Решение б/н Решение № 07-01/18.1(223)/55-2015 по жалобе ООО «Ямалнефть» ... от 20 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-01/18.1(223)/55-2015

13 ноября 2015 года                                                                                               г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 07-01/18.1(223)/55-2015 по признакам нарушения Заказчиком – АО «Уренгойгоравтодор» положений Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при проведении запроса предложений на право заключения договора поставки дизельного топлива и бензина для нужд АО «Уренгойгоравтодор», (закупка № 31502861732),

 

УСТАНОВИЛА:

 

ООО «Ямалнефть» (г.Новый Уренгой) на действия Заказчика – АО «Уренгойгоравтодор» при проведении запроса предложений на право заключения договора поставки дизельного топлива и бензина для нужд АО «Уренгойгоравтодор», (закупка № 31502861732). Начальная (максимальная) цена договора: Лот №1 – 76 500 000,00 рублей, Лот №2 – 10 000 000,00 рублей.

Из жалобы установлено. 16.10.2015 года Акционерное общество «Уренгойгоравтодор» разместило на сайте http://zakupki.eov.ru Извещение о проведении запроса предложений № 31502861732 по поставке дизельного топлива и бензина для нужд АО "Уренгойгоравтодор".

В соответствии с Закупочной документацией по проведению запроса предложений предметом закупки Акционерное общество «Уренгойгоравтодор» являлось: Лот №1 - Поставка дизельного топлива, Лот №2 - Поставка бензина.

В соответствии с условиями Закупочной документацией по проведению запроса предложений ООО «Ямалнефть» предоставило заявку с коммерческим предложением за исходящим № 2210/зп от 22.10.2015г., поступившую в адрес Заказчика за входящим № 1830 от 26.10.2015г в 08:00 часов.

На основании протокола закупки № 31502861732-01 от 27.10.2015 года заявка ООО «Ямалнефть» была рассмотрено Единой комиссией, допущена к участию и была выбрана победителем Запроса предложений.

Единая комиссия Акционерное общество «Уренгойгоравтодор» признала закупку несостоявшейся, указав причину отсутствия конкурентной борьбы, а также руководствуясь п.5.3.2 и п.5.9.6 «Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Уренгойгоравтодор»

За исх.№ 1568 от 30.10.2015г. Заказчик проинформировал Участника об отказе в праве заключения договора по поставке топлива для своих нужд, указав, что процедура запроса предложений проводилась с целью мониторинга цен и не предусматривала обязательного заключения договора поставки.

Общество с ограниченной ответственностью «Ямалнефть» считает отказ необоснованным по следующим основаниям:

Единая комиссия нарушила п.5.7.7. «Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Уренгойгоравтодор», размещенного на сайте http://zakiipki.gov.ru, путем необоснованного признания процедуры запроса предложений несостоявшейся, поскольку один участник, подавший заявку для участия в запросе предложений был допущен.

При этом п.5.7.7 Положением о закупке предусмотрено, что « ... по окончании установленного срока Заказчиком будет получена только одна заявка на участие в запросе предложений, закупочная комиссия осуществляет вскрытие конверта с такой заявкой и рассматривает её в порядке, установленном настоящим Положением. Если рассматриваемая заявка и подавший такую заявку участник закупки соответствуют требованиям и условиям, предусмотренным документацией о проведении запроса предложений, Заказчик заключает договор с участником закупки, подавшим такую заявку, на условиях документации о проведении запроса предложений, проекта договора и заявки, поданной участником».

Заказчик этого не сделал и не довел процедуру до конца, в связи с чем, нарушил Положение о закупках, в части нарушения процедуры проведения запроса предложений и заключения договора по результатам проведения указанной процедуры с участником закупки Обществом с ограниченной ответственностью «Ямалнефть», в соответствии с протоколом рассмотрения конкурсной заявки, на основании которой был признан единственным участником конкурса.

 

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или Конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции определяет круг лиц, правомочных обжаловать действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по проведению закупок, требования к содержанию жалобы и срокам ее подачи, порядок, сроки рассмотрения жалобы и принятия по ней решений.

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1).

Согласно положениям ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии (далее - жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются;  наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;  указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;  указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы.

Следовательно, основанием для подачи жалобы на действия организатора торгов может быть нарушенное право.

Нарушение прав может заключаться либо в ограничении доступа к участию в торгах ввиду неразмещения необходимой информации либо в форме необоснованного отклонения заявки участника.

Рассматриваемая закупка проводилась в соответствии с положениями Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Перечень случаев, в которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействия) заказчика в антимонопольный орган, установленный части 10 статьи 3 Закона о закупках, не является закрытым, поскольку часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусматривает более широкий перечень действий при проведении торгов, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Антимонопольный орган при рассмотрении жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не ограничен доводами, указанными в жалобе участника закупки, и проверяет торги в полном объеме, в связи с чем, могут быть установлены иные нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные организатором торгов, оператором электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссией при организации и проведении торгов, при выявлении которых комиссия антимонопольного органа обязана принять решение с учетом всех установленных нарушений, в том числе нарушений Закона о защите конкуренции.

ООО «Ямалнефть» в своей жалобе указывает, что Заказчик необоснованно отказал ему в праве заключения договора по поставке топлива, указав, что процедура запроса предложений проводилась с целью мониторинга цен и не предусматривала обязательного заключения договора поставки..

В отзыве на жалобу ООО «Ямалнефть» Заказчик сообщает, что в связи с тем, что процедура запроса предложений не является конкурсом, либо аукционом на право заключить договор, не регулируется Гражданским кодексом РФ, заказчики по конкурентным процедурам, не относящимся к торгам, руководствуются только общими принципами 223-ФЭ и конкретными правилами Положения о закупках. Следовательно, проведение запроса предложений не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем или иным участником.

Так же не всегда запрос предложений нацелен на выбор контрагента для заключения с ним конкретного договора. Если лицо, заинтересованное в заключении договора, не располагает конкретной информацией об инфраструктуре рынка, среднерыночных ценах на товары, климатических особенностях выполнения работ и проч., то запрос предложений превращается в процесс принятия решения о приемлемых условиях будущего договора, который впоследствии может быть заключен даже с субъектом, не принимавшим участия в процедуре запроса предложений.

Руководствуясь п.п. 3.2.1.-3.2.2. и 3.4.1. извещения о проведении запроса предложений №31502861732 от 16 октября 2015г., п.п. 5.3.2. и 5.9.6. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Уренгойгоравтодор», а так же ст. 447-449 ГК РФ Заказчик не обязан заключать договор по результатам запроса предложений, так как данная процедура не является формой торгов.

Заказчик обращает внимание на то, что в жалобе ООО «Ямалнефть» указана недостоверная информация:

- заявка на участие была зарегистрирована за входящим № 1807 от 26.10.2015г. в 10:00 часов, что подтверждается конвертом от входящей документации, а по информации ООО «Ямалнефть» заявка зарегистрирована за №1830 от 26.10.2015г. в 08:00 часов.

Заказчик указывает, что  заявка данной компании была допущена, а не выбрана победителем процедуры Запроса предложений, как утверждает ООО «Ямалнефть», что подтверждается протоколом рассмотрения оценки и сопоставления заявок к закупке №31502861732.

Проанализировав Протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений на право заключения договора поставки дизельного топлива и бензина для нужд АО «Уренгойгоравтодор» к закупке №31502861732 от 16.10.2015г. Комиссия соглашается с доводом Заказчика относительно того, что Комиссией АО «УРЕНГОЙГОРАВТОДОР» не принималось решения о признании ООО «Ямалнефть» победителем Запроса предложений.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при разработке положения о закупке заказчик должен руководствоваться следующими принципами:

- информационная открытость закупки;

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

 Между тем пунктом 3.4.1 Извещения о проведении запроса предложений, размещенного на сайте http://zakupki.gov.ru определено, что Запрос предложений признается несостоявшимся, если подана только одна заявка или не подана ни одна заявка, ни одна из заявок не соответствует документации, договор не был заключен с единственным участником, победитель и участник запроса предложений, заявке которого был присвоен второй номер <...> признаны уклонившимися от заключения договора, Заказчик заключает договор с единственным поставщиком.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях Заказчика нарушений положений Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении запроса предложений на право заключения договора поставки дизельного топлива и бензина для нужд АО «Уренгойгоравтодор», (закупка № 31502861732).

Руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Ямалнефть» (г.Новый Уренгой) на действия Заказчика – АО «Уренгойгоравтодор» при проведении запроса предложений на право заключения договора поставки дизельного топлива и бензина для нужд АО «Уренгойгоравтодор» (закупка № 31502861732) необоснованной.

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                                    

 

Члены комиссии:                                                                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны