Решение б/н решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 29 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по делу №02-30/18А

о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Якутск                                резолютивная часть оглашена «16» мая 2019 г.

                                                изготовлено в полном объеме «29» мая 2019 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

"    " – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председатель Комиссии;

"    " – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

"   " – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии,

рассмотрев дело №02-30/18А о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Государственного унитарного предприятия «Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (677000, г. Якутск, ул. Кирова, д. 18, ИНН 1435133520, ОГРН 1031402044145, КПП 143501001) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

представителей от Ответчика по делу: "   " по доверенности № 26 от 15.01.2019; "  " по доверенности № 25 от 15.01.2019; "   " по доверенности № 24 от 15.01.2019,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление администрации МО «Булунский улус (район) Республики Саха (Якутия)» (далее по тексту - Заявитель) (исх.№ 187 от 05.07.2018, вх.№ 5451э от 09.07.2018) указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Государственного унитарного предприятия «Жилищно- коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее - ГУП «ЖКХ РС (Я)») в части установления цен на отпускаемые товары на участке нефтебазы ГУП «ЖКХ РС (Я)» в пгт. Тикси.

Заявитель в своей жалобе указал следующее.

В связи с повышением тарифов на нефтепродукты администрация МО «Булунский улус (район) Республики Саха (Якутия)» просит проверить обоснованность установленных цен на отпускаемые товары на участке нефтебазы ГУП «ЖКХ РС (Я)» в пгт. Тикси: Регуляр 92 - 68,75 руб./литр, дизельное топливо «Арктика» - 76,46 руб./литр, дизельное топливо «Зимнее» - 73,22 руб./литр.

В пгт. Тикси находится одна нефтебаза (адрес: п. Тикси, ул. Морская, 1 б) и одна АЗС (адрес: п. Тикси, ул. Морская, 1 б), оба объекта принадлежат ГУП «ЖКХ РС(Я)».

В информации, представленной по запросу Якутского УФАС России от 17.08.2018 № 02/3331 ГУП «ЖКХ РС(Я)» указало, что цены на топливо утверждены в виде калькуляции без издания приказа, в расчете цены на топливо применена снабженческо-сбытовая надбавка (далее - ССН), утвержденная приказом ГКЦ РС (Я) от 29.12.2009 № 54, в расчете цены на топливо применена торговая надбавка (далее - ТН), утвержденная приказом ГКЦ РС (Я) от 29.12.2009 № 55. Доставка топлива, учитываемая в себестоимости реализации топлива, производится собственным транспортом ГУП «ЖКХ РС(Я)». Письмом от 06.09.2018 № 02-3906/8.1 дополнительно к указанному запросу информации ГУП «ЖКХ РС(Я)» представило калькуляцию расходов на доставку ГСМ.

Расчет цен на бензин Регуляр 92 (АИ92), дизельное топливо марки «Арктика», дизельное топливо марки «Зимнее», представленный ГУП «ЖКХ РС(Я)», имеет следующую структуру: цена закупа, доставка, снабженческо-сбытовая надбавка, торговая надбавка, % за кредит, итого, за 1 л.

Якутским УФАС России установлено следующее.

В Республике Саха (Якутия) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», а также постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 №468 (ред. от 26.12.2018) «Об утверждении положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия)», утверждаются снабженческо-сбытовые надбавки к ценам на нефтепродукты, реализуемые организациями-поставщиками, а также торговые надбавки к ценам на нефтепродукты, реализуемые через автозаправочные станции на территории Республики Саха (Якутия).

Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – ГКЦ РС (Я)) по запросу информации Якутского УФАС России от 14.09.2018 №02/3929 письмом от 20.09.2018 №03-02тр-2898 представил перечень затрат, включенных в снабженческо-сбытовую (ССН) и торговую (ТН) надбавки к ценам на нефтепродукты, регулируемые ГКЦ РС(Я), применяемые на территории Республики Саха (Якутия), а также приказы об установлении ССН и ТН.

Приказом №54 от 29.12.2009 (в ред. приказа ГКЦ РС(Я) от 02.10.2014 №87) Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) установлены снабженческо-сбытовые надбавки к ценам на нефтепродукты, реализуемые организациями-поставщиками на территории Республики Саха (Якутия), за исключением Алданского района и г. Нерюнгри, для поставщиков, имеющих собственные ёмкости (резервуары) в размере 1833 рублей за тонну без НДС.

Расчет ССН на нефтепродукты, реализуемые организациями-поставщиками, включает следующие статьи: материальные затраты – сырье и материалы, топливо, электроэнергия, теплоэнергия, капитальный ремонт, ремонт, ФОТ, проезд в отпуск, отчисления от ФОТ, амортизация ОС, другие затраты – аренда, в тч арендная плата по ОС, страхование, агентское и комиссионное вознаграждение, подписка, представительские расходы, спецодежда, охрана труда и ТБ, подготовка кадров, командировочные расходы, налоги, включенные в себестоимость – плата за землю, плата за загрязнение окружающей среды, информационно-вычислительное обслуживание, вневедомственная охрана, охрана природы, лицензия, услуги нотариуса и юридических организаций, расходы на рекламу, услуги связи, услуги стандартизации, экспертиза безопасности, консультационные услуги, проез работников до места работы, прочие затраты – теплоснабжение, водоотведение, вывоз мусора, горячая, холодная вода, общехозяйственные расходы – 20% от прямых затрат, оплата за ПСО и хранение; необходимая прибыль; рентабельность 10%.

Таким образом, ССН включает расходы на содержание нефтебазы и транспортные расходы с нефтебазы до АЗС.

Приказом №55 от 29.12.2009 (в ред. приказа №87 от 02.10.2014) Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) установлена максимальная торговая надбавка к ценам на нефтепродукты, реализуемые через АЗС на территории Республики Саха (Якутия), за исключением Алданского района и г. Нерюнгри, в размере 2241,6 рублей за тонну без НДС.

Расчет ТН на нефтепродукты, реализуемые через АЗС включает следующие статьи: материальные затраты – сырьё и материалы, электроэнергия, ремонт, ФОТ, проезд в отпуск, отчисления от ФОТ, амортизация основных средств; другие затраты – арендная плата за землю, страхование, спецодежда, охрана труда и ТБ, подготовка кадров, командировочные расходы, расходы на рекламу, услуги связи, услуги стандартизации, производственные затраты, прочие затраты; общехозяйственные расходы – 20% от прямых затрат; необходимую прибыль; рентабельность 10%.

Таким образом, ТН включает расходы на содержание АЗС.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 №68, Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха (Якутия). При осуществлении своей деятельности ГКЦ РС (Я) обеспечивает приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках на территории Республики Саха (Якутия).

В соответствии с пунктом 2 Приказа №55 от 29.12.2009 (в ред. Приказа №87 от 02.10.2014) установленная пунктом 1 настоящего приказа предельная максимальная торговая надбавка учитывает затраты на содержание автозаправочной станции и транспортные расходы с нефтебазы до АЗС и применяется хозяйствующими субъектами всех форм собственности, кроме ОАО «Саханефтегазсбыт», ОАО НК «Туймаада-нефть» и индивидуальных предпринимателей.

На рассмотрении дела №02-30/18А, состоявшемся 05.03.2019, на вопрос Комиссии относительно структуры установленных цен на отпускаемые товары на участке нефтебазы ГУП «ЖКХ РС (Я)» в пгт. Тикси, действующих на момент обращения администрации МО «Булунский улус (район) Республики Саха (Якутия)», а именно: Регуляр 92 - 68,75 руб./литр, дизельное топливо «Арктика» - 76,46 руб./литр, дизельное топливо «Зимнее» - 73,22 руб./литр представитель Ответчика "   " пояснил, что расчет цены, представленный ГУП «ЖКХ РС(Я)», имеет следующую структуру: цена закупа, доставка, снабженческо-сбытовая надбавка, торговая надбавка, % за кредит, итого, за 1 л. Указанная структура расчета цены применяется ГУП «ЖКХ РС(Я)» при установлении цены на Регуляр 92, дизельное топливо «Арктика», дизельное топливо «Зимнее». При этом «доставка» представляет собой транспортные расходы по доставке нефтепродуктов от нефтебазы до АЗС.

На вопрос Комиссии относительно осуществляемой ГУП «ЖКХ РС(Я)» транспортировки моторного топлива на участке нефтебазы ГУП «ЖКХ РС (Я)» в пгт. Тикси представитель Ответчика указал, что моторное топливо перевозится от резервуара нефтебазы до АЗС, принадлежащих ГУП «ЖКХ РС(Я)».

На вопрос Комиссии как именно рассчитывается значение торговой надбавки на 1 литр, указанное ГУП «ЖКХ РС(Я)» в расчете затрат Регуляр 92 (АИ 92) за период 01.07.2018-31.12.2018, а именно:

Цена закупа                                         55,08 руб.

Торговая надбавка                            1,76 руб.

Снабженческо-сбытовая надбавка    1,44 руб.

Доставка                                               5,21 руб.

% за кредит                                          0,69 руб.

Итого за 1 л.                                         64,19 руб.

Итого за 1 л. с НДС                             75,74 руб.

представитель Ответчика пояснил, что торговая надбавка рассчитывается по формуле 2241,6/1,271/1000, где:

2241,6 –максимальная торговая надбавка, руб./тн (без НДС) к ценам на нефтепродукты, реализуемые через АЗС на территории Республики Саха (Якутия), за исключением Алданского района и г. Нерюнгри, установленная в соответствии с пунктом 1 приказа Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) №55 от 29.12.2009 (в ред. №87 от 02.10.2014);

1,271 – среднегодовой переводной коэффициент по Республике Саха (Якутия), установленный приказом ОАО «Саханефтегазсбыт» от 28.04.2014 №267 в целях приведения в соответствие остатков нефтепродуктов чужой собственности при отпуске на АЗС для расчета цены реализации на нефтепродукты АО «Саханефтегазсбыт»;

1000 – число для перевода стоимости за 1 тонну на 1 л.

Цена закупа состоит из закупочной цены у поставщика с учетом транспортировки нефтепродуктов до пгт. Тикси в резервуары ГУП «ЖКХ РС (Я)» по договорам купли-продажи с АО «Саханефтегазсбыт» №ХС/НП 10 от 18.01.2016, №ХС/НП от 01.01.2016, №ХС/НП 18 от 17.01.2017;

ССН – снабженческо-сбытовая надбавка, установленная Приказом №54 от 29.12.2009 ГКЦ РС (Я) к ценам поставщиков;

Доставка – транспортные расходы ГУП «ЖКХ РС (Я)» от нефтебазы до АЗС, оба объекта принадлежат ГУП «ЖКХ РС(Я)» (адрес: п. Тикси, ул. Морская, 1 б);

ТН-торговая надбавка, установленная приказом ГКЦ РС (Я) №55 от 29.12.2009;

Проценты за кредит – проценты, уплачиваемые ГУП «ЖКХ РС(Я)» по вышеуказанным договорам купли-продажи с АО «Саханефтегазсбыт» при закупе нефтепродуктов.

На вопрос Комиссии почему при расчете цен на нефтепродукты, отпускаемые на участке нефтебазы ГУП «ЖКХ РС (Я)» в п. Тикси, а именно Регуляр 92, дизельное топливо «Арктика», дизельное топливо «Зимнее» в цену включены затраты на доставку, в то время как в соответствии с пунктом 2 приказа Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) №55 от 29.12.2009 (в ред.№87 от 02.10.2014) установленная пунктом 1 настоящего приказа предельная максимальная торговая надбавка учитывает затраты на содержание автозаправочной станции и транспортные расходы с нефтебазы до АЗС и применяется хозяйствующими субъектами всех форм собственности, кроме ОАО «Саханефтегазсбыт», ОАО «НК «Туймаада-Нефть», представители Ответчика пояснения не дали.

В ходе рассмотрения 10.04.2019 дела №02-30/18А Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив материалы дела, установила признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в следующих действиях ГУП «ЖКХ РС (Я)» - установление розничных цен реализации нефтепродуктов с включением транспортных расходов по доставке от нефтебазы до АЗС в периоды:

Цены на реализуемое топливо, утвержденные ГУП «ЖКХ РС(Я)» в виде калькуляций.

Цены на реализуемое топливо, утвержденные ГУП «ЖКХ РС(Я)» в виде калькуляций.

АИ-92

Статья расхода

Период

01.06.2016-31.01.2017

Период

01.02.2017-31.05.2017

Период

01.06.2017-31.12.2017

Период

01.01.2018-30.06.2018

Период

01.01.2019-14.02.2019

Период

15.02.2019-31.03.2019

Цена закупа

42,15

45,10

45,10

48,44

55,08

55,08

Торговая надбавка

1,93

1,93

1,93

1,91

1,76

1,76

Снабженческо-сбытовая надбавка

1,58

1,58

1,58

1,56

1,44

1,44

Доставка

4,93

5,39

5,39

8,74

5,21

5,21

% за кредит

3,18

3,41

3,41

1,39

0,69

0,69

Итого, за литр

53,77

57,4

57,4

62,05

64,19

64,19

Итого, за литр, с НДС

63,45

67,73

67,73

73,22

75,74

77,03

Дизельное топливо марки «Арктика»

Статья расхода

Период

01.06.2016-31.01.2017

Период

01.02.2017-31.05.2017

Период

01.06.2017-31.12.2017

Период

01.01.2018-30.06.2018

Период

01.01.2019-14.02.2019

Период

15.02.2019-31.03.2019

Цена закупа

43,93

48,39

47,12

49,98

55,12

55,12

Торговая надбавка

1,93

1,93        

1,93

1,89

1,89

1,89

Снабженческо-сбытовая надбавка

1,58

1,58

1,58

1,54

1,54

1,54

Доставка

7,69

8,53

8,53

10,51

11,86

11,86

% за кредит

0,84

1,02

0,73

0,88

0,97

0,97

Итого, за литр

55,96

61,44

59,88

64,80

71,38

71,38

Итого, за литр, с НДС

66,03

72,50

70,66

76,46

84,22

84,22

Дизельное топливо марки «Зимнее»

Статья расхода

Период

01.06.2016-31.01.2017

Период

01.02.2017-31.05.2017

Период

01.06.2017-31.12.2017

Период

01.01.2018-30.06.2018

Период

01.01.2019-14.02.2019

Период

15.02.2019-31.03.2019

Цена закупа

42,15

45,10

45,10

48,44

53,42

53,42

Торговая надбавка

1,93

1,93        

1,93

1,91

1,91

1,91

Снабженческо-сбытовая надбавка

1,58

1,58

1,58

1,56

1,56

1,56

Доставка

4,93

5,39

5,39

8,74

9,91

9,91

% за кредит

3,18

3,41

3,41

1,39

1,54

1,54

Итого, за литр

53,77

57,40

57,46

62,05

68,34

68,34

Итого, за литр, с НДС

63,45

67,73

67,73

73,22

80,65

82,01

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России установила, что в период с 01.06.2016 по 31.03.2019 ГУП «ЖКХ РС (Я)» включает в розничную цену реализации нефтепродуктов транспортные расходы по доставке топлива с нефтебазы до АЗС.

В письме от 20.03.2019 №03-1131/7.11 ГУП «ЖКХ РС(Я)» в числе прочего указало, что установленная пунктом 1 приказа ГКЦ РЭК РС (Я) от 29.12.2019 № 55 максимальная торговая надбавка не изменялась с 2009 года. За это время расходы предприятия значительно возросли и торговая надбавка не покрывает транспортные расходы и сбытовые затраты ГУП «ЖКХ РС(Я)». Для устранения имеющейся диспропорции и учитываются дополнительные расходы по доставке топлива, куда входит содержание автомобильного транспорта, осуществляющего доставку топлива от нефтебазы до АЗС. Также, в данном письме указано, что реализация моторного топлива через АЗС является для ГУП «ЖКХ РС(Я)» является непрофильным видом деятельности и предприятие вынуждено осуществлять данный вид деятельности по решению Правительства Республики Саха (Якутия).

Комиссия Якутского УФАС России отклонила данный довод Ответчика по следующим основаниям.

Самостоятельное определение (без обращения в установленном порядке в регулирующий орган) регулируемых государством цен (тарифов, расценок, надбавок и т.п.) хозяйствующим субъектом приводит или может привести к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия), утвержденном постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 №468 государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха (Якутия) осуществляет Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия).

Согласно пункта 2.1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.2005 №381 «О методических рекомендаций по формированию цен и тарифов» уполномоченному органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по регулированию цен и тарифов, органам местного самоуправления при выполнении функций по государственному регулированию цен и тарифов, переданных им в установленном порядке, и организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулируемую деятельность, руководствоваться принятыми, согласно приложению №1, Методическими рекомендациями по формированию цен и тарифов при формировании подлежащих государственному регулированию цен и тарифов.

Согласно пункта 2.4 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.2005 №381 «О методических рекомендаций по формированию цен и тарифов» всем организациям и индивидуальным предпринимателям руководствоваться принятыми, согласно приложению №1, Методическими рекомендациями по формированию цен и тарифов при свободном формировании цен и тарифов, надбавок и наценок на продукцию, товары и услуги и при согласовании цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, поставляемые для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, в компетенцию ГКЦ РС (Я) входит государственное регулирование цен и тарифов, а также контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха (Якутия). Также, организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, надлежит руководствоваться Методическими рекомендациями по формированию цен и тарифов, утвержденными постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.2005 №381.

На рассмотрении дела №02-30/18А, состоявшемся 18.04.2019, представитель ГУП «ЖКХ РС(Я)» указал, что отсутствует запрет на применение других обоснованных расходов при формировании цены. Так, включение процентов за кредит в цену реализации не противоречит требованиям законодательства.

Комиссия Якутского УФАС России отклонила указанные доводы по следующим основаниям.

Проценты за кредит, которые учитываются ГУП «ЖКХ РС (Я)» в розничной стоимости нефтепродуктов, реализуемых через АЗС – это проценты за кредит, которые включены в закупочную цену нефтепродуктов, следовательно входят в закупочную стоимость нефтепродуктов по договорам купли-продажи с АО «Саханефтегазсбыт» №ХС/НП 10 от 18.01.2016, №ХС/НП от 01.01.2016, №ХС/НП 18 от 17.01.2017.

Согласно пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в этой норме последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

На основании Аналитического отчёта установления доминирующего положения ГУП «ЖКХ РС (Я)» на розничном рынке автомобильных бензинов на АЗС в пгт. Тикси Булунского района, составленного в соответствии с требованиями, установленными приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке», определено следующее:

а) временной интервал исследования - 01.06.2016-31.03.2019;

б) продуктовые границы товарного рынка – автомобильные бензины марки АИ 92 (Регуляр 92) (марки бензинов с октановым числом 83 по моторному методу и 92 по исследовательскому методу);

в) географические границы товарного рынка – территория Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия);

г) состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов - Государственное унитарное предприятие «Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)»;

д) доля хозяйствующего субъекта на рынке – 100%;

е) уровень концентрации товарного рынка – высокий;

ж) барьеры входа на товарный рынок – не преодолимы;

з) установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта - Государственное унитарное предприятие «Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» занимает доминирующее положение на розничном рынке автомобильных бензинов в Булунском районе Республики Саха (Якутия);

и) Государственное унитарное предприятие «Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» занимает доминирующее положение на рынке розничной торговли автомобильными бензинами марки АИ 92 (Регуляр 92) (марки бензинов с октановым числом 83 по моторному методу и 92 по исследовательскому методу) в географических границах Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в период с 01.06.2016-31.03.2019.

На основании Аналитического отчёта установления доминирующего положения ГУП «ЖКХ РС (Я)» на розничном рынке дизельного топлива на АЗС в пгт. Тикси Булунского района, составленного в соответствии с требованиями, установленными приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке», определено следующее:

а) временной интервал исследования - 01.06.2016-31.03.2019;

б) продуктовые границы товарного рынка – дизельное топливо;

в) географические границы товарного рынка – территория Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия);

г) состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов - Государственное унитарное предприятие «Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)»;

д) доля хозяйствующего субъекта на рынке – 100%;

е) уровень концентрации товарного рынка – высокий;

ж) барьеры входа на товарный рынок – не преодолимы;

з) установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта - Государственное унитарное предприятие «Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» занимает доминирующее положение на розничном рынке дизельного топлива в Булунском районе Республики Саха (Якутия);

и) Государственное унитарное предприятие «Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» занимает доминирующее положение на рынке розничной торговли дизельным топливом в географических границах Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в период с 01.06.2016-31.03.2019.

Таким образом, Якутским УФАС России в действиях ГУП «ЖКХ РС(Я)» установлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на нефтепродукты, реализуемые через АЗС в пгт. Тикси Булунского района Республики Саха (Якутия), путем включения в розничную цену реализации нефтепродуктов транспортных расходов по доставке нефтепродуктов от нефтебазы до АЗС.

На основании материалов дела № 02-30/18А о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении действиях ГУП «ЖКХ РС(Я)» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, руководствуясь статьёй 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Якутского УФАС России 19.04.2019 вынесла заключение об обстоятельствах дела. Заключение об обстоятельствах дела получено ГУП «ЖКХ РС(Я)» 25.04.2019 вх. №2454 (далее – Заключение).

На Заключение ГУП «ЖКХ РС(Я)» представлено следующее пояснение (исх.№833/2019 от 14.05.2019, вх.№4406 от 14.05.2019):

Стоимость реализуемого ГСМ складывается из: цены закупа, доставки, снабженческо-сбытовой надбавки, торговой надбавки, процентов за кредит. При этом в «доставку» включены иные расходы предприятия, связанные именно с доставкой топлива: зачистка дороги в период ухудшения погодных условий в п. Тикси (пурга, метель), содержание гаража, технологические потери, не включённые в состав снабженческо-сбытовой и торговой надбавок, утверждённых Приказами Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) №№54, 55 от 29.12.2009. Данное обстоятельство Комиссией не исследовано. Кроме того, нормативно-правовые акты, применяемые в сфере регулирования, не содержат запрещающих норм по включению в себестоимость цены иные обоснованные расходы предприятия, не включенные в состав предельных надбавок.

Комиссия Якутского УФАС России изучив материалы дела и доказательства отклонила их по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия), утвержденном постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 №468 государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха (Якутия) осуществляет Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия).

Таким образом, в компетенцию ГКЦ РС (Я) входит государственное регулирование цен и тарифов, а также контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха (Якутия). Также, организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, надлежит руководствоваться Методическими рекомендациями по формированию цен и тарифов, утвержденными постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.2005 №381.

Самостоятельное определение (без обращения в установленном порядке в регулирующий орган) регулируемых государством цен (тарифов, расценок, надбавок и т.п.) хозяйствующим субъектом приводит или может привести к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Проценты за кредит, которые учитываются ГУП «ЖКХ РС (Я)» в розничной стоимости нефтепродуктов, реализуемых через АЗС – это проценты за кредит, которые включены в закупочную цену нефтепродуктов, следовательно входят в закупочную стоимость нефтепродуктов по договорам купли-продажи с АО «Саханефтегазсбыт» №ХС/НП 10 от 18.01.2016, №ХС/НП от 01.01.2016, №ХС/НП 18 от 17.01.2017.

На рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, состоявшемся 16.05.2019, на вопрос члена Комиссии о действующей в настоящее время структуре цен на бензин и дизельное топливо, реализуемое с АЗС в п. Тикси представитель ГУП «ЖКХ РС (Я)» пояснил, что структура указанных цен не изменилась, т.е. включает в себя цену закупа, торговую надбавку, снабженческо-сбытовую надбавку, доставку от нефтебазы до АЗС, проценты за кредит.

Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства выслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные документы, доказательства установила, что действия Государственного унитарного предприятия «Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» по включению в цену реализуемых с АЗС бензина и дизельного топлива транспортных расходов по доставке с нефтебазы до АЗС является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, результатом которых является ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Государственное унитарное предприятие «Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» нарушившим часть пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Государственному унитарному предприятию «Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Передать материалы должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

         Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны