Решение №АШ/3496/24 076/05/14-179/2024 от 5 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 076/05/14-179/2024

«05» марта 2024 года город Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме «20» марта 2024 года.

 

Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель комиссии — заместитель руководителя Управления Шушкова А.С.,

члены комиссии — ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Иванова Е.И.; специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и информационного анализа по Костромской области Козырева М.А.,

рассмотрев материалы дела 076/05/14-179/2024, возбужденного по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту демонстрации рекламы ООО «ЛЮКС-ТВ» на канале «НТК — Телевидение Ярославля» без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

 

ООО «Люкс-ТВ», привлеченное к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на рассмотрение дела не явилось, представителей не направило, уведомлено надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.

Ярославским Межрегиональным УФАС России рассмотрены материалы, поступившие 26 декабря 2023 года (вх. № 5713-ЭП/23) из Управления Роскомнадзора по Ярославской области, в отношении ООО «Люкс-ТВ» (152303, Ярославская область, Тутаевский район, г. Тутаев, улица Советская, д. 19, ОГРН: 1027601277065, директор: <...>), по факту выявления в ходе анализа записи эфира телеканала «НТК — Телевидение Тутаева» в период с 00:00 4.12.2023 по 00:00 11.12.2023 рекламы без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы во время прерывания телепрограммы следующего содержания «С 29 ноября в Тутаеве работает выставка продажа шуб из Пятигорска: норка, мутон, каракуль, бобрик. Новые модели по ценам прошлого сезона. Также действует акция: меняем старую шубу на новую с доплатой. Только четыре дня с 29 ноября по 2 декабря. Улица Моторостроителей 87, бывший парк Торнадо.» с демонстрацией текста на экране.

Дело № 076/05/14-179/2024 возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — ФЗ «О рекламе»).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункта 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу требований приказа ФАС России от 14 ноября 2023 г. № 821/23 «Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований «понятие рекламы» для признания информации рекламой необходимо ее соответствие признакам рекламы, перечисленным в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, характер информации и ее отнесение к рекламе, либо не рекламе связан исключительно с ее целевой направленностью на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации. Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю. Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Транслируемая ООО «Люкс-ТВ» посредством кабельного телевидения на канале «НТК — Телевидение Тутаева» информация «С 29 ноября в Тутаеве работает выставка продажа шуб из Пятигорска: норка, мутон, каракуль, бобрик. Новые модели по ценам прошлого сезона. Также действует акция: меняем старую шубу на новую с доплатой. Только четыре дня с 29 ноября по 2 декабря. Улица Моторостроителей 87, бывший парк Торнадо.» обладает всеми признаками рекламы:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к выставке-продаже шуб из Пятигорска, где можно не только приобрести шубу, но и обменять старую шубу на новую с доплатой;

- продвигает объект рекламирования на рынке.

Несмотря на то, что в рекламе было указано на сроки действия акции: «Также действует акция: меняем старую шубу на новую с доплатой. Только четыре дня с 29 ноября по 2 декабря», а анализируемый период записи эфира с 04 по 10 декабря, эта информация однозначно могла заинтересовать потенциальных покупателей. Возможность обменять старую шубу на новую вызывает интерес у потребителей с экономической точки зрения. Возможность, не просто обновить гардероб и приобрести новую вещь, но и «продать» старую, возбуждает интерес.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой.

В силу части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе» прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

Вместе с тем, согласно пунктам 1 и 2 части 16 статьи 14 ФЗ «О рекламе» указанное требование не распространяется на:

- размещаемую в телепрограммах информацию о телепередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу;

- логотип телепрограммы и информацию о данной телепрограмме.

В Акте систематического наблюдения ООО «Люкс-ТВ» №А-76/3/74 от 22.12.2023 года Управление Роскомнадзора по Ярославской области указано, что анализируемая запись эфира производилась в г. Тутаеве путем подключения к сети кабельного телевидения с 00:00 4.12.2023 по 00:00 11.12.2023. Из справки о результатах анализа записи эфира СМИ «НТК — Телевидение Тутаева» за период с 04 по 10 декабря 2023 года включительно, следует, что рассматриваемая реклама транслировалась 50 раз: - 04.12.2023 в 08:50:27, 10:20:27, 11:50:27, 13:20:38, 14:50:26, 16:20:26, 17:50:25, 19:20:25; - 05.12.2023 в 08:50:21, 10:20:20, 11:50:20, 13:20:19, 14:50:19, 16:20:19, 17:50:19, 19:20:19; - 06.12.2023 в 08:50:18, 10:20:17, 11:50:17, 13:20:14, 14:50:14, 16:20:14, 17:50:14, 19:20:14; - 07.12.2023 в 08:50:18, 10:20:17, 11:50:16, 13:20:15, 14:50:15, 16:20:15, 17:50:15, 19:20:15; - 08.12.2023 в 08:50:12, 11:46:41, 14:46:40, 16:16:40, 17:46:40, 19:16:40; - 09.12.2023 в 08:50:10, 11:46:38, 14:46:38, 16:16:38, 17:46:38, 19:16:38; - 10.12.2023 в 08:50:06, 11:46:35, 14:46:34, 16:16:34, 17:46:34, 19:16:34.

Во всех вышеуказанных трансляциях прерывание телепередачи для демонстрации рекламы не предварялось сообщением о последующей трансляции рекламы. Данная реклама не является спонсорской рекламой.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требования, установленного частью 1 статьи 14 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

В соответствии с частью 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) предусмотрено, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе (статья 36).

В соответствии со статьей 2 Закона о СМИ под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

ООО «Люкс-ТВ» в соответствии с лицензией на осуществление телевизионного вещания № Л033-00114-77/00063388 от 25.03.2014 транслирует телепередачи на канале «НТК — Телевидение Тутаева» посредством кабельного вещания.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства № ЮЭ9965-24-26372898 основным видом деятельности ООО «Люкс-ТВ» является деятельность в области телевизионного вещания.

Факт распространения рекламы подтверждается: актом систематического наблюдения от 22.12.2023 г, записью эфира телеканала СМИ «НТК — Телевидение Тутаева» за период с 04 по 10 декабря 2023 года включительно, справкой о результатах анализа записи эфира СМИ «НТК-Телевидение Тутаева» за период с 04.12.2023 по 10.12.2023, письменными пояснениями главного редактора творческой студии ООО «Люкс-ТВ» Телишевой Э.Н.

Согласно доверенности от 12.01.2023 года, выданной сроком на один год, ООО «Люкс-ТВ» наделяет главного редактора <...> подписывать следующие документы Общества: - договоры на оказание информационных услуг и размещение рекламы; - приложения к договорам; - акты выполненных работ; эфирные справки.

Из пояснений <...> (вх. № 2415-ЭП/24 от 15.02.2024) рассматриваемая реклама была запущена при наличии чека оплаты и сведений ИНН на основании устного договора. Копии документов (чек, сведения ЕГРИП), предоставленные <...>, имеются в деле.

Главный редактор творческой студии ООО «»Люкс-ТВ» <...> в письменных пояснениях (вх. № 562/24 от 16.01.2024) признала отсутствие сообщения о рекламе при прерывании телепередачи для трансляции рекламы, объяснив отсутствие «рекламной перебивки» техническими причинами и отсутствием на рабочем месте основного оператора Лебедева О.В. с 04.12.2023 по 30.12.2023 в связи с болезнью.

Из имеющихся материалов следует, что рекламораспространителем вышеназванной рекламы является ООО «Люкс-ТВ».

Поскольку при распространении рекламы в период с 04.12.2023 по 10.04.2023 в количестве 50 показов в эфире телеканала «НТК — Телевидение Тутаева» не предварялось сообщением о трансляции рекламы при прерывания телепрограммы, следовательно, ООО «Люкс-ТВ» своими действиями нарушило требование части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе».

Руководствуясь статьями 1, 33, 36 ФЗ «О рекламе», в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Предписание антимонопольного органа, исходя из положений ФЗ «О рекламе», является способом защиты общественных отношений, а также законных прав потребителей и иных заинтересованных лиц, направлено на устранение выявленных при рассмотрении дела нарушений и не является мерой ответственности стороны.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение требований части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА

1. Признать ненадлежащей рекламу «С 29 ноября в Тутаеве работает выставка продажа шуб из Пятигорска: норка, мутон, каракуль, бобрик. Новые модели по ценам прошлого сезона. Также действует акция: меняем старую шубу на новую с доплатой. Только четыре дня с 29 ноября по 2 декабря. Улица Моторостроителей 87, бывший парк Торнадо.» в период с 04.12.2023 по 10.04.2023 в количестве 50 показов в эфире телеканала «НТК — Телевидение Тутаева» без предварительного сообщения о трансляции рекламы при прерывания телепрограммы, следовательно, ООО «Люкс-ТВ» своими действиями нарушало требования части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Люкс-ТВ» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского Межрегионального УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии

А.С. Шушкова

 

Члены комиссии Е.И. Иванова

 

М.А. Козырева

 

 

 

Исп.Козырева М.А.

тел.8 (4852)72-93-01, вн.076-106

Связанные организации

Связанные организации не указаны