Решение б/н Решение № 04-01/106-2016 по жалобе ООО «Авантъ» (закупка №... от 27 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 04-01/106-2016

по жалобе ООО «Авантъ»

(закупка № 0390300040716000007)

 

21 апреля  2016 года                                                                                               г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу ООО «Авантъ» (г. Казань) на действия Заказчика - Администрация села Газ-Сале (ИНН: 8910003632) при проведении электронного аукциона «Устройство пожарного водоема V=100 м3, по адресу: ул.Воробьева, с.Газ-Сале» (закупка № 0390300040716000007),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «Авантъ» на положения аукционной документации «Устройство пожарного водоема V=100 м3, по адресу: ул.Воробьева, с.Газ-Сале».

Заказчик – Администрация села Газ-Сале.

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 292 301,80 рублей.

По мнению Заявителя, отмена Заказчиком требования о предоставлении копии лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, в соответствии с часть 1 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Заинтересованным лицом на электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ЗАО «Сбербанк-АСТ» размещался запрос на разъяснение положений документации, однако Заказчик не предоставил в установленные сроки ответ по запросу.

 

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Из возражений, представленных Заказчиком, установлено.

При разработке аукционной документации в первой редакции Заказчиком установлены два требования к участникам: наличие допуска СРО на осуществление отдельных видов работ указанных в сметной документации и наличие лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

31.03.2016    поступил запрос от участника, с просьбой об исключении требования о наличии лицензии МЧС, т.к. установление требований к участникам закупки о наличии свидетельства СРО и лицензии МЧС неправомерно. В подтверждение своих доводов участник прикрепил постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу №А75-1009/2015. По результатам изучения материалов Администрацией села Газ-Сапе было принято решение об исключении требования к участнику о наличии лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), но при этом проект контракта был дополнен пунктом 1.5. следующего содержания:

«1.5. Выполнение работ требующих наличие лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") выполняются Исполнителем самостоятельно (при наличии лицензии), либо субподрядчиком имеющим такую лицензию. Заключение договора субподряда согласовывается с Заказчиком.

Ответственность за субподрядчика перед Заказчиком несет Исполнитель».

08.04.2016    поступил запрос от участника о даче разъяснений, на основании каких нормативно-правовых норм Заказчик произвел отмену обязательного требования о наличии лицензии МЧС. В обоснование принятого решения участнику было направлено постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу №А75-1009/2015. Ответ был дан 11.04.2016    по причине окончания срока в выходной день.

В этой части доводы жалобы признаются необоснованными.

 

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнения работы, оказания услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1. статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В рассматриваем случае объектом закупки является устройство (строительство) пожарного водоема, в связи, с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ условием допуска к участию в данном аукционе, является наличие у участника закупки исключительно свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией.

При этом в работы по устройству пожарного водоема включены работы, которые подлежат выполнению лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». К ним относятся: установка гидранта пожарного.

Из содержания аукционной документации (проект контракта) следует, что исполнитель вправе привлечь субподрядчика для выполнения отдельных работ.

Принимая во внимание, что работы требующие наличия лицензии не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по устройству пожарного водоема, при исполнении контракта исполнитель может привлечь к их выполнению субподрядчика.

Данные доводы Администрации села подтверждаются также Управлением Федеральной антимонопольной службы по ХМАО и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу №А75-1009/2015.

Между тем Заказчиком не учтено следующее.

Согласно пункту 3.3.3.3 Информационной карты рассматриваемого аукциона участникам закупки необходимо представить копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:

«Наличие допуска СРО на осуществление отдельных видов работ указанных в сметной документации».

В тоже время, согласно письму Минэкономразвития от 28 мая 2015 г. N Д28и-1542 закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, лицензии и т.п.). Таким образом, участник закупки должен иметь все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, или допуск на генподряд.

При этом если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, то участник закупки обязан в своей заявке представить копию лицензии, подтверждающую наличие у участника закупки такой лицензии.

Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.

 

Согласно постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.12.2015 по делу № А75-1009/2015, на которое ссылается Заказчик, неправомерно требовать  от участника закупки, имеющего свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, одновременного предоставления лицензии МЧС.

Наличие допуска СРО на осуществление отдельных видов работ указанных в сметной документации, не может рассматриваться как свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства.

В Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегионразвития № 624, включены работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (группа видов работ 33 раздела III Перечня).

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Кодекса в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.4 Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Частью 3 статьи 52 Кодекса определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Таким образом, лицо, осуществляющее строительство, то есть лицо, которое непосредственно, без привлечения иных физических или юридических лиц осуществляет комплекс работ по организации строительства, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В случае привлечения для выполнения работ по организации строительства иных физических или юридических лиц свидетельство о допуске к таким работам должны иметь привлекаемые лица.

При этом лицо, осуществляющее строительство, может не иметь свидетельства о допуске к строительным работам, осуществляемым субподрядчиками. Лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство о допуске к конкретным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту только в случае, если указанные работы выполняются им самостоятельно без привлечения иных лиц.

Таким образом, в рассматриваемом случае, ссылка Заказчика на постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.12.2015 по делу № А75-1009/2015 необоснованна.

В этой связи, Заказчику необходимо установить единое требование к участнику закупки о его соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: либо наличие свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства, либо наличие допуска СРО на осуществление отдельных видов работ указанных в сметной документации и лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Между тем, принимая во внимание факт отсутствия единообразного подхода к вопросу правомерности требования Заказчиками от участника закупки, имеющего свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, одновременного предоставления лицензии МЧС, а также то обстоятельство, что Заказчику, Уполномоченному органу выдается предписание об устранении выявленных нарушений, Комиссия считает возможным не возбуждать административное производство по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица Заказчика.

Руководствуясь  пунктом 3 части 14, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Авантъ» (г. Казань) на действия Заказчика - Администрация села Газ-Сале при проведении электронного аукциона «Устройство пожарного водоема V=100 м3, по адресу: ул.Воробьева, с.Газ-Сале» (закупка № 0390300040716000007) частично обоснованной.

2. Выдать Заказчику и Уполномоченному органу - Администрации села Газ-Сале, Аукционной комиссии, комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны