Решение №089/06/64-130/2019 Решение № 089/06/64-130/2019 по жалобе ООО «.....» (извещени... от 10 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее – Комиссия, Управление) в составе:

Председателя Комиссии:

"...",

Членов Комиссии:

"..";

"...",

при участии:

от Заявителя – представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;

от Заказчика – представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;

от Уполномоченного органа – представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО (далее – Заявитель), на действия МУ (далее – Заказчик) при осуществлении закупки способом электронного аукциона "...." , начальная (максимальная) цена контракта – 142 050 000 ,00 руб. (извещение № "...") и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее - Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.

Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте – 14.03.2019;

2) предмет закупки – "...";

3) дата и время начала подачи заявок 14.03.2019 15:47;

4) дата и время окончания подачи заявок 02.04.2019 09:00;

5) начальная (максимальная) цена контракта – 142 050 000,00 рублей;

6) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Из жалобы Заявителя следует:

  1. Не установление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
  2. Значения, которые Заказчик предлагает заполнить «четко, точно и подробно по каждому значению (условию)», содержаться в приложениях (№ 1, № 2, № 3, № 4) и в приложении № 1.1. к проектно-сметной документации (приложение № 6).

«Выглядят данные требования следующим образом:

Приложение №1 п.2

щебень гравийный должен соответствовать не менее таким показателям: радиоактивность не должна превышать 370 бк/кг

прочность – соответствовать 1000-1400 марке

насыпная плотность равняться 1300-1400 кг

используют гравийный щебень 20-40 (единица измерения ?)

Приложение №1 п.18

Толщина от 10 мм (согласовать с заказчиком)

Температура нанесения 0т 10град. - до 35град.

Относительная влажность при нанесении от 30% - до 85%

Приложение №1 п.21

Максимальный диаметр пор 155+ 25мкм.

Приложение№1 п.26

Для бетона, как правило, используют гравийный щебень 20-40

Приложение №3 п.3

Температура эксплуатации-55С +90С

Минимальный радиус изгиба 400 (см,м,мм ?)

Приложение № 3 п6

Рабочее напряжение при переменном токе 660В, 50Гц (Напряжение или частота?)

И так далее…»

При этом инструкция Заказчика содержит следующие пояснения: «Сведения, содержащиеся в заявке участника, не должны допускать двусмысленных толкований. Предложение участника не должно содержать слов: «или эквивалент», «не более», «не менее», а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования для того, чтобы единая комиссия имела возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе».

Из чего следует что Заказчик не установил, как того требует Закон о контрактной системе в части описания объекта закупки, пояснений к каким значениям Заказчик приравнивает к максимальным (минимальным) значениям, а также значениям, которые не могут изменяться.

Из этого следует что все значения, указанные Заказчиком, могут вызывать у участников различные интерпретации, что за собой повлечет формальные отклонения заявок, так сказать «по усмотрению» Заказчика. В следствии чего инструкция, составленная не должным образом, ограничивает конкуренцию в электронном аукционе.

Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении закупки, Заказчик действовал в соответствии с положениями действующего законодательства РФ.

 

В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Данные требования установлены Заказчиком в ведомостях материалов документации об электронном аукционе, в которой указаны показатели определения соответствия объекта закупки потребностям Заказчика и показатели, значения которых не могут изменяться.

Также пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе императивно установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В п. 10 Часть II документации об Аукционе Заказчиком в том числе установлено:

«Сведения, содержащиеся в заявке участника, не должны допускать двусмысленных толкований. Предложение участника не должно содержать слов: «или эквивалент», «не более», «не менее», а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования для того, чтобы единая комиссия имела возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе».

В приложениях «ДЕФЕКТНАЯ ВЕДОМОСТЬ» Заказчиком в том числе указанно:

- п.2 Приложение № 1

щебень гравийный должен соответствовать не менее таким показателям: радиоактивность не должна превышать 370 бк/кг

прочность – соответствовать 1000-1400 марке

насыпная плотность равняться 1300-1400 кг

используют гравийный щебень 20-40

- Приложение № 1 п.18

Толщина от 10 мм (согласовать с заказчиком)

Температура нанесения 0т 10град. - до 35град.

Относительная влажность при нанесении от 30% - до 85%

- Приложение № 1 п. 21

Максимальный диаметр пор 155+ 25мкм.

- Приложение№ 1 п. 26

Для бетона, как правило, используют гравийный щебень 20-40

- Приложение № 3 п. 3

Температура эксплуатации-55С +90С

Минимальный радиус изгиба 400

И так далее по ряду иных позиций в части иных показателей.

Исходя из Инструкции, не представляется возможным определить, в каких случаях показатель следует считать диапазонной величиной, а в каких участникам следует предоставить конкретное значение показателя.

Также Инструкция по заполнению заявки содержит не полный порядок заполнения заявки, в которой определены правила применения определенных символов и слов, используемых Заказчиком в описании объекта закупки, при формировании участниками закупки предложений в отношении закупаемого товара, работы, услуги, а именно, символов (слов) «+», «-», «от», «до», «не должна превышать», «как правило».

Таким образом, Комиссия считает, что Инструкция по заполнению заявки не позволяет сформировать предложение (заявку), ввиду отсутствия правил применения определенных символов (слов) и невозможности их трактования.

Комиссии установлено, что Заказчиком не указана единица измерения «используют гравийный щебень 20-40», «Минимальный радиус изгиба 400» что вводит участников Аукциона в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.

Также в рассматриваемом случае Заказчик включил в Дефектную ведомость требование к товару «Толщина от 10 мм (согласовать с заказчиком)», не указав при этом конкретные показатели и характеристики данных требований, позволяющие определить участнику закупки, соответствующие указанным требованиям товары.

Кроме того, указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.

Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.

В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке»:

«Не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям».

Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.

В данном случае инструкция по заполнению первой части заявки является ненадлежащий, т.к. не позволяет однозначно определить порядок заполнения заявки, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы Заявителя обоснованы.

 

При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Комиссия установила, что наименование объекта закупки, содержащееся в ЕИС, а также в извещении и документации об электронном аукционе № "..." значится как «....», вместе с тем, из описания объекта закупки Заказчика следует что предметом закупки является строительство детского парка. На основании изложенного, Комиссия считает, что информация, размещенная в единой информационной системе, не является полной и достоверной, поскольку наименование закупки № "..." «....» не в полной мере отражает реальные потребности Заказчика, содержащиеся в описании объекта закупки.

Наименование объекта закупки должно давать краткое представление о том, что именно приобретается и для каких целей. При этом Закон о контрактной системе предъявляет ряд требований, к наименованиям объектов закупки, которые обязан соблюдать заказчик.

Наименование объекта закупки составляется в словесной форме. В нем должна содержаться информация, которая позволяет отнести закупку к определенной группе, сфере экономической деятельности, типу продукции или услуг.

Намеренное искажение наименования закупаемых объектов, чтобы потенциальные поставщики не смогли отыскать в ЕИС закупку, является явным ограничением конкуренции.

Косвенным доказательством является тот факт, что на участие в закупке не подано ни одной заявки.

Комиссия признает Заказчика нарушившим требования ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, так как действия Заказчика противоречат принципу контрактной системы о необходимости размещения в Единой информационной системе полной и достоверной информации.

 

Согласно пп. 1 и 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;

2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 23 Закона о контрактной системе Идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи, формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.

Заказчиком установлен Идентификационный код закупки(ИКЗ): "...".

Наименование объекта закупки: "....".

При этом Комиссией установлено что 03.04.2019, до принятия решения Комиссии и рассмотрения жалобы по существу, Заказчиком на сайте ЕИС размешено извещение № "....".

ИКЗ: "....".

Наименование объекта закупки: "....".

Исходя из положений части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, считающий незаконными положения аукционной документации, вправе обжаловать их вне зависимости от факта подачи заявки на участие в закупке, при этом такая жалоба может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.

Согласно части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Таким образом в ходе рассмотрения жалобы по существу и выявлении нарушений Закона о контрактной системе Комиссия контрольного органа имеет право выдать обязательное для исполнения предписание и вернуть процедуру определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на любую из стадий закупки.

Однако, так как контрольный орган в сфере закупок в соответствии с п. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе приостановил определение поставщика по закупке "..." в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив 03.04.2019 заказчику, оператору электронной площадки, и в уполномоченный орган требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным, такое повторное размещение извещения о проведении электронного аукциона является нарушением данного требования.

Так же в ходе анализа повторно размещенной закупки Комиссией установлено что документация по закупки № "...." содержит аналогичные нарушение Закона о контрактной системе.

Так как выявленные нарушения в части наименование объекта закупки могут привести к необходимости изменения в план-график и ИКЗ, а также в связи с повторным размещением аукциона (закупка "... ") в ЕИС, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика имеются нарушения требований Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО , на действия МУ «...» при осуществлении закупки способом электронного аукциона «...», Начальная (максимальная) цена контракта – 142 050 000 ,00 руб. (извещение № "..."), обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать Заказчику предписание аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны