Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республик... от 17 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

м

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

(...) – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

(...) – главного специалиста - эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

(...) – главного специалиста - эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «ТrueConf»,

при участии:

от заказчика, муниципального унитарного предприятия «Пригородная теплосетевая компания» (далее – МУП «Пригородная теплосетевая компания»), (...) представителя по доверенности от 09.01.2020 без номера;

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Бастион» (далее – ООО «Бастион»), (...), представителя по доверенности № 46/20 от 07.12.2020;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Бастион» на действия (бездействие) заказчика, МУП «Пригородная теплосетевая компания» при проведении запроса котировок на право заключения договора на техническое обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации (УАПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), включая планово – предупредительный ремонт (извещение № 32009690095),

 у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Бастион» (вх. от 02.12.2020 № 12448э) на действия (бездействие) заказчика, МУП «Пригородная теплосетевая компания» при проведении запроса котировок на право заключения договора на техническое обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации (УАПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), включая планово – предупредительный ремонт (извещение № 32009690095).

Из сути поданной Заявителем жалобы следует, что:

27.11.2020 на электронной площадке rts-tender был опубликован протокол подведения итогов запроса котировок № 1916925, согласно которому победителем запроса котировок было признано ООО «Центр Безопасности», ИНН 7719839486, зарегистрированное по адресу 105568, г. Москва, ул. Чечулина, д. 11, к. 2.

В п. 13 извещения и п. 8 технического задания документации запроса котировок указано требование к Участнику:

исполнитель, проводящий работы по техническому обслуживанию, должен иметь лицензию (в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона РФ от 04.07.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») на осуществление следующих видов работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

ООО «Бастион», предоставило свою лицензию МЧС России, где имеется этот пункт: «монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения».

ООО «Бастион» оспаривает результаты торгов в связи с отсутствием в лицензии ООО «Центр Безопасности» права осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту первичных средств пожаротушения, считает решение заказчика о допуске заявки ООО «ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ» на участие в запросе котировок в электронной форме незаконным.

Из сути представленных и оглашенных на заседании пояснений Заказчика следует, что Заказчик с жалобой не согласился, пояснив, что у ООО «ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ» все необходимые лицензии имеются, за исключением одного вида деятельности – монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения, полагая, что во время исполнения договора общество сможет привлечь в соисполнители других хозяйствующих субъектов их числа субъектов малого предпринимательства, имеющих разрешение на осуществление данного вида деятельности. Кроме того, как показал представитель заказчика, заказчик для обеспечения целевой квоты закупок у субъектов малого предпринимательства вправе устанавливать в документации требование о привлечении к исполнению договора субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006                               № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 2   Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

МУП «Пригородная теплосетевая компания» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках товаров, работ, услуг муниципального унитарного предприятия «Пригородная теплосетевая компания», утвержденного директором предприятия в 2018 году (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее – ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

Материалами дела, в том числе извещением об осуществлении закупки (документацией о закупке), протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и сведениями, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, установлено следующее.

1. Извещение о закупке № 32009690095 «Техническое обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации (УАПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), включая планово - предупредительный ремонт» размещено в ЕИС 18.11.2020.

2. Начальная (максимальная) цена контракта – 650 000,00 (шестьсот пятьдесят тысяч рублей) без учета НДС.

3. Дата начала срока подачи заявок – 19.11.2020 (МСК+6). Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) – 26.11.2020 в 17:00 (МСК+6).

4. 27.11.2020 в ЕИС размещен протокол подведения итогов запроса котировок
№ 1916925 от 27.11.2020.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы срок принятия решения по жалобе в связи с необходимостью получения дополнительной информации на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции продлен до 10 час 30 мин 17.12.2020.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к выводу о признании жалобы ООО «Бастион» обоснованной по следующим основаниям.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются в том числе путем проведения запросов котировок.

Частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу требований пунктов 3, 9 части 4 статьи 10 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны в том числе следующие сведения:

предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);

иные сведения, определенные положением о закупке.

Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно части 26 статьи 3.4 Закона о закупках в течение одного рабочего дня после направления оператором электронной площадки информации, указанной в части 25 настоящей статьи, и вторых частей заявок участников закупки комиссия по осуществлению закупок на основании результатов оценки заявок на участие в такой закупке присваивает каждой такой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в конкурсе в электронной форме, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, а в случае проведения аукциона в электронной форме или запроса котировок в электронной форме - наименьшее ценовое предложение, присваивается первый номер <...>

Заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 настоящего Федерального закона и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе (часть 27 статьи 3.4 Закона о закупках).

Пунктом 6.2.1.1 Положения о закупке установлено обязательное требование к правоспособности участника закупок – соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (наличие у участника закупки соответствующих лицензий, сертификатов, допусков от саморегулируемых организаций, сублицензионного договора с правообладателем ПО и т.п.).

В соответствии с пунктами 19.15, 6.4 Положения о закупках в извещении о проведении запроса котировок должны быть также указаны в том числе следующие сведения:

требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке    (п. п. 6.4.2),

требования к участникам такой закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям                                 (п. п. 6.4.9).

Предметом рассматриваемой закупки является техническое обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации (УАПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) включая планово – предупредительный ремонт на объектах предприятия, расположенных по адресу: Тулагино-Кильдямский наслег, мкр. Кангалассы, с. Хатассы.

Пунктом 7 «Наименование работ» Технического требования на выполнение работ по техническому обслуживанию установок автоматической пожарной сигнализации извещения о закупке предусмотрено, что техническое обслуживание установок АПС и СОУЭ включает в себя в том числе перезарядку огнетушителей по мере необходимости (перезарядка за счет технического обслуживания), проверку пожарного водопровода (пожарных кранов) с перекаткой один раз в 6 месяцев  (перекатка за счет технического обслуживания) (п. п. 9), выполнение работ по заправке огнетушителей предусмотрено ПУНКТОМ 9 ГРАФИКА  ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ по техническому обслуживанию установок автоматической пожарной сигнализации указанного технического требования.

Пунктом 13 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме определены следующие предъявляемые к участникам конкурса дополнительные требования:

«участник должен иметь лицензию (в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона РФ от 04.07.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») на осуществление следующих видов работ:

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения; Наличие действующего свидетельства об аттестации лаборатории неразрушающего контроля (или договор) с правом проведения контроля на опасных производственных объектах.».

Аналогичное требование к участникам закупки предусмотрено пунктом 8 Технического требования на выполнение работ по техническому обслуживанию установок автоматической пожарной сигнализации извещения о закупке.

Пунктом 19.39 Положения о закупках установлено, что при рассмотрении котировочных заявок выполняются в том числе следующие действия:

проверка участников закупки на соответствие требованиям заказчика, и проверка их заявок на соблюдение требований извещения к оформлению заявок; при этом котировочные заявки рассматриваются как отвечающие требованиям извещения о проведении запроса котировок, даже если в них имеются несущественные несоответствия по форме, или арифметические и грамматические ошибки, которые исправлены и с их исправлением согласен участник, представивший данную заявку (п. 19.40),

отклонение котировочных заявок, которые по мнению членов комиссии не соответствуют требованиям проведения запроса котировок по существу, и принятие решения об отказе участникам закупки, подавшим такие заявки в допуске к участию в проведении запроса котировок (п. 19.43).

В соответствии с требованиями пункта 19.44 Положения о закупках котировочная заявка будет отклонена от рассмотрения и оценки в том числе в следующих случаях:

непредставления оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено извещением о проведении запроса котировок (19.4);

несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным извещением о проведении запроса котировок (п. 19.46).

Протоколом подведения итогов запроса котировок № 1916925 от 27.11.2020 зафиксированы следующие сведения о лучших ценовых предложениях, поданных участниками, заявки которых были признаны соответствующими требованиям, и присвоенных итоговых позициях:

 

№ п/п

Наименование участника закупки

Лучшее ценовое предложение

Итоговая позиция

Результат

1

ООО "ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ"

487 500,00 руб., без НДС

1

Победитель

2

ООО "БАСТИОН"

552 000,00 руб., без НДС

2

Второе место

 

Как следует из материалов дела в составе заявки ООО «ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ» на участие в запросе котировок в электронной форме содержится лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 17.09.2013 № 8-Б/03126, в которой отсутствует вид работ (услуг), который должен выполняться в составе лицензируемого вида деятельности, а именно: монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 10 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту первичных средств пожаротушения подлежит лицензированию.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы:

1) переносные и передвижные огнетушители;

2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;

3) пожарный инвентарь;

4) покрывала для изоляции очага возгорания;

5) генераторные огнетушители аэрозольные переносные.

Следовательно, для проведения работ по перезарядке огнетушителей, выполнение которых предусмотрено пунктом 9 технического требования, необходима лицензия на проведение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту первичных средств пожаротушения.

Из письма Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) от 16.12.2021 № 6893-4-4, направленного на запрос Якутского УФАС России 11.12.2021                      № 03/4949 следует, что у ООО «ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ» имеется действующая лицензия (от 17.09.2013 № 8-Б/03126), позволяющая осуществлять деятельность по указанным в техническом задании выдам работ, кроме монтажа, технического обслуживания и ремонта первичных средств пожаротушения.

Принимая во внимание вышеизложенное, материалами дела установлено, что участник закупки ООО «ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ» не соответствует требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, а именно требованиям пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 10 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128, требованиям пунктов 6.2.1.1, 6.4.9 Положения о закупках, пункта 13 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.

Таким образом, заказчик, допустив заявку ООО «ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ» на участие в запросе котировок в электронной форме к рассмотрению и оценке, который не соответствовал требованиям к участникам закупки, установленным пунктом 13 извещения о проведении запроса котировок, нарушил тем самым требования 19.46 Положения о закупках, часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоба ООО «Бастион» обоснована.

Кроме того, Комиссия отмечает, что пунктом 20.14 Положения о закупках установлено, что если при заключении договора или в ходе его исполнения установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставил недостоверную информацию (в том числе относящейся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу) о своём соответствии требованиям, указанным в извещении, документации о закупке, что позволило ему стать победителем закупки, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан возместить заказчику по его требованию убытки, причиненные недостоверностью такой информации, или уплатить предусмотренную договором неустойку.

В случае отсутствия у контрагента лицензии на осуществление деятельности, членства и наличия выписки в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, заказчик вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков (пункт 20.17 Положения о закупках).

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «Бастион» на действия (бездействия) заказчика МУП «Пригородная теплосетевая компания» при проведении запроса котировок на право заключения договора на техническое обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации (УАПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), включая планово – предупредительный ремонт (извещение № 32009690095) обоснованной.
  2. Признать заказчика, муниципальное унитарное предприятие «Пригородная теплосетевая компания» нарушившим часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать заказчику, муниципальному унитарному предприятию «Пригородная теплосетевая компания» предписание об устранении допущенного нарушения.
  4.  Оператору электронной площадки, ООО «РТС-Тендер» обеспечить возможность исполнения предписания.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения

Связанные организации

Связанные организации не указаны