Решение б/н Решение по жалобам ООО НПЦ «Сибземресурсы» (г.Омск) и ООО Н... от 4 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04-01/112-2015

05 мая 2015 года                                                                                                        г. Салехард

                                       

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<...>,

при участии:

<...> – представитель Управления строительства и архитектуры администрации МО Ямальский район,

рассмотрев жалобы ООО НПЦ «Сибземресурсы» (г.Омск)  и ООО Научно-исследовательский институт «Земля и город» (г.Нижний Новгород) на действия муниципального заказчика  – Управление строительства и архитектуры администрации МО Ямальский район при проведении открытого конкурса на "Выполнение научно-исследовательской работы Комплексный проект внесения изменений в схему территориального планирования муниципального образования Ямальский район и внесения изменений в правила землепользования и застройки межселенной территории муниципального образования Ямальский район" (ОК, извещение № 0190300000415000181),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили на рассмотрение жалобы ООО НПЦ «Сибземресурсы» и ООО Научно-исследовательский институт «Земля и город» на действия муниципального заказчика  – Управление строительства и архитектуры администрации МО Ямальский район при проведении открытого конкурса на "Выполнение научно-исследовательской работы Комплексный проект внесения изменений в схему территориального планирования муниципального образования Ямальский район и внесения изменений в правила землепользования и застройки межселенной территории муниципального образования Ямальский район".

По мнению Заявителей, Заказчик необоснованно установил требование о наличии лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489).

Жалобы ООО НПЦ «Сибземресурсы» и ООО Научно-исследовательский институт «Земля и город» рассматриваются в порядке Главы 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

 

I. Относительно доводов жалобы ООО «Земля и город».

Документацией Конкурса установлено, что участник закупки в соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, должен обладать лицензией на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение по видам: обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами (данными) об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований (далее – лицензия на обеспечение геодезическими и картографическими материалами по обеспечению установления и изменения границ), предусмотренной Федеральным законом от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

Согласно разъяснений уполномоченного органа Администрации указанное требование установлено, в связи с тем, что в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 октября 2004 г. № 40-ЗАО «О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципальных образований Ямальского района» (далее – Закон ЯНАО № 40-ЗАО) изменена граница муниципального образования Ямальский район, изменены границы муниципальных образований Ямальского района, населенных пунктов Ямальского района. При этом измененные границы не отображены на соответствующих картах Схемы территориального планирования Ямальского района, утвержденной решением Думы Ямальского района от 26 февраля 2009 г. № 12. В свою очередь, в соответствии с Градостроительным Уставом Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 апреля 2007 года № 36-ЗАО, материалы по обоснованию Схемы территориального планирования должны содержать карты отображающие границы поселений, входящих в состав муниципального района; границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального района.

ООО НИИ «Земля и город» считает, что для разработчика комплексного проекта внесения изменений в схему территориального планирования муниципального образования Ямальский район и внесения изменений в правила землепользования и застройки межселенной территории муниципального образования Ямальский район (далее – комплексный проект) не требуется наличия лицензии на обеспечение геодезическими и картографическими материалами по обеспечению установления и изменения границ. Обосновав свои доводы, ООО НИИ «Земля и город» обратился в адрес уполномоченного органа, с просьбой исключить из положений конкурсной документации требование о наличии указанной лицензии.

Уполномоченный орган отказался от внесения изменений, представив следующие разъяснения:

«В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.11.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее – Закон о геодезии и картографии) к геодезическим и картографическим работам федерального назначения, относятся геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации; обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований. Таким образом в Законе о геодезии и картографии отмечена особая важность установления и изменения границ муниципальных образований для Российской Федерации».

Закон о геодезии и картографии регулирует осуществление геодезических и картографических работ, подразделяя их на следующие виды:

  • геодезические и картографические работы федерального назначения результаты, которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение;
  • геодезические и картографические работы специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей;
  • геодезические и картографические работы специального назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями отдельных отраслей, граждан и юридических лиц.

Особая важность установления и изменения границ муниципальных образований отмечена не только Законом о геодезии и картографии, так в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре» (далее – Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов:

1)        описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации;

2)        реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации;

3)        описание местоположения границ муниципальных образований;

4)        реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований;

5)        описание местоположения границ населенных пунктов;

6)        реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 – 13 настоящего Федерального закона.

Границы муниципального образования Ямальский район были изменены Законом ЯНАО № 40-ЗАО.

 

«Ст. 4 Закона о геодезии и картографии установлено, что субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица <…> участвуют в правовых отношениях в области геодезической и картографической деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) (ст. 12) и постановлением Правительства РФ от 07.12.2011 № 1016 «О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)», которым утверждено «Положение о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)» (далее – Положение) установлено обязательное лицензирование геодезических и картографических работ федерального назначения. Т.е. все субъекты правовых отношений в области геодезической и картографической деятельности, вступая в соответствующие правоотношения, обязаны иметь лицензию.

В Приложении к указанному Положению дан Перечень геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) (далее – Перечень).

В п. 10 Перечня указан такой вид работ как «обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований».

С даты принятия Постановления Правительства РФ от 07.12.2011 № 1016 по настоящее время в него ни разу не вносились изменения, связанные с изменением и (или) исключением из Перечня тех или иных лицензируемых видов деятельности, в частности, п. 10 Перечня.

Следовательно, виды работ, обозначенные в п. 10 Перечня, подлежат лицензированию на общих основаниях и в порядке, предусмотренном указанным выше Положением на основании Закона о лицензировании».

Субъектами общественных отношений в области геодезической и картографической деятельности являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

В соответствии с Федеральным законом о геодезии и картографии регулирование геодезической и картографической деятельности находится в компетенции Правительства Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - Постановление № 457) организация обеспечения геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований, а также организация подготовки землеустроительной документации для делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации, для установления границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований относятся к исключительной компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр).

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Так, обеспечение выполнения функций Росреестра по оказанию государственных услуг в сфере геодезии и картографии осуществляет подведомственное Росреестру Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр геодезии, картографии и ИПД», созданное в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2013 г. № 220.

Основными функциями указанного учреждения являются выполнение геодезических и картографических работ федерального назначения, ведение федерального картографо-геодезического фонда, оказание государственных услуг по предоставлению базовых пространственных данных, а также проведение фундаментальных научных исследований.

Также одним из основных участников отношений в области геодезической  и картографической деятельности является ОАО «Роскартография», которое было образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 296 в целях сохранения, развития и обеспечения эффективного использования научно-производственного потенциала унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в области геодезии и картографии, и удовлетворения потребностей Российской Федерации в картографической, навигационной и геодезической продукции.

Выполнение геодезических и картографических работ отраслевого назначения обеспечивают иные организации, подведомственные вышеперечисленным федеральным органам исполнительной власти.

Иные организации (лица) в установленной сфере деятельности привлекаются Росреестром в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг.

Росреестр в целях реализации своих полномочий имеет право запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

Но, исключительное право выступать заказчиком работ, связанных именно с обеспечением геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, принадлежит Росреестру.

«Положениями конкурсной документации не ставится под сомнение принадлежность материалов (данных) об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований к материалам (данным) федерального картографо-геодезического фонда. Однако, выполнение работ, результатом которых являются соответствующие материалы (данные) федерального картографо-геодезического фонда, в силу положений действующего законодательства о лицензировании может осуществляться только лицами, обладающими лицензией, предоставляющей право выполнения соответствующих работ. Причем, Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2011 г. № 1016 не только не содержит запретов на выполнение соответствующих работ негосударственными организациями, а содержит прямое указание о том, что настоящее Положение определяет порядок лицензирования геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), осуществляемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями».

Таким образом уполномоченный орган считает, что лицензия на обеспечение геодезическими и картографическими материалами по обеспечению установления и изменения границ исполнителю работ необходима при разработке комплексного проекта в связи с  подготовкой в составе проекта материалов по обоснованию Схемы территориального планирования в виде карт, отображающих границы поселений, входящих в состав муниципального района; границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального района, с последующей передачей указанных карт в федеральный картографо-геодезический фонд.

Согласно части 1 статьи 9 Закона о геодезии и картографии государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации образуют геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные, гравиметрические материалы и данные, в том числе в цифровой форме, полученные в результате осуществления геодезической и картографической деятельности и находящиеся на хранении в федеральных органах исполнительной власти, подведомственных этим федеральным органам организациях.

Работы по обеспечению геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований Законом геодезии и картографии отнесены к геодезическим и картографическим работам федерального назначения.

Согласно статье 8 геодезическая и картографическая деятельность, осуществляемая для федеральных нужд, финансируется за счет средств федерального бюджета. Государственным заказчиком геодезических и картографических работ федерального назначения является федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии, геодезических и картографических работ специального (отраслевого) назначения – соответствующие органы исполнительной власти.

Субъекты геодезической и картографической деятельности, являющиеся заказчиками и (или) исполнителями геодезических, картографических и топографических работ, финансируемых соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, обязаны использовать ранее созданные геодезические и картографические материалы и данные.

Согласно части 2.1 статьи 9 Закона о геодезии и картографии перечни материалов и данных, подлежащих включению в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды; порядок передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды; порядок подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, в том числе форму такого заявления и состав прилагаемых к нему документов; порядок предоставления материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов утверждаются Федеральным органом исполнительной власти в области геодезии и картографии.

Так, Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 02 декабря 2011 г. № 706 «Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд» (далее – Приказ Минэкономразвития РФ № 706) утвержден Перечень материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд, согласно которому:

  1. В федеральный картографо-геодезический фонд подлежат включению все картографические и геодезические материалы и данные, содержащиеся в федеральном картографо-геодезическом фонде и государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, до вступления в силу настоящего приказа.
  2. В федеральный картографо-геодезический фонд подлежат включению картографические и геодезические материалы и данные, полученные в результате осуществления организованных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии или подведомственными ей учреждениями за счет средств федерального бюджета геодезических и картографических работ, в том числе:

2.1.      Государственные топографические карты и топографические планы.

2.2.       Государственные навигационные карты (планы) для автомобильного транспорта.

2.3.       Картографическая основа государственного кадастра недвижимости.

2.4.      Материалы и данные делимитации, демаркации и проверки прохождения Государственной границы Российской Федерации.

2.5.   Материалы и данные по созданию и ведению государственных нивелирных сетей, геодезических сетей всех классов и разрядов, гравиметрических фундаментальной и первого класса сетей.

2.6.  Материалы и данные геодинамических исследований на базе геодезических, гравиметрических и космических измерений.

2.7.    Первичные и производные материалы и данные дистанционного зондирования Земли (аэрофотосъемки и космической съемки) в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности, а также паспорта аэрофотосъемки, схемы картографических привязок съемок.

3.        Материалы  и  данные  об  установлении  и  изменении  границ  субъектов  Российской Федерации, границ муниципальных образований.

4.        Справочные материалы и данные (метаданные) о материалах и данных федерального и территориальных картографо-геодезических фондов.

Таким образом, по мнению Заявителя, наличие лицензии на обеспечение геодезическими и картографическими материалами об установлении и изменении границ необходимо подведомственным Росреестру учреждениям, иным лицам, привлекаемым Росрестром в установленном законом о контрактной системе порядке, для реализации полномочий Росреестра, связанных с организацией обеспечения геодезическими и картографическими материалами об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований, с последующим включением указанных материалов (данных) в федеральный картографо-геодезический фонд.

В свою очередь, работы по подготовке карт, входящих в состав материалов по обоснованию Схемы территориального планирования, относятся к картографическим работам специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями муниципального образования, финансируется за счет средств муниципального образования, и не подлежат лицензированию. При подготовке карт, отображающих границы поселений, входящих в состав муниципального района; границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального района, разработчик проекта использует ранее созданные геодезические и картографические материалы и данные.

Созданные в процессе разработки проекта схемы территориального планирования сведения передаются в государственный кадастр недвижимости (согласно статье 9 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре»), после чего Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии или подведомственными ей учреждениями (иными лицами, в установленном законом о контрактной службе порядке и при наличии у таких лиц соответствующей лицензии) за счет средств федерального бюджета осуществляются геодезические и картографические работы федерального назначения по обеспечению геодезическими и картографическими материалами (данными) об установлении (изменении) границ муниципального образования, с последующим включением создаваемых материалов (данных) в федеральный картографо-геодезический фонд.

Предметом Конкурса является разработка комплексного проекта внесения изменений в схему территориального планирования муниципального образования Ямальский район и внесения изменений в правила землепользования и застройки межселенной территории муниципального образования Ямальский район, то есть градостроительной документации, порядок подготовки которой установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации. Требований о наличии лицензии на обеспечение геодезическими и картографическими материалами по обеспечению установления и изменения границ у лиц, осуществляющих разработку документации градостроительного проектирования, в том числе разработку схем территориального планирования муниципальных районов, законодательством Российской Федерации не установлено.

            При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие участников требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение положений Закона о контрактной системе, что в свою очередь является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающей запрет на создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах.

С целью исключения неправомерного требования из положений документации Конкурса в адрес уполномоченного органа было направлено четыре аналогичных запроса о разъяснении положений конкурсной документации от разных участников.

Учитывая вышеизложенное, ООО НИИ «Земля и город» считает, что при размещении закупки уполномоченным органом, заказчиком допущено нарушение части 1 статьи 17 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как было указано ранее, Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа рассматривает жалобы Заявителей в порядке Главы 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

 

II. Относительно доводов жалобы ООО НПЦ «Сибземресурсы»

Доводы ООО НПЦ «Сибземресурсы» аналогичны доводам, заявленным ООО «Земля и город».

Заявитель также считает, что Заказчик необоснованно установил требование о наличии лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение.

 

Из возражений, представленных Заказчиком, следует.

До  окончания подачи заявок (27 апреля 2015 года в 09:00) поступила одна заявка на участие в открытом конкурсе. Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа, к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, опубликован на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 27 апреля 2015 года. Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе опубликован на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29 апреля 2015 года.

По решению Заказчика 9 апреля 2015 года были внесены изменения в конкурсную документацию открытого конкурса № 0190300000415000181 (техническая ошибка в проекте муниципального контракта), не связанные с предметом жалоб.

Заказчик считает жалобы необоснованными по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (далее – Закон о геодезии и картографии) к геодезическим и картографическим работам федерального назначения, относятся геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации; обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований. Таким образом в Законе о геодезии и картографии отмечена особая важность установления и изменения границ муниципальных образований для Российской Федерации.

Ст. 4 Закона о геодезии и картографии и установлено, что субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица<…> участвуют в правовых отношениях в области геодезической и картографической деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) (ст. 12) и постановлением Правительства РФ от 07.12.2011 № 1016 "О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)", которым утверждено "Положение о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)" (далее – Положение) установлено обязательное лицензирование геодезических и картографических работ федерального назначения. Т.е. все субъекты правовых отношений в области геодезической и картографической деятельности, вступая в соответствующие правоотношения, обязаны иметь лицензию.

В Приложении к указанному Положению дан Перечень геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) (далее – Перечень).

В п.10 Перечня указан такой вид работ как «обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами (данными) об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований».

С даты принятия Постановления Правительства РФ от 07.12.2011 № 1016 по настоящее время в него ни разу не вносились изменения, связанные с изменением и (или) исключением из Перечня тех или иных лицензируемых видов деятельности, в частности, п.10 Перечня.

Следовательно, виды работ, обозначенные в п.10 Перечня, подлежат лицензированию на общих основаниях и в порядке, предусмотренном указанным выше Положением на основании Закона о лицензировании.

Положениями конкурсной документации не ставится под сомнение принадлежность материалов (данных) об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований к материалам (данным) федерального картографо-геодезического фонда. Однако, выполнение работ, результатом которых являются соответствующие материалы (данные) федерального картографо-геодезического фонда, в силу положений действующего законодательства о лицензировании может осуществляться только лицами, обладающими лицензией, предоставляющей право выполнения соответствующих работ. Причем, Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.12.2011 № 1016 не только не содержит запретов на выполнение соответствующих работ негосударственными организациями, а содержит прямое указание  о том, что настоящее Положение определяет порядок лицензирования геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) (далее - геодезические и картографические работы), осуществляемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о ГКН), описание местоположения границ муниципальных образований входит в состав сведений государственного кадастра недвижимости (ст. 9). В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов:

1) описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации;

2) реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации;

3) описание местоположения границ муниципальных образований;

4) реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований;

5) описание местоположения границ населенных пунктов;

6) реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.

Правовыми актами в данном случае выступают решения представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления об утверждении документации территориального планирования. В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к документации территориального планирования муниципального района относится Схема территориального планирования муниципального района.

В соответствии с Законом ЯНАО от 18.10.2004 N 40-ЗАО (в ред. от 28.10.2013) "О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципальных образований Ямальского района" (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 28.09.2004 г.) изменена граница муниципального образования Ямальский район, изменены границы муниципальных образований Ямальского района, населенных пунктов Ямальского района.

В соответствии с Законом ЯНАО от 18.04.2007 N 36-ЗАО (ред. от 01.12.2014) "Градостроительный устав Ямало-Ненецкого автономного округа" (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 03.04.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2015) (далее - Градостроительный устав ЯНАО) материалы по обоснованию Схемы территориального планирования должны содержать  карты отображающие границы поселений, входящих в состав муниципального района; границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального района.

При этом измененные границы не отображены на соответствующих картах утвержденной Схемы территориального планирования Ямальского района. Это обстоятельство в первую очередь и обусловило потребность Заказчика в размещении данной муниципальной закупки и явилось одним из оснований для внесения изменений в существующую Схему территориального планирования Ямальского района, так как  существующая Схема утверждена Решением Районной Думы № 12 от 26.02.2009 г.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.12.2011 № 706 издан в соответствии с пунктами 5.2.28(1), 5.2.28(84) - 5.2.28(86) Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, и пунктом 2.1 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" и устанавливает порядок передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядок подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядок и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечень материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд.

Вышеназванный приказ не содержит указание на то, что его действие распространяется на геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение, осуществляемые юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, а распространяется на федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения и организации.

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 15 Градостроительного устава ЯНАО материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают, в том числе границы поселений, входящих в состав муниципального района.

При этом Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит определения поселения и муниципального образования. Так, согласно ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона, поселение – это городское или сельское поселение, а городские и сельские поселения – один из видов муниципальных образований.

Исходя из этого, установление данного требования к участникам закупки было обязанностью Заказчика, принципом деятельности которого является соблюдение действующего законодательства Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" целями лицензирования отдельных видов деятельности являются предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

При отображении границ поселений муниципальных образований затрагиваются права и интересы граждан, проживающих как на территории Ямальского муниципального района, так и на территориях, граничащих с ним. Поэтому считаем совершенно логичным и обоснованным данное положение законодательства, позволяющее осуществлять деятельность, включающую отображение границ муниципальных образований субъектам, имеющим опыт в аналогичной деятельности, а также прошедшим специальную проверку (на соответствие лицензионным требованиям) уполномоченного на выдачу лицензий федерального органа государственной власти.

В ГОСТе 21667-76. Межгосударственный стандарт. Картография. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта СССР от 31.03.1976 N 730) содержатся определения картографической деятельности (#1a, Общие понятия) и картографического материала (#5, Общие понятия). Картографическая деятельность - научная, техническая, производственная и управленческая деятельность в области картографии. Картографический материал - документ с информацией о местности, который может быть использован для создания или обновления карты.

Границы муниципальных образований Ямальского района и границы Ямальского муниципального района были изменены в 2009 году, однако, данные изменения не были отражены на карте, т.е. карты не обновлены до сих пор.

В соответствии со ст. 5 Закона о геодезии и картографии осуществление исполнительных, распорядительных, разрешительных, надзорных и иных функций в области геодезической и картографической деятельности и обеспечение выполнения геодезических и картографических работ федерального назначения находятся в ведении Российской Федерации, а регулирование геодезической и картографической деятельности находится в компетенции Правительства Российской Федерации.

Следовательно, Заказчик при установлении требования в конкурсной документации к участникам закупки о наличии Лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение по видам:

• обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами (данными) об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований, предусмотренной Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. От 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности», должен руководствоваться только федеральным законом и постановлением Правительства РФ. Все остальные документы, имеющие иную юридическую силу (письма, рекомендации, указания и т.п.) не являются обязательными для Заказчика, более того, он не имеет права руководствоваться такими документами, если они противоречат позиции законодателя, выраженной в федеральном законе и постановлении Правительства РФ.

Работы по внесению изменений в схему территориального планирования не всегда связаны с необходимостью изменений границ, но в данной конкретной закупке потребность Заказчика в указанном виде работ существует, поэтому в конкурсной документации именно данной закупки Заказчик установил требование о наличии лицензии, что и предписывает законодательство Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобы, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения требований  Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ):

- картография - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения;

- деятельность в области геодезии и картографии (геодезическая и картографическая деятельность) - научная, техническая, производственная и управленческая деятельность в области геодезии и картографии;

- геодезические и картографические работы - это процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона N 209-ФЗ геодезическая и картографическая деятельность, исходя из назначения выполняемых работ, включает в себя:

- геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение;

- геодезические и картографические работы специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц.

Согласно п. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).

Постановлением Правительства РФ от 07.12.2011 N 1016 "О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)" утвержден Перечень геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное межотраслевое значение (далее – Перечень).

Обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами (данными) об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований указано в числе работ, подлежащих лицензированию (п.10 Перечня).

В Техническом задании (Приложение 1 к конкурсной документации) Заказчиком установлены основные требования к составу, содержанию и выполнению работ:

10.1. Сбор и обобщение исходной информации (1 этап).

Исполнитель при содействии Заказчика осуществляет сбор исходной информации и создает на ее основе обобщенную информационную базу об объектах градостроительной деятельности в границах района в объеме, необходимом для выполнения работ.

Создание обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности осуществляется в соответствии с разрабатываемой Исполнителем и согласованной Заказчиком Системой требований к градостроительной документации района. Используемая при выполнении работ версия Системы требований к градостроительной документации может быть уточнена по согласованию с Заказчиком.

Обобщенная информационная база об объектах градостроительной деятельности должна содержать следующую графическую и (или) семантическую информацию о (об):

  • границах административно-территориального деления;
  • функциональном зонировании территории;
  • территориальном зонировании территории;
  • объектах транспортной инфраструктуры;
  • объектах инженерной инфраструктуры;
  • границах земельных участков, поставленных на кадастровый учет;
  • красных линиях;
  • объектах культурного наследия;
  • границах зон с особыми условиями использования территорий (охранные зоны, санитарно-защитные зоны, границы особо охраняемых природных территорий);
  • иных объектах (по согласованию с Заказчиком).

10.2. Разработка проекта внесения изменений в СТП района (2 этап).

Проект внесения изменений в СТП района разрабатывается посредством изложения действующей СТП района в новой редакции.

Исполнитель разрабатывает основные проектные решения проекта внесения изменений в СТП района и согласовывает их с Заказчиком.

Направление основных проектных решений для целей согласования осуществляется в электронном виде с использованием форматов, способов и средств связи, определенных Исполнителем по согласованию с Заказчиком.

Исполнитель должен подготовить проект внесения изменений в СТП района в соответствии с согласованными Заказчиком основными проектными решениями.

Проект внесения изменений в СТП района должен:

  1. определять состав, основные характеристики и местоположение планируемых к размещению объектов местного значения района, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
  2. определять параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов), а также содержать сведения о планируемых для размещения в указанных зонах объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения;
  3. учитывать в решениях проекта внесения изменений в СТП района результаты создания обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности в части данных о современной ситуации;

4)        содержать оптимальные градостроительные решения с точки зрения их экономической оценки.

Проект внесения изменений в СТП района должен соответствовать требованиям, указанным в частях 5, 6, 10 статьи 9 ГК РФ.

Состав и содержание проекта внесения изменений в СТП района должны соответствовать требованиям статьи 19 ГК РФ, статьи 15 Закона ЯНАО от 18 апреля 2007 г. № 36-ЗАО «Градостроительный устав Ямало-Ненецкого автономного округа».

Перечень видов объектов местного значения в целях подготовки проекта внесения изменений в СТП района должен определяться Исполнителем в соответствии со статьей 16-1 Закона ЯНАО от 18 апреля 2007 г. № 36-ЗАО «Градостроительный устав Ямало-Ненецкого автономного округа» на основании полномочий по решению вопросов местного значения органами местного самоуправления района с учетом степени (существенности) влияния объекта на социально-экономическое развитие района.

10.3. Разработка проекта ПЗЗ МТ района (3 этап).

Состав проекта ПЗЗ МТ района должен соответствовать требованиям статьи 30 ГрК РФ.

Проект ПЗЗ МТ района должен содержать:

  • порядок применения правил землепользования и застройки и внесения изменений в указанные правила;
  • карту градостроительного зонирования;
  • градостроительные регламенты.

Подготовка проектов ПЗЗ МТ должна осуществляться с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Виды разрешенного использования проекта ПЗЗ МТ района должны соответствовать классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540.

Демонстрационные материалы для публичных слушаний по проекту ПЗЗ МТ района могут включать фрагменты текстовых и графических материалов, иные демонстрационные материалы для представления участникам публичных слушаний, организации выставок и экспозиций, проводимых в целях информирования участников публичных слушаний.

 

Материалы и данные об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований включены в  Перечень материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 02.12.2011 № 706.

Согласно ч. 2.1 статьи 9 Федерального закона № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» ведение федерального и территориальных картографо-геодезических фондов, в том числе включение в них геодезических и картографических материалов и данных, их хранение и предоставление в пользование заинтересованным лицам, осуществляется федеральными государственными учреждениями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области геодезии и картографии.

Ведение ведомственных картографо-геодезических фондов, в том числе включение в них геодезических и картографических материалов и данных, их хранение и предоставление в пользование заинтересованным лицам, осуществляется федеральными государственными учреждениями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Комиссия антимонопольного органа считает, что Заказчиком не представлено документально обоснованных доводов относительно того, что для выполнения работ по Техническому заданию закупки № 0190300000415000181 требуется наличие у участников закупки  лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение по видам:

•          обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами (данными) об установлении и изменении границ  субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований, предусмотренной Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности».

 

Согласно ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в т.ч., требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки одним из обязательных требований к участникам закупок является соответствие таких участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Заказчиком в Конкурсной документации установлено обязательное требование к участникам закупки - наличие у участников закупки  лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение по видам:

•          обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами (данными) об установлении и изменении границ  субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований, предусмотренной Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Статьей 8 Закона о контрактной системе установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации (извещение № 0190300000415000181) требования о наличии вышеуказанной лицензии нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.

Между тем, Комиссией ранее рассмотрены и признаны обоснованными жалобы ООО «Финансовый и организационный консалтинг» (г.Москва) и ИП Бибик Н.В. (г.Омск) на эту же закупку. По итогам рассмотрения жалоб (решение от 22.04.2014 № 04-01/96-2015) Комиссия признала  заказчика - Управление строительства и архитектуры администрации МО Ямальский район нарушившим требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса на "Выполнение научно-исследовательской работы Комплексный проект внесения изменений в схему территориального планирования муниципального образования Ямальский район и внесения изменений в правила землепользования и застройки межселенной территории муниципального образования Ямальский район" (извещение № 0190300000415000181). Заказчику выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе. Материалы дела переданы должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица заказчика, утвердившего конкурсную документацию (открытый конкурс № 0190300000415000181, административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106  Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобы ООО НПЦ «Сибземресурсы» (г.Омск)  и ООО Научно-исследовательский институт «Земля и город» (г.Нижний Новгород) на действия муниципального заказчика  – Управление строительства и архитектуры администрации МО Ямальский район при проведении открытого конкурса на "Выполнение научно-исследовательской работы Комплексный проект внесения изменений в схему территориального планирования муниципального образования Ямальский район и внесения изменений в правила землепользования и застройки межселенной территории муниципального образования Ямальский район" (извещение № 0190300000415000181) обоснованными.
  2. Признать заказчика Управление строительства и архитектуры администрации МО Ямальский район нарушившим требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса на "Выполнение научно-исследовательской работы Комплексный проект внесения изменений в схему территориального планирования муниципального образования Ямальский район и внесения изменений в правила землепользования и застройки межселенной территории муниципального образования Ямальский район" (извещение № 0190300000415000181).
  3. Предписание Заказчику - Управлению строительства и архитектуры администрации МО Ямальский район об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106  Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Председатель комиссии

Члены комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны