Решение б/н Решение № 07-01/18.1(223)/51-2015 по жалобам ООО «Первая мас... от 5 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 07-01/18.1(223)/51-2015

по жалобам ООО «Первая масляная компания» (г. Омск) и  ООО Торговый Дом «Русойл» (г. Тюмень)

(закупка № 31502614128)

09 сентября 2015 года                                                                                           г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Комиссия) в составе:

<...>,

при участии:

<...> – представитель ОАО «Ямалкоммунэнерго»;

рассмотрев дело № 07-01/18.1(223)/51-2015 по признакам нарушения Заказчиком – АО «Ямалкоммунэнерго» положений Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку масла и антифриза для нужд Ямальского филиала, (закупка № 31502614128),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили на рассмотрение жалобы ООО «Первая масляная компания» (г. Омск) и  ООО Торговый Дом «Русойл» (г. Тюмень) на действия Заказчика – АО «Ямалкоммунэнерго» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку масла и антифриза для нужд Ямальского филиала. 

Из жалобы ООО «Первая масляная компания» (г. Омск) установлено.

Обжалуемые действия комиссии по осуществлению закупок:

 «Организатором торгов нарушен п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» - создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом».

Заявитель считает необоснованным отклонение заявки ООО «Первая Масляная Компания» по причине несоответствия предложения участника требованиям заказчика.

Технические требования по Лоту № 2 сформулированы так, что под них может подойти только одна охлаждающая жидкость CoolStreamPremium на основе суперконцентрата «HAVOLINEXLB», выпускаемая на единственном предприятии в России - ОАО «ТЕХНОФОРМ», г. Климовск Московской области. Только она имеет технические характеристики, которые перечислены в таблице. Например, оранжевый цвет и щелочность 6,3. Даже методы измерения ссылаются на документ ТЕХНОФОРМа ТУ 2422-001-13331543. Фактически Технические требования по Лоту №2 в точности повторяют паспорт качества ТЕХНОФОРМа на партию антифриза CoolStreamPremium 40, выпущенную в апреле 2014 под номером 5891. Хотя в обозначении Лота №2 заявлено, что допускаются аналоги антифриза.

Данные некорректные Технические требования, по мнению Заявителя, позволяют отклонить предложение любого конкурента, что и было сделано Закупочной комиссией, протокол от 14 августа 2015 г.

Аналогично по Лоту № 1 организатором торгов в техническом задании указаны конкретные характеристики масла, которые не позволяют участникам предложить аналог или даже запрашиваемое масло, но другой партии. При этом российскими производителями выпускаются аналоги запрашиваемого масла, имеющие необходимые одобрения производителей техники. По причине не соответствия предложения требованиям заказчика были отклонены предложения семи претендентов и признан победителем единственный допущенный к участию с торгах.

Из жалобы ООО Торговый Дом «Русойл» (г.Тюмень) установлено.

Заказчиком 29 июля 2015 г. на официальном сайте http://zakupki.goy.ru было размещено извещение № 31502614128 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку масла и антифриза для нужд Ямальского филиала (2 лота).

05 августа 2015 года ООО ТД «Русойл» подана заявка на участие в открытом запросе предложений на право заключения договора на поставку масла и антифриза для нужд Ямальского филиала по Лоту № 1.

20 августа 2015 года на официальном сайте http://zakupki.gov.ru был размещен протокол рассмотрения заявок № 31502614128-01 от «14» августа 2015 года, в соответствии с пунктом 7 которого допуск к участию ООО ТД «Русойл» отклонен, поскольку предложение участника не соответствует требованиям заказчика.

Указанные Заказчиком основания отклонения Заявитель считает необоснованными и нарушающими права ООО ТД «Русойл» как участника открытого запроса предложений по следующим основаниям.

1. Согласно Техническому заданию, являющемуся приложением к документации № ЯМР-20-07-15 ОЗП, предметом запроса предложения Лот № 1 являлось: Масло VALVOLINE PREMIUM BLUE SAE 15W40.

Заказчик установил, что допускается предложение участником аналога со строгим соблюдением технических характеристик, указанных в данном техническом задании.

ООО ТД «Русойл», проанализировав техническое задание, подобрало аналог масла указанного в Лоте № 1: масло Mannol SHPD TS-4 Extra 15w40, предоставив в качестве доказательств строгого соответствия технических характеристик паспорт качества от завода-изготовителя.

АО «Ямалкоммунэнерго» счел этот документ не достаточным для принятия решения о допуске и участия ООО ТД «Русойл» в процедуре. Заказчик пояснил в устной форме, что по итогам запроса предоставил преимущество участникам, заявившим оригинальное масло VALVOLINE PREMIUM BLUE SAE 15W40.

Отклонение ООО ТД «Русойл» от участия по причине предложения аналога Масла VALVOLINE PREMIUM BLUE SAE 15W40 противоречит принципам, закрепленным в п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, а также влечет дискриминацию участников, которые предложили в соответствии с заявленными Заказчиком требованиями аналог Масла VALVOLINE PREMIUM BLUE SAE 15W40, чем нарушает принцип равенства требований ко всем участникам закупки и создает преимущества одних участников перед другими путем исключения одного из них.

2.  В ходе рассмотрения заявок (протокол № 31502614128-01 от 14 августа 2015 года), Заказчиком было допущено также и другое существенное нарушение:

В п. 4 «Форма и порядок оплаты» и Разделе II Информационной карты запроса предложений. «Форма, срок и порядок оплаты выполнения работ» «Технического задания» являющегося приложением к документации № ЯМР-20- 07-15 ОЗП Заказчиком указаны условия:

Оплата товара будет производиться в рублях РФ после получения Товара в полном объеме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в течение 60 (шестидесяти) календарных дней на основании выставленного счета (счета-фактуры) и подписания приемопередаточных документов.

Авансирование не предусмотрено.

В пункте 1. «Определение Победителя» протокола № 31502614128-01 от 14 августа 2015 года, Закупочной комиссией АО «Ямалкоммунэнерго» было принято решение о заключении Договора на авансированных условиях оплаты - 50% после подписания договора, 30% после отправки Товара, 20% после получения товара.

Данные действия закупочной комиссии Заказчика противоречат условиям документации о проведении открытого запроса предложений. Заказчик не разместил в единой информационной системе изменения порядка оплаты по опубликованной заявке.

Отклонение заявки на участие в открытом запросе предложений Заявитель считает необоснованным, т.к. заявка ООО ТД «Русойл» полностью соответствовала требованиям законодательства РФ и документации об открытом запросе предложений.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя Заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или Конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции определяет круг лиц, правомочных обжаловать действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по проведению закупок, требования к содержанию жалобы и срокам ее подачи, порядок, сроки рассмотрения жалобы и принятия по ней решений.

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1).

Согласно положениям ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии (далее - жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются;  наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;  указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;  указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы.

Следовательно, основанием для подачи жалобы на действия организатора торгов, членов комиссий может быть нарушенное право.

Нарушение прав может заключаться либо в ограничении доступа к участию в торгах ввиду неразмещения необходимой информации либо в форме необоснованного отклонения заявки участника.

Рассматриваемая закупка проводилась в соответствии с положениями Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Перечень случаев, в которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействия) заказчика в антимонопольный орган, установленный части 10 статьи 3 Закона о закупках, не является закрытым, поскольку часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусматривает более широкий перечень действий при проведении торгов, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Антимонопольный орган при рассмотрении жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не ограничен доводами, указанными в жалобе участника закупки, и проверяет торги в полном объеме, в связи с чем, могут быть установлены иные нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные организатором торгов, оператором электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссией при организации и проведении торгов, при выявлении которых комиссия антимонопольного органа обязана принять решение с учетом всех установленных нарушений, в том числе нарушений Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения материалов дела Комиссией установлено. Согласно Техническому заданию Заказчику требуется (Лот№1):

Масло VALVOLINE PREMIUM BLUE SAE 15W40, для ДГУ SDMO модель X 1540, двигатель MTU-12V4000G23-63 генератор LEROYSOMERLSA 50.2L8.

Заказчиком указано, что допускается аналог со строгим соблюдением технических характеристик, указанных в данном техническом задании.

Антифриз (Лот №2) CoolStreamPremium, для ДГУSDMOмодельX 1540, двигательMTU-12V4000G23-63 генераторLEROYSOMERLSA 50.2L8

Заказчиком допускается аналог со строгим соблюдением технических характеристик, указанных в данном техническом задании.

Согласно Разделу 4. Форма и порядок оплаты - форма оплаты: Безналичный расчет.

Оплата за поставленный товар осуществляется в рублях Российской Федерации, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика. Оплата в размере 100 % суммы Договора, оплачивается в течение 60 (шестидесяти) календарных дней от даты поставки Товара и его принятия Покупателем, с подписанием Товарной накладной унифицированной формы ТОРГ-12 и при условии предоставления Поставщиком Покупателю оригиналов всех следующих надлежаще оформленных документов: счета(ов)-фактуры, счета(ов), товарной(ых) накладной(ых) унифицированной формы ТОРГ-12.

Согласно Протоколу заседания Закупочной комиссии по оценке заявок и выбору победителя открытого запроса предложений от 14.08.2015 № ЯМР-20-07-15-ОЗП на момент окончания срока подачи заявок в рассматриваемой закупке поступило 11 заявок по Лоту № 1 и 5 заявок по Лоту № 2.

Все заявки участников закупки были отклонены, за исключением заявки одного участника:

«Решением Закупочной комиссии АО «Ямалкоммунэнерго» открытый запрос предложений признан состоявшимся. Договор будет заключен с Участником, подавшим заявку и удовлетворяющим всем требованиям Документации о закупке: ООО «ФинОйл» ИНН 7743731420 КПП 774301001.

В нарушение условий документации открытого запроса предложений № 31502614128 на право заключения договора на поставку масла и антифриза для нужд Ямальского филиала Закупочная комиссия признала заявку ООО «ФинОйл» соответствующей несмотря на тот факт, что участником были изменены условия оплаты - 50% после подписания договора, 30% после отправки Товара, 20% после получения товара и, следовательно, данная заявка подлежала отклонению на основании пункта 3.8 Документации - отклонение (недопуск) участников закупки, заявки, которых не соответствуют требованиям документации о закупке.

Лот №2 - Решением Закупочной комиссии АО «Ямалкоммунэнерго» открытый запрос предложений признан состоявшимся. Договор будет заключен с Участником, подавшим заявку и удовлетворяющим всем требованиям Документации о закупке:

ООО «Альянс» ИНН 7743731420 КПП 774301001

Срок оказания услуг - в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней с момента подписания Сторонами договора и при предварительном согласовании даты и времени поставки с контактным лицом Заказчика.

Условия оплаты - 100 % предоплата от даты выставления счета.

Закупочная комиссия признала заявку ООО «Альянс» соответствующей несмотря на тот факт, что участником были изменены условия оплаты - 100 % предоплата от даты выставления счета и, следовательно, данная заявка подлежала отклонению на основании пункта 3.8 Документации - отклонение (недопуск) участников закупки, заявки, которых не соответствуют требованиям документации о закупке.

Согласно пункту 3.9.4. Документации победителем запроса предложений признается Участник процедуры закупки, удовлетворяющий всем требованиям закупочной документации и соответствующий критериям оценки на участие в запросе предложений, указанным в Информационной карте закупочной документации.

В соответствии с Приложением № 1 Документации для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках, Закупочная комиссия проводит оценку и сопоставление заявок в соответствии с критериями, учитывая значимость каждого критерия:

Ценовой критерий: «Цена Договора» - 70%

Неценовые критерии: «Квалификация участника» - 30%

2.1. «Опыт участника по успешной поставке товара»

Как указано в Документации - При оценке заявок по критерию «Цена договора» лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника договора с наименьшей ценой договора.

Проанализировав данные  Протокола заседания Закупочной комиссии по оценке заявок и выбору победителя открытого запроса предложений от 14.08.2015 № ЯМР-20-07-15-ОЗП Комиссия пришла к выводу, и это подтверждено также и представителем Заказчика, что Закупочной комиссией безосновательно отклонены все заявки участников, предложивших аналог (Лот№1): Масло VALVOLINE PREMIUM BLUE SAE 15W40 и (Лот №2) Антифриз  CoolStreamPremium.

При этом в закупочной документации отсутствует информация о том, какие именно параметры установлены Заказчиком для определения аналога требуемому товару. Заказчиком не представлены документально обоснованные доводы относительно того, как именно и по каким критериям происходила процедура допуска и оценки заявок на участие в рассматриваемой закупке, каким именно требованиям документации Закупочная комиссия посчитала заявки несоответствующими и отказала в допуске.

При таких обстоятельствах Комиссия антимонопольного органа признает доводы жалоб относительно неправомерного отклонения заявок обоснованными, довод жалобы относительно неправомерного признания победителями участников, изменивших условия оплаты товара, также нашел свое подтверждение.

Вышеуказанные действия Заказчика, в лице Закупочной комиссии, нарушают антимонопольные требования  к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, установленные п. 2 и п. 3  ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции:

- создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Комиссия антимонопольного органа, в заседании, назначенном на 09.09.2015 в 1000 объявляла перерыв до 1415. В заседание Комиссии, после объявленного перерыва, представителем Заказчика были представлены документы, свидетельствующие о том, что Заказчик, являющийся Организатором Закупки, АО «Ямалкоммунэнерго» объявил об отказе в проведении процедуры открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку масла и антифриза для нужд Ямальского филиала.

Уведомление № 31502614128-01 от 09.09.2015 г. об отказе в проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку масла и антифриза для нужд Ямальского филиала опубликовано на сайте http://zakupki.gov.ru/ в 1140, т.е. до принятия Комиссией антимонопольного органа решения по существу жалоб.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобы ООО «Первая масляная компания» (г. Омск) и  ООО Торговый Дом «Русойл» (г. Тюмень) на действия Заказчика – АО «Ямалкоммунэнерго» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку масла и антифриза для нужд Ямальского филиала (закупка № 31502614128) обоснованными.

2. Признать Заказчика АО «Ямалкоммунэнерго» (ИНН: 8901025421), в лице Закупочной комиссии, нарушившим требования, установленные п. 2 и п. 3  ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Предписание не выдавать ввиду отказа в проведении открытого запроса предложений № 31502614128 на право заключения договора на поставку масла и антифриза для нужд Ямальского филиала.

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

Члены комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны