Предупреждение №ОП/1305 Предупреждение ООО «Авиационная компания «Ямал»» о прекращен... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило заявление Объединенного Арктического авиационного отряда ФСБ России (г. Воркута, Республика Коми) на действия ООО «Авиационная компания «Ямал», в части проверки обоснованности и законности начисления НДС на услуги по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропорту «Салехард».

Как следует из представленных материалов, Объединенный Арктический авиационный отряд ФСБ России (далее – ОААО ФСБ России) выполняет полеты с использованием аэропорта г. Салехард.

ООО «Авиационная компания «Ямал» на услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропорту «Салехард» начисляет НДС.

По мнению ОААО ФСБ России реализация указанных услуг освобождается от налогообложения НДС на основании пункта 22 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

ОААО ФСБ России вынужден оплачивать счета-фактуры, выставляемые ООО «Авиационная компания «Ямал» за услуги по наземному обслуживанию воздушных судов с включенной суммой налога по ставке 18%, что приводит к дополнительным необоснованным расходам ОААО ФСБ России на сумму НДС.

Рассмотрев заявление, Ямало-Ненецким УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.02.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), признается доминирующим положением хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.     

Статьей 143 Налогового кодекса РФ определено:

«Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Объектом налогообложения НДС являются:

- Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении «отступного» или «новации», а также передача имущественных прав;

- Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе (признается реализацией);

- Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций

- Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Статьей 149 Налогового кодекса РФ определены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

В соответствии с пунктом 22 части 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.

Из письма Министерства финансов РФ от 30 июля 2001 г. № 04-05-11/63 также следует, что, в соответствии с пп. 22 п. 2 ст. 149 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость реализация услуг по обслуживанию воздушных судов, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба по вопросу применения нормы пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации подготовила письмо от 14 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17066, из которого следует.

Согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации реализация услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, освобождена от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС). При этом перечень таких услуг данной нормой Налогового кодекса не предусмотрен.

В связи с чем, как сообщает Федеральная налоговая служба в вышеуказанном письме, при решении вопроса об освобождении от налогообложения НДС реализации услуг по обслуживанию воздушных судов, в частности эксплуатантов Российской Федерации, можно руководствоваться Приказом Минтранса России от 02.10.2000 № 110 (далее - Приказ № 110), в котором приведен перечень установленных аэронавигационных и аэропортовых сборов, взимаемых за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, а также поименованы услуги, за которые они взимаются.

Так, согласно положениям п. 1 Письма МНС России от 22.05.2001 № ВГ-6-03/411@, согласованного с Минтрансом России и Минфином России, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС сборы за услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации, включая аэронавигационное обслуживание, указанные в разд. II и III Приложения 1 «Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» к вышеуказанному Приказу (далее - Приложение 1 к Приказу № 110).

При решении вопроса об отнесении услуг, за которые взимаются тарифы за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации, предусмотренных в разд. IV Приложения 1 к Приказу № 110, к услугам по обслуживанию воздушных судов, реализация которых освобождена от налогообложения НДС по вышеуказанному основанию, а также отнесении к последним услуг по наземному обслуживанию воздушных судов иностранных эксплуатантов следует учитывать разъяснения Минтранса России от 09.10.2007 № 01-01-02/2675 (даны в адрес ФНС России).

Согласно указанным разъяснениям Минтранса России услуги, входящие в стоимостную основу тарифов, приведенных в главах «Тарифы за обслуживание воздушного судна» (п. п. 4.11 - 4.13) и «Тарифы за техническое обслуживание воздушного судна» (п. п. 4.14 - 4.17) разд. IV Приложения 1 к Приказу № 110, являются услугами по обслуживанию воздушных судов.

С учетом изложенного, Федеральная налоговая служба сообщает, что реализация оказанных российскими налогоплательщиками российским эксплуатантам услуг, за которые взимаются сборы, указанные в разд. II и III Приложения 1 к Приказу № 110, и услуг, входящих в стоимостную основу тарифов, приведенных в разд. IV Приложения 1 к Приказу № 110, а также иностранным эксплуатантам подобных услуг, если они, согласно вышеизложенному, относятся к услугам по воздушному обслуживанию судов, освобождается от налогообложения НДС по основанию пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса.

Таким образом, в связи с вышеизложенным, в действиях ООО «Авиационная компания «Ямал», в части начисления НДС на услуги по наземному обслуживанию воздушных судов Объединенного  Арктического авиационного отряда ФСБ России в аэропорту г. Салехард, усматриваются признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В связи с наличием в действиях ООО «Авиационная компания «Ямал» признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в необоснованном начислении НДС на услуги по наземному обслуживанию воздушных судов Объединенного  Арктического авиационного отряда ФСБ России в аэропорту  г. Салехард, Ямало-Ненецкое УФАС России, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает ООО «Авиационная компания «Ямал» о необходимости прекращения в срок до 15.04.2013 г. указанных действий путем корректировки счетов-фактур, выставляемых Объединенному  Арктическому авиационному отряду ФСБ России за услуги по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропорту г. Салехард, исключив из них суммы начисленного НДС за указанную услугу.

О выполнении предупреждения сообщить в Ямало-Ненецкое УФАС России в срок до 19.04.2013 г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны