Решение б/н Решение № 04-01/65-2016 по жалобам ООО «СТРОЙИНВЕСТ» и ООО ... от 24 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 04-01/65-2016

по жалобам ООО «СТРОЙИНВЕСТ» и ООО «СЕВЕРСТРОЙГРУПП»

(закупка № 0190300000716000147)

15 марта 2016 года                                                                                                    г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (г. Уфа) и ООО «СЕВЕРСТРОЙГРУПП» (г. Салехард) на действия Заказчика – МКУ «Управление капитального строительства Тазовского района» (ИНН: 8910006224) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Инженерное обеспечение мкр. Школьный п. Тазовский» 4 этап строительства (закупка № 0190300000716000147),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (г. Уфа) и ООО «СЕВЕРСТРОЙГРУПП» (г. Салехард) на действия Заказчика – МКУ «Управление капитального строительства Тазовского района» (ИНН: 8910006224) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Инженерное обеспечение мкр. Школьный п. Тазовский» 4 этап строительства. Начальная (максимальная) цена контракта – 63 087 542,00 руб.

По мнению ООО «СТРОЙИНВЕСТ»:

1. в пункте 11.1 Проекта контракта указаны антидемпинговые меры, которые соответствуют части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, в то время как должны соответствовать части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе;

2. Заказчиком не соблюдены требования постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 г. № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено».

По мнению ООО «СЕВЕРСТРОЙГРУПП», в аукционной документации отсутствует описание функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик используемых материалов и товаров для выполнения следующих видов работ: «Водопроводные и тепловые сети. Подводящие сети», «Сети канализации», «Газораспределительные сети», в связи с чем невозможно определить характеристики материалов и товаров необходимых для выполнения указанных видов работ.

 

17.02.2016 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Извещение о проведении электронного аукциона № 0190300000716000147 на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Инженерное обеспечение мкр. Школьный п.Тазовский» 4 этап строительства (далее – Извещение).

Из жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» следует.

1.В пункте 11.1 Проекта контракта указано, что в соответствии с аукционной документацией обеспечение исполнения Контракта - 10 % начальной (максимальной) цены контракта. Если предложенная Поставщиком цена на двадцать пять процентов и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, то Подрядчик обязан увеличить размер обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в конкурсной документации или предоставить информацию, подтверждающую добросовестность Подрядчика в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров работ услуг  для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Законом о контрактной системе предусмотрен механизм борьбы с недобросовестными участниками закупки, предлагающими необоснованное снижение цены контракта, путем введения антидемпинговых мер.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Таким образом, положениями Закона о контрактной системе предусмотрен механизм защиты заказчика от действий недобросовестных участников закупки в случае необоснованного снижения цены контракта такими участниками.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 млн. руб., но при этом Заказчиком предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, Заказчиком нарушены положения статьи 37 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее – Постановление о перечне) введены соответствующие ограничения на привлечении вышеуказанных организаций для строительства зданий, строительства инженерных сооружений и работ строительных специализированных, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

В нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в документации не содержится соответствующего запрета.

 

Из возражений, представленных Заказчиком, следует.

1: Заказчиком при формировании проекта контракта была допущена ошибка в пункте 11.1 а именно: неверно указаны антидемпинговые меры при снижении цены контракта на 25% и более от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Пунктом 7.4 документации об электронном аукционе № 158-2 А/16 (далее – Документация) на осуществление закупки антидемпинговые меры обозначены в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе.

Данная ошибка не влияет на результат процедуры определения Подрядчика. Условия, изложенные в вышеуказанном пункте проекта контракта не являются существенными и их изменение возможно на этапе заключения муниципального контракта (далее – Контракт) путем формирования протокола разногласий согласно статье 445 ГК РФ)

Руководствуясь вышеизложенным, согласно протокола разногласий пункт 11.1 проекта Контракта будет изложен в соответствии с пунктом 7.4.1 Документации.

2. При подготовке документации на проведение электронного аукциона Заказчик полагал, что запрет на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для турецких компаний, установленный Постановлением о перечне, является специальной экономической мерой, установленной подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. N 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» (далее - Указ о мерах), на который установлена ссылка в преамбуле Постановления о перечне.

Постановление о перечне не содержит дополнительных требований к участникам закупки, документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, которые также не содержатся в статьях 14, 31 Закона о контрактной системе. Оно также не содержит конкретных указаний в области применения, не предусматривает механизма, то есть:

а) не указывает порядок, правила применения в извещении, документации о закупке на запрет;

б) правомерность установления требования о представлении участником закупки документа, подтверждающего соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им работ или услуг установленным запретам, то есть форма документа не установлена.

в) не определена обязанность заказчика (комиссии) проверять соответствие участника закупки;

Заказчик сообщает, что в заключительном абзаце раздела 8 Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе Документации прописано, что «Все вопросы, которые не оговорены в настоящей документации об электронном аукционе, регулируются вышеуказанным законом». Таким образом, с учетом вступления в силу Постановления о перечне следует считать, что данный запрет будет учитываться при рассмотрении заявок участников данного аукциона.

 

Комиссией установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Начальная (максимальная) цена контракта по закупке составляет 63 087 542,00 руб. Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.03.2016 №0190300000716000147-3 Единой комиссией определен победитель, предложивший цену контракта в размере 47 189 481,29 руб., то есть на 25,2 % ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Следовательно, к Победителю Заказчик должен применить антидемпинговые меры в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Пунктом 11.1 Проекта контракта Заказчик установил, что если предложенная Поставщиком цена на двадцать пять процентов и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, то Подрядчик обязан увеличить размер обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в конкурсной документации или предоставить информацию, подтверждающую добросовестность Подрядчика в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Данное требование соответствует части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе и применяется при условии, что начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее. Таким образом, данное условие к размеру начальной (максимальной) цены контракта не применимо.

В своих возражениях Заказчик сообщает, что данный пункт будет изменен на этапе заключения муниципального контракта путем формирования протокола разногласий. Согласно протокола разногласий пункт 11.1 проекта Контракта будет изложен в соответствии с пунктом 7.4.1 Документации.

Раздел 7 Документации содержит информацию об обеспечении контракта.

Пункт 7.4 Документации определяет антидемпинговые меры, в том числе:

7.4.1 Если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в конкурсной документации, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

7.4.2 Если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта,  контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об электронном аукционе, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), либо информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с пунктом 7.4.3 настоящей инструкции.

Однако, антидемпинговые меры применяются к Победителю до заключения контракта, а значит и до подписания протокола разногласий.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу об обоснованности данного довода жалобы.

2. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

30.12.2015 г. вступило в силу Постановление о перечне, определяющее перечень работ и услуг, выполнение и предоставление которых турецкими компаниями (в т.ч. организациями, контролируемыми турецкими гражданами и юрлицами) в России запрещено.

В перечень включены следующие виды деятельности:

- строительство зданий, инженерных сооружений и специализированные строительные работы;

- деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа;

- деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;

- деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания;

- выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- обработка древесины.

Предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Инженерное обеспечение мкр. Школьный п. Тазовский» 4 этап строительства. Таким образом, Заказчик должен был отразить запрет, установленный Постановлением о перечне в Извещении и Документации.

Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.

Заказчик нарушил положения пункта 1 части 1 статьи 33 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Инженерное обеспечение мкр. Школьный п. Тазовский» 4 этап строительства (закупка № 0190300000716000147), что образует состав административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Из жалобы ООО «Северстройгрупп» следует.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик обязан в описании объекта закупки указать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и части 2 статьи 33 того же Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика, при этом указывается максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно данной аукционной документации, в соответствии с потребностью и локальными сметами необходимо выполнить следующие виды работ: «Инженерная подготовка и вертикальная планировка территории», «Водопроводные и тепловые сети. Подводящие сети», «Сети канализации», «Газораспределительные сети», «Наружное освещение», «Сети связи». Однако в указанной аукционной документации (ПСД 4 этап часть 1, ПСД 4 этап часть 2, ПСД 4 этап часть 3, обоснование НМЦК, документация электронного аукциона 2, разъяснение 1, разъяснение 2) отсутствует описание функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик используемых материалов и товаров для выполнения следующих видов работ: «Водопроводные и тепловые сети. Подводящие сети», «Сети канализации», «Газораспределительные сети». Предоставленные же в составе аукционной документации локальные сметы и положительные заключения УГЭПД, не являются документами, описывающими функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики используемых материалов и товаров. В связи с чем невозможно определить характеристики материалов и товаров, необходимых для выполнения указанных видов работ.

 

Из возражений, представленных Заказчиком, следует.

Описание объекта закупки изложены в Потребности Заказчика. Согласно потребности работы должны быть выполнены в соответствии с проектной документацией, сметной документацией, в том числе: ЛС № 2-4-1 «Инженерная подготовка и вертикальная планировка территории», ЛС № 2-4-2 КОР «Водопроводные и тепловые сети. Подводящие сети», ЛС № 2-4-3 КОР «Сети канализации», ЛС № 2-4-4 КОР «Газораспределительные сети», ЛС № 2-4-5 КОР «Наружное освещение», ЛС № 2-4-6 «Сети связи» (далее - локальные сметы, ЛС).

Локальные сметы, являющиеся неотъемлемой частью Документации, содержат все материалы, используемые в производстве работ со всеми техническими, качественными, функциональными характеристиками.

Например, в локальной смете № 2-4-2 КОР позицией 4 установлены характеристики труб: «трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс наружный диаметр 159 мм, толщина стенки 7 мм, м»; позицией 29 установлены характеристики бетона: «Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В15 (М200), м3».

Аналогичные требования, полностью отражающие технические, качественные характеристики, установлены ко всем материалам, указанных в локальных сметах. Данные характеристики материалов содержат все показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых материалов установленным заказчиком требованиям. Следовательно, и требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе также соблюдены.

Кроме того, Закон о контрактной системе не устанавливает конкретных требований к форме документов, описывающих функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки.

Также Заказчик сообщает, что разъяснение по аналогичному вопросу по данной закупке было опубликовано на официальном сайте 04.03.2016 г.

Заказчик сообщает, что фактически изложил требования к характеристикам материалов в локальных сметах, входящих в состав аукционной документации, опубликованной на официальном Сайте. Файл с указанием материалов и требований к ним называется «ПСД 4 этап часть 3».

 

Комиссией установлено, что заархивированная папка «ПСД 4 этап часть 3», размещенная на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержит папку «сметы и расчеты». Папка «сметы и расчеты» в свою очередь содержит расчет стоимости, сводный сметный расчет стоимости и шесть локальных смет, содержащих все характеристики, необходимые для оформление заявки на участие в электронном аукционе.

В разъяснении № 2, размещенном на официальном сайте Единой информационной системы, Заказчик сообщает, что чёткие требования и характеристики конкретных материалов и оборудования указаны в файле «ПСД 4 этап часть 3», прикрепленном в составе Документации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данной жалобы.

 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 64, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СЕВЕРСТРОЙГРУПП» (г. Салехард) на действия Заказчика – МКУ «Управление капитального строительства Тазовского района» (ИНН: 8910006224) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Инженерное обеспечение мкр. Школьный п. Тазовский» 4 этап строительства (закупка № 0190300000716000147) необоснованной.

2. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (г. Уфа) на действия Заказчика – МКУ «Управление капитального строительства Тазовского района» (ИНН: 8910006224) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Инженерное обеспечение мкр. Школьный п. Тазовский» 4 этап строительства (закупка № 0190300000716000147) обоснованной.

3. Признать Заказчика – МКУ «Управление капитального строительства Тазовского района» (ИНН: 8910006224) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 и часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе при утверждении аукционной документации № 0190300000716000147.

4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица МКУ «Управление капитального строительства Тазовского района», утвердившего документацию по электронному аукциону на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Инженерное обеспечение мкр. Школьный п. Тазовский» 4 этап строительства (закупка № 0190300000716000147) с нарушением Закона о контрактной системе.

 

В соответствии с частью 9 статьи106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны