Решение №03-01/21/1-2018 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 03-01/21/1-2018 от 8 февраля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: «…». – руководитель управления;
Члены комиссии:
«…». – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;
«…». – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
В отсутствие:
заявителя <…> надлежаще извещенной и не заявившей ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие,
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – «…», надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела и заявившей ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (вх. № 533 от 30.01.2018 г.),
рассмотрев материалы дела № 03-01/21/1-2018, возбужденного в отношении ИП «…» (ИНН 890103940559, ОГРНИП 317890100023254, адрес редакции, издателя: 629008 ЯНАО г. Салехард, ул. Республики, д. 76, офис 36) по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило обращение гражданки <…> по факту размещения в рекламно-информационной газете «РЯДЫ – инфо», выпуск № 21 (778) от 23.11.2017 года, на странице 9 рекламной информации следующего содержания:
«Магазин разливных напитков ПИТЕР Ъ т. 8-908-857-37-73 ДОСТАВКА
Наш адрес: г. Салехард, ул. Титова, д. 7 Работаем ежедневно с 10:00 до 22:00
Чрезмерное употребление алкогольной продукции вредит вашему здоровью».
По результатам рассмотрения обращения принято решение о возбуждении дела № 03-01/21/1-2018 по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении рекламораспространителя в лице учредителя, издателя рекламно-информационной газеты «РЯДЫ – инфо» индивидуального предпринимателя «…» (ИНН 890103940559, ОГРНИП 317890100023254, адрес редакции, издателя: 629008 ЯНАО г. Салехард, ул. Республики, д. 76, офис 36).
Из материалов дела установлено.
В ходе проведения анализа рекламно-информационной газеты «РЯДЫ - инфо» (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 72-01427 от 19 января 2017 года), выпуск № 21 (778) от 23 ноября 2017 года, специалистами Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что на стр. 9 вышеуказанного выпуска газеты «РЯДЫ– инфо» действительно размещена рекламная информация следующего содержания:
«Магазин разливных напитков ПИТЕР Ъ т. 8-908-857-37-73 ДОСТАВКА
Наш адрес: г. Салехард, ул. Титова, д. 7 Работаем ежедневно с 10:00 до 22:00
Чрезмерное употребление алкогольной продукции вредит вашему здоровью».
Согласно статье 3 Федерального закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная на стр. 9 газеты «РЯДЫ - инфо», выпуск № 21 (778) от 23 ноября 2017 года, содержит следующие признаки рекламы:
- распространена посредством размещения в газете «РЯДЫ - инфо»;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: магазину разливных напитков «ПИТЕР Ъ».
Таким образом данная информация, распространенная посредством размещения в газете «РЯДЫ - инфо», предназначена для неопределенного круга лиц, формирует и поддерживает интерес к конкретному товару (разливные напитки, в том числе алкоголь, пиво) и конкретной услуге (доставке), имеет конечной целью реализацию данного товара и данной услуги, следовательно, указанная информация является рекламой.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.
Рекламно-информационная газета «РЯДЫ – инфо» имеет возрастной ценз 12+, то есть данное периодическое издание предназначено для целевой аудитории от 12 лет и старше.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ) обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем с указанием цифры и знака "плюс" или соответствующего текстового предупреждения.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 Федерального закона № 436-ФЗ) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
Маркироваться должна только такая печатная продукция, которая способна причинить вред здоровью и (или) развитию детей. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, определены в статье 5 Федерального закона № 436-ФЗ, согласно которой к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона № 436-ФЗ к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Анализ информации, размещенной на стр. 9 газеты «РЯДЫ - инфо», в выпуске № 21 (778) от 23 ноября 2017 года, позволяет сделать выводы о том, что в данном выпуске газеты размещены сведения о реализации и доставке алкогольной продукции.
Таким образом, реклама алкогольной продукции, размещенная в газете «РЯДЫ – инфо», стр. 9, выпуск № 21 (778) от 23 ноября 2017 года, нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 21 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований части 2 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламораспространитель, которым в соответствии со статьей 3 данного закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рассматриваемая реклама размещена в газете «РЯДЫ - инфо» на стр. 9, выпуск № 21 (778) от 23 ноября 2017 года, учредителем, издателем которой является «…», главным редактором является «…».
Из пояснений, предоставленных учредителем, издателем рекламно-информационной газеты «РЯДЫ – инфо» «…», следует, что
«02.11.2017 года между ИП Зверёк А.Н. (ОГРНИП 313890136400025) и ИП «…». (ОГРНИП 316890100062231) был заключен договор № 6194 на размещение информационного материала в городском справочнике. По инициативе выпускающего редактора «…». макет разместили в № 21 от 23.11.2017 года. Макет, размещенный в газете «РЯДЫ – инфо», предназначен для публикации в городском справочнике. ИП «…». рекламно-информационный макет в газету не утверждал. Вину свою признаем. Впредь постараемся Законодательство Российской Федерации о рекламе не нарушать».
Руководствуясь частями 1 и 2 статьи 33, ч. 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу, размещенную в рекламно-информационной газете «РЯДЫ – инфо», на стр. 9, в выпуске № 21 (778) от 23 ноября 2017 года, следующего содержания:
«Магазин разливных напитков ПИТЕР Ъ т. 8-908-857-37-73 ДОСТАВКА
Наш адрес: г. Салехард, ул. Титова, д. 7 Работаем ежедневно с 10:00 до 22:00
Чрезмерное употребление алкогольной продукции вредит вашему здоровью»
ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении учредителя, издателя рекламно-информационной газеты «РЯДЫ – инфо» индивидуального предпринимателя «…» (ИНН 890103940559, ОГРНИП 317890100023254, адрес редакции, издателя: 629008 ЯНАО г. Салехард, ул. Республики, д. 76, офис 36).
Решение изготовлено в полном объеме 08 февраля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии «…»
Члены комиссии: «…»
«…»