Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Эффективные технологии»... от 22 марта 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 04-01/36-2015
03 марта 2015 года г. Салехард
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<...>,
При участии
<...> – законный представитель ГБУ ЯНАО «Окружной Молодежный Центр» (по доверенности),
<...> – законный представитель ООО «Эффективные технологии» (по доверенности)
рассмотрев жалобу ООО «Эффективные технологии» на действия ГБУ ЯНАО «Окружной Молодежный Центр» при осуществлении закупки на оказание услуг по организации и проведению окружной молодежной профильной смены «Слет вожатых Ямала» (электронный аукцион, извещение № 0190200000315001322),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ООО «Эффективные технологии» (г. Тюмень, ИНН 7204152759) на действия заказчика – ГБУ ЯНАО «Окружной Молодежный Центр» при осуществлении закупки на оказание услуг по организации и проведению окружной молодежной профильной смены «Слет вожатых Ямала» (электронный аукцион, извещение № 0190200000315001322).
Исходя из доводов жалобы, заказчиком нарушены требования ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), в части ограничения доступа участников закупки к торгам.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на оказание услуг по организации и проведению окружной молодежной профильной смены «Слет вожатых Ямала» (электронный аукцион, извещение № 0190200000315001322), Комиссия пришла к следующим выводам.
Статьей 64 Закона о контрактной системе регулируется содержание документации об электронном аукционе. П.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1,2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В своей жалобе участник указывает на пункт «1.6.1/3.2.2» (нумерация пунктов Заказчиком нарушена) Информационной карты электронного аукциона. Указанное в данном пункте требование к обеспечению заявки: «Размер обеспечения заявки составляет 10 940 000,00 (Десять тысяч девятьсот сорок) рублей 00 копеек, что составляет 1 % от начальной (максимальной) цепы контракта» противоречиво и не дает возможности установить действительное положение данного пункта.
В ходе проверки установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона прописана цена, соответствующая документации о проведении закупки на оказание услуг по организации и проведению окружной молодежной профильной смены «Слет вожатых Ямала» (электронный аукцион, извещение № 0190200000315001322).
Исходя из доводов жалобы ООО «Эффективные технологии», Заказчик в пункте 3. «Привлечение специалистов для организации работы Слёта» в Потребности государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Окружной Молодежный Центр» в оказании услуг по организации и проведению окружной молодежной профильной смены "Слет вожатых Ямала" (далее - Потребность) Заказчиком включены следующие незаконные условия: «Для организации Слёта необходимо привлечь не менее 6-ти специалистов-(с навыками организации работы летних смен, профильных проектов для детей и молодёжи из Ямало-Ненецкого автономного округа).»
Указанные требования являются незаконными, как относящиеся к наличию у исполнителей трудовых ресурсов, необходимых для оказания услуг.
Таким образом, указанные положения конкурсной документации нарушают часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Федеральным законом.
Указанные положения нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Кроме того, указанные требования предусматривают необоснованные географические ограничения в отношении исполнителей услуг.
Установление такого ограничения является незаконным и необоснованным и существенно ограничивает круг лиц, которые могут принять участие в закупке. Полагаем, что никаких особенностей по организации мероприятий с участием представителей именно -ЯНАО и именно на территории ЯНАО не существует. Рынок услуг по организации мероприятий в Российской Федерации является конкурентным, на нем действует большое число участников, в том числе в соседних с ЯНАО регионах.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 74 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами огра- достуна к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Кроме того, в жалобе участник указывает на то, что в пункте 4 Потребности государственного бюджетного учреждения Ямало- Ненецкого автономного округа «Окружной Молодежный Центр» в оказании услуг по организации и проведению локальных школ вожатых (далее - Потребность) Заказчиком предусмотрено приобретение головного убора (буфф) бесшовного
При изучении возможности поставки указанного товара было установлено, что слово «буфф» является наименованием товарного знака «BUFF», исключительные права на использование которого зарегистрированы и принадлежат юридическому лицу ORIGINAL BUFF, S.А. (http://www.buff.eu). Указанные сведения подтверждаются копиями соответствующих записей с официального сайта государственного органа соответствующего государства, осуществляющего необходимую регистрацию и защиту интеллектуальной собственности (прилагаются).
Указанные положения нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В пункте 5 Потребности Заказчик указывается в качестве участников мероприятия следующую категорию лиц: «студенты Ямало-Ненецкого автономного округа, обучающиеся за пределами округа, прошедшие школу вожатых в г.г. Москва, Санкт-Петербург, Тюмень».
Из доводов участника следует, что указанное описание не позволяет определить предполагаемый круг участников мероприятия и является само по себе противоречивым, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе
В соответствии с положением о проведении окружной молодежной профильной смены "Слет вожатых Ямала", согласованным департаментом молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа, являющимся главным исполнителем Программа молодежной политики к участию приглашаются - выпускники проектов «Школа вожатых», проходящих в муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 лет; вожатые, аниматоры с положительным опытом работы в ДОЛ, имеющие постоянную регистрацию места жительства в Ямало-Ненецком автономном округе; студенты Ямало-Ненецкого автономного округа, обучающиеся за пределами округа, прошедшие школу вожатых в г.г. Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, так как основной целью мероприятия является формирование педагогических команд для работы в детских оздоровительных лагерях в летний период 2015 года.
Согласно жалобе участника, в пункте 7 Потребности Заказчик не устанавливает требований о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, при этом в подпунктах 11 и 12 пункта 1.6.2 Информационной карты электронного аукциона указанные требования предусмотрены.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчиком установлено ограничение участия в определении исполнителя.
В пункте 1.6.2 информационной карты электронного аукциона установлены требования соответствия участников закупки требованиям ст.4 Федерального Закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», требованиям предусмотренным пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций документацией электронного аукциона не предусмотрено.
Так же участник обжалует обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а именно, согласно доводам заявителя, Заказчиком направлено менее пяти запросов о предоставлении цен, что является нарушением ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе и положения Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
В ходе проверки данного факта установлено, что в целях получения ценовой информации в отношении услуги, Заказчиком направлены запросы о предоставлении ценовой информации пяти исполнителям, начальная (максимальная) цена образована по трем исполнителям в виду того, что ответы с ценовым предложением получены только от троих исполнителей, что не является нарушением Закона о контрактной системе и не противоречит Приказу Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Эффективные технологии» (г. Тюмень, ИНН 7204152759) на действия ГБУ ЯНАО «Окружной Молодежный Центр» при осуществлении закупки на оказание услуг по организации и проведению окружной молодежной профильной смены «Слет вожатых Ямала» (электронный аукцион, извещение № 0190200000315001322), частично обоснованной.
- Признать заказчика ГБУ ЯНАО «Окружной Молодежный Центр» нарушившим требования ч. 1, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на оказание услуг по организации и проведению окружной молодежной профильной смены «Слет вожатых Ямала» (электронный аукцион, извещение № 0190200000315001322).
- Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений ч. 1, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на оказание услуг по организации и проведению окружной молодежной профильной смены «Слет вожатых Ямала» (электронный аукцион, извещение № 0190200000315001322).
- Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица ГБУ ЯНАО «Окружной Молодежный Центр» административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ № 04-01/36-2015
об устранении нарушений Федерального закона № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
03 марта 2015 года г. Салехард
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<...>,
на основании своего решения от 03.03.2015 г. по делу № 04-01/36-2015, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе)
п р е д п и с ы в а е т:
I. Уполномоченному органу – Департаменту госзаказа ЯНАО, довести до сведения членов Комиссии по осуществлению закупок для нужд ЯНАО, следующее обязательное для исполнения Предписание:
1. Отменить все протоколы, сформированные при осуществлении закупки на оказание услуг по оказание услуг по организации и проведению окружной молодежной профильной смены «Слет вожатых Ямала» (электронный аукцион, извещение № 0190200000315001322).
II. Заказчику ГБУ ЯНАО «Окружной Молодежный Центр» внести изменения в аукционную документацию на оказание услуг по организации и проведению окружной молодежной профильной смены «Слет вожатых Ямала» (электронный аукцион, извещение № 0190200000315001322), в части формирования потребности, с учетом замечаний Комиссии по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и требований Закона о контрактной системе, изложенных в решении 04-01/36-2015.
III. Уполномоченному органу - Департаменту госзаказа ЯНАО:
- Разместить в сети Интернет изменения в аукционную документацию № 0190200000315001322, внесенные Заказчиком по предписанию Комиссии по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
- Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе, извещение № 0190200000315001322 на срок, установленный ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Срок исполнения предписания: 30.03.2015 г.
Документы, подтверждающие исполнение предписания Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в срок до 01.04.2015 г.
Председатель комиссии
Члены комиссии