Решение №089/07/003-009/2019 Решение № 089/07/003-009/2019 по жалобе ООО «ЭнергоПромРесур... от 17 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
«…». – Врио руководитель управления,
Членов Комиссии:
«…». – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
«…». – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «ЭнергоПромРесурс-М» (г. Москва) (далее – Заявитель) на действия Заказчика – ООО «Ноябрьскэнергонефть» (ИНН 8905032490) при проведении Открытого запроса котировок в электронной форме на «Поставку Видеоэндоскопов (п.5/2019 ПЗ)», начальная максимальная цена 9 418 800 ,00 рублей, (извещение № 31907555608).
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба от Заявителя (вход. № 1446 от 01.03.2018) на действия Организатора торгов.
Заявитель считает, что положение документации противоречит требования Закона о закупках.
Предмет закупки: Поставка Видеоэндоскопов (п.5/2019 ПЗ).
Дата размещения извещения - 21.02.2019;
Дата и время окончания подачи заявок - 13.03.2019 в 14:00;
Начальная максимальная цена - 9 418 800 ,00 руб.;
Извещение о проведении Открытого запроса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Из жалобы Заявителя следует, что предметом закупки является независимым оборудованием и не может быть совмещен ни с одним их других видов оборудования, поэтому предмет закупки не является исключениями, указанными в п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.
По заявленным в жалобе доводам Заказчиком представлены возражения, с доводами в жалобе не согласны.
Заказчик сообщает следующее:
В парке приборов Заказчика уже имеются аналогичные приборы указанного производителя, которые за время эксплуатации показали себя надёжными и качественными, выполняющими все необходимые Заказчику функции.
При подготовке документации о закупке в Обществе проведена работа по установлению возможности приобретения товара иных производителей. В ходе мониторинга рынка аналогов и/или эквивалентов необходимых заказчику приборов установлено, что приобретение иных приборов, отличных от имеющихся и использующихся в Обществе в настоящее время, нецелесообразно по причине невозможности использования комплектующих приборов разных производителей друг с другом. В случае выхода из строя одного сменного или дополнительного оборудования видеоэндоскопа Olympus имеется возможность оперативно заменить его комплектующими с другого прибора, тем самым соблюсти сроки текущих задач в рамках договорных отношений с третьими лицами. Результаты проведенной работы отражены в служебной записке от 10.01.2019 года №13-0027. Таким образом покупка видеэндоскопов Olympus обусловлена объективной производственной потребностью и рациональными хозяйственными предпосылками.
Ввиду наличия у Заказчика права не использовать слова «или эквивалент» в случаях, определенных ФЗ-223, Положением Общества о закупках, а также наличия у Заказчика основания, предусмотренного пп. «а» п. 3 ч. 6.1. ст. 3 ФЗ-223, считаем, что в действиях организатора торгов отсутствует нарушение установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Рассмотрев имеющиеся материалы, изучив доводы Заявителя жалобы и Организатора торгов, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Таким образом, Открытый запрос котировок в электронной форме проводится в соответствии с Законом о закупках, следовательно, жалоба на действия Заказчика, подлежит рассмотрению по правилам, установленным ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 13. ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках правовым актом, регламентирующим правила закупки, является положение о закупке, принимаемое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Закона о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Закупочная деятельность ООО «Ноябрьскэнергонефть» регламентируется Положением «О закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Ноябрьскэнергонефть», разработанным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденным решением единственного участника от «28» декабря 2018 (далее - Положение о закупке). Положение о закупке, в соответствии с нормами действующего законодательства, размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.1.3 Положение о закупке.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Аналогичные требование установлены пунктом 1.4.9 Положение о закупке.
Согласно п.1.1 Проекта контракта Поставщик обязуется поставить продукцию производственно-технического назначения (далее – «Товар») по наименованию, в количестве и в сроки согласно условиям настоящего Договора, а Покупатель обязуется принять и оплатить поставленный Товар в установленном настоящим Договором порядке и размере.
Согласно п. 3.1 Раздела 3 «Цель и назначение» Приложение №1 Видеоэндоскоп предназначен для визуального исследования труднодоступных полостей машин и механизмов без их разборки.
Исходя из анализа положений Документации о закупке, Комиссия приходит к выводу, что предметом закупки является независимое оборудование и нет необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Также из положений Документации о закупке не следует что дынный товар закупается Заказчиком с целью замены комплектующих частей имеющегося у заказчика оборудование (приборов).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установление товарного знака без слов «(или эквивалент)», является нарушением п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.
Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Учитывая выявленные нарушения со стороны Заказчика, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, направленного на устранение данных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО «ЭнергоПромРесурс-М» (г. Москва) на действия Заказчика – ООО «Ноябрьскэнергонефть» (ИНН 8905032490) при проведении Открытого запроса котировок в электронной форме на «Поставку Видеоэндоскопов (п.5/2019 ПЗ)», начальная максимальная цена 9 418 800 ,00 рублей, (извещение № 31907555608), обоснованными.
2) Признать в действиях Заказчика нарушения п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.
3) Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения.
4) Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии: «…»
Члены Комиссии: «…»
«…»
Примечание: В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.