Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республик... от 17 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFм
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
(...) – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;
(...) – главного специалиста - эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
(...) – главного специалиста - эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,
проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «ТrueConf»,
при участии:
от заказчика, муниципального унитарного предприятия «Пригородная теплосетевая компания» (далее – МУП «Пригородная теплосетевая компания»), (...) представителя по доверенности от 09.01.2020 без номера;
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Бастион» (далее – ООО «Бастион»), (...), представителя по доверенности № 46/20 от 07.12.2020;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Бастион» на действия (бездействие) заказчика, МУП «Пригородная теплосетевая компания» при проведении запроса котировок на право заключения договора на техническое обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации (УАПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), включая планово – предупредительный ремонт (извещение № 32009690095),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Бастион» (вх. от 02.12.2020 № 12448э) на действия (бездействие) заказчика, МУП «Пригородная теплосетевая компания» при проведении запроса котировок на право заключения договора на техническое обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации (УАПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), включая планово – предупредительный ремонт (извещение № 32009690095).
Из сути поданной Заявителем жалобы следует, что:
27.11.2020 на электронной площадке rts-tender был опубликован протокол подведения итогов запроса котировок № 1916925, согласно которому победителем запроса котировок было признано ООО «Центр Безопасности», ИНН 7719839486, зарегистрированное по адресу 105568, г. Москва, ул. Чечулина, д. 11, к. 2.
В п. 13 извещения и п. 8 технического задания документации запроса котировок указано требование к Участнику:
исполнитель, проводящий работы по техническому обслуживанию, должен иметь лицензию (в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона РФ от 04.07.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») на осуществление следующих видов работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
ООО «Бастион», предоставило свою лицензию МЧС России, где имеется этот пункт: «монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения».
ООО «Бастион» оспаривает результаты торгов в связи с отсутствием в лицензии ООО «Центр Безопасности» права осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту первичных средств пожаротушения, считает решение заказчика о допуске заявки ООО «ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ» на участие в запросе котировок в электронной форме незаконным.
Из сути представленных и оглашенных на заседании пояснений Заказчика следует, что Заказчик с жалобой не согласился, пояснив, что у ООО «ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ» все необходимые лицензии имеются, за исключением одного вида деятельности – монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения, полагая, что во время исполнения договора общество сможет привлечь в соисполнители других хозяйствующих субъектов их числа субъектов малого предпринимательства, имеющих разрешение на осуществление данного вида деятельности. Кроме того, как показал представитель заказчика, заказчик для обеспечения целевой квоты закупок у субъектов малого предпринимательства вправе устанавливать в документации требование о привлечении к исполнению договора субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
МУП «Пригородная теплосетевая компания» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках товаров, работ, услуг муниципального унитарного предприятия «Пригородная теплосетевая компания», утвержденного директором предприятия в 2018 году (далее – Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее – ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.
Материалами дела, в том числе извещением об осуществлении закупки (документацией о закупке), протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и сведениями, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, установлено следующее.
1. Извещение о закупке № 32009690095 «Техническое обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации (УАПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), включая планово - предупредительный ремонт» размещено в ЕИС 18.11.2020.
2. Начальная (максимальная) цена контракта – 650 000,00 (шестьсот пятьдесят тысяч рублей) без учета НДС.
3. Дата начала срока подачи заявок – 19.11.2020 (МСК+6). Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) – 26.11.2020 в 17:00 (МСК+6).
4. 27.11.2020 в ЕИС размещен протокол подведения итогов запроса котировок
№ 1916925 от 27.11.2020.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы срок принятия решения по жалобе в связи с необходимостью получения дополнительной информации на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции продлен до 10 час 30 мин 17.12.2020.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к выводу о признании жалобы ООО «Бастион» обоснованной по следующим основаниям.
Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются в том числе путем проведения запросов котировок.
Частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу требований пунктов 3, 9 части 4 статьи 10 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны в том числе следующие сведения:
предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);
иные сведения, определенные положением о закупке.
Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно части 26 статьи 3.4 Закона о закупках в течение одного рабочего дня после направления оператором электронной площадки информации, указанной в части 25 настоящей статьи, и вторых частей заявок участников закупки комиссия по осуществлению закупок на основании результатов оценки заявок на участие в такой закупке присваивает каждой такой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в конкурсе в электронной форме, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, а в случае проведения аукциона в электронной форме или запроса котировок в электронной форме - наименьшее ценовое предложение, присваивается первый номер <...>
Заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 настоящего Федерального закона и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе (часть 27 статьи 3.4 Закона о закупках).
Пунктом 6.2.1.1 Положения о закупке установлено обязательное требование к правоспособности участника закупок – соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (наличие у участника закупки соответствующих лицензий, сертификатов, допусков от саморегулируемых организаций, сублицензионного договора с правообладателем ПО и т.п.).
В соответствии с пунктами 19.15, 6.4 Положения о закупках в извещении о проведении запроса котировок должны быть также указаны в том числе следующие сведения:
требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. п. 6.4.2),
требования к участникам такой закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (п. п. 6.4.9).
Предметом рассматриваемой закупки является техническое обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации (УАПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) включая планово – предупредительный ремонт на объектах предприятия, расположенных по адресу: Тулагино-Кильдямский наслег, мкр. Кангалассы, с. Хатассы.
Пунктом 7 «Наименование работ» Технического требования на выполнение работ по техническому обслуживанию установок автоматической пожарной сигнализации извещения о закупке предусмотрено, что техническое обслуживание установок АПС и СОУЭ включает в себя в том числе перезарядку огнетушителей по мере необходимости (перезарядка за счет технического обслуживания), проверку пожарного водопровода (пожарных кранов) с перекаткой один раз в 6 месяцев (перекатка за счет технического обслуживания) (п. п. 9), выполнение работ по заправке огнетушителей предусмотрено ПУНКТОМ 9 ГРАФИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ по техническому обслуживанию установок автоматической пожарной сигнализации указанного технического требования.
Пунктом 13 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме определены следующие предъявляемые к участникам конкурса дополнительные требования:
«участник должен иметь лицензию (в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона РФ от 04.07.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») на осуществление следующих видов работ:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения; Наличие действующего свидетельства об аттестации лаборатории неразрушающего контроля (или договор) с правом проведения контроля на опасных производственных объектах.».
Аналогичное требование к участникам закупки предусмотрено пунктом 8 Технического требования на выполнение работ по техническому обслуживанию установок автоматической пожарной сигнализации извещения о закупке.
Пунктом 19.39 Положения о закупках установлено, что при рассмотрении котировочных заявок выполняются в том числе следующие действия:
проверка участников закупки на соответствие требованиям заказчика, и проверка их заявок на соблюдение требований извещения к оформлению заявок; при этом котировочные заявки рассматриваются как отвечающие требованиям извещения о проведении запроса котировок, даже если в них имеются несущественные несоответствия по форме, или арифметические и грамматические ошибки, которые исправлены и с их исправлением согласен участник, представивший данную заявку (п. 19.40),
отклонение котировочных заявок, которые по мнению членов комиссии не соответствуют требованиям проведения запроса котировок по существу, и принятие решения об отказе участникам закупки, подавшим такие заявки в допуске к участию в проведении запроса котировок (п. 19.43).
В соответствии с требованиями пункта 19.44 Положения о закупках котировочная заявка будет отклонена от рассмотрения и оценки в том числе в следующих случаях:
непредставления оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено извещением о проведении запроса котировок (19.4);
несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным извещением о проведении запроса котировок (п. 19.46).
Протоколом подведения итогов запроса котировок № 1916925 от 27.11.2020 зафиксированы следующие сведения о лучших ценовых предложениях, поданных участниками, заявки которых были признаны соответствующими требованиям, и присвоенных итоговых позициях:
№ п/п |
Наименование участника закупки |
Лучшее ценовое предложение |
Итоговая позиция |
Результат |
1 |
ООО "ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ" |
487 500,00 руб., без НДС |
1 |
Победитель |
2 |
ООО "БАСТИОН" |
552 000,00 руб., без НДС |
2 |
Второе место |
Как следует из материалов дела в составе заявки ООО «ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ» на участие в запросе котировок в электронной форме содержится лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 17.09.2013 № 8-Б/03126, в которой отсутствует вид работ (услуг), который должен выполняться в составе лицензируемого вида деятельности, а именно: монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 10 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту первичных средств пожаротушения подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы:
1) переносные и передвижные огнетушители;
2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;
3) пожарный инвентарь;
4) покрывала для изоляции очага возгорания;
5) генераторные огнетушители аэрозольные переносные.
Следовательно, для проведения работ по перезарядке огнетушителей, выполнение которых предусмотрено пунктом 9 технического требования, необходима лицензия на проведение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту первичных средств пожаротушения.
Из письма Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) от 16.12.2021 № 6893-4-4, направленного на запрос Якутского УФАС России 11.12.2021 № 03/4949 следует, что у ООО «ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ» имеется действующая лицензия (от 17.09.2013 № 8-Б/03126), позволяющая осуществлять деятельность по указанным в техническом задании выдам работ, кроме монтажа, технического обслуживания и ремонта первичных средств пожаротушения.
Принимая во внимание вышеизложенное, материалами дела установлено, что участник закупки ООО «ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ» не соответствует требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, а именно требованиям пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 10 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128, требованиям пунктов 6.2.1.1, 6.4.9 Положения о закупках, пункта 13 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
Таким образом, заказчик, допустив заявку ООО «ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ» на участие в запросе котировок в электронной форме к рассмотрению и оценке, который не соответствовал требованиям к участникам закупки, установленным пунктом 13 извещения о проведении запроса котировок, нарушил тем самым требования 19.46 Положения о закупках, часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоба ООО «Бастион» обоснована.
Кроме того, Комиссия отмечает, что пунктом 20.14 Положения о закупках установлено, что если при заключении договора или в ходе его исполнения установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставил недостоверную информацию (в том числе относящейся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу) о своём соответствии требованиям, указанным в извещении, документации о закупке, что позволило ему стать победителем закупки, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан возместить заказчику по его требованию убытки, причиненные недостоверностью такой информации, или уплатить предусмотренную договором неустойку.
В случае отсутствия у контрагента лицензии на осуществление деятельности, членства и наличия выписки в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, заказчик вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков (пункт 20.17 Положения о закупках).
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
- Признать жалобу ООО «Бастион» на действия (бездействия) заказчика МУП «Пригородная теплосетевая компания» при проведении запроса котировок на право заключения договора на техническое обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации (УАПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), включая планово – предупредительный ремонт (извещение № 32009690095) обоснованной.
- Признать заказчика, муниципальное унитарное предприятие «Пригородная теплосетевая компания» нарушившим часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать заказчику, муниципальному унитарному предприятию «Пригородная теплосетевая компания» предписание об устранении допущенного нарушения.
- Оператору электронной площадки, ООО «РТС-Тендер» обеспечить возможность исполнения предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения