Решение б/н Решение и предписание № 04-01/225-2015 по жалобе ЗАО «ИНФОРС... от 16 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 04-01/225-2015

по жалобе ЗАО «ИНФОРС-ФПК»

(закупка № 0190200000315008294)

14 сентября 2015 года                                                                                               г. Салехард      

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу ЗАО «ИНФОРС-ФПК» (г.Екатеринбург) на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО «Надымская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (закупка № 0190200000315008294),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ЗАО «ИНФОРС-ФПК» на положения аукционной документации № 0190200000315008294 на поставку продуктов питания.

По мнению Заявителя, описание объектов закупки по позициям № 1, № 2, № 3, № 5 Потребности осуществлено Заказчиком с нарушением установленных правил, что является грубым нарушением законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства. Исходя из доводов жалобы, документация по рассматриваемому аукциону содержит в себе положения, прямо противоречащие нормам Закона о контрактной системе.

Условия извещения № 0190200000315008294 о проведении аукциона в электронной форме ограничивают доступ Заявителя, а также других участников размещения заказа к торгам, что влечет нарушение их прав и законных интересов, а также, по мнению Заявителя, противоречат нормам действующего законодательства.

В Приложении № 1 документации аукциона (Потребность), характеристики закупаемой продукции содержат в себе показатели, значительно ограничивающие возможность предложения потенциальными участниками альтернативной продукции.

По позициям № 1, 2, 3, 5 Потребности прописаны характеристики закупаемой продукции таким образом, что под них, с учетом также ценовых и качественных характеристик, подходят смеси только одного производителя из имеющихся сегодня на Российском рынке молочных смесей - смеси ОАО "Беллакт", Республика Беларусь.

По данным позициям Потребности, заказчик, по мнению Заявителя, выставил зауженные интервалы показателей закупаемой продукции по сравнению с требованиями, содержащимися в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), принятом Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67.

В частности, заужены значения таких стандартных показателей как белки, жиры и углеводы.

В позиции № 3 Потребности (каша молочная сухая) Заказчиком не соблюдено требование Закона о контрактной системе, в соответствии с которым в документации о закупке указываются максимальные и (или) минимальные значения показателей закупаемой продукции. Так, вместо необходимого диапазона, Заказчиком указано лишь минимальное содержание натрия (132 мг.).

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 и Федеральным законом № 88-Ф3 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», продукты детского питания на молочной основе для детей раннего возраста должны выпускаться только расфасованными и упакованными, в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую следующий объем:

1)        1 килограмм - сухие продукты (адаптированные молочные смеси, последующие смеси, продукты прикорма, продукты моментального приготовления, каши на молочной основе);

2)        0,2 литра - жидкие адаптированные, частично адаптированные смеси, последующие смеси;

3)        0,25 литра - молоко питьевое, сливки питьевые, кисломолочные продукты;

4)        0,1 килограмма - пастообразные продукты детского питания на молочной основе, в том числе творог и продукты на его основе.

Таким образом, для упаковки молочных смесей законодательно установлена только верхняя граница (1 кг), при этом закон не устанавливает каких-либо ограничений по виду упаковки смесей (герметичную мелкоштучную упаковку),

Между тем заказчиком по всей позициям, без какого-либо обоснования, указаны требования к минимальному весу упаковки закупаемой продукции.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком требований  Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на поставку продуктов питания, Комиссия пришла к следующим выводам.

Документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 N 299 (далее - Единые требования) регламентируется обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей - заменителей женского молока.

Федеральным законом от 12.06.2008 № 88-ФЗ принят Технический регламент на молоко и молочную продукцию (далее - Технический регламент).

Состав сухих молочных смесей регламентируется Едиными требованиями.

Из писем Минздравсоцразвития России от 19.08.2011 N 15-2/10/2-8198 и Роспотребнадзора от 19.08.2011 N 01/10674-1-23 следует, что отклонения от тех или иных показателей для компонентов сухих адаптированных молочных смесей - заменителей женского молока допускаются в пределах нормируемых уровней, установленных соответствующими положениями Единых требований.

Требования к упаковке сухих молочных смесей регламентируются статьей 35 Технического регламента. Продукты детского питания на молочной основе для детей раннего возраста должны выпускаться только расфасованными и упакованными в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую следующий объем: 1 килограмм - сухие продукты (адаптированные молочные смеси, последующие смеси, продукты прикорма, продукты моментального приготовления, каши на молочной основе); 0,2 литра - жидкие адаптированные, частично адаптированные смеси, последующие смеси; 0,25 литра - молоко питьевое, сливки питьевые, кисломолочные продукты; 0,1 килограмма - пастообразные продукты детского питания на молочной основе. Каждая упаковка продуктов переработки молока должна иметь маркировку, этикетку и при необходимости листок-вкладыш или ярлык, содержащие информацию для потребителей в соответствии со статьей 36 Технического регламента.

Согласно позиции № 1 Потребности Заказчику требуется «Адаптированная сухая молочная смесь». Характеристики: Для смешанного и искусственного вскармливания здоровых детей с рождения до 6 месяцев.  В составе на 100 мл готовой смеси: белки -1,36 -1,55 г, жиры - 3,4- 3,5 г,  углеводы - 7,0-7,3 г. Упаковка не менее 350 грамм. 

Между тем, согласно разделу 12.1.1. Единых требований «Адаптированные молочные смеси (сухие, жидкие, пресные и кисломолочные) и продукты на основе частично гидролизованных белков (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 341):

Допустимые уровни (нормируемые) Для детей от 0 до 6 месяцев жизни:

Белок (г/л) – 12-17

Жир – 30-40

Углеводы – 60-80

Согласно позиции № 2 Потребности Заказчику требуется «Адаптированная сухая молочная смесь». Характеристики: Для смешанного и искусственного вскармливания здоровых детей с 6 до 12 месяцев.  В составе на 100 мл готовой смеси: белки -1,5 -1,8 г, жиры - 3,08 - 3,5 г,  углеводы - 7,2-7,87 г. Упаковка не менее 350 грамм

 Между тем, согласно разделу 12.1.1. Единых требований «Адаптированные молочные смеси (сухие, жидкие, пресные и кисломолочные) и продукты на основе частично гидролизованных белков (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 341):

Допустимые уровни (нормируемые) Для детей от 6 до 12 месяцев:

Белок (г/л) – 12-21

Жир – 25-40

Углеводы – 70-90

Согласно позиции № 3 Потребности Заказчику требуется «Каша молочная сухая». Характеристики: Быстрорастворимая для питания детей раннего возраста. Состав (на 100г сухого продукта): белок 12-20 г, жир 10-18г, углеводы 60-70г, натрий не менее 132мг. Упаковка не менее 200г.

Согласно разделу 12.2.3. Единых требований «Каши сухие на молочной основе, требующие варки» (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 341)

Допустимые уровни (нормируемые)

Белок (г) – 12-20

Жир – 10-18

Углеводы – 60-70

Натрий (мг не более) – 500

Согласно позиции № 5 Потребности Заказчику требуется «Сухая молочная смесь». Характеристики: Для беременных и кормящих матерей. В составе на 100 мл готовой смеси: белки 3,5 - 4,5г, жиры 1,3 - 3,1г, углеводы 9,5 - 11,8г. Энергетическая ценность 76-90 ккал. Упаковка не менее 360г.

Согласно разделу 11. Единых требований «Продукты для питания беременных и кормящих женщин (группы 04, 08, 09, 11, 19, 20)»

Допустимые уровни (нормируемые)

Белок (г/л) – 30-100

Жир (г/л) – 8-35

Углеводы (г/л) – 100-140 

Таким образом, исходя из Потребности, Заказчик при описании объекта закупки не использовал стандартные показатели и требования, определенные Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Вместе с тем, аукционная документация № 0190200000315008294, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, не содержит обоснование Заказчика о необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Из возражений, представленных Заказчиком, следует.

Документация об аукционе разрабатывается заказчиком и утверждается им, исходя из своих потребностей. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.

Описание объекта закупки электронного аукциона на поставку молочных смесей составлено в соответствии и в пределах норм, установленных Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе».

По смыслу положений статьей 455, 506 Гражданского кодекса Российской Федерации описание заказчиком объекта закупки, повлекшее возможность поставки товара только одного производителя, может ограничивать число участников закупки лишь в случае лишения их реальной возможности создания или приобретения этого товара в будущем.

Вместе с тем доказательств того, что у закрытого акционерного общества «ИНФОРС-ФПК» отсутствовала реальная возможность создания или приобретения товара, отвечающего требованиям и характеристикам, установленным к объекту закупки, как указывает Заказчик, материалы жалобы не содержат. Доказательств того, что формирование заказчиком объекта закупки в таком виде привело к ограничению конкуренции, Заявителем не представлено.

Ссылаясь на тот факт, что на участие в электронном аукционе №  0190200000315008294 подано две заявки, Заказчик считает, что это свидетельствует об отсутствии факта ограничения конкуренции и возможности поставки товара с предложенными заказчиком параметрами неопределенным количеством поставщиков.

Заказчик указывает, что при установлении требований по спорным позициям, руководствовался исключительно своей потребностью в товаре, а в описании объектов закупки указаны, как минимальные, так и максимальные значения содержания белков, жиров, углеводов, что соответствует ФЗ «О контрактной системе». Товар имеет хождение на рынке РФ, то есть ограничение количества участников размещения заказа, по мнению Заказчика, отсутствует.

Проанализировав доводы жалобы, возражения Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, при формировании Потребности по электронному аукциону №  0190200000315008294, нарушены положения Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

 Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Между тем, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Заказчиком не представлены документально обоснованные доводы, безусловно свидетельствующие о том, что требования документации (Потребности) по рассматриваемой закупке не влекут за собой ограничение количества участников закупки. Факт подачи двух заявок на участие в аукционе документально не подтвержден. Кроме того, Комиссия не имеет возможности установить, какой именно товар (какого производителя) предложен в данных заявках. На момент вынесения решения по существу жалобы на сайте http://zakupki.gov.ru отсутствовала информация о количестве поступивших на участие в аукционе заявок.

В своих возражениях Заказчик никоим образом не аргументировал отсутствие в составе аукционной документации обоснования необходимости использования иных показателей, нежели определенных Едиными требованиями.

 Доводы, приведенные Заказчиком в возражениях, безосновательны и документально не подтверждены. Заказчиком не представлено доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что характеристики, установленные им в Потребности, подходят не только к одному производителю  - ОАО "Беллакт", Республика Беларусь.

Пояснения на доводы жалобы относительно выставленных требований к упаковке закупаемой продукции Заказчиком не представлены.

Таким образом, Комиссия считает, что действия Заказчика, установившего, при описании объекта закупки, в Потребности к аукционной документации № 0190200000315008294 на поставку продуктов питания, не стандартные показатели и требования, определенные Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), в отсутствие в составе документации обоснования необходимости использования других показателей и установление требований к составу и упаковке сухих молочных смесей, отличных от установленных Техническим регламентом, нарушают положения п. 2 ч. 1 ст. 33 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе,  что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в ходе камеральной проверки Комиссией установлено.

Согласно информации, размещенной на сайте http://zakupki.gov.ru в адрес Заказчика поступили разъяснения положений аукционной документации.

Согласно информации, размещенной Уполномоченным органом, на 18 час. 00 мин. 07 сентября и 08 час. 30 мин.:

 «08 сентября 2015 года разъяснение на запрос для дальнейшего размещения в единой информационной системе (http://www.zakupki.gov.ru) от государственного заказчика представлено не было».

Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений регулируется статьей 65 Закона о контрактной системе. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Нарушение должностным лицом заказчика порядка разъяснения положений  документации содержит состав административного правонарушения по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Руководствуясь ч. 22 ст.  99, ч. 8 ст. 106  Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ЗАО «ИНФОРС-ФПК» (ИНН: 6659065603) на положения аукционной документации № 0190200000315008294 на поставку продуктов питания обоснованной.
  2. Признать Заказчика - ГБУЗ ЯНАО «Надымская центральная районная больница»  (ИНН: 8903009263) нарушившим требования п. 2 ч. 1 ст. 33 и п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на поставку продуктов питания (закупка № 0190200000315008294).
  3. Выдать Заказчику - ГБУЗ ЯНАО «Надымская центральная районная больница» и Уполномоченному органу - департаменту государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа предписание об устранении нарушений п. 2 ч. 1 ст. 33 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе (закупка № 0190200000315008294).
  4. Контроль за исполнением решения и предписания по делу № 04-01/225-2015 возложить на члена Комиссии – <…>.
  5. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении должностных лиц Заказчика - ГБУЗ ЯНАО «Надымская центральная районная больница» административного производства по ч. 4.2. и ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

 В соответствии с ч. 9 ст. 106  Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                                      

Члены комиссии:                                                                                                

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-01/225-2015

об устранении нарушений Федерального закона № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(закупка № 0190200000315008294)

14 сентября 2015 года                                                                                               г. Салехард

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

на основании своего  решения от 14.09.2015 г. по делу № 04-01/225-2015, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

п р е д п и с ы в а е т:

I. Заказчику - ГБУЗ ЯНАО «Надымская центральная районная больница»  (ИНН: 8903009263) выполнить  следующее обязательное для исполнения Предписание:

Внести изменения в аукционную документацию на поставку продуктов питания (закупка № 0190200000315008294), с учетом требований Закона о контрактной системе и замечаний Комиссии по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, изложенных в решении  от 14.09.2015 № 04-01/225-2015.

Срок исполнения предписания: 25.09.2015 г.

Документы, подтверждающие исполнение предписания Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в срок до 28.09.2015 г.

II. Уполномоченному органу - департаменту государственного заказа ЯНАО:

- Разместить в сети Интернет изменения в аукционную документацию на поставку продуктов питания (закупка № 0190200000315008294), внесенные Заказчиком по предписанию Комиссии по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.09.2015 № 04-01/225-2015.

- Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на поставку продуктов питания (закупка № 0190200000315008294) на срок, установленный ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.

 

Срок исполнения предписания: 29.09.2015 г.

Документы, подтверждающие исполнение предписания Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в срок до 30.09.2015 г.

 

Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                                        

Члены комиссии:                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны