Решение б/н РЕШЕНИЕ № 02-01/10/12-2015 от 4 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 02-01/10/12-2015

22 июля  2015 года                                                                                             г. Салехард

 

Решение изготовлено в полном объеме 24 июля 2015 года.

 

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...>;

при участии:

представителей Ответчика – ОАО «Северная энергетическая компания» заявителя Рединой Татьяны Валерьевны по доверенности № Дв-СК-2014-1338 от 31.12.2014 года и Дубровского Валерия Валентиновича  представителя по доверенности № Дв-СК-2014-1337 от 31.12.2014

представителей  ГУ ЯНАО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» <...>  по доверенности от 24.03.2015 года исх. № 21 и Сафонова Валерия Григорьевича по доверенности от 04 марта 2015 года исх. № 6

 рассмотрев материалы дела № 02-01/10/12-2015 в отношении ОАО «Северная энергетическая компания» (г. Ноябрьск, территория Юго – Восточный промузел, панель 9 «б»; 629800), возбужденного по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании Покупателю электрической энергии – ГУ ЯНАО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» условий по расчету и уплате недоуточненной электрической энергии противоречащих пп.4.17, 4.11 Договора электрической энергии № 2775/232 от 09.12.2013,

у с т а н о в и л а:

Основанием для возбуждения дела № 02-01/10/12-2015 явилось заявление  ГУ  ЯНАО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (ул. Броднева, дом 15, г. Салехард, ЯНАО, 629001, ИНН 8901022910).

09.12.2013 между АОА «Северная энергетическая компания» (далее – гарантирующий поставщик) и ГУ  ЯНАО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»  (далее - потребитель) был заключен договор электроснабжения № 2775/232.

Предмет договора заключался в следующем, «Гарантирующий поставщик обязуется поставлять Потребителю через присоединенные электрические сети ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск» (далее - Сетевая организация) электрическую энергию мощность в пределах максимальной мощности в точках поставки, урегулировать отношения по передаче приобретаемого на рынках объема электрической энергии мощности, оказывать Потребителю иные услуги, неразрывно связанные с процессом поставки электрической энергии, а Потребитель обязуется принимать электрическую энергию (мощность), оплачивать оказанные ему услуги на расчетный счет Гарантирующего поставщика, в объемах, сроки и на условиях, определяемых настоящим договором».

В установленные сроки Договором и.о. директора Ноябрьского филиала ГУ ЯНАО «МФЦ» снимались показания счетчика электроэнергии и направлялись Гарантирующему поставщику для начисления оплаты за услугу. Так, 25.11.2014 года были сняты и направлены Гарантирующему поставщику показания: по счетчику № 1 -0197 кВт.час, а по счетчику № 2 - 052 кВт.час.

В соответствии со снятыми показаниями приборов учета была произведена оплата Потребителем электрической энергии по состоянию на 30.11.2014 (акт № 00013882 и счет-фактура № Э0026194).

По истечении месяца показания остались прежними. Письмом 27.01.2015 исх. № 4 Гарантирующий поставщик был извещен о необходимости проверить приборы учета, установленные в здании по адресу ул. Советская 73, г. Ноябрьск.

Обследование, проведенное Гарантирующим поставщиком 28.01.2015 г., показало, что недоучет электроэнергии образовался по причине закорачивания вторичных цепей трансформаторов тока в клемной колодке, в результате чего трансформаторы тока недоучитывали 100% нагрузки, т.е. неисправности приборов учета не по вине Потребителя.

При проведении Гарантирующим поставщиком 28.01.2015 проверки технического состояния приборов учета электроэнергии установлено, что пользование электрической энергией осуществляется с неисправным прибором учета (трансформаторы тока не учитывают нагрузку). Об этом нарушении составлен акт, который подписан был представителем Гарантирующего поставщика. В акте от 28.01.2015 указано, что недоучет электроэнергии составил 64 542,69 кВт. час. и ориентировочная сумма к оплате в размере 255 633,06 руб. При этом в акте за основу был взят расчётный период за 6 дней с 28.01.2015 г. по 04.02.2015, что повлекло за собой ошибку при исчислении и причинение ущерба Потребителю связанного с излишне выплаченной суммы денежных средств за недоучтенную электроэнергию.

Потребитель с расчетами данного акта не согласен ввиду следующего:

1. Некорректной является дата начала потребления Потребителем не учитываемого объема электрической энергии - 01.11.2014, которая указана Гарантирующим поставщиком в Акте, поскольку в течение ноября месяца расчетные прибора учета в здании функционировали исправно, представитель Потребителя снимал с данных приборов показания и в установленном порядке сообщал о них Гарантирующему поставщику, что явилось основанием для предъявления последним Потребителю для подписания и оплаты акт № 00013882 от 30.11.2014 и счет-фактура Э0026194 от 30.11.2014 (за ноябрь 2014 года).

Вышеизложенное подтверждается тем, что новые приборы учета электрической энергии были допущены  в эксплуатацию  31.10.2014, что по мнению Потребителя подтверждает их исправность.

Следовательно, п. 4.17 Договора объем без учётного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, по формулам (2), (3), (4) п. 4.11 Договора, т.е. исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии таких данных - на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены.

Исходя из раздела 2 и п. 4.7. Договора расчетным периодом является месяц. Ближайшим полным расчетным периодом по Договору, начиная с момента, когда новые расчетные приборы учета в здании Потребителя были допущены в эксплуатацию (31.10.2014) и до даты начала периода без учётного потребления, является ноябрь месяц 2014 года. Поэтому для определения объема и стоимости неучтенного объема потребленной электрической энергии Гарантирующий поставщик должен был использовать значения среднесуточного потребления электрической энергии, исчисленные исходя из объема электрической энергии, потребленной Потребителем за ноябрь 2014 года.

2. Несмотря на предусмотренный договором порядок исчисления недоучтенной электрической энергии, Гарантирующий поставщик поставил в известность Потребителя о том, что расчет был произведен не на основании п.4.17 Договора, а на основании пункта 195 главы 10 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Между тем, на сегодняшний день отсутствует нормативно правовая база в методах расчета количества неучтенной потребленной электрической энергии, поэтому расчет должен быть определен Договором энергоснабжения или согласован Потребителем с сетевой организацией в соответствии с п. 148 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. Истцом не было осуществлено согласование расчета с ответчиком в соответствии с п. 148 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, а поэтому Гарантирующий поставщик, при проведении расчета, должен был руководствоваться требованиями п.4.17 Договора.

Кроме того, согласно п. 179 Основных положений в случае неисправности прибора учета определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 Основных положений для случая не предоставления показаний прибора учета в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 166 Основных положений в случае непредставления потребителем показаний расчетного прибора учета в установленные сроки и при отсутствии контрольного прибора учета: для 1 -го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, - также и почасовые объемы потребления электрической энергии, определяются исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены.

Ближайшим расчетным периодом, когда такие показания были предоставлены, является ноябрь месяц 2014 года, а за аналогичный расчетный период предыдущего года данных не имеется.

В нарушение указанных требований законодательства Гарантирующим поставщиком был произведен расчет на основании пункта 195 Основных положений.

Не оспаривая необходимость оплаты недоучтенной электрической энергии в здании, принадлежащем Потребителю на праве оперативного управления, в силу требований п. 2.10 Договора электроснабжения № 2775/232 от 09.12.2013 и Основных положений, полагает, что расчет объема недоучтенной электрической энергии в акте является некорректным, поскольку в его основу положены значения среднесуточного потребления электрической энергии, исчисленные за период с 28.01.2015 по 06.02.2015.

Гарантирующий поставщик письмом от 19 марта 2015 года № 15-558 уведомил Потребителя о введении режима ограничения, в случае неоплаты образовавшейся задолженности за электроэнергию согласно счетов фактур, актов объема потребления электрической энергии (мощности) оказанных услуг за январь, февраль и счету на авансовый платеж за март 2015 года на сумму 74 619.72 руб. (январь - 34 134,78 руб., февраль - 31 141,80 руб. и аванс за март - 9 343,14 руб.), а также счета на оплату выставленного на основании Акта о неучтенной электрической энергии в сумме 255 633,06 руб., а в противном случае отключат электроэнергию.

Опасаясь отключения электроэнергии Потребитель оплатил Гарантирующему поставщику платежным поручением от 27.03.2015 по счету от 19.02.2015 № 107 и акту о недоучтенной электроэнергии от 28.01.2015 г. -255 63306 рублей.

Кроме того, ОАО «Северная энергетическая компания» не согласно с доводами ГУ ЯНАО «МФЦ» в виду следующего:

расчет периода произведен согласно абзаца 3 пункта 4.17 договоров  электроснабжения с даты предшествующей контрольной проверки приборов учета, а именно с 01.11.2014 (акт предыдущей проверки прибора учета от 31.10.2014), до даты выявления безучетного потребления электроэнергии 28.01.2015 г. за 89 дней. После обращения  ГУ «МФЦ» с заявлением о перерасчете суммы недоученной электроэнергии ввиду того, что ремонтные работы на период с 01.12.2014 по 15.01.2015 г. на объекте потребителя были приостановлены, Общество произвело перерасчет. Таким образом, период в расчете стоимости безучетного потребления составил 43 дня;

В соответствии с условиями абзаца 1 пункта 4.17 договора, объем безученого потребления электроэнергии определяется расчетным способом, по формулам 2,3 и 4 пункта 4.11 договора. Согласно условий п. 4.11 формулы 2 и 3 применяются при условии отсутствия в договоре электроснабжения с потребителем данных о величине максимальной мощности. А формула 4  применяется для потребителей, в расчетах с которыми используется ставка за мощность. В договоре электроснабжения предусмотрена максимальная мощность (70 кВт), следовательно применение к данному случаю формул 2,3 будет противоречить условиям договора, кроме того в расчетах с ГУ «МФЦ» не используется ставка на мощность, следовательно формула 4 так же не может быть применена к настоящему расчету. Согласно п. 195 Постановления Правительства № 442 от 04.05.2012 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частном ограничении режима потребления электрической энергии» объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, и именно такой расчет был применен потребителю ГУ «МФЦ».

Таким образом, ОАО «Северная энергетическая компания», при определении стоимости безучетного потребления электроэнергии, не преследовало целей привлечения потребителя к ответственности в виде максимальных штрафных санкций, а учитывая все вышеизложенные обстоятельства, приняла к расчету объем безучетного потребления электроэнергии, максимально близкий к фактически потребленному ГУ «МФЦ»  объему, рассчитанному по среднесуточному потреблению на основании приведенных контрольных замеров показаний приборов учета.

Согласно внесенным изменениям в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, вступивших в законную силу 15.03.2015 при рассмотрении дел по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке должен включать следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

в) определение географических границ товарного рынка.

Предметом договора электроснабжения № 2775/232 от 09.12.2013 заключенного между ОАО «СЭК» и ГУ ЯНАО «МФЦ», является поставка электрической энергии Потребителю, посредством электрических сетей принадлежащих ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск», так же согласно п. 2.6 Договора установлено, что расчет за электрическую энергию по договору энергоснабжения осуществляется с учетом того, что стоимость электрической энергии по договору включает стоимость  объема покупки электрической энергии, стоимость услуги по передаче, электрической энергии, сбытовую надбавку, а так же стоимость иных услуг, оказание которых, является неотъемлемой частью, процесса поставки электрической энергии Потребителю.

Статья 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относит деятельность по передаче электрической энергии к естественно-монопольным видам деятельности.

В соответствии с требованиями Порядка № 220, отделом антимонопольного контроля и рекламы бал проведен обзор состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации электрической энергии на территории МО г. Ноябрьск за 2014 г.

Согласно полученным результатам, ОАО «Северная энергетическая компания» является единственным Гарантирующим поставщиком электрической энергии (мощности) на территории МО г. Ноябрьск, осуществляющим реализацию электрической энергии конечным Потребителя.

Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

 Согласно п. 195 Постановления Правительства № 442 от 04.05.2012 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частном ограничении режива потребления электрической энергии» объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, и именно такой расчет был применен потребителю ГУ «МФЦ» объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу.

При этом в отношении потребителя, при осуществлении расчетов за электрическую энергию с которым используется ставка за мощность, помимо объема безучетного потребления электрической энергии также определяется величина мощности, приобретаемой по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), и величина мощности, оплачиваемой в части услуг по передаче электрической энергии, исходя из почасовых объемов потребления электрической энергии, определяемых в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу.

Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности).

С даты составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии объем потребления электрической энергии (мощности) и объем оказанных услуг по передаче электрической энергии определяются в порядке, предусмотренном требованиями пункта 166 настоящего документа к расчету объемов потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии для случая не предоставления показаний прибора учета в установленные сроки начиная с 3-го расчетного периода.

Согласно  п. 4.17 договора электроснабжения № 2775 от 24.12.2014 года заключенным между  ООО «Северная энергетическая компания» и ГУ ЯНАО «Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг»  объем безученого потребления электроэнергии определяется расчетным способом, по формулам 2, 3 и 4 пункта 4.11 договора. При этом в отношении потребителя, при осуществлении расчетов за электрическую энергию с которым используется ставка за мощность, помимо  объема безучетного потребления электрической энергии также определяется величина мощности, приобретаемой по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), и величина мощности, оплачиваемой в части услуг по передаче электрической энергии, исходя из почасовых объемов потребления электрической энергии, определяемой по формуле 4 п. 4.11 настоящего договора. Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета  до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучетном потреблении электрической энергии. Стоимость электрической энергии в определяемом в соответствии с настоящим пунктом объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком  в выставляемый потребителю счет на оплату стоимости электрической энергии, за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучетном потреблении электрической энергии. Указанный учет будет содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающим продажу электрической энергии. С даты составления акта о неучетном потреблении электрической энергии объем потребления электрической энергии и объем оказанных услуг по передаче электрической энергии определяются в порядке, предусмотренном п. 4.10 и п. 4.11 настоящего договора, для случая не предоставления показаний прибора учета с 3-го расчетного периода.

Учитывая, что ГУ ЯНАО «Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг» обратились с письменным заявлением о проведении проверки прибора учета электроэнергии, установленном на объекте потребителя – в здании расположенном по адресу: г. Ноябрьск, ул. Советская, дом 73, в адрес ООО «Северная энергетическая компания»  27.01.2015 года, ООО «Северная энергетическая компания» 28.01.2015 года составлен Акт о недоучтенной электроэнергии, и направлен письмом исх. № 15-261 от 06.02.2015 года в адрес ГУ ЯНАО «МФЦ».

Кроме того, факт безучетного потребления электрической энергии был выявлен в январе 2015 года, в то время, когда вступил в юридическую силу договор электроснабжения № 2775 от 24.12.2014 года заключенный между ООО «Северная энергетическая компания» и ГУ ЯНАО «Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг».

Комиссия   в действиях ОАО «Северная энергетическая компания» не усматривает нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании Покупателю электрической энергии – ГУ ЯНАО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» условий по расчету и уплате недоуточненной электрической энергии противоречащих пп. 4.17, 4.11 Договора электрической энергии № 2775/232 от 09.12.2013.

 На основании вышеизложенного, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, руководствуясь частью 1 статьи 23, ст.ст. 39-41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Производство по делу № 02-01/10/12-2015, возбужденное в отношении ОАО «Северная энергетическая компания»  по признакам нарушения ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Передать материалы дела № 02-01/10/12-2015в УМВД России по ЯНАО для проведения проверкив Ноябрьском филиале ГУЯНАО «МФЦ» по факту недоучета электроэнергии, образовавшегося по причине закорачивания вторичных цепей трансформаторов тока в клемной колодке, в результате чего трансформаторы тока недоучитывали 100% нагрузки, т.е. неисправности приборов учета, хищение электроэнергии у гарантирующего поставщика.

 

В соответствии с частью 1 статьи  51.2 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных настоящей статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания.

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

 

Председатель Комиссии

Члены комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны