Решение б/н Решение № 04-01/99-2016 по жалобе ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (закуп... от 21 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 04-01/99-2016

по жалобе ООО «СТРОЙИНВЕСТ»

(закупка № 0190300010816000116)

15 апреля  2016 года                                                                                               г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (г. Уфа) на действия Заказчика – МКУ «Управление муниципального хозяйства»  (ИНН: 8904036823) при осуществлении закупки «Выполнение ремонтных работ на объекте МБДОУ "ДС "Звездочка"» (закупка № 0190300010816000116),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на положения аукционной документации № 0190300010816000116 на выполнение ремонтных работ на объекте МБДОУ "ДС "Звездочка"».

Заказчик - МКУ «Управление муниципального хозяйства». НМЦ контракта 8 000 374,48 рублей.

По мнению Заявителя аукционная документация утверждена с нарушениями положений Закона о контрактной системе:

1) в разделе «ПОТРЕБНОСТЬ ЗАКАЗЧИКА в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (описание объекта закупки)» отсутствуют указания на характеристики необходимого к поставке товара «масляная краска»,

2) в аукционной документации не указано условие, предусмотренное частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что нарушает права потенциальных участников аукциона и вводит их в заблуждение относительно цены контракта,

3) размер неустойки (штрафа, пени), подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке. При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил устанавливают указание различных размеров штрафа в зависимости от цены контракта. В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным. Однако в проекте Контракта данное условие, предписанное Правилами, не выполняется.

 

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с регламентом взаимодействия Управления организации закупок Администрации города Новый Уренгой и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), извещение № 0190300010816000116 было опубликовано Уполномоченным органом в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru/ 25.03.2016 года.

Извещением № 0190300010816000116 об осуществлении закупки была установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в данном           ЭА – 11.04.2016 года 09:00 часов местного времени.

Во исполнение ч. 13 ст. 66 Закона о контрактной системе, в сроки, установленные извещением, в адрес Уполномоченного органа были направлены 8 первых частей заявок на участие в ЭА.

В возражениях Уполномоченный орган указывает следующее.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

   В п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе также установлено, что при возможности, заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Более того, «…если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии».

В разделе «ПОТРЕБНОСТЬ ЗАКАЗЧИКА в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (описание объекта закупки)» (далее – Потребность заказчика) указано следующее:

Наименование объекта,

место проведения работ

Виды и объем работ

Требования к материалам (товарам), которые должны быть

использованы в ходе выполнения работ*

ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр.Мирный, 7/3,

МБДОУ «ДС «Звездочка»

 

Разборка облицовки стен фасада из плит Краспан - 84,77 м2

 

Облицовка стен фасада композитными панелями на металлических направляющих - 840,04 м2

Согласно паспорту отделки фасада 5/1-УП-2013-АС.

Композитная панель в два слоя алюминия толщиной не менее 0,12 мм не более 0,5 мм и полимерного наполнителя толщиной     не менее 4 мм, покрытие лакокрасочное многослойное, предохранительная пленка.

Профиль направляющий Г- профиль 50/40/2, Т- профиль 120/50/2, 

группа горючести Г1 (характеристика пожарной безопасности не хуже).

Облицовка потолков козырьков профлистом с полимерным покрытием - 15,23 м2.

Профилированный лист с полимерным покрытием.

Облицовка оконных проемов в наружных стенах откосной планкой  - 171,55 м2.

Откосная планка шириной 250 мм, аквилон из оцинкованной стали с полимерным покрытием, водоотлив оконный шириной 250 мм из оцинкованной стали с полимерным покрытием.

Облицовка дверных проемов в наружных стенах откосной планкой  - 5,04 м2

Откосная планка шириной 250 мм, аквилон из оцинкованной стали с полимерным покрытием, наличник из оцинкованной стали с полимерным покрытием.

Установка и разборка наружных инвентарных лесов - 973,77 м2.

 

Устройство кровель из наплавляемых материалов в два слоя  - 10,83 м2.

Наплавляемый материал на полиэфирной основе, толщина:            не менее 4,5 мм, с крупнозернистой посыпкой, пожароустойчивость (не хуже): В2 РП1.

Наплавляемый материал на полиэфирной основе, толщина:             не менее 4 мм, пожароустойчивость (не хуже): В2 РП1.

Устройство мелких покрытий  парапетов - 131,71 м2.

Оцинкованная сталь, толщина листа не менее  0,7 мм

Смена светильников – 2 шт.

Светильник НПО наружный с лампой            накаливания – 2 шт.

Окраска металлических труб - 3,8 м2.

Масляная краска.

Ремонт штукатурки цементным раствором - 10 м2.

Раствор цементный М100.

Обеспечение погрузки и вывоз мусора – 2 т

 

Изоляция покрытий вентилируемых фасадов минераловатными плитами - 117,61 м3.

Минераловатная плита толщиной 140 мм, плотность не менее 90 кг/м3, коэффициент теплопроводности не менее 0,036 Вт/м*К, группа горючести (не хуже) НГ.

Устройство пароизоляционного слоя из пленки - 840,04 м2

Пленка полиэтиленовая антиконденсатная, толщиной не менее  0,25 мм

 

Из приведенного описания объекта закупки понятно, что краска – товар, поставка которого не является предметом контракта. Предметом контракта, как и обозначено в документации и извещении об ЭА являются ремонтные работы.

Таким образом, описание объекта закупки должно содержать описание работ, условия их выполнения, требования заказчика к гарантийному сроку на результаты работ, что и содержится в Потребности заказчика ниже таблицы. Так, условиями выполнения работ предусмотрено, что:

- Подрядчик обязан выполнить полный объем работ согласно описанию объекта закупки с применением  материалов, оборудования, соответствующих действующим стандартам и техническим условиям,

- материалы должны быть новыми и не должны находиться под арестом или иным обременением,

- Подрядчик обязан соблюдать технологию выполнения строительных работ согласно требований действующих СНиП, ГОСТ, СанПиН для вида работ, соответствующих описанию объекта закупки и требований техники безопасности, пожарной безопасности и охраны труда.

 

Заявитель указывает, что отсутствуют указания на характеристики необходимого к поставке товара «масляная краска».

Однако, как указывает Уполномоченный орган, «масляная» - это и есть характеристика краски. Из Потребности заказчика явствует, что покрасить ею следует металлические трубы. Учитывая положения Потребности о том, что материалы и работы должны соответствовать действующим стандартам, очевидно, что при выполнении ремонтных работ необходимо покрасить определенный участок металлических труб масляной краской, соответствующей действующему стандарту. Окраска металлоконструкций, в том числе труб, применяется для защиты от коррозии, огня и придания им соответствующего эстетического вида, и добросовестному подрядчику это известно. Также известно, что нормы на выполнение малярных работ при ремонте зданий и сооружений содержатся в сборнике № 62 ГЭСНр 2001-62 Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы. По Потребности заказчика очевидно, что трубы, подлежащие окраске не являются трубами, которые необходимо заменить на новые, а значит, эти трубы были ранее окрашены (в соответствии со стандартами на строительство зданий, сооружений). Значит, из указанного сборника № 62 Подрядчику следует руководствоваться нормами для ранее окрашенных металлических конструкций. Разницу при выборе краски составляет тип пленкообразующей основы. Они бывают: эмульсионные, алкидные, клеевые, силикатные. Масляная краска относится к алкидным краскам. Однако, к ним же относятся и эмалевые. Сфера применения у данных типов алкидных красок одна, но если масляные краски изготавливаются на основе олифы, то эмалевые – на основе лака.

Масляные краски несколько дешевле, дольше сохнут и поэтому больше подходят для наружных работ при меньших затратах.

В зависимости от типа пленкообразующего вещества выпускаются масляные краски следующих марок:

МА-021 – на натуральной олифе;

МА-025 – на комбинированной олифе;

ГФ-023 – на глифталевой олифе;

ПФ-024 – на пентафталевой олифе.

Цифра 2 в маркировке красок указывает, что краска предназначена для любых поверхностей.

 

Учитывая требования  Государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы, а также универсальность применения масляной краски любой марки, в Потребности заказчика дана достаточная характеристика краски – «масляная». Это обозначение также соответствует государственным стандартам на краски, используемые при выполнении ремонтных работ. Любые другие характеристики (в том числе указания на конкретный ГОСТ, т.к. их существует 4 – в зависимости от маркировки краски) были бы избыточны в данном случае, т.к. никакие иные свойства краски не важны для конечного результата ремонтных работ на объекте Заказчика. Понятие «масляная» является стандартным показателем, требованием к краске, стандартным условным обозначением марки краски и стандартным в терминологии в сфере ремонтных работ.

 

Заявитель указывает также на несоблюдение Заказчиком ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе в том, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Однако, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, как уже было указано выше, достаточным является указание на марку краски – «масляная». Это же и является показателем, который не может быть изменен, например, на «эмалевая» или же «водно-дисперсионная».

При формировании потребности – описания объекта закупки необходимо учитывать, что избыточность характеристик, равно как и их недостаточность, также неизбежно влечет сужение круга потенциальных участников закупки. Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Следовательно, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать объект закупки, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.

Вышеизложенное, по мнению Уполномоченного органа, обосновывает отсутствие в Потребности заказчика документации ЭА № 0190300010816000116 каких-либо дополнительных требований к краске, кроме того, что она должна быть масляной потому, что для указания, например, конкретной марки краски, должны быть обстоятельства, объясняющие зависимость результата ремонтных работ от пленкообразующего вещества краски. Потребность в установлении излишне детальных требований к характеристикам краски должна быть доказуема. 

 

            В жалобе заявлено, что в аукционной документации отсутствует условие о том, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, согласно ч.13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

В возражение данному доводу Уполномоченный орган указывает, что в                     п. 25 Информационной карты электронного аукциона такое условие указано:

«25. Условия заключения муниципального контракта с физическим лицом.

В случае если по итогам электронного аукциона муниципальный контракт заключается с  физическим лицом, расходы по начислению и уплате налоговых платежей  в соответствии с законодательством, несет это физическое лицо, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой.».

Согласно ч.1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки …, документацией о закупке, заявкой…участника закупки, с которым заключается контракт. Аналогичное условие содержится и в п.1.1.3 Инструкции участникам электронного аукциона.

Иные условия, предусмотренные нормами ч.13 ст. 34 Закона о контрактной системе также содержатся и в извещении и в документации об ЭА, и в проекте контракта, а именно:

- условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги – содержатся в п.8 Информационной карты ЭА, п. 1.5 Инструкции участникам ЭА, раздел 5 проекта контракта, а также иные положения контракта, регламентирующие порядок и сроки оплаты в случаях несвоевременного либо некачественного выполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом;

- условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки – содержатся в раздел 4 проекта контракта, а также в иных положениях контракта, регламентирующих порядок и сроки приемки результатов работ, в том числе скрытых (при наличии), а также в случаях несвоевременного либо некачественного выполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Также в разделе «Условия выполнения работ» Потребности заказчика в документации ЭА указаны нижеследующие условия:

«16.    Осуществление выполнения скрытых работ должно оформляться соответствующими актами с их предоставлением в составе исполнительной документации.

17.      Принятие объекта для выполнения работ и сдача после выполнения работ производится по актам приема передачи объектов, которые готовит Подрядчик.»

Также в п.7 Информационной карты ЭА, п.5.1 проекта контракта определен порядок формирования цены контракта, а в п. 7.3.2. Инструкции участникам электронного аукциона, в п.12.1 проекта контракта подробно изложены положения об изменении существенных условий контракта, в том числе цены контракта, при его исполнении в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе.

Таким образом, доводы Заявителя жалобы об отсутствии в документации ЭА условий, предусмотренных ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе, и тем самым, по мнению Общества, нарушении прав потенциальных участников либо введении их в заблуждение относительно цены контракта не находят своего подтверждения.

 

Статьей 34 (частями 4, 5, 7, 8) Закона о контрактной системе, а также пунктами 4, 5, 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, установлена обязательность включения в контракт условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно п. 3 Правил определения размера штрафа, размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Пунктом 7.5. проекта контракта, содержащегося в составе документации об ЭА № 0190300010816000116, установлено следующее условие:

«Штраф начисляется за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств предусмотренных контрактом, и  устанавливается  в размере: _____________рублей (5 % цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей).

           Требование об уплате неустоек (пеня, штраф) должно быть оформлено в письменном виде и подписано уполномоченным представителем Заказчика.».

Пунктом 7.11. проекта контракта установлено:

«Штраф начисляется за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом в размере:________рублей (2% цены Контракта в случае, составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей)».

Начальная (максимальная) цена контракта, установленная в извещении и документации об ЭА, составляет 8 000 374,48 рубля и входит в диапазон от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

Указанные в проекте контракта размеры штрафов соответствуют размерам штрафов, установленным Правилами для данного диапазона.

Таким образом, раздел 7 проекта контракта в составе документации об ЭА № 0190300010816000116 содержит условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в разрешенной действующим законодательством РФ формулировке.

Кроме того, в указанном разделе контракта подробно определены условия начисления пени и порядок ее расчета.

 

Уполномоченный орган обращает внимание на следующее. Положениями ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе предусмотрено право любого участника электронного аукциона, получившего аккредитацию на электронной площадке, направления на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

В этой связи в п. 17 Информационной карты ЭА № 0190300010816000116, в п. 2.2 Инструкции участникам ЭА  подробно определены сроки и порядок направления участниками закупки указанных запросов и предоставления разъяснений уполномоченным органом, заказчиком; а на странице 19 документации ЭА, в Инструкции участникам ЭА, для удобства участников закупок приведена форма № 1 – форма запроса на разъяснение документации об электронном аукционе (раздел Инструкции «Формы, которые могут быть использованы участниками электронного аукциона (в соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона 44-ФЗ о КС не являются обязательными, неиспользование их не влечет отклонение заявки на участие в закупке)».

Однако, до момента окончания срока для направления запросов о разъяснении положений извещения и (или) документации об  ЭА № 0190300010816000116 на адрес электронной площадки www.sberbank-ast.ru, указанный в извещении и п. 4 Информационной карты настоящего электронного аукциона, ни одного запроса не поступило.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.

Руководствуясь  частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на положения аукционной документации № 0190300010816000116 «Выполнение ремонтных работ на объекте МБДОУ "ДС "Звездочка"» необоснованной.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны