Решение №РНП 89-126/2018 Решение № РНП 89-126/2018 по факту одностороннего отказа Зак... от 1 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе  (далее – Комиссия):

Председателя Комиссии:

«…». – руководителя Управления,

Членов Комиссии:

«…». – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;

«…». – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,

рассмотрев материалы дела, представленные ГКУ ЯНАО «Информационно-Аналитический Центр» (ИНН 8901026859, ОГРН 1128901003307) (далее – Заказчик), для включения сведений об ООО «Центр Офисного Обслуживания» (ИНН 8901034842, ОГРНИП 1178901000365) (далее – Общество, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителя) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом от исполнения договора от 09.04.2018 № 62/19 на «Поставку товара» (далее - Договор),

в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения обращения;

в присутствии представителя Заказчика по доверенности № 8 от 10.10.2018г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частями 2 и 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены (от 04.10.2018 № 2355-23/108) материалы и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Рассмотрев представленные Заказчиком материалы, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации фактах одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения об Обществе не подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.

Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу п. 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

 

09.04.2018 между Заказчиком и Обществом на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе был заключен Договор, согласно которому Поставщик обязался до 12 июня 2018г. передать в собственность Заказчика Товар.

Согласно п. 1.1 Договора Поставщик обязуется передать Заказчику Товар согласно спецификации, которая является неотъемлемой частью настоящего Договора (приложение № 1), а Заказчик принять и оплатить его на условиях, предусмотренных в п. 2 настоящего Договора.

Согласно п. 2.2 Договора Поставщик обязуется передать товар Заказчику в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с момента поступления предоплаты в размере 30% на расчетный счет с подписанием товарной накладной согласно спецификации.

Согласно 4.1.2 Договора Поставщик обязан своевременно поставить Заказчику Товар на условиях настоящего Договора;

Заказчик на условиях предоплаты (30 % от цены контракта) уплатил Поставщику за поставку товара сумму в размере 4165,20 (четыре тысячи сто шестьдесят пять) руб. 20 коп., что подтверждается платежным поручением от 12 апреля 2018 г. № 98.

В установленные Договором сроки Поставщик Товар не передал.

В адрес Поставщика 27.06.2018 г. было направлено требование (претензия) о передаче предварительно оплаченного товара и уплате неустойки по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу: 629008, ЯНАО, г. Салехард, ул. Ямальская, д. 19 А, кв. 12. Ответ получен не был, требование вернулось в адрес отправителя.

23.07.2018г. в адрес Поставщика было направлено повторное требование (претензия) о передаче предварительно оплаченного товара и уплате неустойки. Ответ на вышеуказанное требование так же не получен, Товар не поставлен.

В соответствии с п. 2.2. Договора товар должен был быть поставлен в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с момента поступления предоплаты в размере 30 % на расчетный счет Поставщика. Оплата произведена 12.04.2018 г. Обязательства Поставщика по поставке не выполнены, нарушено существенное условие Договора.

Заказчик принял решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения Договора и направил уведомление о расторжении Договора Поставщику заказным письмом с уведомлением от 14.08.2018 г. на фактический и юридический адрес Поставщика.

Из материалов обращения Заказчика следует, что Общество ненадлежащим образом исполнило обязательства по Контракту, тем самым нарушив условия Контракта, что явилось основанием для принятия Заказчиком Решения от 28.08.2018г. об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Ямало-Ненецким УФАС России в адрес Заказчика и Общества было направлено Уведомления (исх. № АР/3377 от 09.10.2018) о заседании комиссии по рассмотрению документов по факту одностороннего отказа от исполнения договора, а также о необходимости в срок до 16.10.2018 г. Обществу предоставить письменное документально подтвержденное обоснование причин неисполнения своих обязательств по договору.

Данное уведомление было получено Обществом 15.10.2018 (трек номер 62900728117090).

Общество в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России на момент рассмотрения материалов дела не предоставило обоснование причин неисполнения своих обязательств по договору.

 

Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:

-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;

-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.

В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 25.11.2013 № 1062 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).

Пунктом 12 данных Правил установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

Согласно п. 2.2 Договора Поставщик обязуется передать товар Заказчику в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с момента поступления предоплаты в размере 30% на расчетный счет с подписанием товарной накладной согласно спецификации.

12.04.2018 Заказчик уплатил Поставщику предоплату, что подтверждается платежным поручением № 98.

Как следует из материалов дела, в срок, установленный Договором (пункт 2.2), то есть до 12.06.2018 года, ни после этой даты, Товар не поставлен Заказчику. Доказательств обратного Обществом не предоставлено.

Необходимо отметить, что решение об одностороннем отказе от исполнения Договора вступило в силу 04.10.2018 года, при этом в данный период времени, Заказчику ничего не было поставлено в рамках Контракта.

Таким образом, у Поставщика имелось достаточно времени на устранение недостатков, однако им даже не предпринимались попытки поставить Товар Заказчику.

В соответствии со статьей 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, при принятии решения об заключение договора Поставщик должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при неисполнение им обязательств по договору, в случае заключения с ним договора.

Заключив договор, Общество приняло на себя обязательств, по его надлежащему исполнению.

Из предоставленных материалов дела Комиссия контрольного органа пришла к выводу, что Обществом нарушены п.п. 1.1, 2.2, 4.1.2, Договора.

Размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.

Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).

С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

С учетом характера правовых последствий включения хозяйствующего субъекта в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий исполнителя, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.

Принимая участие в закупке, Общество осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.

При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.

Поскольку хозяйствующий субъект ООО «Центр Офисного Обслуживания», обязанный соблюдать действующее законодательство, допустил невнимательное отношение к условиям Договора, имея при этом возможность соблюдения требований законодательства, Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что в действиях вышеуказанного субъекта есть умысел на уклонение от исполнения заключенного Договора.

Однако, Комиссия контрольного органа отмечает, что в соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается, в том числе в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

При этом ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Таким образом, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только в случае, если контракт содержит положение, предусматривающее такую возможность.

Согласно п. 7.3 Договора, Договор может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, или по соглашению сторон.

В данном Договоре отсутствует сведения о праве Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора.

Также, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в результате одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Пункт 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе предусматривает, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о дате проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта.

Исходя из системного анализа приведенных норм следует, что в реестр недобросовестных поставщиков не включаются сведения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших контракт, заключенный без проведения конкурентных процедур закупки по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Исключением из данного положения являются случаи, когда контракт заключается по результатам несостоявшихся конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с единственным участником закупки.

Таким образом, Комиссия контрольного органа приходит к выводу, об отсутствии оснований, для включения сведений об Обществе в Реестр.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года № 1062, приказом ФАС России от 27.08.2007 года № 267, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Сведения об ООО «Центр Офисного Обслуживания» (ИНН 8901034842, ОГРНИП 1178901000365), представленные ГКУ ЯНАО «Информационно-Аналитический Центр» (ИНН 8901026859, ОГРН 1128901003307), в связи с односторонним отказом от исполнения договора от 09.04.2018 № 62/19 на «Поставку товара» (ИКЗ 182890102685989010100100020020000244), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                      «…»

 

Члены комиссии                                                                                                   «…»

 

                                                                                                                                   «…»

 

 

 

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны