Решение б/н Решение № 04-01/60-2016 по жалобе АО «Государственная страх... от 25 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 04-01/60-2016

по жалобе АО «Государственная страховая компания «Югория»

(закупка № 0390100007816000062)

11 марта 2016 года                                                                                                    г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

при участии:

<…> – представитель Заказчика,

рассмотрев жалобу АО «Государственная страховая компания «Югория» (г. Ханты-Мансийск) на действия Заказчика – Следственного управление Следственного комитета РФ по ЯНАО (ИНН: 8901003315) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ОСАГО (закупка № 0390100007816000062),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба АО «Государственная страховая компания «Югория» (г. Ханты-Мансийск) на действия Заказчика – Следственного управление Следственного комитета РФ по ЯНАО (ИНН: 8901003315) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ОСАГО. Начальная (максимальная) цена контракта – 119 600,00руб.

По мнению Заявителя:

1. в нарушение положений постановления Правительства РФ от 13.01.2014 г. № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» в аукционной документации отсутствует формула цены контракта;

2. размер начальной (максимальной) цены контракта ниже размера минимальной страховой премии, рассчитанной в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У (далее – Указание Банка России).

Из жалобы следует.

24.02.2016 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по ОСАГО № 0390100007816000062.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твёрдой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Обязательность указания в документации о закупке услуг ОСАГО формулы цены предусмотрена постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 г. № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта».

В разделе 2 «Информационная карта аукциона» документации об аукционе (далее – Документация) формула цены контракта не указана.

Вместе с тем, на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов.

В соответствии с частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России.

Применительно к рассматриваемому объекту закупки, базовые ставки определены Указанием Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», при этом установлены минимальные и максимальные их предельные размеры.

Начальная (максимальная) цена контракта, согласно документации о закупке, составляет 119 600,00 рублей, что делает невозможным заключение контракта без нарушения законодательства об ОСАГО, поскольку размер минимальной страховой премии, рассчитанной в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У составляет 120 881,79 руб., а значит, превышает размер начальной (максимальной) цены контракта.

Расчёт страховой премии Заявителя, соответствующий Указанию Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У, представлен в виде таблицы:

 

п/п

Марка, модель, категория ТС

ГОС.

НОМЕР

Коэфс

шциенты

Итого

Базовая

ставка

Кт

Кбм

Ко

Кп

Кс

Км

Кн

1

Форд «Фокус»

А010ЕЕ

2573

1,1

 

0,7

1,8

1

1

1,4

1

4 636,03

2

Форд «Мондео»

А003ЕЕ

2573

1,1

1

1,8

1

1

1,4

1

7 132,36

3

Форд «Транзит» 22277G

А595ЕЕ

2808

1,1

0,7

1,8

1

1

1

1

3 891,89

4

ГАЗ-31105

021200

2573

1,1

0,7

1,8

1

1

1,4

1

4 636,03

5

ГАЗ-31105

А020ВС

2573

1,1

1

1,8

1

1

1,4

1

7 132,36

6

Спец.ТС 22276G (ПКЛ)

А606ЕЕ

2573

1,1

0,7

1,8

1

1

1,2

1

3 973,74

7

УАЗ-315142 (ПКЛ)

У242ВО

2573

1,1

0,6

1,8

1

1

1,1

1

3 362,40

8

Форд «Фокус»

А019ЕЕ

2573

1,1

0,7

1,8

1

1

1,4

1

4 636,03

9

LADA-212140 (Нива)

Р807ВС

2573

1,1

1

1,8

1

1

U

1

5 603,99

10

Форд «Фокус»

А021ЕЕ

2573

1,1

0,7

1,8

1

1

1,4

1

4 636,03

11

Шевроле Нива

Е561ЕЕ

2573

1.1

0,7

1,8

1

1

1,1

1

3 642,60

12

ГАЗ-2705

Е676ЕР

2573

1,1

0,8

1,8

1

1

1,2

1

4 585,09

13

Ford Explorer LTD

М003ЕР

2573

1,1

0,7

1,8

1

1

1,6

1

5 298,32

14

ГАЗ «Садко» (ПКЛ) 3034F3*

В989ЕЕ

3509

1,1

1

1,8

1

1

1

1

6 947,82

15

Форд «Фокус»

А023ЕЕ

2573

1,1

1

1,8

1

1

1,4

1

7 132,36

16

Шевроле Нива

А469ТА

2573

1,1

0,8

1,8

1

1

1,1

1

4 203,00

17

ГАЗ 2217

В268КУ

2573

1,1

1

1,8

1

1

1,1

1

5 323,79

18

Шевроле Нива

С244КТ

2573

1,1

1

1,8

1

1

1,1

1

5 323,79

19

TOYOTA

HIGHLANDER

АЗЗЗТВ

2573

и

1

1,8

1

1

1,6

1

7 743,70

20

УАЗ Патриот

б/н

2573

1,1

1

1,8

1

1

1,4

1

6 775,74

21

УАЗ Патриот

б/н

2573

1,1

1

1,8

1

1

1,4

1

7 132,36

22

УАЗ Патриот

б/н

2573

1,1

1

1,8

1

1

1,4

1

7 132,36

 

Итого:

X

X

X

X

X

X

X

X

X

120 881,79

Заявитель считает, что указание Заказчиком в документации о закупке начальной (максимальной) цены контракта ниже низшего предела, равного 120 881,79 руб.. Данный факт противоречит Указанию Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У.

Учитывая данное обстоятельство, 26.02.2016 г. Заявитель направил Заказчику запрос на разъяснение положений документации о закупке в этой части.

В ответ на запрос Заказчик сообщил, что его деятельность не регулируется ЦБ РФ. При этом установленные Указанием Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У минимальные размеры страховых премий, по мнению Заказчика, противоречат законодательству о конкуренции и торгах.

Заявитель сообщает, что в своей деятельности Заказчик обязан руководствоваться действующим законодательством, в том числе, в сфере ОСАГО. Указание в документации о закупке начальной (максимальной) цены контракта ниже минимально допустимого предела, равно как и отсутствие формулы цены в документации об открытом аукционе, является нарушением, как Закона о контрактной системе, так и Закона об ОСАГО.

 

Рассмотрев доводы жалобы, проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком положений Закона о контрактной системе при осуществлении рассматриваемой закупки, Комиссия установила следующее.

Статья 22 Закона о контрактной системе регламентирует методы расчета начальной (максимальной) цены контракта. При расчете начальной (максимальной) цены Заказчиком применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Согласно части 2 статьи 22 закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» установлено, что в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановляет:

Установить, что при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в следующих случаях:

заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования;

заключение контракта на предоставление агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала;

заключение контракта на предоставление услуг по оценке недвижимого имущества при условии установления в контракте пропорционального отношения размера вознаграждения оценщика к оценочной стоимости подлежащего оценке имущества.

Согласно части 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В соответствии с положениями части 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.

Согласно части 1 Указаний Банка России оно устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование).

 

Из возражений, представленных Заказчиком, следует.

1. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта было размещено Заказчиком вместе с документацией 24.02.2016г. В обосновании содержатся ценовые показатели четырех страховых организаций, на основании которых произведен расчет средней стоимости услуг по ОСАГО, равный 214 518,20 руб. Указанная сумма является максимальной ценой контракта в соответствии с Постановлением правительства №19 от 13.01.2014г. «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» с учетом пункта 6 статьи 22 Закона о контрактной системе. Начальная (максимальная) цена установлена исходя из нее с учетом выделенных Заказчику лимитов на 2016 год и составляет 119 600,00 руб.

Учитывая тот факт, что в документации не приведена формула расчета цены, Заказчик признает частичное нарушение требований части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе и при заключении государственного контракта обязуется подготовить формулу расчета цены контракта в качестве приложения к нему.

Заказчик отмечает, что в размещенном обосновании начальной (максимальной) цены с учетом разъяснения документации от 25.02.2016 г. №РД1 содержится вся необходимая информация для проведения расчетов по определению страховых премий: все коэффициенты и характеристики можно определить на основании VIN-номера транспортного средства и данных о последнем договоре страхования, так как номера страховых полисов приведены.

2. Относительно занижения начальной (максимальной) цены контракта Заказчик считает, что расчет Заявителя содержит завышенные коэффициенты, и приводит свой расчет минимальной цены контракта, согласно которому наименьшей суммой страхования является 105 868,73 руб.

В качестве дополнительного обоснования Заказчик сообщает, что в 2015 году на ОСАГО составили 112 085,08 руб. Заказчик полагает, что, учитывая отсутствие выплат по страховым случаям в период 2015-2016 гг., имеет право в 2016 году на снижение коэффициента КБМ на 5%.

Заказчик сообщает, что кроме Заявителя заявки на участие в электронном аукционе подали еще три организации. Таким образом, считает, что цена обоснована и не нарушает требований конкурентной борьбы на страховом рынке.

 

Комиссией контролирующего органа установлено.

1. В документации Заказчиком не указана формула цены контракта, что влечет за собой нарушения части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.

2. Неотъемлемой частью Документации является Расчет начальной (максимальной) цены контракта, произведенный с помощью приложения Авто Калькулятор для IOS (далее – расчет НМЦК).

Расчет НМЦК оформлен в виде таблицы и  основан на предложениях четырех страховых компаний. Две компании предложили стоимость оказания услуг по закупке – 195 026,81 руб., а другие две компании – 234 009,49 руб. Таким образом, средняя стоимость оказания услуг равняется 214 518,15 руб.

После таблицы Заказчиком указано, что НМЦК определена как средняя из имеющихся предложений на рынке с учетом имеющихся лимитов бюджетных обязательств и составляет 119 610,00 руб.

На вопрос членов Комиссии о происхождении суммы в размере 119 600,00 руб., которая составляет 55,75% от средней стоимости оказания услуг, Заявитель сообщил, что эта сумма основана на лимитах, выделенных Следственным комитетом Российской Федерации.

Комиссией установлено, что отсутствие обоснованного подтверждения размера НМЦК свидетельствует о нарушении положений части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.

 

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 22 и части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации на оказание услуг по ОСАГО (закупка № 0390100007816000062), что образует состав административного правонарушения по части 1 статьи 7.29.1 и части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ соответственно.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 22, частью 2 статьи 34 и пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «Государственная страховая компания «Югория» (г. Ханты-Мансийск) на действия Заказчика – Следственного управление Следственного комитета РФ по ЯНАО (ИНН: 8901003315) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ОСАГО (закупка № 0390100007816000062) обоснованной.

2. Признать Заказчика – Следственное управление Следственного комитета РФ по ЯНАО нарушившим часть 1 статьи 22 и часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при утверждении аукционной документации № 0390100007816000062.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статьи 7.29.1 и части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица Следственного управление Следственного комитета РФ по ЯНАО, утвердившего документацию по электронному аукциону на оказание услуг по ОСАГО (закупка № 0390100007816000062) с нарушением Закона о контрактной системе.

 

В соответствии с частью 9 статьи106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны