегическое и социально-экономическое значение, разрез занимает выгодное экономико-географическое положение по отношению к заречным улусам. Основным потребителем каменного угля АО «Телен» является ГУП «ЖКХ РС (Я)». В рамках контракта углем обеспечены 6 центральных районов республики (Чурапчинский, Таттинский, Амгинский, Усть-Алданский, Мегино-Кангаласский и Томпонский).

По итогам 2021 года добыча угля составила 208,0 тыс. тонн при плане 205,0 тыс. тонн, выполнение плановых показателей составляет 101,5%. На 2022 год план добычи составляет 256 тыс. тонн угля, из них по итогам 8 месяцев добыто 127,0 тыс. тонн.

К 2024 году предприятие планирует показатели добычи сохранить в 250 тыс. тонн. Разрез, по горнотехническим условиям и обеспеченности сырьевыми ресурсами, способен добиться увеличения роста производственной мощности, превышающий достигнутый уровень в несколько раз. Однако слабое развитие транспортной схемы между улусами до настоящего времени сдерживает рост числа потребителей, следовательно, более масштабное освоение месторождения.

В части касающегося вопроса согласования тарифов на каменный уголь АО «Телен» на 2019-2022 гг.

В адрес Минпромгеологии РС(Я) поступали письма АО «Телен» о рассмотрении расчета и согласовании цены на уголь на период 2022-2024 гг. от 10.10.2021 и от 29.09.2021.

В ответ Минпромгеологии РС(Я) направило письмо от 14.12.2021 № И-06-11476 о невозможности согласовании стоимости угля, в связи с тем, что Министерство является исполнительным органом государственной власти РС (Я), осуществляющим выработку и реализацию государственной политики, нормативное правовое регулирование и управление в сфере промышленности, координацию деятельности в сфере управления фондом недр и геологических изучений, использования и охраны недр на территории РС (Я) и Положением Министерства и его коллегии, утвержденного Постановлением Правительства РС (Я) от 23.03.2022 № 158, не предусмотрено согласование и/или установление цен на уголь на территории Якутии.

Таким образом, регулирование розничных цен на уголь для населения и прочих потребителей не в компетенции Министерства.

В связи с тем, что для квалификации действий АО «Телен» по статье 10 Закона о защите конкуренции является обязательным наличие доминирующего положения, Якутским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки каменного угля энергетической марки: «Д рядовой» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) по итогам 2021 года и 8 месяцев 2022 года.

В соответствии с пунктом 3.1.2 Регламента с целью установления Комиссией Якутского УФАС России доминирующего положения уточнялись выводы с учетом информации, представленной и изученной в рамках рассмотрения дела.

На основании проведенного анализа и оценки состояния конкуренции, Комиссия Якутского УФАС России при рассмотрении дела № 014/01/10-1810/2022 пришла к выводу о том, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Телен» по итогам 2021 года и 8 месяцев 2022 года занимало доминирующее положение на рынке поставки каменного угля энергетической марки: «Д рядовой» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Таттинского улуса Республики Саха (Якутия).

В действиях АО «Телен» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие) в части установления, поддержания АО «Телен» монопольно высоких цен на каменный уголь энергетической марки: «Д рядовой» в период 2022 года.

 

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР» вся территория Республики Саха (Якутия) является местностью, которая относится к районам Крайнего Севера.

Экстремальные природно-климатические условия, сложная транспортная доступность и ограниченные сроки завоза грузов в субъекты Российской Федерации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, в короткие сроки навигации.

При выявлении условий обращения услуги (товара), ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (покупателем), учтено следующее:

- территориальное расположение продавца и покупателя услуг –покупатели угля расположены в Таттинском улусе, однако уголь ими закупается как правило, по принципу приближенности поставщика марки, которую они используют в своей деятельности.

 - особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности). К специфическим особенностям Северо - Восточных территорий России, какой среди прочих является Республика Саха (Якутия) (большая территория – 3083,5 тыс. км², значительная отдалённость от других регионов, отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения с другими регионами России, малоразвитая транспортная инфраструктура внутри региона).

- особенности транспортной инфраструктуры, возможность/невозможность перемещения товара к покупателю.

Стоимость перевозки в зависимости от удаленности продавца от потребителя на территории Республики Саха (Якутия), так как транспортные расходы (в частности расходы на топливо) являются одной из составляющих, в конечной стоимости товара и занимают существенную часть в затратах покупателя.

На выбор потребителем – поставщика, влияет принцип приближенности последнего. Это так же влияет и на поставку угля в сроки, установленные в договоре, а также на возможность поиска перевозчика по найму, либо перевозку собственными силами (наличие необходимого состава автопарка).

Для перевозки больших (средних) объемов угля необходимо наличие автотранспорта с определённой грузоподъемностью и находящегося постоянно на линии. Если покупателю в процессе потребления необходим большой запас угля, то могут возникнуть сложности при его перевозке в другие улусы (районы).

- климатические особенности Республики Саха (Якутия) так же влияют на доставку твердого топлива между районами региона. Так, в зимний период возможен срыв графиков поставок из-за непогоды, отсутствия автомобильных дорог надлежащего качества, и пропускной способности автодорог. Учитывая, то что часть угля доставляется на территорию Республики Саха (Якутия) водным транспортом в том числе с помощью переправы, по автозимнику, необходимо успеть завершить поставку до закрытия навигационного периода, либо с момента открытия автозимника (ледовой переправы);

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) 522 населенных пункта относятся к труднодоступным и отдаленным (81 процент), из них 242 населенных пункта не имеют круглогодичной транспортной доступности, в связи с чем доставка грузов в эти населенные пункты возможна только автомобильным транспортом в период автозимника.

Согласно проанализированным договорам поставки предусмотрена реализация угля конкретной марки.

Район производства и потребления угля совпадают (либо близко расположены) по причине изначального заложенного принципа снижения транспортных издержек.

Как установлено Комиссией Якутского УФАС России, АО «Телен» заключил договоры только с близлежащими районами, а такие хозяйствующие субъекты при проведении «теста гипотетического монополиста» сообщили, что при повышении при повышении стоимости приобретатели будут покупать рассматриваемый товар (в большинстве случаев) у того же поставщика, на территории Таттинского улуса в связи с транспортной доступностью.

Таким образом, снижения объема продаж товара в пределах Таттинского района, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов), расположенных в пределах таких границ товарного рынка не произойдет (так как объемы потребляемого угля котельными рассматриваемых улусов рассчитаны на поддержание отопительного сезона, а сокращение объемов может вызвать критическую ситуацию с теплоснабжением и подачей горячей воды для потребителей региона).

На основании вышеизложенного, при проведении анализа нельзя учитывать иные хозяйствующие субъекты, в связи с тем, что рынок поставки каменного угля (для прочих потребителей) в Таттинском улусе не является конкурентным, а именно из-за того, что на территории Таттинского улуса отсутствуют иные хозяйствующие субъекты которые занимаются поставкой каменного угля (для прочих потребителей).

Комиссия, изучив материалы проведенного исследования, в том числе с учетом стопроцентной доли АО «Телен» на вышеуказанном товарном рынке за период с 01.01.2021 по 01.11.2022, пришла к выводу, что положение АО «Телен» на товарном рынке поставки каменного угля энергетической марки: «Д рядовой» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) по итогам 2021 года и 8 месяцев 2022 года является доминирующим.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географически) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

На основании проведенного анализа и оценки состояния конкуренции на рынке поставки каменного угля энергетической марки: «Д рядовой» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) по итогам 2021 года и 8 месяцев 2022 года установлено, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Телен» в течение установленного временного интервала занимает на указанном рынке доминирующее положение.

При указанных обстоятельствах, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что действия АО «Телен» нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С учетом всех изложенных обстоятельств, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №014/01/10-1810/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, приходит к заключению о том, что акционерное общество «Телен» при установлении стоимости поставки каменного угля марки «Д рядовой» установило монопольно высокую цену товара чем, нарушило требования пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны