Решение б/н Решение и предписание по делу № 03-01/15/03-2015 от 4 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 03-01/15/03-2015

16 апреля 2015 года                                                                                               г. Салехард

 

Решение изготовлено в полном объеме 27.04.2015 года.

 

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...>;

при участии:

законные представители администрации МО г. Ноябрьск, Городской Думы МО город Ноябрьск, МУП «Специализированная ритуальная служба» МО г. Ноябрьск, ООО «Элизиум» надлежаще уведомленные о месте и времени рассмотрения дела по почтовому адресу и электронной почте, на заседание Комиссии не явились. Представителей не направили.

МУП «Специализированная ритуальная служба» МО г. Ноябрьск и ООО «Элизиум» направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

Комиссия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законных представителей сторон по делу,

 

рассмотрев дело № 03-01/15/03-2015, возбужденное в отношении Городской Думы МО город Ноябрьск (629807, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, 47)  и Администрации МО г. Ноябрьск (629807, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, 47) по признакам нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления органами местного самоуправления действий (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, наделения функциями органа местного самоуправления хозяйствующего субъекта, а именно, предоставление МУП «Специализированная ритуальная служба» полномочий органа местного самоуправления, в части организации похоронного дела на территории МО г. Ноябрьск, передачи в аренду муниципальному предприятию земельного участка (городское кладбище № 2), предоставления возможности осуществлять выделение земельных участков на территории кладбища, а также предоставление без проведения публичных процедур Предприятию субсидии на возмещение недополученных доходов,

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу посредством электронной почты поступило заявление ООО «Элизиум» о противоправных действиях Администрации МО  г. Ноябрьск в частности передача Администрацией территории общественного кладбища в г. Ноябрьск в ведение созданной Администрацией специализированной службы по вопросам похоронного дела - МУП «Специализированная ритуальная служба», тем самым наделяя его административно-властными полномочиями, что фактически не позволяет другим хозяйствующим субъектам свободно заниматься предпринимательской деятельностью на рынке ритуальных услуг.  МУП «СРС» помимо оказания гарантированного перечня услуг по погребению осуществляет и коммерческую деятельность с целью получения прибыли, в части предоставления услуг, связанных с обслуживанием похорон, сверх гарантированного перечня. Тем самым, данное муниципальное предприятие является хозяйствующим субъектом в понятии, установленном в статье 4 Закона 135-ФЗ и осуществляет свою деятельность на рынке организации похорон и оказания, связанных с ними услуг, на территории муниципального образования г. Ноябрьск ЯНАО.

Кроме того в заявлении ООО «Элизиум» указывается, что фактически Администрация не занимается выделением земельных участков для захоронения. В этой связи, лица, взявшие на себя обязанности по захоронению, вынуждены обращаться именно в МУП «Специализированная ритуальная служба».

Данная ситуация приводит к тому, что МУП «Специализированная ритуальная служба» получает возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия оказания услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг на территории города Ноябрьск.

Кроме того, согласно постановлению Администрации города Ноябрьск № П-401 МУП «Специализированная ритуальная служба» как специализированной организации по вопросам похоронного дела ежегодно выделяются в качестве субсидий денежные средства.

В данном постановлении указано, что получатель субсидии - юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), созданные и наделенные органами местного самоуправления статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании, то есть, по сути – это единственное муниципальное предприятие на территории города Ноябрьск.

Указанное обращение принято антимонопольным органом к рассмотрению в рамках Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрев указанное обращение, а также информацию и документы, предоставленные Администрацией города Ноябрьска, установлено следующее.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Закона о погребении, Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших") в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение. Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Как установлено статьей 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.

Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.

Необходимо отметить, что кладбища представляют собой прежде всего земельный участок, на котором предусматриваются определенные функциональные зоны, и в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения и, соответственно, являются землями особо охраняемых территорий. Помимо передачи кладбищ (как земельных участков) в аренду хозяйствующим субъектам органы местного самоуправления наделяют специализированные службы по вопросам похоронного дела (далее – специализированная служба) полномочиями по отводу земельных участков под захоронение (могилу).

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Анализ норм Закона о погребении, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что выделение земельных участков (в том числе непосредственно для захоронения тел умерших) является функцией органов местного самоуправления. Наделение муниципального унитарного предприятия (далее – МУП) функциями органов местного самоуправления по отводу земельных участков, равно как и передача кладбищ в ведение МУПа, на практике привели к ситуации, когда деятельность хозяйствующих субъектов на муниципальных кладбищах регулируется и контролируется работниками МУПа.

Как указывает в своих разъяснения ФАС России, с целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, органами местного самоуправления могут быть созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, т.е. не будут являться хозяйствующими субъектами в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, которые на безвозмездной основе будут осуществлять в том числе выделение земельных участков для захоронений, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах. При этом органы местного самоуправления будут координировать деятельность муниципальных бюджетных учреждений. Данный механизм работы позволит передать в соответствии с действующим законодательством земельные участки муниципальных кладбищ в ведение муниципальным бюджетным учреждениям. При отсутствии возможности создания муниципальных бюджетных учреждений органами местного самоуправления функции в сфере похоронного дела должны осуществляться самостоятельно.

По мнению ФАС России, более рациональным является наделение этими функциями уже действующих учреждений или структурных подразделений администрации муниципального образования (муниципальное учреждение городское хозяйство, департамент городского хозяйства и т.д.), а не создание специализированного подразделения с соответствующим финансированием. Как показывает практика (например, Красноярский край), не возникает сложностей при формировании планов кладбищ и выдаче в соответствии с ними разрешений на выделение участка земли под захоронение. Все остальные работы (услуги) на кладбище будут выполняться хозяйствующими субъектами (услуги по захоронению, установке памятников и др.) на конкурентной основе на основании обращений граждан.

Выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, так как содержание кладбища в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой. В связи с вышеизложенным, органы местного самоуправления обязаны размещать заказы на предоставление услуг по содержанию мест захоронений на конкурсной основе, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Органы местного самоуправления в соответствии с Законом о погребении вправе принять нормативно-правовой акт о порядке деятельности общественных кладбищ, в котором должен быть определен режим работы кладбища и порядок выделения земельного участка под захоронение.

По вопросу обеспечения гарантированного перечня услуг по погребению органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела. При отсутствии возможностей по созданию соответствующих служб, по мнению ФАС России, органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе. Однако это не означает, что иные организации не могут предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из бюджета.

ФАС России считает, что услуги по погребению невостребованных и безродных должны также осуществляться на конкурсной основе, так как являются предметом отдельно взятого бизнеса, осуществляемого за бюджетные средства.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Деятельность, связанная с погребением на коммерческой основе (за плату), что составляет более 90% общего объема услуг по погребению, должна осуществляться в условиях равной конкуренции с иными хозяйствующими субъектами, участниками данного рынка.

Организации, заключившие муниципальный контракт на предоставление услуг по содержанию кладбищ, не могут наделяться контрольными функциями в отношении иных хозяйствующих субъектов и должны осуществлять деятельность исключительно в рамках исполнения контракта.

Согласно статье 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статье 10 Устава города Ноябрьск структуру органов местного самоуправления города Ноябрьска составляют:

1) представительный орган – Городская Дума муниципального образования город Ноябрьск;

2) глава муниципального образования – Председатель Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск;

3) исполнительно-распорядительный орган – Администрация города Ноябрьска;

4) контрольно-счетный орган – Счетная палата города Ноябрьска.

Городская Дума является представительным органом и входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования г. Ноябрьск.

Решением Ноябрьской городской Думы от 06.05.2005 № 536-Д утверждено Положение об организации похоронного дела, содержании и деятельности кладбища МО г. Ноябрьск (далее – Положение).

В соответствии с Положением:

- функции администрации кладбища осуществляет специализированная служба по вопросам похоронного дела (п. 3.3 Положения);

- земельный участок для захоронения умершего отводится администрацией кладбища (п. 5.1 Положения);

- администрация кладбища обязана вести регистрацию захоронения (п. 9.2 Положения).

Принимая вышеуказанное Положение Городская Дума МО г. Ноябрьск наделила хозяйствующий субъект - МУП «Специализированная ритуальная служба» полномочиями органа местного самоуправления, в части организации похоронного дела на территории МО г. Ноябрьск.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что принимая решением от 06.05.2005 № 536-Д «Об утверждении Положения об организации похоронного дела, содержании и деятельности кладбища МО г. Ноябрьск» Ноябрьской городской Думой нарушены требования части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Материалами дела установлено, что, в соответствии с постановлением администрации МО г. Ноябрьск от 23.12.2010 № П-2420 хозяйствующему субъекту - МУП «Специализированная ритуальная служба» предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок кадастровый номер <...> :12:110825:35 для расширения городского кладбища № 2.

Постановление администрации МО г. Ноябрьск от 23.12.2010 № П-2420 признано утратившим силу в связи с изданием постановления администрации МО г. Ноябрьск от 30.12.2013 № П-1770, согласно которому земельный участок кадастровый номер <...> :12:110825:35 предоставлен уже МУ «ДМЗ» в постоянное (бессрочное) пользование для строительства объекта «Городское кладбище № 3 в г. Ноябрьск с обустройством «Аллея Памяти».

В соответствии с постановлением Администрации города Ноябрьска от 01.07.2010 № П-1318 «Об утверждении Устава муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа» в новой редакции» в редакции постановления Администрации города Ноябрьска от 11.02.2011 № П-167 «Об утверждении изменений и дополнений в Устав муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа», муниципальное учреждение «Дирекция муниципального заказа» является  казенным учреждением, созданным для формирования и реализации муниципального заказа в рамках программ, переданных Учреждению для исполнения, в целях эффективного использования  средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск, реализации комплексного социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск, организации капитального строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта объектов недвижимости, осуществления отдельных видов деятельности по обеспечению функционирования органов местного самоуправления.

Деятельность Учреждения финансируется за счет средств городского бюджета. Кроме того, Учреждение осуществляет реализацию мероприятий окружных целевых программ за счет субсидий из окружного бюджета. 

Администрацией МО г. Ноябрьск не представлено в материалы дела документальных подтверждений тому факту, что в 2014 году субсидия МУП «Специализированная ритуальная служба» была предоставлена в порядке, установленном Федеральным законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому, в соответствии с ч. 3 ст. 19 государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 вышеназванной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

- на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

На момент рассмотрения дела № 03-01/15/03-2015 действует Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, созданным и наделенным органами местного самоуправления статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании, на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по захоронению невостребованных трупов, а также затрат на содержание круглосуточной дежурной службы, в том числе на транспортировку тел умерших в МО г. Ноябрьск, утвержденный постановлением администрации МО г. Ноябрьск от 21.04.2014 № П-401 (далее – Порядок).

Согласно данному Порядку:

«получатель субсидии – юридические лица, (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), созданные и наделенные органами местного самоуправления статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании, оказывающие услуги по захоронению невостребованных трупов, а также транспортировке тел умерших до морга в муниципальном образовании, заключившие соглашение о предоставлении субсидии с уполномоченным органом».

Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что действия администрации МО г. Ноябрьск, в части предоставления МУП «Специализированная ритуальная служба» в аренду сроком на пять лет земельного участка для расширения городского кладбища № 2, предоставление данному Предприятию субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием гарантированного перечня услуг по погребению без проведения публичных процедур, повлекли за собой нарушение запрета, установленного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в т.ч. - установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, созданным и наделенным органами местного самоуправления статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании, на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по захоронению невостребованных трупов, а также затрат на содержание круглосуточной дежурной службы, в том числе на транспортировку тел умерших в МО г. Ноябрьск, утвержденный постановлением администрации МО г. Ноябрьск от 21.04.2014 № П-401 не соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»  и статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением недобросовестной деятельности, в которой участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

 При этом признаками ограничения конкуренции является рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу или близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необхо­димых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходи­мых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); по­гребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

На основании статьи 25 Закона № 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умер­шего в соответствии с названным Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализирован­ными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного само­управления.

Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов в целях реализации своих полномочий в данной сфере создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным зако­ном возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (статья 29 Закона № 8-ФЗ).

Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских окру­гов.

Таким образом, именно органы местного самоуправления создают специализиро­ванные службы по вопросам похоронного дела.

Вместе с тем из положений статьи 25 Закона № 8-ФЗ не следует, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничен созданием специализированных служб, и другие хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предпри­ниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предостав­лению связанных с ней услуг.

Предоставление мест под захоро­нение на кладбищах, организация ритуальных услуг (в том числе организация оказания этих услуг) относятся исключительно к компетенции органов местного самоуправления и не могут быть делегированы хозяйствующему субъекту.

Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделение хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения названными Федеральными законами № 131-ФЗ и № 8-ФЗ не преду­смотрена.

Администрация МО г. Ноябрьск и Городская Дума МО г. Ноябрьск, в нарушение вышеприведенных норм наделила МУП «Специализированная ритуальная служба» полномочиями, отно­сящимися к компетенции органа местного самоуправления и их организационно- распорядительным функциям.

Доказательств обратного Ответчики в материалы дела не представили.

Рассматриваемые действия Администрации МО г. Ноябрьск и Городской Дума МО г. Ноябрьск влекут за собой устранение (угрозу устранения) конкуренции на рассматриваемом товарном рынке и ведет к созданию негативных последствий для конкуренции.

По итогам рассмотрения дела Комиссия квалифицирует

- действия Городской Думы МО город Ноябрьск, в части утверждения Положения, наделяющего хозяйствующий субъект полномочиями органа местного самоуправления по вопросам похоронного дела, как нарушение запрета, установленного частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

- действия администрации МО г. Ноябрьск, в части предоставления МУП «Специализированная ритуальная служба» в аренду сроком на пять лет земельного участка для расширения городского кладбища № 2, предоставление данному Предприятию субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием гарантированного перечня услуг по погребению без проведения публичных процедур, как нарушение запрета, установленного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание тот факт, что администрация МО г. Ноябрьск действовала в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления муниципального образования г. Ноябрьск, Комиссия считает возможным административное производство в отношении должностных лиц администрации МО г. Ноябрьск не возбуждать, ограничиться выдачей предписания об устрани нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и принимает меры по прекращению выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 23 антимонопольный орган принимает решения и выдает органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям обязательные для исполнения предписания, в том числе о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь ст. 23, ч.ч. 1, 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, ст.ст. 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. Признать Городскую Думу МО город Ноябрьск (629807, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, 47)  нарушившей часть 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по вопросам организации похоронного дела в муниципальном образовании город Ноябрьск.
  2. Признать администрацию МО г. Ноябрьск (629807, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, 47)  нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части предоставления МУП «Специализированная ритуальная служба» в аренду сроком на пять лет земельного участка для расширения городского кладбища № 2, предоставление данному Предприятию субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием гарантированного перечня услуг по погребению без проведения публичных процедур.
  3. Выдать Ноябрьской городской Думе предписание об отмене нормативного правового акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
  4. Выдать администрации МО г. Ноябрьск Предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

 

Председатель комиссии

Члены комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-01/15/03-2015

16 апреля 2015 года                                                                                               г. Салехард

 

Предписание изготовлено в полном объеме 27.04.2015 года.

 

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...>;

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 16.04.2015 по делу № 03-01/15/03-2015 о нарушении Городской Думой МО город Ноябрьск (629807, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, 47) ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и о нарушении администрацией МО г. Ноябрьск ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Городской Думе МО город Ноябрьск прекратить нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и принять меры по отмене нормативного правового акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

В этих целях:

Председателю Городской Думы МО город Ноябрьск вынести на очередное заседание Городскую Думы МО город Ноябрьск рассмотрение вопроса об отмене Решения Ноябрьской городской Думы от 06.05.2005 № 536-Д «Об утверждении Положения об организации похоронного дела, содержании и деятельности кладбища МО г. Ноябрьск» и разработке Положения об организации похоронного дела, содержании и деятельности кладбища МО г. Ноябрьск в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»  и Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Срок исполнения Предписания: до 01.07.2015 года.

О выполнении настоящего Предписания Председателю Городской Думы МО город Ноябрьск сообщить в срок до 15.07.2015 года, представив в Ямало-Ненецкое УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение трех месяцев со дня его вынесения.

  1. Администрации МО г. Ноябрьск  (629807, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, 47) прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и принять меры, направленные на обеспечение конкуренции.

В этих целях:

Привести нормативные правовые акты муниципального образования город Ноябрьск, регламентирующие вопросы организации похоронного дела на территории муниципального образования г. Ноябрьск в соответствие с положениями  Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»  и Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Срок исполнения Предписания: до 01.07.2015 года.

О выполнении настоящего Предписания законному представителю администрации МО г. Ноябрьск сообщить в срок до 15.07.2015 года, представив в Ямало-Ненецкое УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны