Предупреждение б/н Предупреждение ОАО «Аэропорт Салехард» о прекращении действи... от 6 марта 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило заявление ОАО «АТК «Ямал» на действия ОАО «Аэропорт Салехард», выразившиеся в выставлении ОАО «Аэропорт Салехард» в адрес Заявителя счетов-фактур за оформление пропусков сторонним организациям.

Из заявлений установлено.

В соответствии с п. 2 ст. 64 Воздушного кодекса РФ, перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, а также правила их формирования и взимания рассчитанной на их основе платы устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Пунктом 3.2 Приказа Минтранса России от 17.07.2012 г. № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» установлен сбор за обеспечение авиационной безопасности.

Пунктом 3.2.1 вышеуказанного приказа установлено, что сбор устанавливается за обеспечение авиационной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные приказом Минтранса России от 28.11.2005 г. № 142 (далее – ФАП № 142), включая:

- осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту;

- охрану контролируемой территории аэропорта, включая охрану воздушных судов на стоянках и объектов жизнеобеспечения аэропорта;

- досмотр членов экипажей воздушных судов;

- досмотр пассажиров и ручной клади;

- досмотр багажа;

- досмотр грузов и почты;

-досмотр воздушного судна и его бортовых запасов;

- маркировку багажа, грузов, почты и бортовых запасов;

- поддержание готовности сил и средств аэропорта к действиям по пресечению актов незаконного вмешательства;

- координацию деятельности служб авиационной безопасности эксплуатантов в зоне аэропорта;

- предоставлению персонала и технических средств для оформления и доставки оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств на/с борт/а воздушного судна, в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, и установленным порядком их перевозки воздушными судами.

В соответствии с пунктами 4,10,11,14 ФАП № 142, авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта России, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомтвенной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.

Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации предполагает совокупность правил и процедур допуска лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия).

Кроме того, в силу абзаца 13 пункта 3.2.1, в стоимостную основу ставок данного сбора не включается стоимость пропусков, выдаваемым организациям и физическим лицам, не являющимся плательщиком данного сбора и адрес (местоположение) которых располагается за пределами контролируемой территории аэропорта.

Таким образом, основанием для не включения стоимости пропусков в стоимостную основу ставок, указанного сбора и, соответственно, основанием для взимания с организации отдельной платы за пропуск является наличие одновременно двух условий:

- организация не является плательщиком сбора за авиационную безопасность;
- адрес (местонахождение) организации располагается за пределами контролируемой территории аэропорта.

ОАО «АТК «Ямал» является плательщиком сбора за авиационную безопасность, в связи с чем, независимо от местоположения ОАО «АТК «Ямал», оснований для взимания с него дополнительной платы за выдачу пропусков не имеется.

ОАО «АТК «Ямал» указывает, что деятельность по оформлению и выдаче пропусков для лиц и транспортных средств сторонних организаций для въезда/входа в контролируемую зону аэропорта является неотъемлемой частью пропускного внутриобъектового режима в рамках обеспечения авиационной безопасности в аэропорту и способом его осуществления и, следовательно, не подлежит дополнительной оплате.

Однако, как указывает Заявитель, ОАО «Аэропорт Салехард» продолжает выставлять ОАО «АТК «Ямал» счета-фактуры за оформление пропусков сторонним организациям.

Из информации, представленной ОАО «Аэропорт Салехард» (исх. от 25.04.2014 № 03/1119 и от 06.05.2014 № 03/1138), следует.

В соответствии с действующим законодательством, для всех потребителей, являющихся плательщиками сборов за авиабезопасность, оформление пропуска в аэропорту Салехард на контролируемую территорию работникам предприятий, а также автотранспорта (находящегося в собственности/пользовании потребителя) осуществляется бесплатно.

Для юридических лиц, не являющихся плательщиками сборов за авиабезопасность, а также для физических лиц (граждан РФ и иных государств), не являющимися работниками предприятий, освобожденных от оплаты за доступ на контролируемую территорию, в соответствии с пунктом 3.2.1. приказа Минтранс РФ от 17.07.2012 № 241, оформление пропуска и контроль за соблюдением ими режимных мероприятий осуществляется на платной основе.

ОАО «Аэропорт Салехард» указывает, что фактически заказчиком услуг от юридических и физических лиц, не являющихся плательщиками сборов за авиабезопасность, выступает предприятие, имеющее долгосрочные договоры с ОАО «Аэропорт Салехард». В целях ускорения процедуры оформления пропусков, предприятие берет на себя расходы, связанные с оформлением пропусков для лиц, неосвобожденных от оплаты за выдачу пропуска.

По запросу Ямало-Ненецкого УФАС России Тюменское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта представило пояснения относительно правомерности действий ОАО «Аэропорт Салехард», выразившиеся в выставлении ОАО «АТК «Ямал» счетов-фактур за оформление пропусков сторонним организациям.

Согласно данным пояснениям (исх. от 19.05.2014 № 1861), порядок допуска авиаперсонала аэропорта (авиапредприятия), лиц сторонних организаций в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия), а также порядок оформления, учета, хранения и изъятия видов пропусков, установленных в аэропорту (авиапредприятии), определены главами 5, 6 , 9 Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях и учреждениях гражданской авиации, утвержденном Приказом Федеральной авиационной службы России от 20.01.1998 N 22.

Как указывает Тюменское МТУ воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, указанным положением условия о платности/безвозмездности допуска в контролируемую зону аэропорта не урегулированы.

Согласно статье 4 Федерального закона № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В данном случае, в действиях ОАО «Аэропорт Салехард», выразившихся в выставлении в адрес ОАО «АТК «Ямал»  счетов-фактур за оформление пропусков сторонним организациям, содержатся признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции - навязывание контрагенту - ОАО «АТК «Ямал»  -  условий договора о наземном обслуживании воздушных судов в аэропорту Салехард № 01-САП/2012, невыгодных для него.

В связи с вышеизложенным, Ямало-Ненецкое УФАС России, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает ОАО «Аэропорт Салехард» о необходимости  в срок до 15.06.2014 г.  прекратить выставление в адрес ОАО «АТК «Ямал»  счетов-фактур за оформление и выдачу пропусков для лиц и транспортных средств сторонних организаций для въезда/входа в контролируемую зону аэропорта.

О выполнении Предупреждения сообщить в Ямало-Ненецкое УФАС России в срок до 20.06.2014 г.

Обращаем внимание!

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Руководитель управления                                                                                            О.Ю. Печерин

Связанные организации

Связанные организации не указаны