Решение б/н Решение № 04-01/173-2016 по жалобе ООО «Навигатор СИЗ» (з... от 9 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 04-01/173-2016

по жалобе ООО «Навигатор СИЗ»

(закупка № 0190200000316005697)

06 июня  2016 года                                                                                               г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу ООО «Навигатор СИЗ» (г. Челябинск) на действия Заказчика  - ГБУЗ ЯНАО «Надымская станция скорой медицинской помощи» (ИНН: 8903017218) при осуществлении закупки «Поставка противогазов» (закупка № 0190200000316005697),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «Навигатор СИЗ» на положения аукционной документации «Поставка противогазов».

Начальная (максимальная) цена контракта – 365 180,00 рублей.

По мнению Заявителя, документация о закупке составлена с нарушениями Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», что ограничивает конкуренцию, нарушает права и интересы участника размещения заказов, ставя его в заведомо неблагоприятное положение, ограничивает потенциальную возможность признания его победителем осуществляемой закупки.

В пункте 2.2. содержится требование о покрытии фильтра «непоглощающим составом обеззараживающего действия». Данное требование не предусмотрено государственными стандартами и ТУ производителей, т.к. фильтры, выполненные из металла, окрашиваются для защиты металла от коррозии.

В пункте 3.3. содержится требование о месте расположения этикетки изделия, (на внутренней поверхности стекла-корпуса панорамной маски). Данное требование ограничивает круг участников, предлагающих товар с этикеткой, расположенной на внешней поверхности стекла-корпуса панорамной маски). Стоит отметить, что внутреннее или внешнее расположение этикетки не влияет на потребительские свойства закупаемого товара.

В пункте 5.2. содержится требование о месте расположения этикетки и маркировке фильтра. Требование о маркировке фильтра путем наклеивания этикетки на боковую поверхность фильтра, ограничивает круг участников, предлагающих товар, маркируемый иным способом (нанесением маркировки несмываемой водой мастикой). Способ нанесения маркировки и ее место расположения не влияет на потребительские свойства закупаемого товара, но ограничивает круг участников.

В пункте 8.1. Заказчик неправомерно наделяет себя правом «требовать подтверждение качества поставляемой продукции предоставлением Поставщиками протоколов испытаний в лабораториях, имеющих соответствующую аккредитацию на осуществление данного вида деятельности, в соответствии с РД ССПБ-2 «Требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации», ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, либо иметь подтверждающие документы, утвержденные и согласованные службами гражданской обороны».

Проведение испытаний СИЗ в процессе разработки и производства является прерогативой производителей СИЗ, в связи с чем, указанное требование может привести к ограничению количества участников закупки, так как не у всех поставщиков имеется возможность представить при поставке протоколы испытаний СИЗ в лабораториях, имеющих соответствующую аккредитацию на осуществление данного вида деятельности.

Согласно части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исходя из указанного, требование о представлении протоколов испытаний в лабораториях, имеющих соответствующую аккредитацию на осуществление данного вида деятельности установлено в нарушение части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе, так как обязанность проведения экспертизы лежит на заказчике.

 

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 114 Закона о контрактной системе часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе вступает в силу с 1 января 2016 года.

Заказчиком 18.12.2015 на Официальном сайте опубликованы планы-графики на 2016 год.

Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не указавшего в извещении идентификационный код закупки, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

 

Номер телефона 7-34922-51134 и адрес электронной почты auction@dgz.yanao.ru  Уполномоченного органа указаны в Извещении.

 

 

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2       статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ).

На основании части 1 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

 

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ).

Согласно судебной практике, суды приходят к выводу, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом № 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.

В рассматриваемым случае, при утверждении документации об аукционе, Заказчик указал технические характеристики товара, удовлетворяющие его потребностям. При этом уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти не вправе определять потребности заказчиков, равно как и изменять их.

 

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе обязанность представлять документы, подтверждающие обоснованность жалобы, возложена на лицо, подающее жалобу.

Заявитель не представил доказательств тому, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к ограничению количества участников аукциона.

Кроме того, как указывают суды,  отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Из информации, представленной Заказчиком, установлено.

При подготовке документации к аукциону в электронной форме, в ходе проведения анализа рынка, из общедоступных источников информации было установлено следующее: противогазы гражданские фильтрующие производятся несколькими заводами - производителями:

-          АО «Сорбент» http ://сорбент.рф/;

-          АО «Тамбовмаш» http://www.tambovmash.ru/;

-          ОАО «ЭХМЗ им. Н.Д.Зелинского» http://www.ehmz.ru/;

-          и ОАО «Арти-Завод» http://www.arti.com.ru/.

На всех вышеуказанных предприятиях противогазы гражданские фильтрующие производятся, в том числе, с покрытием фильтра непоглощающим составом обеззараживающего действия, с расположением этикетки изделия на внутренней поверхности стекла-корпуса панорамной маски и маркировкой фильтра путем наклеивания этикетки на боковую поверхность, о чем на официальных сайтах производителей имеется общедоступная информация.

Так, АО «Сорбент» производит противогазы УЗС ВК Экран с ф. ВК 320 с маской МАГ-3, противогазы МЗС ВК Экран с ф. ВК 450 с маской МАГ-3.

АО «Тамбовмаш» производит противогазы ГП- 9 с панормаными масками МАГ-3 и противогазы ГП-21 с масками МП-3.

ОАО «ЭХМЗ им. Н.Д.Зелинского» производит противогазы ГП-9 с фильтрами AlBlElKlHgP3D с маской МАГ-3 и противогазы ГП-21 У с фильтрами AlBlElKlHgP3D с маской МП-3.

ОАО «Арти-Завод» производит противогазы ГП-15 с маской панорамная «ARTIRUS-1».

Кроме того,  участником закупки может выступать любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Следовательно, ничто не мешает потенциальному участнику закупки поставить противогазы гражданские фильтрующие с вышеуказанными характеристиками.

Согласно части 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе приемку поставленного товара, а также отдельных этапов поставки товара, предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Заводы изготовители средств защиты (противогазы, респираторы) рекомендуют, чтобы избежать контрафактной поставки, поставляемая продукция должна проходить процедуру входного контроля на самом предприятии-потребителе, которая включает в себя:

•          идентификацию данных сертификата соответствия с данными паспорта качества на продукцию.

•          идентификацию данных сертификата соответствия и паспорта качества с информацией на маркировке упаковочной тары (маркировочных ярлыках).

•          идентификацию данных сертификата соответствия, паспорта качества, маркировочных ярлыков с данными упаковочных листов и руководства по эксплуатации (обязательно вкладывается в каждый упаковочный ящик).

и, наконец, идентификацию данных сертификата соответствия, паспорта качества, маркировочных ярлыков, упаковочных листов и руководства по эксплуатации с данными маркировки самого СИЗОД.

Кроме того, требование к предоставлению потенциальным поставщиком в качестве подтверждения качества поставляемой продукции протоколов испытаний в лабораториях, имеющих соответствующую аккредитацию, обосновано письмом Уральского регионального центра МЧС России «О средствах индивидуальной защиты органов дыхания» от 20.01.2015 г. № 633-2-1-15, из которого следует, что  не добросовестными поставщиками СИЗОД в одних случаях на поставляемую продукцию прикладываются протоколы испытаний и заключения сторонних организаций, что является нарушением, так как организация, проводившая испытания продукции, должна иметь аккредитацию, а в других случаях предоставляются протоколы дополнительных испытаний продукции, в которых данные разнятся с имеющимися ранее протоколами и данные не отражаются в сертификате соответствия, что также является нарушением предъявляемых требований к СИЗОД.

Контрафактная и фальсифицированная продукция имеет не только неудовлетворительное качество, но и часто не соответствует назначению, что создает угрозу здоровью и жизни человека.

Заказчик отмечает, что на товарном рынке в настоящий момент все хозяйствующие субъекты, могут выполнить оспариваемые подателем жалобы требования документации об электронном аукционе. Указанное обстоятельство подтверждается коммерческими предложениями, полученными заказчиком в ходе проведения анализа рынка на этапе обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и не между производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.

Более того, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, еще не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также положений Закона о контрактной системе о недопустимости ограничения числа участников закупки.

Вместе с тем Заказчик отмечает, что в соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.

Следовательно, если при изучении аукционной документации у участника закупки возникли вопросы, связанные с ее содержанием, либо в ней отсутствует какая-либо информация, необходимая для подготовки заявки на участие в электронном аукционе, целесообразно было направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе, и Заказчик в соответствии с поступившим запросом, мог принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе.

Однако, заявитель настоящей жалобы не воспользовалось вышеуказанным правом на направление запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе.

Дополнительно Заказчик информирует о том, что при определении НМКЦ был проведен анализ рынка противогазов, были запрошены коммерческие предложения от производителей, и поставщиков способных поставить продукцию соответствующую всем требованиям Заказчика.

В результате в адрес заказчика поступило 3 коммерческих предложений от ООО «МЧС ГО «Экран» с предложением о поставке противогазов УЗС ВК Экран с ВК 320 A1B1E1K1P3D с МАГ-3, от ООО «Экспертный центр ГО и ЧС Профи» с предложением о поставке противогазов УЗС ВК Экран с ВК 320 A1B1E1K1P3D с МАГ-3 и от ООО «УралЗащита-Екатеринбург» с предложением о поставке противогазов УЗС ВК Экран с ВК 320 A1B1E1K1P3D с МАГ-3.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая отсутствие доказательств ограничения количества участников закупки, Комиссия приходит к выводу что положения рассматриваемой аукционной документации не противоречат Закону о контрактной системе.

Руководствуясь  частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Навигатор СИЗ» (г. Челябинск) на действия Заказчика  - ГБУЗ ЯНАО «Надымская станция скорой медицинской помощи» (ИНН: 8903017218) при осуществлении закупки «Поставка противогазов» (закупка № 0190200000316005697) необоснованной.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны