Решение б/н Решение № 089/07/3-445/2019 по жалобе ООО «N» (закупка № «…»... от 1 октября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF26 сентября 2019 года г. Салехард
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
«…»,
Членов Комиссии:
«…»,
«…»;
рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «N» (ИНН: «…») на действия Заказчика АО «M» (ИНН: «…»), при осуществлении закупки способом Аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на ««…»» начальная (максимальная) цена контракта – 3 871 480 ,00 рублей (извещение № «…»).
При участии:
От Заявителя - представителя не направили, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
От Заказчика – представителя не направили, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили жалоба от Заявителя (вход. 6140 от 17.09.2019) на действия Закупочной комиссии.
Заявитель считает, что Закупочная комиссия неправомерно отклонила заявку участника.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона в электронной форме Заказчик действовал в соответствии с положениями документации и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с извещением, документацией, протоколами, составленными при проведении Закупки:
извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте – 27.08.2019г.;
дата и время окончания подачи заявок - 03.09.2019 в 09:00 (МСК+2);
начальная максимальная цена - 3 871 480 ,00 руб.
Извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
В своей жалобе Заявитель обжалует действия Закупочной комиссии по отказу в допуске ООО «N» к участию в аукционе, снованием для которого послужило несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации, технического задания, а именно:
-Отсутствие маркировки изделия.
-Предельная частота вращения, которая обусловлена механическими ограничениями, гораздо меньше требуемой, а если рассматривать, указанную в техническом предложении частоту, как номинальную (обусловленную тепловыми условиями), то она достигает параметра эксплуатации, что не рекомедовано к применению.
-Динамическая грузоподъемность (постоянная радиальная нагрузка) тоже занижена (а она крайне трудно достижима, т.к. тестируется 1 млн оборотов), как и статическая.
Заказчик представил возражения, в которых сообщил следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту Закон 223-ФЗ, Закон), Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Руководствуясь п. 5.4. Положения о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг «…»», утвержденного Советом директоров АО «M» от 28.02.2019 г. (далее по тексту - Положение), Заказчиком были установлены определенные требования к наименованию запасных частей, типу, марке, техническим характеристикам.
Указанные требования приведены в разделе 4 Технического задания к документации о проведении аукциона в электронной форме № 121-19 и являются существенными для Общества.
Участник закупочной процедуры ООО «N» при направлении заявки на участие в аукционе предложил товар эквивалентный указанному в документации о закупке.
При рассмотрении заявки ООО «N» комиссия по осуществлению закупок сделала вывод об отсутствии эквивалентности товара, предложенного данным участником по следующим основаниям.
Подшипник N314-Е-ХL-М1
Наименование параметра |
Требуемый параметр |
Предложенный параметр |
Динамическая грузоподъёмность |
242 000 N |
149 000 N |
Статическая грузоподъёмность |
222 000 N |
156 000 N |
Частота вращения |
4500 об/мин |
5000 об/ мин* |
Подшипник N317-Е-ХL-М1
Наименование параметра |
Требуемый параметр |
Предложенный параметр |
Динамическая грузоподъёмность |
340 000 N |
225 000 N |
Статическая грузоподъёмность |
325 000 N |
247 000 N |
Частота вращения |
5600 об/мин
|
4000 об/ мин* |
Подшипник N322-Е-ХL-М1
Наименование параметра |
Требуемый параметр |
Предложенный параметр |
Динамическая грузоподъёмность |
520 000 N |
380 000 N |
Статическая грузоподъёмность |
510 000 N |
435 000 N |
Частота вращения |
4800 об/мин |
3000 об/мин* |
*- предложенный параметр достигает параметра эксплуатации, что неприемлемо к применению.
На основании приведенных доводов комиссией было принято решение отклонить заявку данного участника как несоответствующую требованиям аукционной документации.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, письменные возражения Заказчика, представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Таким образом, Аукцион проводится в соответствии с Законом № 223, следовательно, жалоба на действия Заказчика, подлежит рассмотрению по правилам, установленным ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 13. ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках правовым актом, регламентирующим правила закупки, является положение о закупке, принимаемое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Закона о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с частью 19 статьи 3.4 Закона о закупках первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
Комиссией установлено, что в пп. 2 п. 1.3.1. «Требования к составу и содержанию заявки на участие в конкурентной закупке» Документации Заказчиком установлено, что первая часть заявки (Форма 3.1. «Техническое предложение») заявка для участия в аукционе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
Комиссия, изучив Протокол рассмотрения первых частей заявок №«…»-01 от 09.09.2019, установила, что Заявка участника была отклонена. Основании – Несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации, технического задания, а именно: Отсутствует маркировка изделия. Предельная частота вращения, которая обусловлена механическими ограничениями, гораздо меньше требуемой, а если рассматривать, указанную в техническом предложении частоту, как номинальную (обусловленную тепловыми условиями), то она достигает параметра эксплуатации, что не рекомендовано к применению. Динамическая грузоподъемность (постоянная радиальная нагрузка) тоже занижена (а она крайне трудно достижима, т.к. тестируется 1 млн оборотов), как и статическая.
Рассмотрев требования к участникам, и требования к содержанию заявки на участие, заявку заявителя, протокол закупочной комиссии, комиссия Ямало-ненецкого УФАС пришла к следующим выводам.
Заявка ООО «N» была подана в соответствии с Формой 3.1 Документации.
В колонке № 2,3 содержится информация о наименовании и предполагаемая марка товара, в колонке № 4 содержаться конкретные показатели товара, предполагаемого к поставке.
При этом Комиссия отмечает, что в Техническом задании Заказчиком не установлены функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки и не установлены параметры эквивалентности.
Вместе с тем Заказчиком не представлены документы и сведения, свидетельствующие о том, что значения характеристик, представленные Заявителем в заявке на участие в электронном аукционе по вышеуказанным товарам, не соответствуют требованиям документации.
Ссылка Заказчика на сайты производителя не принимается Комиссией, так как у хозяйствующих субъектов нет обязанности размещать информацию о производимых ими товарах на каких-либо сайтах, либо в иных источниках.
Кроме того, указанная информация, размещенная на сайте производителя или продавца, указанная в каталоге производителя на момент ее рассмотрения может быть уже не актуальна. Характеристики товаров, указанные, в том числе и на сайтах производителей данного товара, либо в иных источниках могут быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей вследствие изменившейся потребности рынка в отношении данного товара, либо производственной необходимости.
Изучив первую часть заявки Заявителя, Комиссия установила, что указанная заявка содержит всю требуемую информацию, установленной Документации
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном и необоснованном отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, содержат нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Кроме того в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать, в том числе сведения о результатах рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе: оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.
Протокол №«…»-01 от 09.09.2019 не соответствует требованиям "б" пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках, так как не содержит указаний положений документации о закупке, которым не соответствует заявка участника.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Таким образом, на основании вышеизложенного жалоба является обоснованной, Комиссия установила, что в действиях Закупочной комиссии, необоснованно отклонившей заявку участника, содержаться нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3, пп. б п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках.
Учитывая выявленные нарушения со стороны Закупочной комиссии, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, направленного на устранение данных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «N» (ИНН: «…») на действия АО «M» (ИНН: «…»), при осуществлении закупки способом Аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на «…»», начальная (максимальная) цена контракта – 3 871 480 ,00 рублей (извещение № «…»), обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3, пп. б п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках.
3) Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения.
4) Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии: «…»
Члены Комиссии: «…»
«…»
Примечание: В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.