Решение б/н Решение № 04-01/84-2016 по жалобам ООО «ЭкоПро» и ООО «МЕДП... от 6 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 04-01/84-2016

по жалобам ООО «ЭкоПро» и ООО «МЕДПРОМ»

(закупка № 0290100000816000058)

04 апреля 2016 года                                                                                                  г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

при участии:

<…> – представитель Заказчика,

рассмотрев жалобы ООО «ЭкоПро» (г. Балашиха Московская область) и ООО «МЕДПРОМ» (г. Тула) на действия Заказчика – Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901003072) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - слуховых аппаратов для инвалидов (закупка № 0290100000816000058),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили жалобы ООО «ЭкоПро» (г. Балашиха Московская область) и ООО «МЕДПРОМ» (г. Тула) на положения аукционной документации на поставку технических средств реабилитации - слуховых аппаратов для инвалидов.

 Заказчик – Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу. Начальная (максимальная) цена контракта - 158 417.50 рублей.

По мнению ООО «ЭкоПро», Заказчик:

- необоснованно ограничивает участников закупки при установлении наличия лицензии на медицинскую деятельность;

- разработал аукционную документацию под конкретную модель слухового аппарата «Latitude 4HP» производства компании «Унитрон» (Канада);

- не определил точный предмет и количество закупаемого товара, поскольку не ему, ни участникам не известно точное количество закупаемых индивидуальных ушных вкладышей.

1. Среди прочих требований к участникам Заказчиком указано такое требование как: «Наличие лицензии на соответствующий вид деятельности».

Однако при этом в документации не указано: в каком субъекте Российской Федерации / городе (районе) должна действовать требуемая лицензия. Тогда как согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее – закон № 99-ФЗ) место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 13 закона № 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица и в котором указываются, в том числе, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 закона № 99-ФЗ в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения, в том числе, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Согласно ч. 7 ст. 18 закона № 99-ФЗ при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу.

Аналогичные требования предусмотрены в Положении о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291.

Таким образом, в аукционной документации не указано на территории какого субъекта РФ / города (района) должна действовать требуемая Заказчиком лицензия. Данный недостаток не позволяет Заявителю принять участие в аукционе.

Пункт 4.2.3. проекта госконтракта дает право Поставщику привлекать к исполнению Контракта третьих лиц – соисполнителей  осуществляющих подбор, настройку слуховых аппаратов и снятие слепков для индивидуального изготовления вкладышей ушных (для слуховых аппаратов) с соответствующей медицинской лицензией (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Поскольку Заявитель не обладает требуемой Заказчиком лицензией, то он должен для участия в аукционе заключить договор с соисполнителем, осуществляющим подбор, настройку слуховых аппаратов и снятие слепков для индивидуального изготовления вкладышей ушных (для слуховых аппаратов) с соответствующей медицинской лицензией. При этом Заявитель не понимает, должен ли он заключить такой договор обязательно с лицом, обладающим лицензией на территории Ямало-ненецкого автономного округа или же может с лицом, обладающим такой лицензией в другом субъекте РФ, например, в Московской области.

Из смысла закона следует, что непосредственным исполнителем госконтракта должно быть лицо, которое имеет лицензию в том регионе, в котором будет осуществляться медицинская деятельность. Однако такого территориального ограничения действия лицензии Заказчиком не установлено.

Заявитель считает некорректным и нарушающим закон требование Заказчика к участнику: «Наличие лицензии на соответствующий вид деятельности». Заказчик не конкретизирует на какой именно вид деятельности он требует наличие лицензии у участника. Уточнение в аукционной документации как: «Наличие соответствующей медицинской лицензии у Поставщика (представителей Поставщика), осуществляющего (-щих) подбор, настройку слуховых аппаратов и снятие слепков для индивидуального изготовления вкладышей ушных (для слуховых аппаратов) является обязательным условием» не может однозначно свидетельствовать о том, какая же лицензия требуется Заказчику.

В частности, в соответствии с Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, входят работы (услуги) по: А. сурдологии-оториноларингологии, Б. оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации), В. оториноларингологии (кохлеарной имплантации). Все перечисленные виды работ (услуг) так или иначе связаны с лечением заболеваний слуха, то есть могут предполагать собой разрешение на подбор, настройку слуховых аппаратов и снятие слепков для индивидуального изготовления вкладышей ушных.

Таким образом, в нарушение ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) требования к участникам сформулированы Заказчиком не четко.

 

2. В соответствии с совокупностью требований к функциональным качественным характеристикам товара по позиции № 2 Технического задания подпадает только одна модель слухового аппарата – «Latitude 4HP», производитель компания «Унитрон», Канада. Такое «узкое» описание требований к закупаемому товару является нарушением ст. 8 Закона № 44-ФЗ и ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку Заказчик изначально создает преимущество в закупочной процедуре для производителя такого товара и его дилеров на территории РФ, которые имеют возможность предложить товар по наименьшей цене, тогда как иные участники закупки, желающие победить в аукционе, вынуждены будут закупать товар у дилеров «Унитрона», что увеличит для таких участников себестоимость товара. Однако диапазон частот «до не более 4 100 Гц» для такого аппарата как «Latitude 4HP» тоже указан некорректно, правильно будет указать «до не менее 4 100 Гц».

Под заданные характеристики закупаемых аппаратов формально подпадет также такой слуховой аппарат как «Milo Plus UP», производитель компания «Фонак», Швейцария, однако данная модель не содержит дополнительных функций, требуемых Заказчиком – системы AntiShock или эквивалента, системы улучшения разборчивости речи LD или эквивалент, возможности использования пульта управления.

 

3. В соответствии с совокупностью требований к функциональным качественным характеристикам товара в комплектацию включен «при необходимости ушной вкладыш индивидуального изготовления – не менее 1 штуки».

Данное требование является некорректным. Ушной вкладыш индивидуального изготовления является самостоятельным предметом закупки согласно п. 17-13 Приказа Минтруда России от 24.05.2013 N 214н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" (Зарегистрирован в Минюсте России 20.06.2013 N 28858). Поэтому формулировка «при необходимости ушной вкладыш индивидуального изготовления» свидетельствует о том, что Заказчиком до конца не определен предмет закупки.

Из такой формулировки следует, что Заказчику не известно сколько индивидуальных ушных вкладышей нужно будет изготовить Поставщику в рамках закупки. Их может быть изготовлено от 10 шт. (по количеству закупаемых слуховых аппаратов) до 0 шт. (в случае если во всех индивидуальных программах реабилитации будут отсутствовать рекомендации по обеспечению индивидуальных ушных вкладышей). Стоимость изготовления одной единицы индивидуальных ушных вкладышей составляет около 1 500 руб. Таким образом, затраты Поставщика на исполнение контракта могут разниться в пределах 15 000 руб. (10 шт. вкладышей Х 1 500 руб. за одну шт.). При такой существенной ценовой дельте (10 % от Н(М)ЦК) Заявителю как потенциальному участнику невозможно принять решение об участии в аукционе.

Таким образом, Заявитель считает, что Заказчик не определил точный предмет и количество закупаемого товара.

 

Из жалобы ООО «МЕДПРОМ» следует. Заказчик:

- необоснованно ограничивает участников закупки при установлении наличия лицензии на медицинскую деятельность;

- разработал аукционную документацию под конкретного «своего» поставщика, имеющего в наличии слуховые аппараты, обладающие совокупностью технических характеристик, прописанных в Техническом задании.

- необоснованно объединил в один лот поставку, а также подбор и настройку слуховых аппаратов, что нарушает положения пункта 1 части 2 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

         1).  Заказчиком в  пункте 14 раздела II Информационной карты  аукционной документации  установлено, что участник аукциона должен отвечать единым обязательным требованиям, установленным в части 1 статьи 31 и настоящей документации об аукционе в электронной форме:       - копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе: а именно: «1. Наличие лицензии на соответствующий вид деятельности».

         В разделе III. НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (Техническое задание) Заказчиком указано, «наличие соответствующей медицинской лицензии у Поставщика (представителей Поставщика), осуществляющего (-щих) подбор, настройку слуховых аппаратов и снятие слепков для индивидуального изготовления вкладышей ушных (для слуховых аппаратов) является обязательным условием (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

В силу пункта 1 части  1 статьи 64 Федерального  закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального  закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"  заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального  закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

 Одновременно пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального  закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" императивно установлено, что в документации об электронном аукционе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-93 «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит медицинская деятельность.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» определяет сурдологию - оториноларингологию в качестве медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.

Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология - оториноларингология», утверждённого приказом Минздрава России от 09.04.2015 № 178н, медицинская помощь по профилю «сурдология - оториноларингология» включает в себя, в том числе профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг (Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг») подбор и настройка слуховых аппаратов является медицинской услугой.

           Согласно статье  12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» реализация медицинских изделий не входит в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Законом установлено общее правило, запрещающее включать в документацию о закупках требования, которые ограничивают количество участников. При этом, закон не регламентирует порядок объединения товаров, работ, услуг в один лот.

Кроме того, при описании объекта закупки  необходимо решать с учетом следующих критериев: недопущение ограничения количества участников, удовлетворение потребностей заказчика, эффективность расходования бюджетных средств.

Таким образом, объединение в один лот  поставки и услуг, а также  лицензируемой и не лицензируемой деятельности может привести к ограничению количества участников закупки и, как следствие, к ограничению конкуренции.

Лицензионные требования по настройке и подбору слуховых аппаратов, предъявляемые к соискателю (соисполнителю) лицензии на осуществление медицинской деятельности, установлены в пункте  4 Положения ( Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 15.04.2013) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями). К ним относятся:  наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям (пп. "а" п. 4 Положения).

К таким требованиям относятся, в частности, санитарно-эпидемиологические требования. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (СанПиН 2.1.3.2630-10), утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18.05.2010 N 58.

 Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития №09-Г-1324 от 11.02.2010 деятельность по подбору и настройке слуховых аппаратов подлежит лицензированию и осуществляется только врачом – сурдологом.

       Также в пункте 3.2. раздела III. НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (Техническое задание) Заказчик установил, а именно: «осуществлять поставку путем передачи Товара, подобранных врачом-сурдологом, включая все его принадлежности: стандартный ушной вкладыш – 2 штуки (при необходимости ушной вкладыш индивидуального изготовления – 1 штука), комплект элементов питания, инструкцию по эксплуатации Товара, гарантийный талон с указанием адреса и номера контактного телефона сервисной службы, осуществляющей гарантийный ремонт, футляр.

    В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-93 «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит медицинская деятельность.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» определяет сурдологию - оториноларингологию в качестве медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.

         Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология - оториноларингология», утверждённого приказом Минздрава России от 09.04.2015 № 178н, медицинская помощь по профилю «сурдология - оториноларингология» включает в себя, в том числе профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг (Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг») изготовление индивидуальных ушных вкладышей  является медицинской услугой.

            В состав услуг по индивидуальному слухопротезированию  входят:  отоскопия уха и снятие слепка слухового прохода для изготовления и выдачи индивидуального ушного вкладыша (для слухового аппарата).

           В комплекте  со слуховым аппаратом идут только стандартные ушные вкладыши, без изготовления индивидуальных ушных вкладышей.

         Также из технического задания Заказчика не понятно, что  при необходимости осуществляется поставка  ушного  вкладыша индивидуального изготовления – 1 штука.

       Согласно пункту 3.18 ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые» индивидуальный ушной вкладыш - это ушной вкладыш, изготовленный по слепку ушной раковины и наружного слухового прохода.

Таким образом, индивидуальные ушные вкладыши не могут входить в стандартный комплект поставляемого товара, так как их изготовление осуществляется исключительно по слепку ушной раковины и наружного слухового прохода конкретного инвалида.

В то же время объектом данной закупки является исключительно поставка товара,  поскольку услуги по изготовлению индивидуальных ушных вкладышей при описании объекта закупки не заявлены.

Таким образом  описание объекта закупки не носит объективный характер.

         В  пункте 3.3 раздела III. НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (Техническое задание) Заказчиком указан « гарантийный срок ушных вкладышей - не менее* 12 месяцев с момента получения ушных вкладышей Получателем».

Заявителю не понятно требование к гарантийному сроку ушных вкладышей каких «стандартных или индивидуальных».

Гарантийный срок распространяется только на ушные вкладыши индивидуального изготовления, а  на стандартные (примерочные) вкладыши нет.

 

     2). В разделе  III. НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (Техническое задание) аукционной документации  Заказчиком по 2 позициям установлены технические характеристики так, что кроме 1-ого производителя (поставщика) по каждой позиции  никто не сможет подать заявки на участие, а также все слуховые аппараты указаны только импортные, российские отсутствуют.

Согласно пункту  1 части  1 статьи  33 Федерального закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Согласно части 1 статьи  33 Федерального закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).  В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В статье 11 Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в РФ» дано определение  индивидуальной программе реабилитации инвалида. Индивидуальная  программа реабилитации инвалида (ИПР) – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в  себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная  программа реабилитации инвалида (ИПР)  должна быть  разработана специалистами,  проводившими Медико-социальную экспертизу (МСЭ) и утверждена  руководителем соответствующего  бюро.

Индивидуальная  программа реабилитации инвалида (ИПР) – это основной документ, регламентирующий механизм реализации мероприятий по реабилитации инвалида, обеспечивающий  учёт индивидуальных потребностей.

Заявитель считает, что  Государственное учреждение - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации  по Ямало – Ненецкому автономному округу должно действовать в рамках Индивидуальной  программы реабилитации инвалида (ИПР), тем более, если это касается индивидуальных потребностей каждого инвалида.

Заявитель считает, что Заказчик нарушает требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно: «необоснованно ограничивает число участников закупки, не объективно описывает объект закупки,  (а именно объединяя в один лот  поставку и услуги (участник закупки не может подать заявку и согласится с условиями закупки в связи с некорректным размещением технического задания).

 

 Рассмотрев доводы жалобы, проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком положений Закона о контрактной системе при осуществлении рассматриваемой закупки, Комиссия установила следующее.

Учреждением на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано Извещение № 0290100000816000058 от 17.03.2016 г. о размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (далее – Извещение) и Документация о данном аукционе (далее – Документация об аукционе).

Наименование объекта закупки – Поставка технических средств реабилитации – слуховых аппаратов для инвалидов.

По окончании срока подачи заявок до 12 часов 00 минут (время местное) «28» марта 2016 года было подано 2 заявки от участников, с порядковыми номерами: 1,2.

Единая комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе 0290100000816000058  и документы в порядке, установленном статьей 67 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (Протокол рассмотрения первых частей заявок  на участие в электронном аукционе № 0290100000816000058 от 29 марта 2016 г.). По итогам заседания Единой комиссии обе заявки признаны соответствующими требованиям Закона № 44-ФЗ и документации об электронном аукционе.

Относительно доводов жалобы ООО «ЭкоПро»

Согласно части1 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Согласно Извещению  о проведении электронного аукциона от 17.03.2016 №0290100000816000058 дата и время окончания подачи заявок - 28.03.2016 12:00.

Жалоба ООО «ЭкоПро» направлена, согласно отчету отправки сообщения (документов) – 28.03.2016 в 13.31, т.е., по истечении сроков, установленных главой 6 Закона о контрактной системе для обжалования положений аукционной документации.

ООО «ЭкоПро» заявку на участие в электроном аукционе на поставку слуховых аппаратов не подавал, в  аукционе  не участвовал.

 Между тем, из доводов, представленных Заказчиком, установлено.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статья 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Заказчик при осуществлении закупки обязан устанавливать единые требования к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Поскольку настройка слуховых аппаратов и снятие слепков для индивидуального изготовления вкладышей ушных являются медицинскими услугами и в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ подлежит обязательному лицензированию, Заказчиком в техническом задании  установлено требование  о Наличие соответствующей медицинской лицензии у Поставщика (представителей Поставщика), осуществляющего (-щих) подбор, настройку слуховых аппаратов и снятие слепков для индивидуального изготовления вкладышей ушных. Таким образом, любой поставщик может привлекать соисполнителей, имеющих лицензию по настройке и подбору слуховых аппаратов.

В соответствии с пунктом 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что только предоставлении технических средств реабилитации инвалидам осуществляется по месту их жительства, соответственно установление требований к месту осуществления иной деятельности, необходимой участниками закупки для выполнения обязательств по поставке товара, является необоснованным. Установление излишних требований к участнику закупки приведет к ограничению количества участников и созданию не равных конкурентных условий при осуществлении закупки, что является нарушением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (о чем Заявителю были даны соответствующие разъяснения).

2.         Относительно доводов тому, что, в совокупности требований к функциональным качественным характеристикам товара по позиции № 2 Технического задания подпадает только одна модель слухового аппарата – «Latitude 4HP», производитель компания «Унитрон», Канада, Заказчик сообщает, что по смыслу части 2 статьи 33 Закона Заказчик устанавливает соответствующие требования к товару исходя из своей потребности с учетом специфики его деятельности.  Заказчик вправе, в необходимой степени, детализировать требования к товару, при этом Закон не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам (подвидам, моделям) товаров. 

3. В соответствии с пунктом 3.57 ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытания» ушной вкладыш -  это устройство, соединяющее акустический выход слухового аппарат с наружным слуховым проходом и предназначенное для подведения усиленных акустических сигналов. Ушной вкладыш является неотъемлемой частью слухового аппарата, обеспечивающей его применение по назначению. ГОСТ Р 51024-2012 устанавливает две форма данной составляющей слухового аппаратов – ушной вкладыш (стандартный) или индивидуальный ушной вкладыш. Заказчиком для достижения максимального реабилитационного эффекта при обеспечении инвалидов слуховыми аппаратами, а также с учетом того, что форма выпуска данной составной части слухового аппарата зависит от индивидуальных особенностей и медицинских показаний/противопоказаний получателей, в описании объекта закупки предусмотрены обе возможные формы выпуска данной составной части слухового аппарата, что не противоречит действующему законодательству. Проведенный анализ рынка данного вида товара показал наличие достаточного количества хозяйствующих субъектов, имеющих возможность осуществить поставку товара на условиях, установленных Заказчиком. Все действия Поставщика, осуществление которых необходимо для достижения результата осуществления закупки - поставки технических средств реабилитации – слуховых аппаратов для инвалидов, относятся к компетенции Поставщика (о чем Заявителю были даны соответствующие разъяснения).

Принимая во внимание вышеизложенное, доводы жалобы ООО «ЭкоПро» необоснованны.

Относительно доводов жалобы ООО «Медпром»

1.         Заказчик необоснованно ограничивает участников закупки при установлении требования о наличии лицензии на медицинскую деятельность.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статья 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Заказчик при осуществлении закупки обязан устанавливать единые требования к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В виду отсутствия в округе специалистов (врача – сурдолога), имеющих соответствующее образование и лицензию на осуществление медицинской деятельности  Заказчиком были предъявлены требования к подбору и настройке слухового аппарата,  поскольку в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг подбор и настройка слухового аппарата является медицинской услугой и подлежит лицензированию согласно п.46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании медицинской деятельности отдельных видов деятельности».

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской  деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими   организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») определяет сурдологию-оториноларингологию  в качестве медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.

В силу того, что настройка слуховых аппаратов и снятие слепков для индивидуального изготовления вкладышей ушных являются медицинскими услугами и в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ подлежит обязательному лицензированию, Заказчиком в техническом задании  установлено требование  о наличие соответствующей медицинской лицензии у Поставщика (представителей Поставщика), осуществляющего (-щих) подбор, настройку слуховых аппаратов и снятие слепков для индивидуального изготовления вкладышей ушных.

В заседании Комиссии представитель Заказчика указал, что аукционной документацией не установлено ограничения для привлечения соисполнителей, имеющих лицензию по настройке и подбору слуховых аппаратов.

2.         Заказчик разработал аукционную документацию под конкретного «своего» поставщика, имеющего в наличии слуховые аппараты, обладающие совокупностью технических характеристик, прописанных в Техническом задании.

В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ установлено, что при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

При этом согласно части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, исходя из совокупности положений, определяющих требования к описанию объекта закупки № 44-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком и утверждается им, исходя из своих потребностей.

Предмет электронного аукциона не изготовление (производство) слуховых аппаратов. Следовательно, любой участник размещения заказа имеет возможность приобрести товар с соответствующими запрашиваемыми Заказчиком характеристиками у производителя и предложить его по данному аукциону.

Заказчиком указано, что  предложенные участниками закупки:

- аппарат слуховой цифровой широкополосный с направленным микрофоном Max E SP (Канада) производитель: Unitron Hearing Ltd

- аппарат слуховой цифровой Shine + HP (Канада) производитель: Unitron Hearing Ltd,

- а также заушные слуховые аппараты Серия Shinetm+

удовлетворяют заявленным характеристикам Заказчика.

 

3. Заказчик необоснованно объединил в один лот поставку, а также подбор  и настройку слуховых аппаратов, что нарушает  положения п.1 части 2 статьи 33 и части 1 статьи 64  Закона о контрактной системе.

При принятии решения об объединении  в один лот поставку и настройку слуховых аппаратов региональное отделение руководствовалось разъяснениями Федеральной антимонопольной службы   России  по вопросу обеспечения инвалидов слуховыми аппаратами от 25.11.2015 № АД/66737/15.

Определяя потребность таким образом, Заказчик исходил из рационального использования бюджетных средств и эффективности реабилитационного процесса.

В соответствии со статьей  13 Закона о контрактной системе Заказчик в своих действиях стремится к достижению цели и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации для обеспечения федеральных нужд.

На основании вышеизложенного доводы жалобы ООО «Медпром» необоснованны.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобы ООО «ЭкоПро» (г. Балашиха Московская область) и ООО «МЕДПРОМ» (г. Тула) на действия Заказчика – Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901003072) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - слуховых аппаратов для инвалидов (закупка № 0290100000816000058) необоснованными.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны