Решение б/н РЕШЕНИЕ № 07-01/18.1(223)/72-2015 по жалобе АО «Страховое об... от 14 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-01/18.1(223)/72-2015

по жалобе АО «Страховое общество газовой промышленности»

(закупка № 31502984805)

31 декабря 2015 года                                                                                             г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Комиссия) в составе:

<...>,

при участии:

<...>,

рассмотрев дело № 07-01/18.1(223)/72-2015 по признакам нарушения Заказчиком – АО «Аэропорт Салехард» (г. Салехард) положений Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при проведении конкурса по отбору страховой организации для оказания страховых услуг АО «Аэропорт Салехард» на 2015 – 2016 гг. (закупка № 31502984805), лот № 1,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба АО «Страховое общество газовой промышленности» в лице Надымского филиала (г.Надым) на действия Заказчика АО «Аэропорт Салехард» при проведении конкурса по отбору страховой организации для оказания страховых услуг АО «Аэропорт Салехард» на 2015 – 2016 гг.

Заявитель считает, что действия участника закупки ОАО «АльфаСтрахование», подавшего заявку с меньшей ценой, которая не соответствует конкурсной документации, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречат Указанию Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Из жалобы установлено. На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru Заказчиком АО «Аэропорт Салехард» было опубликовано Извещение № 31502984805 от 23.11.2015 г. о проведении открытого конкурса по отбору страховой организации для оказания страховых услуг АО «Аэропорт Салехард» на 2015-2016 г.

Лот 1 - оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, начальная (максимальная) цена контракта: 602 001,02 рублей.

В связи с тем, что в составе конкурсной документации не было представлено обоснование начальной максимальной цены договора, а также отсутствовала информация для корректного расчета цены заявки (отсутствовала информация о КБМ), АО «СОГАЗ» обратилось к Заказчику АО «Аэропорт Салехард» за разъяснением положений конкурсной документации. В запросе указывалось, что в базе РСА АИС-КБМ по значительной части транспортных средств содержится КБМ равный 3 классу, что может не соответствовать реальному КБМ по транспортному средству.

Согласно ответу Заказчика АО «Аэропорт Салехард», «по транспортным средствам, имеющим VIN (идентификационный номер <...> участники определяют КБМ самостоятельно на основании базы РСА АИС-КБМ на основании имеющихся VIN (перечень прилагался - Таблица 1). По транспортным средствам, не имеющим VIN (идентификационный номер <...> КБМ указан в таблице (перечень прилагался - Таблица 2».

АО «Страховое общество газовой промышленности» был осуществлен расчет цены заявки в соответствии с действующим законодательством, конкурсной документацией и разъяснением Заказчика на основании данных о КБМ на основании сведений из базы РСА АИС-КБМ и подана заявка с ценой 423 454,35 рубля.

14.12.2015 г. Заказчиком была произведена оценка и сопоставление заявок и определение победителя.

Согласно протоколу об оценке и сопоставлении и определении победителя от 14.12.2015 г., действующим (текущим) страховщиком Заказчика по ОСАГО ОАО «АльфаСтрахование» была подана заявка с существенно более низкой ценой 344 834,40 рубля, в результате чего заявке ОАО «АльфаСтрахование» был присвоен 1 номер <...> номер был присвоен заявке АО «СОГАЗ». Победителем открытого конкурса было признано ОАО «АльфаСтрахование».

Заявитель предполагает, что ОАО «АльфаСтрахование» подана заявка с меньшей ценой, не соответствующей конкурсной документации (с учетом ответа Заказчика на обращение о разъяснении положений конкурсной документации) вследствие применения ОАО «АльфаСтрахование» значений КБМ, отличных от указанных в базе РСА АИС-КБМ, но известных ОАО «АльфаСтрахование» как действующему страховщику АО «Аэропорт Салехард» по ОСАГО.

АО «СОГАЗ» считает, что действия ОАО «АльфаСтрахование» нарушают требования ст.14 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прямо запрещающие недобросовестную конкуренцию как действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинившие или способные причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам.

В соответствии со статьями 8 и 9 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), установлено государственное регулирование страховых тарифов.

Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом об ОСАГО актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России. Следовательно, размеры страховой премии по каждому договору ОСАГО и цена заявки как сумма страховых премий у каждого участника закупки должны быть одинаковы.

Предложение ОАО «АльфаСтрахование» меньшей цены заявки, чем таковая, рассчитанная исходя из содержащихся в конкурсной документации (с учетом разъяснений - и базе РСА АИС-КБМ) сведений, может быть основано либо на применении иных исходных данных (например, применение не КБМ, содержащегося в автоматизированной информационной системе обязательного страхования РСА, а рассчитанного ОАО «АльфаСтрахование» исходя из известных ему как действующему страховщику Заказчика сведений), либо на отступлении от установленного ЦБ РФ порядка расчета страховой премии.

Применение иных исходных данных по КБМ, чем приведены в конкурсной документации (с учетом разъяснения) об является нарушением, что подтверждается, в частности, позицией УФАС по Саратовской области, признанной законной и обоснованной постановлением 12 Арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 г. по делу № А57-3167/2015. Отступления от установленного ЦБ РФ порядка расчета страховой премии также не соответствуют действующему законодательству (статьи 8 и 9 Закона об ОСАГО),

При этом, в силу приведенных выше норм, сумма страховых премий, которую будет уплачивать заказчик, определяется только установленными ЦБ РФ значениями предельных размеров базовых ставок страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками и никаким образом не определяется предложенной участником закупки ценой заявки.

Иными словами, заказчик заплатит одну и ту же сумму страховых премий независимо от того, насколько более низкую цену заявки предложил участник электронного аукциона.

В разделе «Общие сведения» конкурсной документации указано, что «подача заявки, не отвечающей требованиям законодательства и конкурсной документации, является риском участника, подавшего такую заявку, и может привести к отклонению его заявки».

Пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что «недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации».

На основании изложенного Заявитель считает, что действия ОАО «АльфаСтрахование» нарушают требования статьи 14 Закона о защите конкуренции и являются недобросовестной конкуренцией.

Заявитель просит:

-          приостановить размещение заказа № 31502984805 до вынесения решения по настоящей жалобе;

-          осуществить проверку действий ОАО «АльфаСтрахование» на предмет нарушения требований ФЗ «О защите конкуренции» и, при наличии к тому оснований, привлечь ОАО «АльфаСтрахование» к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

-          в случае выявления в действиях ОАО «АльфаСтрахование» нарушения антимонопольного законодательства, отменить протокол об оценке и сопоставлении и определение победителя от 14.12.2015 г.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон по делу, Комиссия приходит к следующим выводам.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Статья 18.1 Закона о защите конкуренции определяет круг лиц, правомочных обжаловать действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по проведению закупок, требования к содержанию жалобы и срокам ее подачи, порядок, сроки рассмотрения жалобы и принятия по ней решений.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о закупках при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке (далее – Положение) является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Из возражений, представленных Заказчиком, следует. Целью закупки являлось определение лица, которое предоставит Заказчику максимально выгодные условия, а с учетом того, что указанием ЦБ РФ установлен коридор базовой ставки, страховщики были вправе подать заявки в которых расчет сделан как с использованием максимальной базовой ставкой, так и с использованием минимальной базовой ставки, в связи с чем указание АО «СОГАЗ» на то, что цена у всех страховщиков должна быть одинаковая не правомерен.

В соответствии с Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» для расчета страховой премии установлен тарифный коридор базового страхового тарифа. В связи с чем расчеты произведенные страховщиками могут отличаться друг от друга.

АО «Аэропорт Салехард» отмечает, что не является профессиональным участником страхового рынка и не обязано проверять расчеты, указанные в заявках участников закупки, на их соответствие указаниями ЦБ РФ.

При формировании конкурсной документации по отбору страховой организации для оказания страховых услуг АО «Аэропорт Салехард» на 2015-2016 г. указывалась стоимость – начальная (максимальная) цена контракта: 602 001,02 рублей, которая формировалась исходя из анализа предоставленных коммерческих предложений. Заказчик отмечает, что при одинаковой стоимости услуги у АО «СОГАЗ» и ОАО «АльфаСтрахование», при расчете баллов по второму критерию максимальное количество баллов получалось у ОАО «АльфаСтрахование». Ответственность за добросовестность и обоснованность ценовых предложений возлагается на участников закупки.

К положениям аукционной документации претензии Заявителем не заявлялись.

Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика, закупочной комиссии нарушений Закона о закупках.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.               № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу АО «СОГАЗ» в лице Надымского филиала (г.Надым) на действия Заказчика АО «Аэропорт Салехард» (г. Салехард) при проведении конкурса по отбору страховой организации для оказания страховых услуг АО «Аэропорт Салехард» на 2015 – 2016 гг. (закупка № 31502984805, лот № 1) необоснованной.
  2. Передать заявление АО «СОГАЗ» в лице Надымского филиала (г.Надым) в отдел антимонопольного контроля и рекламы Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о наличии в действиях ОАО «АльфаСтрахование» признаков нарушения ст. 14 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                                 

 

Члены комиссии:                                                                                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны