Решение б/н Решение № 04-01/210-2016 по жалобе ООО «АвтоФинСервис» (за... от 7 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 04-01/210-2016

по жалобе ООО «АвтоФинСервис»

(закупка № 0190300000716000586)

04 июля  2016 года                                                                                                 г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<….>,

при участии:

<…> – представитель Заявителя,

рассмотрев жалобу ООО «АвтоФинСервис» (г. Пермь) на действия Единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в муниципальном образовании Тазовский район (ИНН: 8910003576) при осуществлении закупки «Поставка и монтаж комплектов деревянных брусовых домов в факторию Юрибей» (закупка № 0190300000716000586),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «АвтоФинСервис» на действия Единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в муниципальном образовании Тазовский район при осуществлении закупки «Поставка и монтаж комплектов деревянных брусовых домов в факторию Юрибей».

Заказчик – Муниципальное казенное учреждение «Центр по обеспечению жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера Тазовского района». Начальная (максимальная) цена контракта – 9 800 000,00 рублей.

По мнению Заявителя, решение Единой комиссией о признании второй части его заявки № 3 несоответствующей требованиям документации неправомерно.

ООО «АвтоФинСервис» было участником закупки № 0190300000716000586. Порядковый номер заявки №3.

Заявка ООО «АвтоФинСервис» признана несоответствующей, так как ко второй части заявки не была приложена лицензия по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

В пункте 3.3.3 Инструкции по подготовке заявки на участие в электронном аукционе было указано требование к участникам о наличии указанной лицензии.

Предметом закупки является поставка и монтаж комплектов деревянных брусовых домов в факторию Юрибей. Закупка включает в себя несколько видов работ: поставка материала для строительства домов, монтаж домов, монтаж электрической сети домов, монтаж сигнализаций в домах и другие работы.

Работы, для выполнения которых требуется лицензия по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, являются частью работ по поставке и монтажу домов, а не самостоятельным объектом закупки.

Следовательно, в состав лота включены несколько видов работ.

Согласно ч. 2 - 3.1 ст. 52 ГрК РФ условием допуска к участию в закупке строительных работ, работ по капитальному ремонту или реконструкции объекта капитального строительства является наличие исключительно свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства.

Документация о закупке не содержит требований о том, что работы должны выполнятся исключительно подрядчиком. Следовательно, победитель аукциона при исполнении контракта вправе привлечь к выполнению работ субподрядчиков, имеющих лицензию по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

ООО «АвтоФинСервис» при подаче заявки на участие в аукционе представил заказчику свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства.

Установив требование о наличии у участника закупки лицензии на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, заказчик нарушил ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Предмет закупки «Поставка и монтаж комплектов деревянных брусовых домов в факторию Юрибей».

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, лицензии и т.п.).

Таким образом, участник закупки должен иметь все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, или допуск на генподряд.

При этом если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, то участник закупки обязан в своей заявке представить копию лицензии, подтверждающую наличие у участника закупки такой лицензии, либо копию договора, заключенного с субподрядной организацией, имеющей такую лицензию.

В работы, являющиеся предметом контракта, входят работы, связанные с установкой пожарной сигнализации, в связи с чем заказчиком установлено требование о наличии лицензии МЧС.

Предметом закупки является поставка и монтаж комплектов деревянных брусовых домов в факторию Юрибей. Закупка включает в себя несколько видов работ: поставка материала для строительства домов, монтаж домов, монтаж электрической сети домов, монтаж сигнализаций в домах и другие работы.

Работы, для выполнения которых требуется лицензия по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, являются частью работ по поставке и монтажу домов, а не самостоятельным объектом закупки.

В соответствии с пунктом 3.3.3.2 Информационной карты аукциона Заказчиком установлено: Копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1. Федеральный закон № 99-ФЗ от 27 апреля 2014 года глава 2 статья 12 пункт 15. Наличие лицензии  по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

2. наличие допуска СРО на осуществление отдельных видов работ; Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», Раздел 3. Пункт 5. Свайные работы. Закрепление грунтов: п.п. 5.2. Свайные работы, выполняемые в мерзлых и вечномерзлых грунтах; п.п. 5.3. Устройство ростверков.

 

Однако, доводы жалобы заявителя относительно неправомерности установления Заказчиком требования о наличии у участника закупки лицензии на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений Комиссией не рассматриваются, так как в этой части жалоба указывает на положения документации. Между тем, в соответствии со ст. 105 Закона о контрактной системе, в установленные сроки жалобы от участников, в т.ч., от Заявителя, на положения аукционной документации не поступали. Соответственно участник закупки, подавая заявку на участие в аукционе, был согласен со всеми требованиями, установленными в документации об аукционе, правом на запрос разъяснений положений аукционной документации Заявитель не воспользовался.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Из возражений, представленных Единой комиссией, установлено.

Документация об электронном аукционе № 479А/16 (закупка № 0190300000716000586) на поставку и монтаж деревянных брусовых домов в факторию Юрибей содержит требования заказчика о необходимости предоставления следующих документов, с осуществлением определенных, указанных ниже, работ:

наличие допуска СРО на осуществление отдельных видов работ; Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», Раздел 3. Пункт 5. Свайные работы. Закрепление грунтов: п.п. 5.2. Свайные работы, выполняемые в мерзлых и вечномерзлых грунтах; п.п. 5.3. Устройство ростверков;

Наличие лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ от 27 апреля 2014 года глава 2 статья 12 пункт 15.;

В составе второй части заявки участник ООО «АвтоФинСервис» представил только свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 3390.01-2015-5903101249-С-250.

Наличие у участника закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам не дает, по мнению Единой комиссии,  право выполнять работу по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений.

В документации электронного аукциона не было установлено ограничение о привлечении субподрядчиков к исполнению контракта, соответственно, участники аукциона во второй части заявки могли привлечь субподрядчиков для выполнения работ, имеющих лицензию по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений.

Исходя из доводов, указанных в жалобе ООО «АвтоФинСервис», участником намеривалось привлекать к выполнению работ ООО «Домофон-плюс», организацию, имеющую соответствующую лицензию на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений, но в составе второй части заявки таких документов представлено не было, поэтому Единая комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в муниципальном образовании Тазовский район признала несоответствующей заявку № 3 участника ООО «АвтоФинСервис».

Также Единая комиссия обращает внимание, что порядок предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе и внесение в нее изменений установлен статья 65 Закона о контрактной системе, ООО «АвтоФинСервис» свои правом на дачу разъяснений положений аукционной документации № 0190300000716000586 и правом обжалования положений документации электронного аукциона в период подачи заявок не воспользовалось.

Проанализировав аукционную документацию, доводы Единой комиссии, Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что Единая комиссия действовала в рамках Закона о контрактной системе.

Таким образом, жалоба ООО «АвтоФинСервис» на действия Единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в муниципальном образовании Тазовский район признается необоснованной.

 

Между тем, в рамках рассмотрения жалобы Комиссия контрольного органа в сфере закупок проводит внеплановую проверку на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения которой и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

В рамках внеплановой проверки установлено.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

При этом, в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного или муниципального контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.

При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ, а также лицензий Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации на монтаж систем пожарной сигнализации, оповещения и эвакуации, противопожарного водоснабжения, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данная позиция изложена и в решениях  Арбитражного суда Западно-Сибирского округа (постановление от 22.12.2015 по делу № А75-1009/2015; постановление от 25.12.2015 по делу № А75-4902/2015):

«…принимая во внимание, что работы требующие наличия лицензии не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по капитальному ремонту объекта, при исполнения контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, суд кассационной инстанции считает обоснованными доводы антимонопольного органа о неправомерном требовании от участника закупки, имеющего свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, одновременного предоставления лицензии МЧС».

 

Основания для отклонения заявки № 3, поступившей от ООО "АВТОФИНСЕРВИС", - не соответствие по п. 1 ч.6 ст. 69,  Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с отсутствием указаний на необходимые требования определенные п.2 ч.5 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", требованиям установленным документацией электронного аукциона (пункт 3.3.3 Инструкции по подготовке заявки на участие в электронном аукционе), а именно участник закупки не предоставил следующую информацию:

- лицензия по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений(Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Между тем, ООО «АвтоФинСервис» в составе заявки на участие в аукционе представил заказчику свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства.

 

Вместе с тем, на участие в Аукционе подано четыре заявки, к участию допущено – три участника, в связи с чем, у Комиссии нет оснований полагать, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе повлияли на количество участников закупки и считает целесообразным не выдавать Заказчику Предписания о внесении изменений в рассматриваемую аукционную документацию, а ограничиться, на основании результатов внеплановой проверки, Предписанием Единой комиссии о проведении повторно процедуры рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов аукциона с учетом результатов внеплановой проверки.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссии

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «АвтоФинСервис» (г. Пермь) на действия Единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в муниципальном образовании Тазовский район при осуществлении закупки «Поставка и монтаж комплектов деревянных брусовых домов в факторию Юрибей» (закупка № 0190300000716000586) необоснованной.

2. Признать Заказчика - Муниципальное казенное учреждение «Центр по обеспечению жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера Тазовского района» нарушившим часть 6 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки № 0190300000716000586.

3. Выдать Уполномоченному органу, Единой комиссии,  Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе  предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностных лиц Заказчика и Уполномоченного органа, утвердивших аукционную документацию № 0190300000716000586 на поставку и монтаж комплектов деревянных брусовых домов в факторию Юрибей.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны