Решение №ИЛ/4540/23 РЕШЕНИЕ №014/07/3-1461/2023 от 12 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №014/07/3-1461/2023

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 10 октября 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> председателя Комиссии;

<...> члена Комиссии;

<...> члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса видеоконференции, при участии:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Вектор-Инженеринг» (ИНН 2543087431) (далее – заявитель, ООО «Вектор-Инженеринг»): <...>

от заказчика, акционерного общества «Водоканал» (ИНН 1435219600) (далее – заказчик, АО «Водоканал»): <...>

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Вектор-Инженеринг» на действия (бездействие) заказчика АО «Водоканал» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку модульных клиновых лесов (извещение №32312786050 на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/),

установила:

02.10.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) поступила жалоба ООО «Вектор-Инженеринг» от 02.10.2023 №1 (вх. №9817-ЭП/23 от 02.10.2023) на действия (бездействие) заказчика АО «Водоканал» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку модульных клиновых лесов (извещение №32312786050) (далее – Жалоба).

Комиссия отмечает, что жалоба подана посредством электронной почты в виде электронного документа подписанного электронно-цифровой подписью и направлена Заявителем 02.10.2023 в 05:33, то есть до окончания установленного извещением срока подачи заявок 02.10.2023 в 09:00.

В письме ФАС России от 25.06.2019 №МЕ/53183/19 указано, что жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу №А40-178288/20, решении Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2023 по делу №А40-276661/22-94-2141.

В этой связи Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом требований части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) как жалоба от потенциального участника на положения документации до окончания срока подачи заявок.

Доводы жалобы:

«1. Заказчик необоснованно ограничивает число участников по территориальному признаку.

В соответствии с пунктом 14 части 1.7. документации участник обязан предоставить образцы на все позиции согласно подраздела 6.1. (Состав демонстрационного комплекта) Техническому заданию не позднее срока окончания подачи заявок по следующему адресу: г. Якутск, ул. Богдана Чижика. 19, адм. здание №3, 2 этаж, кабинет №1.

Данное положен6ие закупочной документации не позволяет принять участие в запросе предложение участникам, расположенным за пределами Республики Саха (Якутия), поскольку на организацию и осуществление доставки демонстрационных образцов требуется время.

2. Документация содержит противоречие. В соответствии с пунктом 14 части 1.7. документации участник обязан предоставить образцы на все позиции согласно подраздела 6.1. (Состав демонстрационного комплекта) Техническому заданию не позднее срока окончания подачи заявок по следующему адресу: г. Якутск, ул. Богдана Чижика. 19, адм. здание №3, 2 этаж, кабинет №1.

В соответствии с частью 2.1. документации в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

При осуществлении доставки демонстрационных образцов в адрес Заказчика ему будет известно наименование отправителя (участника закупки) на момент рассмотрения первых частей заявок. Это будет препятствовать беспристрастному рассмотрению первых частей заявок».

Из сути жалобы следует, что Заявитель обжалует пункт 15 части 1.7 Документации о закупке, согласно которому участник обязан предоставить образцы на все позиции согласно подраздела 6.1. (Состав демонстрационного комплекта) Технического задания не позднее срока окончания подачи заявок по следующему адресу: г. Якутск, ул. Богдана Чижика. 19, адм. здание №3, 2 этаж, кабинет №1, так как, по мнению Заявителя, установленное этим пунктом требование, ограничивает конкуренцию и противоречит документации о закупке, поскольку может препятствовать беспристрастному рассмотрению первых частей заявок. Просит признать жалобу обоснованной.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения. В ходе рассмотрения дела представитель Заказчика поддержал представленные ранее письменные возражения. Просит признать жалобу необоснованной.

До начала рассмотрения жалобы по существу Заявитель направил в Якутское УФАС России письмо от 09.10.2023 №1 (вх. №10157-ЭП/23 от 09.10.2023) содержащее дополнения к поданной жалобе.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно письму ФАС России №РП/44748/17 от 30.06.2017 в целях обеспечения всестороннего рассмотрения жалобы и предотвращения в ходе рассмотрения жалобы по существу действий заявителей по замене или дополнению доводов, изложенных в жалобе, новыми доводами статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлено требование о направлении в антимонопольный орган дополнений и возражений к жалобе не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

В указанный срок дополнения и возражения сторон не поступали в связи, с чем Комиссия рассматривает только доводы, изложенные в тексте жалобы «Вектор-Инженеринг» от 02.10.2023 №1 (вх. №9817-ЭП/23 от 02.10.2023), о чем было сообщено представителям сторон.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Из размещенных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «https://zakupki.gov.ru» (далее – ЕИС) сведений, установлено следующее.

  1. Извещение и документация о проводимой закупке (далее – Извещение, Документация) в форме запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, размещены в ЕИС 22.09.2023.
  2. Начальная (максимальная) цена договора: 8 558 870.55 рублей.
  3. Дата начала срока подачи заявок: 25.09.2023.
  4. Дата и время окончания подачи заявок: 02.10.2023 09:00.
  5. Дата подведения итогов: 04.10.2023.

Согласно опубликованному в ЕИС 04.10.2023 протоколу от 04.10.2024 №32312786050-01 (№2860713) рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, установлено, что на участие в закупке подана 1 заявка, которая была признана соответствующей требованиям документации.

Конкурентная закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что на участие в закупке подана только одна заявка.

Комиссия, изучив содержание извещения и документации, установила следующее.

Подразделом 1.7 Документации о закупке заказчик установил требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 15 подраздела 1.7 Документации о закупке, участник обязан предоставить образцы на все позиции согласно подраздела 6.1. (Состав демонстрационного комплекта) Техническому заданию не позднее срока окончания подачи заявок по следующему адресу: г. Якутск, ул. Богдана Чижика 19, адм. здание №3, 2 этаж, кабинет №1.

Приложение №1 к Извещению Техническое задание (далее – Техническое задание) содержит наименование, описание предмета закупки и технические требования к поставляемому товару.

Раздел 6 Технического задания содержит следующие требования к предоставлению демонстрационного комплекта.

Демонстрационный комплект является неценовым критерием и предоставляется на момент подачи заявок участниками конкурсной процедуры.

Демонстрационные комплекты подлежат возврату – полностью силами и за счет участников конкурсной процедуры.

Демонстрационный комплект победителя конкурсной процедуры признается – эталонным, по эталонному комплекту будет осуществляться приемка-сверка на соответствие Техническому заданию всего поставляемого товара.

Подраздел 6.1 раздела 6 Технического задания представлен следующей таблицей.

Подраздел 6.1. Состав демонстрационного комплекта.

Наименование

Общее кол-во, шт.

S2 Диагональ вертикальная (LxH 3.0x2.0м)

1

S2 Ригель (1.0м)

10

S2 Ригель (3.0м)

16

S2 Стойка с цельноформованным наконечником (2.0м)

12

S2 Элемент стартовый

6

U1 Домкрат опорный (0.5м)

6

U1 Кронштейн стеновой (1.5м)

2

U1 Настил алюминиевый со смещенным люком с лестницей (3.0x0.75м)

1

U1 Хомут 90° (48x48мм)

4

U2 Бортик настила стальной (1.0м)

2

U2 Бортик настила стальной (3.0м)

4

U2 Настил стальной (3.0x0.25м)

9

Z Скоба-фиксатор красная D11

6

Подразделом 2.3 раздела 2 Документации о закупке, установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев.

Согласно пункту 3 подраздела 2.3 Документации о закупке установлен неценовой критерий оценки «Качество товара», значимость критерия оценки: 50%, коэффициент значимости критерия оценки: 0,5, согласно которому оцениваются представленные образцы товара, при соответствии представленных образцов товаров требованиям ТЗ, заявке участника присваивается 100 баллов.

Участник обязан предоставить образцы на все позиции согласно подраздела 6.1. (Состав демонстрационного комплекта) согласно Техническому заданию не позднее срока окончания подачи заявок по следующему адресу: г. Якутск, ул. Богдана Чижика 19, адм. здание №3, 2 этаж, кабинет 2.

Образцы принимаются в рабочее время с 08:30 до 16:30 (обед с 12:45 до 14:00) кроме выходных (суббота, воскресенье) и праздничных дней.

Представленные образцы будут оцениваться на соответствие настоящему Техническому заданию.

Демонстрационные комплекты подлежат возврату – полностью силами и за счет участников конкурентной процедуры.

Детализированная опись предоставляемых образцов должна быть включена в состав заявки.

Образцы могут быть подвергнуты экспертизе, в связи с чем может нарушиться их целостность.

При непредставлении образцов и/или представлении образцов не в полном объеме ТЗ заявке участника присваивается 0 баллов, при несоответствии представленных образцов требованиям заявка участника отклоняется от участия в закупке.

Для расчета итогового количества баллов по данному критерию количество баллов, присуждаемых по данному критерию, умножается на коэффициент значимости данного критерия.

Из анализа извещения и документации Комиссия приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 15 подраздела 1.7, пунктом 3 подраздела 2.3 Документации о закупке, подраздела 6.1 Технического задания (Приложение №1 к Извещению) чтобы претендовать на победу в закупке и получить право заключить с Заказчиком договор, участник закупки должен до окончания срока подачи заявок предоставить демонстрационный комплект из 13 видов продукции в количестве 73 единиц по приведенному в перечисленных пунктах Документации и Приложения №1 к Извещению адресу: г. Якутск, ул. Богдана Чижика 19, адм. здание №3, 2 этаж, кабинет 2.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 подраздела 2.4 Документации о закупке, при несоответствии представленных образцов техническим требованиям заявка участника может быть отклонена от участия в закупке.

При этом Документация о закупке не содержит описания порядка получения Заказчиком материальных ценностей, которыми являются демонстрационные комплекты, не содержит описания порядка документального оформления сторонами факта такой передачи (акта приема-передачи, иного передаточного документа), указания на материальную ответственность при хранении доставленных образцов продукции, а также описания мер по обеспечению конфиденциальности при осуществлении передачи участниками закупки образцов продукции Заказчику.

После завершения закупки Участники, не признанные победителями по данному запросу предложений, обязаны забрать свои демонстрационные комплекты продукции собственными силами и за свой счет, но при этом Заказчик оговаривает за собой возможность нарушения целостности представленных образцов в ходе их изучения.

Образцы Участника, признанного Победителем в данной закупке, остаются в качестве эталонного комплекта, по которому будет осуществляться приемка-сверка на соответствие Техническому заданию всего поставляемого товара, то есть до исполнения сторонами обязательств по договору, при этом не оговорено возмещение стоимости указанной продукции, поскольку в течение срока действия договора она будет использована по усмотрению Заказчика, в том числе с возможностью нарушения целостности представленных образцов продукции.

В соответствии с пунктом 3 подраздела 2.3 Документации о закупке, адрес приема образцов, даты и время приема образцов: г. Якутск, ул. Богдана Чижика. 19, адм. здание №3, 2 этаж, кабинет 2; Образцы принимаются в рабочее время с 08:30 до 16:30 (обед с 12:45 до 14:00) кроме выходных (суббота, воскресенье) и праздничных дней. Таким образом, образцы продукции, предоставленные по независящим от участника закупки причинам после указанного периода времени, могут быть не приняты Заказчиком к рассмотрению.

Таким образом, оспариваемое требование является отборочным, за несоответствие которому заявка участника будет отклонена от участия в Закупке.

Комиссия считает, что такое требование напрямую влияет на возможность участия в Закупке и препятствует потенциальному участнику к участию, поскольку с даты размещения извещения 22.09.2023 по 02.10.2023 необходимо не только подготовить надлежащую заявку, но и изготовить или приобрести, а также организовать транспортную перевозку демонстрационного комплекта из 13 образцов продукции в количестве 73 единиц, фактически у потенциального участника в распоряжении только 6 полных рабочих дней (с 22.09.2023 по 29.09.2023) и 30 минут рабочего времени 02.10.2023 с 08:30 до 09:00, так как образцы должны быть предоставлены не позднее срока окончания подачи заявок.

Проведенный анализ вышеуказанных положений Документации о закупке в совокупности позволяет сделать вывод о том, что участник закупки должен обладать товаром уже на стадии подачи заявки либо успеть изготовить и перевезти такие образцы за 10 календарных дней, из которых только 6 являются полными рабочими днями. При таких обстоятельствах, Комиссия соглашается с позицией Заявителя о том, что установление такого требования ограничивает конкуренцию и содержит противоречивые требования.

Кроме того, Заказчиком в Документации о закупке не установлено ни одного требования к порядку оформления и содержания требуемых к представлению образцов продукции, помимо соответствия их требованиям Технического задания, что, в свою очередь, оставляет разрешение вопроса о соответствии представляемых участниками закупки образцов в указанной части исключительно на субъективное усмотрение Заказчика, на недопустимость которого указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 12.05.2015 №305-КГ15-1682.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установление требований о предоставлении образцов, полностью соответствующих на этапе подачи заявки Техническому заданию Документации о закупке, является неправомерным, так как накладывает на участников Закупки не предусмотренные обременения.

При таких данных, требования документации о необходимости представления в составе заявки образцов продукции, которая является предметом закупки, невозможно признать соответствующими положениям Закона о закупках, поскольку указанные требования безусловно ставят потенциальных участников закупочной процедуры в неравное положение и исключает возможность принять участие в такой процедуре по причине отсутствия таких образцов, а так же того, как Заказчик расценит тот или иной образец, представленный в качестве подтверждающего соответствие товара требованиям Заказчика.

Кроме того, в случае если участник закупки не является производителем товара, получение таких образцов на этапе подачи заявки зависит от волеизъявления третьих лиц, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, отказ упомянутых лиц от предоставления испрашиваемых Заявителем образцов товара будет являться непреодолимым препятствием для участника закупки в подаче заявки, поскольку, как уже было упомянуто ранее, потенциальному участнику придется изыскивать все возможные способы для приобретения товара без гарантии того, что он станет победителем (поскольку такие образцы необходимы для рассмотрения заявок, а не на стадии заключения договора), и, соответственно, такой товар будет реализован.

Указанное также подтверждается судебной практикой по делу №А40-75723/20. В этой связи в действиях (бездействии) Заказчика Комиссия усматривает нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

1. Признать жалобу ООО «Вектор-Инженеринг» (ИНН 2543087431) на действия (бездействие) заказчика АО «Водоканал» (ИНН 1435219600) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку модульных клиновых лесов (извещение №32312786050) обоснованной.

2. Признать заказчика АО «Водоканал» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения.

4. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны