Решение б/н РЕШЕНИЕ № 02-01/10/13-2015 от 13 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 02-01/10/13-2015

12 августа 2015 года                                                                                             г. Салехард

                                       

Резолютивная часть решения оглашена 12.08.2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 19.08.2015 года.

 

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...>

 

при участии:

<...>

рассмотрев материалы дела № 02-01/10/13-2015, АО «Распределительная сетевая компания Ямала» (ул. Республики, д. 73, г. Салехард, 629008, ИНН 8901008899), МУП «Муравленковское предприятие городских электрических сетей» (ул. Нефтяников, д. 26, г. Муравленко, 629601, ИНН 8906000460) части 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении п. 2 постановления Правительства РФ от 24.12.2014 № 1465 «Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени», посредством навязывания гарантирующему поставщику электрической энергии – ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» заключения возмездного договора на перепрограммирование приборов учета электрической энергии,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило заявление ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» относительно действий АО «РСК Ямал» и МУП «Муравленковское предприятие городских электрических сетей», содержащие признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Из жалобы установлено.

Для корректного определения объемов потребленной электроэнергии, дифференцировано по времени (зонам) суток, возникла необходимость в перепрограммировании многотарифных (интервальных) приборов учета электрической энергии, установленных у потребителей.

При этом, наряду с необходимостью выполнения перепрограммирования указанных приборов учета, в законодательстве РФ возникла неопределенность в понимании вопроса о том, обязаны ли потребители электроэнергии проводить эти мероприятия за свой счет или нет, а также в определении лиц, на которых непосредственно лежит обязанность по перепрограммированию.

Правительством РФ было принято постановление от 24.12.2014 № 1465 «Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени» (далее – Постановление Правительства РФ № 1465).

В Постановлении указано, что перепрограммирование обеспечивают исполнители коммунальной услуги по электроснабжению. Перепрограммирование осуществляется без взимания платы с потребителей. Затраты на осуществление действий по перепрограммированию, понесенные в период начиная со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени», но не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления, учитываются при определении регулируемых цен (тарифов) в установленном порядке.

При этом, в письме от 30.12.2014 № КА/55100/14 «О рассмотрении обращения по вопросу осуществления перепрограммирования приборов учета электрической энергии» ФАС России сообщила всем заинтересованным лицам о том, что в соответствии с положениями Постановления № 1465 действия по перепрограммированию выполняются без взимания платы с потребителей не только гарантирующими поставщиками, но и исполнителями коммунальных услуг, а также территориальными сетевыми организациями.

Пункт 7 «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования) также был дополнен абзацем следующего содержания: «При установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, регулирующие органы включают в необходимую валовую выручку понесенные расходы на осуществление действий по коррекции времени встроенных часов приборов учета, обеспечивающих учет электрической энергии (мощности), потребляемой населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, в связи с изменением порядка исчисления времени, установления тарифных зон суток».

Учитывая вышеизложенное, исходя из вышеуказанных норм права однозначно следует то, что исполнителем перепрограммирования может и должно являться юридическое лицо, обладающее необходимыми материально-техническими и кадровыми составляющими, которыми обладают непосредственно сетевые организации, обслуживающие объекты электросетевого хозяйства, а также энергоснабжающие организации, совмещающие деятельность по продаже электрической энергии и ее передаче (например, на территории ЯНАО - МП «Салехардэнерго»), в том числе, обладающие статусом гарантирующего поставщика.

Вместе с тем, это не исключает (не снимает) обязанность гарантирующих поставщиков, которые не относятся к вышеуказанной категории лиц, обеспечить в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2014 № 1465 организацию перепрограммирования.

В этой связи, ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» (далее - ОАО «ТЭК»), как гарантирующий поставщик, письмом исх. № ИД011/39 от 02.03.2015 г. и исх. № 14/629 от 09.04.2015 обратилось соответственно в Муниципальное унитарное предприятие «Муравленковское предприятие городских электрических сетей» (далее - МУГ1 «МПГЭС») и АО «Распределительная сетевая компания Ямал» по вопросу осуществления перепрограммирования двухтарифных приборов учета электрической энергии, принадлежащих потребителям электроэнергии, энергопринимающие устройства которых имеют опосредованное присоединение к электросетевому хозяйству данной сетевой организации  и которые находятся на энергосбытовом обслуживании у ОАО «ТЭК».

Однако, МУП «МГЭС» (исх. №610/15 от 08.04.2015 г.) и  АО «Распределительная сетевая компания Ямал» (исх. № 01-04/33 от 16.03.2015) сообщили об отказе в проведении данных мероприятий, при этом указав на необходимость заключения возмездного договора оказания услуг.

По мнению ОАО «ТЭК», действия МУП «МПГЭС» и АО «Распределительная сетевая компания Ямал» являются незаконными в связи со следующим.

В соответствии с п. 70 Основ ценообразования потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из вариантов цены (тарифа): одноставочный тариф или тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток (двухставочный или трехставочный).

При этом выбор варианта цены (тарифа) производится потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) с даты, указанной в уведомлении, но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток.

Пунктом 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения) установлено, что обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска остановленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Согласно п. 146 Основных положений, собственники энергопринимающих устройств, на которых возложена обязанность по их оснащению приборами учетами, вправе при условии выполнения требований к порядку установки, замены и эксплуатации прибора учета привлекать на основании соответствующих гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Между тем, как предусмотрено п. 147 Основных положений, именно сетевая организация определяет требования к местам установки приборов учета, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета, определенные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

Пунктом 149 Основных положений установлено, что гарантирующий поставщик, в целях удовлетворения потребностей потребителя электрической энергии, намеревающегося демонтировать в целях замены, ремонта или поверки ранее установленный прибор учета, обязан направить полученную заявку в адрес сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующую бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства такого потребителя.

При этом, последующие действия производит сетевая организация, которая осуществляет снятие показаний прибора учета, осмотр состояния прибора учета и схемы его подключения.

В соответствии с абз. 3 п. 154 Основных положений контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.

Согласно п. 172 Основных положений проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета.

Положения п. 155 Основных положений обязывают собственника прибора учета обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета.

Вместе с тем, в целях информирования собственника прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета сетевая организация при проведении проверки прибора учета уведомляет собственника такого прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета (абз. 5 п. 155 Основных положений).

п. 150 Основных положений, которым установлено, что в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам.

Таким образом, действующее законодательство, в соответствии с которым осуществляется правовое регулирование в сфере оборота электрической энергии и повышения энергетической эффективности, наделяет особым статусом именно сетевые организации, как организации управляющее инфраструктурой, с использованием которой осуществляется бесперебойное энергоснабжение всех категорий потребителей электрической энергии.

Следовательно, сетевая организация, как специализированная организация, имеющая в своём штате квалифицированный персонал и необходимое оборудование для осуществления перепрограммирования приборов учета, не вправе отказать в выполнении таких мероприятий, по отношению к потребителям, в том числе, к потребителям, энергопринимающее оборудование которых имеет опосредованное присоединение к электросетевому хозяйству такой сетевой организации.

Отсутствие в штате ОАО «ТЭК» персонала, соответствующего специальным квалификационным требованиям, имеющих допуск к работе с электроустановками, а также отсутствие специального программно-аппаратного комплекса (оборудования), позволяющего осуществить комплекс мероприятий по перепрограммированию приборов учета, не позволяет ОАО «ТЭК» самостоятельно выполнить перепрограммирование приборов учета собственными силами.

В этой связи, ОАО «ТЭК» обеспечивает организацию перепрограммирования приборов учета путём приема заявлений от потребителей и направления в последующем этих заявлений в соответствующие сетевые организации.

При этом, согласно разъяснениям Региональной энергетической комиссии Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО (далее - РЭК) от 24.02.2015 г. (Приложение 3 к настоящей жалобе), обосновывающими материалами для подтверждения затрат при выполнении МУП «МПГЭС» перепрограммировании приборов учета является калькуляция на исполнение данной услуги, утверждённая руководителем организации и реестр приборов учета, подлежащих коррекции времени.

Таким образом, заключение договора ОАО «ТЭК» с МУП «МПГЭС» и АО «Распределительная сетевая компания Ямал» на оказание услуг по перепрограммированию приборов учета для подтверждения затрат в РЭК не требуется.

Наличие указанного договора также не требуется и для начала выполнения МУП «МПГЭС» и АО «Распределительная сетевая компания Ямал» соответствующих мероприятий по перепрограммированию приборов учета по заявкам ОАО «ТЭК», поскольку такая обязанность у МУП «МПГЭС» и АО «Распределительная сетевая компания Ямал» вытекает непосредственно из закона.

В этом смысле, ОАО «ТЭК» полагает, что МУП «МПГЭС» и  АО «Распределительная сетевая компания Ямал» необоснованно навязывают ОАО «ТЭК» заключение соответствующих договоров.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно внесенным изменениям в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, вступивших в законную силу 15.03.2015 при рассмотрении дел по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке должен включать следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях"; в) определение географических границ товарного рынка.

Статья 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относит деятельность по передаче электрической энергии к естественно-монопольным видам деятельности.

Между тем, неправомерные действия МУП «МПГЭС» и АО «Распределительная сетевая компания Ямал» происходят на рынке перепрограммирования приборов учета, который, является смежным с рынком по передаче электрической энергии.

Учитывая положения п. 7 Основ ценообразования, которые указывают, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, регулирующие органы включают в необходимую валовую выручку понесенные расходы на осуществление действий по коррекции времени встроенных часов приборов учета, обеспечивающих учет электрической энергии (мощности), потребляемой населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, в связи с изменением порядка исчисления времени, установления тарифных зон суток, указанные хозяйствующие субъекты на рынке естественной монополии по передаче электрической энергии имеют непосредственное прямое влияние на рынке перепрограммирования приборов учета ввиду технологически обусловленной связи приборов учета с сетями электроснабжения.

В соответствии с требованиями Порядка № 220, отделом антимонопольного контроля и рекламы был проведен обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче и распределении электрической энергии на территории МО г. Муравленко, МО Пуровский р-н за период с июля 2014 года по июнь 2015 года.

Согласно полученным результатам, МУП «МПГЭС» и АО «Распределительная сетевая компания Ямал» занимают доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределении электрической энергии на территории МО г. Муравленко и МО Пуровский район соответственно.

Обзор состояния конкуренции  на рынке услуг по передаче и распределении электрической энергии на территории МО г. Муравленко, МО Пуровский р-н за период с июля 2014 года по июнь 2015 года проведен отделом антимонопольного контроля и рекламы в соответствии с Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).

В соответствии с п. 1.3 Порядка, при рассмотрении дел по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке должен включать следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях"; в) определение географических границ товарного рынка.

Основание: 1. Заявления ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» исх. № ИД 009/177 от 26.05.2015 и исх. № ИД 009/184 от 28.05.2015.

Цель анализа:  Определение положения   МУП «Муравленковское предприятие городских электрических сетей» и АО «Распределительная сетевая компания Ямала» на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории МО г. Муравленко, МО Пуровский р-н за период с июля 2014 по июнь 2015. соответственно.

Основная часть.

1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.

Согласно ч.9 ст.5 Закона о защите конкуренции, временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Поскольку исследование носит ретроспективный характер, обзор рынка услуг по передаче и распределении электрической энергии на территории МО г. Муравленко, МО Пуровский р-н проводится за период с июля 2014 года по июнь 2015 года.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В соответствии с п. 3.1. Порядка, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Согласно п. 3.4. Порядка, предварительное определение товара проводится на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

Пунктами 3.5, 3.6 Порядка, установлено, что при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:

- функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;

- применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);

- качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;

- технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);

- цена;

- условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;

- иные характеристики.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем:

- экспертных оценок;

- анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

В случае отсутствия возможности установления точной классификационной позиции, соответствующей данному товару, рассматривается группировка классификационных позиций. При выявлении товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для товара, ввозимого на территорию Российской Федерации или вывозимого с территории Российской Федерации, может использоваться также товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, применяемая при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Статья 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относит деятельность по передаче электрической энергии к естественно-монопольным видам деятельности.

Исследуемым товаром, является услуга по передаче и распределению электрической энергии, то есть комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами.

Продуктовые границы исследуемого рынка определяются видами деятельности хозяйствующих субъектов на данном рынке, так  в соответствии  с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) в разделе  D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», в группе 35.13 указан вид деятельности «Распределение электроэнергии», который включает в себя: обеспечение работы распределяющей системы (т.е. системы, состоящей из линий, столбов, счетчиков и электропроводов), которая передает электроэнергию, полученную от генерирующего сооружения или системы передачи электроэнергии конечному потребителю, а так же подгруппа 35.12.1 вид деятельности «Передача электроэнергии».

Ввиду того, что электроэнергетическая сеть является совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории, исследуемый рынок услуг по передаче и распределении электрической энергии является целостным и неделимым.

Услуга по передаче и распределению электрической энергии не имеет на данном рынке заменителей (аналогичных услуг), данное обстоятельство обусловлено технологическим единством электроэнергетических сетей. 

3. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии ч п. 4.1. Порядка, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В процессе определения географических границ товарного рынка АО «РСК Ямала» установлено следующее.

21.11.2014 начальником Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района Медведевым А.Н. было выдано распоряжение № 2128-ДР «О  даче согласия МУП «Пуровские электрические сети» на передачу муниципального имущества Пуровского района в аренду и согласовании крупной сделки».

Пунктом 1 указанного Распоряжения установлено, согласовать МУП «Пуровские электрические сети» передачу в аренду, путем проведения аукциона, муниципального имущества Пуровского района, находящегося в хозяйственном ведении (на балансе) МУП «Пуровские электрические сети».

16.12.2014 Аукционная комиссия МУП «Пуровские электрические сети» провела процедуру рассмотрения заявок в аукционе № 221114/0270935/01 на право заключения договора аренды имущества (8 лотов), находящегося в муниципальной собственности, расположенного на территории ЯНАО Пуровский р-н, целевое назначение которого, является передача и распределение электроэнергии.

В соответствии с протоколом № 1, Аукционная комиссия МУП «Пуровские электрические сети» приняла решение о заключении договора аренды с единственным участником аукциона АО «РСК Ямала» по 8-ми лотам.

 Указанные в аукционной документации восемь лотов соответствуют территории Пуровского района:

Лот № 1 – г. Тарко-Сале;

Лот № 2 – п. Пуровск;

Лот № 3 – пгт. Уренгой;

Лот № 4 – п. Пурпе;

Лот № 5 – п. Сывдарма;

Лот № 6 – с. Халясавэй;

Лот № 7 – п. Ханымей;

Лот № 8 – д. Харампур.

Следовательно,  с начала 2015 года электрические сети, принадлежащие на праве собственности Администрации МО Пуровский р-н, переданы в аренду АО «РСК Ямала».

На основании изложенного, географические границы деятельности АО «РСК Ямала» по оказанию услуг  передачи и распределению электрической энергии соответствует территории МО Пуровский р-н.

В процессе определения географических границ товарного рынка МУП «Муравленковское предприятие городских электрических сетей» установлено следующее.

30.06.2015 МУП «Муравленковское предприятие городских электрических сетей», посредством электронной связи, направило в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России перечень балансовой принадлежности электрических сетей.

Из представленной информации о подстанциях, переключающих и распределительных пунктах, трансформаторных подстанциях, можно сделать вывод о том, что электрические сети  МУП «Муравленковское предприятие городских электрических сетей» охватывают границы МО г. Муравленко.

Из обследования официального сайта Администрации МО г. Муравленко - www.muravlenko.com - установлено, что в городе Муравленко лишь МУП «Муравленковское предприятие городских электрических сетей» осуществляет деятельность по передаче и распределению электрической энергии.

На основании изложенного, географические границы деятельности МУП «Муравленковское предприятие городских электрических сетей» по оказанию услуг по передаче и распределению электрической энергии соответствует границам МО г. Муравленко.

Вывод:

1. АО «РСК Ямала» на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории МО Пуровский р-н осуществляет свою деятельность с начала 2015 года.

Данное обстоятельство обусловлено проведением МУП «Пуровские электрические сети» аукциона № 221114/0270935/01, по результатам которого с АО «РСК Ямала» был заключен договор аренды электрических сетей.

На основании изложенного следует, что АО «РСК Ямала» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории МО Пуровский р-н в границах арендуемых электрических сетей.

2. МУП «Муравленковское предприятие городских электрических сетей» является единственным предприятием в г. Муравленко, которое осуществляет деятельность по передаче и распределению электрической энергии.

В соответствии с представленной МУП «Муравленковское предприятие городских электрических сетей» балансовой принадлежностью и расположением электрических сетей установлено, что МУП «Муравленковское предприятие городских электрических сетей» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределении электрической энергии на территории МО г. Муравленко  в границах балансовой принадлежности электрических сетей.

 

№ п/п

Наименование хозсубъекта

Доля Х.С.(%)

Географические границы товарного рынка

1

АО «Распределительная сетевая компания Ямала»

100

МО Пуровский р-н (в границах арендуемых электрических сетей)

2

МУП «Муравленковское предприятие городских электрических сетей»

100

МО г. Муравленко (в границах балансовой принадлежности электрических сетей)

 

Из объяснений АО «РСК Ямала» от 21.07.2015  установлено, что   действительно, согласно данных изложенных заявителем - ОАО «ТЭК», представители последнего обращались в адрес АО «РСК Ямала» с запросом ( исх. №14/629 от 09.2015 года ) «О перепрограммировании ПУ», в рамках которого рассматривался вопрос об использовании возможностей АО «РСК Ямала» при выполнении данных работ. Однако, в связи с отсутствием персонала и технических средств, необходимых для проведения указанных работ специалистами общества в адрес ОАО «ТЭК»был подготовлен ответ (исх. № 01-04/33 от 16.04.2015 года), в рамках которого в адрес ОАО«ТЭК» была доведена информация об имеющемся дефиците кадров и оборудования, необходимого для проведения предлагаемых к выполнению работ по перепрограммированию приборов учета и предложен приемлемый, по нашему мнению, «алгоритм» решения проблемы, в рамках которого предусматривалось получение у ОАО «ТЭК» первичной информации об объемах услуг, сроках их оказания и возможности урегулирования планируемых к возникновению отношений посредством заключения договоров. Поскольку заявитель были изначально поставлен в известность об отсутствии в штате АО «РСК Ямала» необходимых специалистов и оборудования, посредством которых возможно оказание услуг по перепрограммированию приборов учета, АО «РСК Ямала» предполагалось посредством запрос об исходных у ОАО «ТЭК» сформировать представление об объеме, планируемых к оказанию услуг, осуществить расчет стоимости найма персонала и аренды необходимого оборудование, что в итоге без заключения договорных отношений невозможно. Ссылка же заявителя о том, что РСУК «Ямала» отказали в последнему в осуществлении перепрограммирования приборов учета беспочвенна и носит голословных характер, поскольку заявителем не предпринято действенных мер, направленных на определение и предоставление в наш адрес необходимой информации об объеме планируемых к оказанию услуг, о чем свидетельствуют информационные справки АО РСК «Ямала» об отсутствии с апреля 2015 года по настоящее время каких либо информационных писем  и договоров по обжалуемой тематике.

Из объяснений представленных МУП «МПГЭС» установлено, что  для Гарантирующего поставщика, основным видом деятельности которого является деятельность по купле-продаже электроэнергии, и который работает в силу закона (ст. 6ФЗ № 36-ФЗ), Законом от 07.021992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» законодатель расширяет понятие услуги до любых действий по обслуживанию потребителей, включая продажу товаров, выполнение работ, а не только оказание услуг в узком смысле слова. Перекладывая обязанность по перепрограммированию приборов учета на сетевую организацию, не соблюдая сроки перепрограммирования, установленные на законодательном уровне, считаем, что ОАО «ТЭК» нарушает права потребителей. Работники МУП «МПГЭС» обслуживают и имеют право самостоятельно работать в действующих электроустановках, находящихся на балансе МУГ1 «МПГЭС» или на техническом обслуживании по договорам (контрактам). Электроустановки, в которых установлены приборы учета, подлежащие перепрограммированию, не принадлежат МУП «МПГЭС», как не обслуживаются по договорам со сторонними заказчиками. То есть работники МУП «МПГЭС» не имеют законного права самостоятельно работать в действующих электроустановках (согласно пункта 3.5. «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» утвержденных приказом Минтруда РФ от 24.07.2013 № 328н), не находящихся в ведении предприятия. Данный довод также подтверждает необходимость оформления
договора между ОАО «ТЭК» и МУП «МПГЭС».

Исходя из положений статьи 432 Гражданского кодекса Российской
Федерации: «1. Договор считается заключенным, если между сторонами, в
требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем
существенным условиям договора...». Существенным условием договора
возмездного оказания услуг является условие о предмете договора. При этом
если предмет договора не согласован в существующей переписке, стороны не могут потребовать выполнения обязательств и применить ответственность за
их нарушение, установленную законом или договором.

Одновременно полагаю, что кроме предмета договора в своей переписке стороны должны были определить срок исполнения работ (услуг) (ст. 779 ГК РФ).

Иногда существенным условием для договора оказания услуг является также место оказания услуг и (или) сведения об объекте.

Письма ОАО «ТЭК» не содержат существенных условий договора оказания услуг, что свидетельствует о незаключенности договора и об отсутствии обязательств Сторон.

Таким образом, организацией перепрограммирования обязано заниматься в рассматриваемом случае - Гарантирующий поставщик – ОАО «ТЭК».

На основании вышеизложенного, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, руководствуясь частью 1 статьи 23, ст.ст. 39-41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия не усматривает в действиях МУП «МПГЭС»  и АО «РСК Ямала» признаков нарушения  пунктов 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС Россия

 

РЕШИЛА:

 

1.         Производство по делу № 02-01/10/13-2015, возбужденное в отношении МУП «Муравленковское предприятие городских электрических сетей» и АО «Распределительная Сетевая Компания Ямала»  по признакам нарушения ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

В соответствии с частью 1 статьи  51.2 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных настоящей статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания.

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                

 

Члены комиссии:                                                                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны