Решение №07-01/18.1(223)/23-2018 РЕШЕНИЕ № 07-01/18.1(223)/23-2018 по жалобе ООО ЧОО «Илир» ... от 24 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Управление, Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«…». – руководителя Управления.

Членов Комиссии:

«…».. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;

«…».. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;

при участии:

от  ООО  ЧОО «Илир» - представителя не направили;

от МАУК «ЦКиС «Геолог» – представители по доверенности,

рассмотрев жалобу ООО ЧОО «Илир» (г. Красноярск) (далее – Заявитель) на действия Муниципального автономного учреждения культуры «Центр культуры и спорта «Геолог» г. Салехард (далее - МАУК «ЦКиС «Геолог», Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме «Оказание услуг по охране здания МАУК "ЦКиС "Геолог" и филиала МАУК "ЦКиС "Геолог"», начальная максимальная цена -  2 334 720, 00  рублей, (извещение № 31806253495),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика,

Заявитель считает, что положения аукционной документации, противоречат требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон о закупках).

1. В соответствии с пунктом 5.1 аукционной документации, Заказчик установил требование о наличии у участников аукциона лицензии на осуществление частной охранной деятельности, в соответствии с которой им разрешено оказание всех семи видов охранных услуг, предусмотренных законом.

Данное требование заказчика является незаконным, так как необоснованно ограничивает конкуренцию путем уменьшения потенциального количества участников аукциона, путем предъявления к участникам требования о наличии права на оказание всех семи возможных видов охранных услуг при потребности Заказчика всего лишь в одном виде услуги.

2. Также в соответствии с пунктом 5.1 аукционной документации, Заказчик установил требование, что срок окончания действия лицензии участника аукциона не может быть ранее, чем срок оказания услуг (не ранее чем 01.01.2019 г.).

Данное требование Заказчика является незаконным, как ограничивающее конкуренцию и не соответствующее требованиям гражданского законодательства РФ

3. В соответствии с пунктом 5.4 аукционной документации, Заказчик установил требование о наличие у Исполнителя взаимодействия с ведомственными структурами МВД, Национальной гвардии, ФСБ на территории МО г. Салехард.

По мнению заявителя, данное требование Заказчика является незаконным. Это вызвано тем, что действующее законодательство РФ не устанавливает каких-либо требований и форм взаимодействия частных охранных организаций с ведомственными структурами МВД, Национальной гвардии, ФСБ.

4. В соответствии с пунктом 5.7 аукционной документации, Заказчик установил требование о наличии  у сотрудников Исполнителя осуществляющих несение службы удостоверений не ниже 5 разряда.

По мнению заявителя, данное требование Заказчика является незаконным.

 

В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителя, Комиссия установила следующее.

Извещение о проведении открытого запроса цен в электронной форме размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) - 19.03.2018;

Дата и время окончания подачи заявок - 09.04.2018 в 00:00 (МСК+2);

Дата и время рассмотрения заявок - 09.04.2018 в 08:00 (МСК+2);

Начальная максимальная цена - 2 334 720, 00 руб.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей Заказчика по делу, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы:

1) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Таким образом Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

1. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 5.1 Технического задания аукционной документации Заказчиком установлено условие о наличии у участников электронного аукциона лицензии на осуществление частной охранной деятельности с наличием всех разрешенных видов услуг.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об охранной деятельности) в целях охраны разрешается предоставление следующих видов:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Согласно акту комиссионного обследования состояния антитеррористической защищенности и категорирования объекта сферы культуры от 28.06.2017 года, Паспорту безопасности учреждения Муниципальному автономному учреждению культуры «Центр культуры и спорта «Геолог» присвоена 1 (первая) категория террористической опасности.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили:

Требование о защите жизни и здоровья граждан установлено в связи с тем, что на объектах заказчика непрерывно могут находятся сотрудники заказчика, а также гражданские лица.

Одним из требований Заказчика к исполнителю является обязанность иметь дежурное подразделение - группу быстрого реагирования с круглосуточным режимом работы, для принятия мер реагирования на сигнальную информацию, поступающую с технических средств, установленных на объектах заказчика. В связи с этим установлено требование об охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

Требование об охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации « О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», установлены в связи с тем, что на объектах заказчика установлены требования к антитеррористической защищенности.

Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий установлено в связи с тем, что Заказчику присвоена 3 категории места массового пребывания людей.

Согласно п. 8 Положения о лицензировании частной охранной деятельности утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2011 г. N 498 (далее – Положение о лицензировании частной охранной деятельности) лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (за исключением объектов государственной охраны и охраняемых объектов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", а также объектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), являются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 2(1) - 5 и 7 настоящего Положения.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что условие о наличии у участников электронного аукциона лицензии на осуществление частной охранной деятельности с наличием всех разрешенных видов услуг установлено правомерно,

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.

 

2. В силу пункта 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) в соответствии с Законом о лицензировании лицензированию подлежит частная охранная деятельность. При этом в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Законом о лицензировании особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление частной охранной деятельность.

Согласно части 1 статьи 1 Закона об охранной деятельности частной охранной деятельностью признается оказание на возмездной договорной основе организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующую лицензию, услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов. При этом оказание охранных услуг разрешается только организациям (часть 1 статьи 11 Закона об охранной деятельности).

В соответствии с ч. 2 Положения о лицензировании частной охранной деятельности Лицензия на осуществление частной охранной деятельности (далее - лицензия) предоставляется юридическому лицу сроком на 5 лет соответствующими подразделениями органов внутренних дел, уполномоченными на осуществление действий по лицензированию в этой сфере деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Устанавливая требование о наличии у участников аукциона лицензии со сроком действия не ранее чем до 01.01.2019г., Заказчик не обосновано ограничивает конкуренцию путем ограничения круга участников аукциона до тех, у кого срок действия лицензии оканчивается позднее 01.01.2019г. исключая возможностью участия в аукционе охранных организаций, у которых пятилетний срок действия лицензии истекает до 01.01.2019 года. При этом данные охранные организации не лишены возможности продлить свои лицензии в установленном законом порядке без приостановления охранной деятельности.

Таким образом, действия Заказчика, установившего требование, что срок окончания действия лицензии участника аукциона не может быть ранее, чем срок оказания услуг (не ранее чем 01.01.2019 г.). противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Довод жалобы является обоснованным.

 

3. В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона об охранной деятельности организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В ч. 2 Положения о лицензировании частной охранной деятельности содержатся сведения о том, что существует установленная типовая (приблизительная) форма соглашения о взаимодействии по обеспечению правопорядка Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации,

Образец содержится в приложении № 1 Приказа МВД России от 17.04.2013г. № 211 «Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждений и пресечении административных правонарушений».

Однако Приказ МВД России от 17.04.2013г. № 211 после изменений, внесённых в Постановления Правительства РФ от 14.08.1992г. № 587, не приведён в соответствие с данным постановлением, действует прежняя редакция, в которой указано о праве ЧОО оказывать содействие правоохранительным органам, при этом этим органом является МВД и его структурные подразделения,

То есть ЧОО при осуществлении охраны объектов и (или) имущества, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности не обязаны иметь соглашения о взаимодействии с ведомственными структурами МВД, Национальной гвардии, ФСБ.

Вместе с тем, представители Заказчика, не представили доказательств, свидетельствующих о том, что в данном случае требуется иметь соглашения о взаимодействии с ведомственными структурами МВД, Национальной гвардии, ФСБ.

Довод жалобы является обоснованным.

 

4. Как было сказано выше, охранная деятельность является лицензируемой, а лицензионный контроль в РФ осуществляет уполномоченный орган, каковым в настоящее время является Федеральная служба войск национальной гвардии в Российской Федерации.

Согласно ст. 11.1 Закона об охранной деятельности право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.

При этом в настоящее время частным охранникам присваиваются следующие разряды 4,5,6.  Охранник 4 разряда имеет право оказывать охранные услуги с использованием специальных средств. Охранник 5 разряда при наличии разрешения имеет право оказывать охранные услуги с использованием специальных средств и гражданского оружия. Охранник 6 разряда при наличии разрешения имеет право оказывать охранные услуги с использованием специальных средств, гражданского и служебного оружия.

Предметом контракта является выполнение обязанностей по охране имущества, защите жизни и здоровья граждан (работников и посетителей), обеспечению порядка, внутриобъектового и пропускного режимов зданий Заказчика.

Нормами действующего законодательства Российской Федерации в сфере охранных услуг не предусмотрено при выполнение обязанностей по охране имущества, защите жизни и здоровья граждан (работников и посетителей), обеспечению порядка, внутриобъектового и пропускного режимов наличие  у сотрудников охранной организации осуществляющих несение службы удостоверений не ниже 5 разряда.

Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о наличии  у сотрудников Исполнителя осуществляющих несение службы удостоверений не ниже 5 разряда, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Довод жалобы является обоснованным.

 

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу ООО ЧОО «Илир» (г. Красноярск; ИНН 8901025421) на действия Заказчика – Муниципального автономного учреждения культуры «Центр культуры и спорта «Геолог» г. Салехард при проведении открытого аукциона в электронной форме «Оказание услуг по охране здания МАУК "ЦКиС "Геолог" и филиала МАУК "ЦКиС "Геолог"», начальная максимальная цена -  2 334 720, 00  рублей, (извещение № 31806253495), обоснованной.

 

2) Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

 

3) Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 17.04.2018 № 07-01/18.1(223)/23-2018.

 

4) Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии                                                                                 «…».

 

Члены комиссии                                                                                                 «…»

 

                                                                                                                           «…».

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны