Решение №АШ/6622/24 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3... от 28 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/01/11- 1642/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 мая 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 28 мая 2024 года

 

 

Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

члены Комиссии:

рассмотрев дело № 076/01/11-1642/2023, возбужденное по обстоятельствам повышения отпускной цены на яйцо куриное в одно и то же время, со стороны производителей расположенных на территории Костромской области, совершение синхронных и последовательных действия по увеличению стоимости производимых яиц (в ноябре-декабре 2023 года), указывающим на признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в соответствии с которой, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок, в присутствии представителей ЗАО «Птицефабрика «Сусанинская», АО «Птицефабрика Костромская», ЗАО «Птицефабрика Буйская», ЗАО ПХ «Нерехтское»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено приказом руководителя Ярославского межрегионального УФАС России № 136/23 от 22.12.2023 года.

Поводом к возбуждению дела послужили материалы и сведения, представленные во исполнение поручения ФАС России от 15.12.2023 № МШ-20-ПРК/23, а также сведения, полученные Межрегиональным управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области в связи с привлечением должностного лица территориального органа к проверке, проводимой Прокуратурой Костромской области по противодействию нарушениям, способствующим увеличению цен на яйцо куриное.

Антимонопольным органом установлено, что территории Костромской области деятельность по производству и реализации куриного яйца осуществляют следующие хозяйствующие субъекты: ЗАО «Птицефабрика Буйская», ЗАО «Галичское» по птицеводству», ЗАО «Птицефабрика Костромская», ЗАО ПХ «Нерехтское», ЗАО «Птицефабрика Островская», ЗАО «Птицефабрика Сусанинская», ООО «Птицевод».

Из поступивших в Управление документов и материалов проверки исполнения требований законодательства о ценообразовании на яйцо куриное следует, что стоимость яйца куриного на территории Костромской области в 2023 году значительно возросла. Птицефабрики реализуют яйцо посредством электронных торговых площадок, по прямым контрактам и через свои торговые точки, так же выявлено, что птицефабриками осуществляется реализация яиц сторонним организациям (в том числе ритейлерам).

Комиссией по представленным документам проанализирована ценовая ситуация на рынке и установлено следующее.

ЗАО «Птицефабрика «Сусанинская» является производителем яйца куриного «Сусанинского деревенского». В состав цены на продукцию входят фактические затраты на её производство и реализацию. В фактических затратах на производство продукции учтены корма (80%), энергоносители, запчасти, ГСМ, тара и упаковка, вет. препараты, оплата труда, доставка до покупателя. Также среди факторов роста цен на яйцо Общество отмечает ситуацию с сокращением объёмов производства яйца, вызванную вспышками птичьего гриппа. Отпускная цена на яйцо 1 категории ЗАО «Птицефабрика «Сусанинская» за 1 десяток (без НДС) составила: сентябрь 2023 — 63,2 рублей, октябрь — 74,10 рублей, ноябрь 2023 — 90, 10 рублей (письмо от 24.11.2023 вх. № 3468-ЭП/23). Исходя из представленных товарных накладных отпускная цена в декабре составила — 100 рублей. Таким образом, рост отпускных цен с сентября 2023 года по декабрь 2023 года составил 58,23 %.

Определением о назначении дела № 076/01/11-1642/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 29 декабря 2023 г. у ответчиков по делу запрашивались:

- сведения об объемах производства и реализации яйца куриного 1 категории;

- категории и калькуляцию фактических затрат на производство и реализацию яйца

куриного 1 категории за 2021-2023 год (помесячно).

На определение от 29 декабря 2023 г. ЗАО «Птицефабрика «Сусанинская» представлена следующая информация:

2023 год

Себестоимость яйца куриного руб./шт

Изменение себестоимости текущего периода к предыдущему периоду %

Средневзвешенная отпускная цена яйца куриного (цена яиц всех категорий)

Изменение отпускной цены текущего периода к предыдущему периоду, %

июль

4,71

10,56

4,89

5,73

сентябрь

4,87

4,06

5,69

12,48

октябрь

5,15

5,75

7,27

21,73

ноябрь

5,75

11,65

9,43

22,91

декабрь

5,80

0,9

11,40

17,28

Представленная информация указывает на увеличение себестоимости производимой продукции (так в июле 2023 года увеличение составило 10,56%, в ноябре 2023 года 11,65 %).

Из пояснений от 25.01.2024 вх. 1169-ЭП/24 и представленных документов следует, что формирование цены происходит по позиции яйца деревенского 1 категории по договорам поставки с покупателями согласно условий договора по заявке от покупателя.

Изменение цены по заявкам – это свидетельство реакции рынка, а в случае сентябрь-декабрь 2023 года реакции на сложившийся дефицит яйца, обусловленный рядом факторов (ветеринарно-санитарная проблема, ростом затрат на производство, сокращение производства яйца во второй половине 2023 года). Реализация более чем на 99 % производимого яйца на ЗАО «Птицефабрика «Сусанинская» осуществляется за пределами Костромской области.

ЗАО «Птицефабрика «Сусанинская» приведены соотношение затрат 2023 года к 2021 году:

- заработная плата + 37%;

- энергоносители: электроэнергия - +10 %, диз. топливо +24 %, бензин +16 %, дрова +40%;

- упаковка: гоффрокороб +80 %, бугорчатая прокладка + 55%, упаковка + 55 %;

- транспортные услуги + 26 %;

- рост затрат на некоторые виды кормов – премикс до 18%, масло подсолнечное до 7%, шрот подсолнечный до 11%, шрот соевый до 33%.

ЗАО «Птицефабрика «Сусанинская» в ответ на определение от 30.01.2024 № 076/01/11-1642/2023 (исх. № 714 от 20.02.2024) пояснило, что не принимало участие в спотовых торгах в 2023-2024 годах.

Реализация яйца куриного в рассматриваемый период ЗАО «Птицефабрика «Сусанинская» осуществлялась следующим способом.

2023 год

Объем реализованного яйца 1 категории, всего

Объем реализованного яйца 1 категории по договорам (не спотовые торги) за пределы Костромской области

% от общего объема

Рентабельность

 

сентябрь

   

99,9

16,84

Основной объем реализуется контрагентам по договорам за пределы Костромской области

октябрь

   

99,91

41,17

ноябрь

   

99,85

64,00

декабрь

   

99,26

96,55

Сфера реализации

Объем реализованного яйца за 2023 год

Предприятия общественного питания

-

Торговые сети

-

Социальные учреждения/бюджетные организации

 

Организациям осуществляющим оптовую продажу (посредники)

 

Организациям осуществляющим иную продажу

 

Собственные торговые точки

 

Иное

 

Всего

 

 

Преимущественно (99,1 %), АО Птицефабрика «Сусанинская» в 2023 году реализовала продукцию организациям, осуществляющим оптовую продажу (посредники).

АО «Птицефабрика «Костромская» является производителем яйца куриного «Костромского деревенского». Отпускная цена на яйцо 1 категории АО«Птицефабрика «Костромская» за 1 шт. составила (исх. № 116 от 22.11.2023): 01.09.2023 — 5,27 рублей, 01.10.2023 — 7,36 рублей, 01.11.2023 — 8,45 рублей, 21.11.2023 – 9,63 руб.

АО «Птицефабрика «Костромская» также представлена следующая информация:

2023 год

Себестоимость яйца куриного руб./шт

Изменение себестоимости текущего периода к предыдущему периоду %

Средневзвешенная отпускная цена яйца куриного (цена яиц всех категорий)

Изменение отпускной цены текущего периода к предыдущему периоду, %

май

4,94

23,8

4,22

-14,3

сентябрь

6,07

43,6

6,16

16,9

октябрь

5,14

-15,4

7,21

17,0

ноябрь

5,71

11,1

9,83

36,3

декабрь

6,35

11,3

11,98

21,9

Представленная информация указывает на увеличение себестоимости производимой продукции (так в мае 2023 года увеличение составило 23,8%, в сентябре 2023 года 43,6 %).

Из пояснений исх. № 115 от 22.11.2023 следует: расходы на производство яйца в динамике последних 5 лет выросли больше чем цены на яйцо. Увеличение коснулось: электроэнергии – 36%, газ - 31,1 %, ДзТ - 5%, корма - 25%, зар.плата - 63%, тара и упаковка- 95%, зап.части - 220 %, вет. медикаменты - 80%, прочие расходы - 120%.

В представленных пояснениях указывается на фактор роста цен – ситуацию с сокращением объема производства яйца в связи со вспышками высокопатогенного и низкопатогенного гриппа, ограничение ввоза импортных вакцин и их удорожание, а так же увеличение потребления яйца. Как следует из представленных пояснений, эпидемиологическая ситуация и значительный рост затрат на производство повлияло на образование дефицита.

97% производимого АО «Птицефабрика «Костромская» яйца реализуется за пределами Костромской области. Объём производства АО «Птицефабрика «Костромская» не снижался.

Рост цен с сентября 2023 (52,7 рубля) по декабрь 2023 (109,09 рублей) на яйцо куриное 1 категории составил — 107 %.

При этом АО Птицефабрика «Костромская» в ответ на определение от 30.01.2024 № 076/01/11-1642/2023 (вх. № 2769-ЭП/24 от 20.02.2024) пояснило, что не принимало участие в спотовых торгах в 2023-2024 годах.

Реализация яйца куриного в рассматриваемый период АО «Птицефабрика «Костромская» осуществлялась следующим способом.

2023 год

Объем реализованного яйца 1 категории , всего

Объем реализованного яйца 1 категории по договорам (не спотовые торги) за пределы Костромской области

% от общего объема

Рентабельность

 

сентябрь

   

94,5

1,5

Основной объем реализуется контрагентам по договорам за пределы Костромской области

октябрь

   

97,54

40,4

ноябрь

   

97,98

72,3

декабрь

   

97,6

88,7

Сфера реализации

Объем реализованного яйца за 2023 год

Предприятия общественного питания

-

Торговые сети

 

Социальные учреждения/бюджетные организации

 

Организациям осуществляющим оптовую продажу (посредники)

 

Организациям осуществляющим иную продажу

 

Иное

 

Всего

 

Преимущественно (91,7 %), АО Птицефабрика «Костромская» реализовала в 2023 году продукцию организациям, осуществляющим оптовую продажу (посредники).

 

Исходя из представленных сведений объём производства яйца куриного ЗАО «Птицефабрика Буйская» в сентябре-октябре 2023 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос. С февраля 2023 года Общество осуществляет поставку яйца куриного в торговую сеть ООО «Союз Святого Иоанна Воина», также яйцо реализуется посредством собственной торговой сети. В сентябре-декабре 2023 года произошло значительное повышение стоимости яйца куриного (58,9 рублей — 92,6 рублей, то есть 57,22 %). При этом, следует отметить, что согласно представленным данным себестоимость 1 яйца в период сентябрь-октябрь возросла незначительно (с 5,02 рублей до 5,16 рублей).

Из позиции ЗАО «Птицефабрика Буйская» (исх. от 25.12.2023 г.) следует, что птицефабрика не формирует цену на производимую продукцию. Цену формируют контрагенты.

При этом (вх. 4386/24 от 20.03.2024) факторами повлиявшими на увеличение стоимости яиц в сентябре-декабре 2023 года являются:

- увеличение на составляющие комбикорма: известняковая мука (116,67%), масло подсолнечное (100,51%), премиксы от разных производителей (116,19%, 115,42%), ракушка (110,22%), шрот соевый (121,59%);

- увеличение цены на тару – 129,41%;

- увеличение цены на топливо – 108,76%;

- увеличение ФОТ на индексацию 10 %;

- увеличение взносов в ПФР на индексацию ФОТ;

- увеличение расходов по доставке яйца (транспортные услуги, услуги по найму, стоимость запасных частей);

- увеличение расходов на вет.препараты;

- увеличение расходов на текущий ремонт оборудования и зданий.

В подтверждение указанных сведений ЗАО «Птицефабрика «Буйская» представлена переписка с производителями тары бугорчатой, стретч пленки, упаковочной клейкой ленты, упаковочных материалов, гофропродукции, поставщиками транспортных услуг, ГСМ, поставщиками шрота соевого, подсолнечного масла, шрота, ракушки кормовой, премикса, вакцин, документы указывающие на индексацию заработной платы.

Обществом представлена информация об объемах реализации яйца куриного на торговой площадке ООО «Э-КОМ» и информация о соотношении в сентябре-декабре объема реализованного яйца 1 категории всего к объему реализации яйца куриного по спотовым торгам.

 

2023 год

Объем реализованного яйца 1 категории , всего

Объем реализованного яйца 1 категории по спотовым торгам

% от общего объема реализованного яйца 1 категории по спотовым торгам

Объем реализованного яйца 1 категории по договорам (не спотовые торги) за пределы Костромской области

 

сентябрь

   

15,0

 

Основной объем реализуется контрагентам по договорам за пределы Костромской области, организациям осуществляющим оптовую продажу (посредники)

октябрь

   

43,0

 

ноябрь

   

45,32

 

декабрь

   

27,2

-

Сфера реализации

Объем реализованного яйца за 2023 год

Предприятия общественного питания

-

Торговые сети – ООО Св. Иоанна Воина

 

Социальные учреждения/бюджетные организации

 

Организациям осуществляющим оптовую продажу (посредники)

 

Собственные торговые точки

 

Организациям осуществляющим иную продажу (ИП Кострома)

 

Организациям осуществляющим иную продажу (ИП Буй)

 

Всего

 

ЗАО «Птицефабрика Буйская» реализует продукцию по прямым договорам преимущественно организациям осуществляющим продажу (индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Костромской области) - 49,8%, организациям, осуществляющим оптовую продажу (посредники) –22,15 %, организациям торговой сети – ООО Св. Иоанна Воина – 22,9 %

 

Анализ сведений, представленных АО «Галичское» по птицеводству показал повышение стоимости яйца куриного сентябре-декабре 2023 года. Общество реализует куриное яйцо в торговые сети ООО «Лента», ООО «Городской супермаркет», АО «Дикси», АО «Тандер», ООО «Корпоративный центр Икс 5».

Из пояснений от 22.01.2024 года следует, что общество при реализации яйца куриного в организации социальной сферы, индивидуальным предпринимателям и через собственные торговые точки поддерживало стабильно невысокие цены в диапазоне 59,00-82,00 руб. Так же Общество добросовестно исполняло обязательства по долгосрочным контрактам по поставке яйца по фиксированным ценам: АО «Тандер», ООО «Лента», ООО «Агроторг».

Поставка яйца в федеральные сети («Магнит», «Пятерочка», «Дикси», «Лента», «Верный») крупными партиями осуществляется по результатам торгов. Возможность принять участие в проводимых торгах имеется у всех производителей яйца, заключенных с торговой сетью.

Как следует из пояснений, ценообразование для сетевого ритейлера устанавливает сам сетевой ритейлер.

АО «Галичское» по птицеводству также представлена следующая информация:

2023 год

Себестоимость яйца куриного руб./шт

Изменение себестоимости текущего периода к предыдущему периоду %

Средневзвешенная отпускная цена яйца куриного (цена яиц всех категорий)

Изменение отпускной цены текущего периода к предыдущему периоду, %

сентябрь

4,32

-15,1

6,62

4,2

октябрь

6,65

+54,1

7,12

18,8

ноябрь

5,39

-18,9

8,15

7,5

декабрь

 

 

7,65

14,5

Представленная АО «Галичское» по птицеводству информация указывает на увеличение себестоимости производимой продукции (так в 2021-2023 годах себестоимость ежемесячно увеличивалась от 4,24 до 5,59%).

Исходя из пояснений АО «Галичское» по птицеводству увеличение себестоимости связано с ростом цен на топливо, упаковочные материал, тару для продукции, запасные части для импортных автомобилей, иностранных машин обслуживающих производство.

Из пояснений вх. 1557/24 от 01.02.2024 следует, что общество реализует яйцо как через свои точки продаж, так и посредством торговых площадок, по прямым контактам, обеспечивает социальную сферу.

Вх. 4615-ЭП/24 от 21.03.2024г. в материалы дела представлена информация о направлении АО «Галичское» по птицеводству писем в адрес ООО «Агроторг» об увеличении стоимости яйца С1 ноябре на 14,90%, в адрес ООО «Лента» об увеличении стоимости яйца С1 в декабре на 14,50%.

АО «Галичское» по птицеводству представлена информация об электронных площадках (Площадка Newtender.X5.ru), на которых общество принимало участие в «спотовых» торгах, а так же информацию об объемах реализованной продукции.

 

2023 год

Объем реализованного яйца 1 категории, всего

Объем реализованного яйца 1 категории по спотовым торгам за пределы Костромской области

% от общего объема

Объем реализованного яйца 1 категории по договорам (не спотовые торги) за пределы Костромской области

% от общего объема

 

сентябрь

   

8,3

 

84,66

Основной объем реализуется контрагентам по договорам за пределы Костромской области

октябрь

   

4,75

 

89,08

ноябрь

 

 

 

 

93,08

Декабрь

 

 

 

 

 

80,18

АО «Галичское» по птицеводству преимущественно (84,67 % - 94,4%) реализовывало продукцию в сентябре-декабре 2023 года за пределы Костромской области по прямым договорам.

Кроме этого, АО «Галичское» по птицеводству осуществляет реализацию в следующие сферы:

Сфера реализации

Объем реализованного яйца за 2023 год

Предприятия общественного питания

-

Торговые сети

 

Социальные учреждения/бюджетные организации

 

Организациям осуществляющим оптовую продажу (посредники)

 

Собственные торговые точки

 

Всего

 

 

ЗАО «Птицефабрика «Островская» реализует собственную продукцию через свои торговые точки, социальным учреждениям/бюджетным организациям, организациям осуществляющим оптовую продажу (посредники). В период с сентября 2023 года по декабрь 2023 года рост отпускной цены на яйцо куриное ЗАО «Птицефабрика «Островская» составил 72,5% (с 5,71 рублей до 9,85 рублей).

Доля произведенного яйца Островской птицефабрики от общего яйца, произведенного предприятиями птицеводства Костромской области за 2023 год составила 1,5 % (поголовье птицы 1,16% в общем поголовье птицы) (вх. 1056-ЭП/24 от 24.01.2024).

ЗАО «Птицефабрика «Островская» представлена следующая информация:

2024 год

Себестоимость яйца куриного руб./шт

Изменение себестоимости текущего периода к предыдущему периоду %

Средневзвешенная отпускная цена яйца куриного (цена яиц всех категорий)

Изменение отпускной цены текущего периода к предыдущему периоду, %

сентябрь

3,73

- 4,4

5,71

20,8

октябрь

4,06

8,8

7,12

24,8

ноябрь

5,03

23,9

8,55

20,0

декабрь

6,70

33,2

9,85

15,3

Представленная информация указывает на увеличение себестоимости производимой продукции (так в январе 2023 года увеличение составило 46,3 %, в марте 12,5%, июне 17,6%, в ноября 2023 года 23,9 %, в декабре 2023 года 33,2 %).

ЗАО Птицефабрика «Островская» представлены пояснения, согласно которых птицефабрика не принимало участие в спотовых торгах в сентябре-декабре 2023 года, но ориентировалась на цены по спотовым торгам.

 

Объем реализованного яйца 1 категории , всего

Объем реализованного яйца 1 категории по договорам (не спотовые торги) за пределы Костромской области

% от общего объема

 

сентябрь

   

82,63

Основной объем реализуется контрагентам по договорам за пределы Костромской области

октябрь

   

87,33

ноябрь

   

86,26

декабрь

   

87,70

Сфера реализации

Объем реализованного яйца за 2023 год (С1)

Предприятия общественного питания

-

Торговые сети

-

Социальные учреждения/бюджетные организации

 

Организациям осуществляющим оптовую продажу (посредники)

 

Собственные торговые точки

 

Всего

 

 

ЗАО Птицефабрика «Островская» в пояснениях вх. 24.01.2024 от 24.01.2024 указывает, что в некоторые периоды, особенно летние месяцы рентабельность опускается до

-66, -78 %, в целом за год, с учетом повышения рыночной цены на яйцо, рентабельность составила 14,68 %. На повышение цены и спрос, по мнению Обшщества, влияют крупные федеральные сети.

Преимущественно (93,9 %), ЗАО Птицефабрика «Островская» реализовало в 2023 году продукцию организациям, осуществляющим оптовую продажу (посредники) по договорам (не спотовые торги) за пределы Костромской области.

В период с сентября 2023 года по декабрь 2023 года рост отпускной цены на яйцо куриное ЗАО «ПХ «Нерехтское» составил 36% (с 6,60 рублей до 8,96 рублей). ЗАО «ПХ «Нерехтское» представлена следующая информация:

2023 год

Себестоимость яйца куриного руб./шт

Изменение себестоимости текущего периода к предыдущему периоду %

Средневзвешенная отпускная цена яйца куриного (цена яиц всех категорий)

Изменение отпускной цены текущего периода к предыдущему периоду, %

сентябрь

4,61

1,5

6,60

7,1

октябрь

5,25

13,9

7,34

11,2

ноябрь

5,53

5,3

8,08

10,1

декабрь

6,05

9,4

8,96

10,9

Представленная информация указывает на увеличение себестоимости производимой продукции (так в январе 2023 года увеличение составило 11,4%, в октябре 2023 года 13,9 %, в декабре 2023 года 9,4%).

Материалами дела установлено, что у ЗАО ПХ «Нерехтское» покупателями яйца куриного являются предприятия не осуществляющие деятельность на территории Костромской области (вх.03.04.2024). При этом данное предприятие выпускает преимущественно специальный продукт для целевого покупателя – ресторанов и других предприятий общепита (Из общего числа производимой птицефабриками продукции по свойствам товара - яйцо куриное 1 категории, фактором определяющим выбор приобретателя у ЗАО «ПХ Нерехтское» является производство - яйца мытого дезинфицированного ХОРЕКА/HORECA ТУ 01.47.21-001-00625734-2017).

Данный производитель яйца отличается от производителей яйца для ритейла. Конкурентами ЗАО «ПХ Нерехтское» являются производители яйца мытого дезинфицированного. Общество (вх. 4582-ЭП/24) указало, что факторами повлиявшими на резкий рост цен на яйцо куриное пищевое является уменьшение валового предложения яиц со стороны производителей вследствие заболевания и гибели поголовья птицы у крупных фабрик, сезонное увеличение спроса на продукцию.

Как следует из пояснений ЗАО «ПХ Нерехтское» (вх. 3113-ЭП/24 от 26.02.2024) по долгосрочным контрактам цена согласовывается с дистрибьюторами. ЗАО «ПХ Нерехтское» дистрибьюторам отгружает продукцию по одинаковой цене. Реализация яйца ЗАО «ПХ Нерехтское» осуществлялась следующим способом:

 

Объем реализованного яйца 1 категории , всего

Объем реализованного яйца 1 категории по договорам (не спотовые торги) за пределы Костромской области

% от общего объема

 

сентябрь

   

95,05

Основной объем реализуется контрагентам - предприятиям общественного питания за пределы Костромской области

октябрь

   

94,3

ноябрь

   

94,42

декабрь

   

93,45

Сфера реализации

Объем реализованного яйца за 2023 год

Предприятия общественного питания

 

Торговые сети

-

Социальные учреждения/бюджетные организации

 

Организациям осуществляющим оптовую продажу (посредники)

-

Собственные торговые точки

 

Организациям осуществляющим иную продажу

 

Всего

 

Преимущественно (78,5 %), ЗАО «ПХ Нерехтское» реализовало в 2023 году продукцию организациям - предприятиям общественного питания за пределы Костромской области

ООО «Птицевод» осуществляет поставку яйца куриного в торговую сеть Высшая лига. Из материалов представленных при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства следует, что Общество в период с сентября 2023 года по декабрь 2023 года повысило стоимость яйца куриного (средневзвешенная отпускная цена) с 5,70 до 9,50 руб./шт (66 %). ООО «Птицевод» также представлена следующая информация:

2023 год

Себестоимость яйца куриного руб./шт

Изменение себестоимости текущего периода к предыдущему периоду %

Средневзвешенная отпускная цена яйца куриного (цена яиц всех категорий)

Изменение отпускной цены текущего периода к предыдущему периоду, %

сентябрь

3,67

-10,3

5,70

0,5

октябрь

3,66

-0,3

7,45

1,8

ноябрь

4,97

35,8

8,90

1,5

декабрь

4,68

-5,8

9,50

0,6

Представленная информация указывает на увеличение себестоимости производимой продукции (так в апреле 2023 года увеличение составило 21,9%, в июне 2023 года – 17,1 %, в ноябре 2023 года 35,8 %).

Согласно представленных пояснений у ООО «Птицевод» (вх. 4575/24 от 21.03.2024) формирование цены происходит посредством электронных торгов. На основании прошедших торгов и формируется цена реализации для других потребителей. Согласно представленной информации в данных торгах участвуют как птицефабрики Костромской области так и представители других регионов. Изменение цены связано с ростом спроса в целом по России, увеличился спрос на яйцо у производителей продуктов питания, при этом в целом по России повлияла эпидемиологическая обстановка что привело к снижению продуктивности на птицефабриках.

В подтверждение позиции представлены скриншоты с электронной торговой площадки - https://cislinketp.com/ .

При этом, ООО «Птицевод» поставляет яйцо через торги в группу компаний Высшая Лига.

В ответ на определение от 30.01.2024 № 076/01/11-1642/2023 ООО «Птицевод» представлена информация об объеме реализованной продукции посредством электронной площадки Сис линк

 

Объем реализованного яйца 1 категории, всего

Объем реализованного яйца 1 категории по спотовым торгам на территории Костромской области

% от общего объема

Объем реализованного яйца 1 категории по договорам (не спотовые торги) за пределы Костромской области

% от общего объема

 

сентябрь

   

17,3

 

80,3

Основной объем реализуется контрагентам по договорам за пределы Костромской области

октябрь

   

30,32

 

62,64

ноябрь

   

55,33

 

32,63

декабрь

   

73,43

 

21,21

Сфера реализации

Объем реализованного яйца за 2023 год

Предприятия общественного питания

-

Торговые сети (группа компаний Высшая лига)

 

Социальные учреждения/бюджетные организации

 

Организациям осуществляющим оптовую продажу (посредники)

 

Собственные торговые точки

-

Организациям осуществляющим иную продажу

 

Всего

 

В материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства предоставлены договоры поставки яйца куриного и товарные накладные по ним. Сведений о действиях птицефабрик направленных на расторжение договоров, отказов от отгрузки продукции не установлено.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации как оптовые, так и розничные цены на потребительские товары не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле).

Согласно части 5, 6 статьи 8 Закона о торговле в случае, если в течение шестидесяти календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит десять и более процентов с исключением сезонного фактора, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более девяносто календарных дней.

На территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» (далее - Правила) утвержден перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.

В соответствии с пунктом 2 Правил предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее - продовольственные товары), реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора.

Иных случаев государственного регулирования цен в отношении социально значимых продовольственных товаров законодательством не предусмотрено. Цены на товары формируются исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).

Таким образом, реализация продовольственных товаров осуществляется по ценам, которые определяются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

Принимая решение по делу, Комиссия антимонопольного органа исходила из следующего.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

На основании части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются картели - ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке или приобретение товаров на одном товарном рынке.

Исходя из содержания данной нормы при установлении наличия картельного соглашения подлежит доказыванию факт того, что участники картеля являются конкурентами на товарном рынке и достигнутые между ними договоренности имеют предмет, определенный в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 11 Закона. Наличие конкурентных отношений между участниками картеля подтверждается результатами проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются ограничивающими конкуренцию и запрещаются соглашения (картели) между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В силу данного антимонопольного запрета исключаются возможность хозяйствующих субъектов-конкурентов определять уровень предлагаемых на рынке цен в результате достигнутых между ними договоренностей, направленных на поддержание необоснованно высоких потребительских цен, необоснованное занижение цен в целях устранения иных хозяйствующих субъектов-конкурентов с рынка и (или) создание барьеров в возникновении новых конкурентов, иное подобное извлечение выгоды из картеля. При этом положения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в зависимости от субъектного состава участников картеля могут быть применены как к изготовителям, так и к лицам, участвующим в распространении товаров на оптовом и розничном рынках.

Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума № 2) при установлении наличия картельного соглашения подлежит доказыванию факт того, что участники картеля являются конкурентами на товарном рынке и достигнутые между ними договоренности имеют предмет, определенный в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Наличие конкурентных отношений между участниками картеля подтверждается результатами проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.03.2023 № 12-П указано, что действие такого запрета (части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции) тем более оправданно для соглашений относительно видов деятельности, предполагающих в силу своей природы наличие конкурентной среды, к которым очевидно относится деятельность, связанная с участием хозяйствующих субъектов в торгах. Оценивая совместимость поведения хозяйствующих субъектов с требованием конкуренции, необходимо учитывать, что в большинстве случаев наличие антиконкурентного соглашения может вытекать из различных неслучайных совпадений в поведении субъектов при том, что их поведение не имеет логичного (разумного) обоснования (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2023 № 304-ЭС22-27912 по делу № А45-28299/2020).

Таким образом, для признания наличия в действиях хозяйствующих субъектов признаков согласованных действий и нарушения пункта 1 часть 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что действия хозяйствующих субъектов:

1) совершены на одном товарном рынке - рынке по продаже яйца куриного 1 категории в границах Костромской области;

2) являлись относительно единообразными и синхронными;

3) осуществлены хозяйствующими субъектами при отсутствии объективных причин, то есть действия не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке;

4) ограничили конкуренцию на товарном рынке, в том числе привели к сокращению числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке и к отказу хозяйствующих субъектов от самостоятельных действий на товарном рынке.

I. Определение товарного рынка

Определение границ товарного рынка проводилось Ярославским межрегиональным УФАС России по правилам, изложенным в Порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).

Продуктовые (товарные) границы рынка – это товар, не имеющий заменителей, или группа (набор) взаимозаменяемых товаров (субститутов).

В соответствии с 3.1. Порядка Процедура определение продуктовых границ товарного рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющей выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

Пункт 3.4. Порядка предусматривает предварительное определение товара на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Исходя из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 17.08.2015) для яйца в скорлупе свежего определен код - 01.47.2.

В соответствии с «ГОСТ 31654-2012. Межгосударственный стандарт. Яйца куриные пищевые. Технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта 28.09.2012 N 441-ст) яйца в зависимости от сроков хранения классифицируются по следующим видам:

- диетические;

- столовые.

В зависимости от массы яйцо подразделяется на 5 категорий:

Категория

Масса одного яйца, г

Масса 10 яиц, г

Масса 360 яиц, кг

Высшая

75 и св.

750 и св.

27,0 и св.

Отборная

От 65 до 74,9

От 650 до 749,9

От 23,4 до 26,999

Первая

" 55 "64,9

" 550 " 649,9

" 19,8 " 23,399

Вторая

" 45 " 54,9

" 450 " 549,9

" 16,2 " 19,799

Третья

" 35 " 44,9

" 350 " 449,9

" 12,6 " 16,199

Таким образом, продуктовые границы определены как яйцо куриное 1 категории.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности, либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитываются следующие: требования условий транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.

В силу специфики исследуемого товарного рынка на географические границы данного рынка влияет ряд факторов.

Поскольку яйца куриные является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор как удаленность птицефабрик от оптовых покупателей, а также требования к условиям транспортировки закупаемого товара, обеспечивающие сохранение его потребительских свойств.

Для сельскохозяйственных предприятий и птицефабрик экономически целесообразно организовать доставку яиц куриных при минимальных транспортных расходах, которые ежегодно увеличиваются в связи с ростом цен на ГСМ, запчасти и т.д. Данное обстоятельство приводит к сужению географических границ рассматриваемого рынка.

Необходимым условием для обращения товара (яиц куриных) является развитость транспортной составляющей - наличие и состояние дорог. Неудовлетворительное качество дорог в сельской местности и между отдельными районами также влияет на дальность перевозки яиц куриных и его качество и, соответственно, приводит к сужению границ рассматриваемого рынка.

Кроме того, существенными факторами, определяющими географические границы рынка яиц куриных, является ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи.

Из представленной хозяйствующими субъектами информации следует, что реализация продукции осуществляется контрагентам расположенных в следующих регионах:

 

Птицефабрика

Регион реализации

Информация о контрагентах

 

 

 

ЗАО «Нерехтское»

г. Москва и Московская обл., Ярославская обл., Ивановская обл.,

 

ЗАО «Птицефабрика «Сусанинская»

Москва и Московская обл., Красногорск,

 

АО «Галичское по птицеводству»

Реализация федеральным торговым сетям

 

ООО «Птицевод»

Костромская обл., Ивановская обл, Ярославская обл.

 

АО «Птицефабрика «Костромская»

Москва и Московская область, Тверская, Вологодская, Рязанская обл.

 

 

ЗАО «Островская»

Нижегородская обл., Ивановская обл., Волгоградская обл.

 

ЗАО «Птицефабрика «Буйская»

сеть «Верный» представлена во Владимирской, Калужской, Московской, Тульской, Ярославской, Тверской, Ленинградской, Новгородской, Свердловской областях, в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани и Республике Татарстан

 

 

 

 

В рассматриваемом случае товарный рынок производства яйца куриного расположен на территории Костромской области, при этом при дальнейшей реализации продукции может выходить за пределы Костромской области и охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок).

II. Единообразность и синхронность

Синхронизация - приведение двух или нескольких процессов к такому их протеканию, когда одинаковые или соответствующие элементы процессов совершаются с неизменным сдвигом во времени, либо одновременно (Словарь иностранных слов и выражений. Е.С. Зенович. - М. ООО "Агентство "КРПА "Олимп": ООО "Издательство ACT", 2002).

Синхронность поведения подразумевает такое поведение каждого субъекта, участвующего в реализации антиконкурентного соглашения (согласованных действиях), при котором каждый из них совершает несколько однотипных действий через равные, или относительно равные промежутки времени. При этом, такая скоординированность и активность действий не свойственна хозяйствующим субъектам в силу того обстоятельства, что данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами между собой. Для достижения положительного эффекта необходима единая стратегия, а направленность действий должна иметь единый результат.

В рассматриваемых обстоятельствах, средневзвешенная отпускная цена яйца куриного у птицефабрик, расположенных на территории Костромской области, имеет различный темп увеличения.

Кроме того, в рамках рассмотрения дела антимонопольным органом были запрошены и представлены сведения о ценовой динамике на яйцо куриное 1 категории за последние 3 года:

АО «Галичское» по птицеводству

 

2021

2022

2023

май

-14,2 %

-9,9%

- 6,6 %

июнь

-9,7 %

1,8 %

3,2 %

июль

-3 %

-10,8 %

3,5 %

август

- 6,3 %

- 4,2 %

4,2 %

сентябрь

11,4 %

4,9 %

18,8 %

октябрь

11,5 %

11,0 %

7,5 %

ноябрь

-0,2 %

1,1 %

14,5 %

декабрь

7,0 %

2,8 %

- 6,1 %

 

ЗАО Птицефабрика «Островская»

 

2021

2022

2023

май

- 25,1 %

- 26,5 %

-13,1 %

июнь

- 26,6 %

8,6 %

10,0 %

июль

- 2,0 %

-15,9 %

5,2 %

август

- 9,3 %

23,8%

0,5 %

сентябрь

41,7 %

11,8 %

20,8 %

октябрь

10,5 %

18,1 %

24,8 %

ноябрь

2,0 %

1,2 %

20,0 %

декабрь

1,4 %

12,0 %

15,3 %

 

- ООО «Птицевод»

 

2021

2022

2023

май

-36,5 %

-21,4 %

-18,1 %

июнь

-14,5 %

1,9 %

11,1 %

июль

2,5 %

-15,1 %

10,0 %

август

11,2 %

22,4 %

3,6 %

сентябрь

46,5 %

11,7 %

8,6 %

октябрь

9,4 %

15,9 %

30,7 %

ноябрь

6,7 %

- 1,6 %

19,5 %

декабрь

1,9 %

4,6 %

6,7 %

ЗАО ПХ «Нерехтское»

 

2021

2022

2023

май

- 11,3 %

- 5,2 %

- 4,3 %

июнь

- 9,1 %

- 0,8 %

- 2,6%

июль

- 2,5 %

- 6,2 %

3,7 %

август

4,2 %

- 2,1 %

0,5 %

сентябрь

2,1 %

1,7 %

7,1 %

октябрь

2,6 %

5,1 %

11,2 %

ноябрь

4,4 %

- 1,0 %

10,1 %

декабрь

5,3%

- 0,5 %

10,9 %

 

АО Птицефабрика «Костромская»

 

2021

2022

2023

май

-47,9 %

-26,8 %

-14,3 %

июнь

2,8 %

13,7 %

10,3 %

июль

-2,2 %

-16,7 %

6,4 %

август

-8,1 %

21,6 %

6,4 %

сентябрь

48,6 %

16,4 %

16,9 %

октябрь

14,8 %

15,3 %

17,0 %

ноябрь

6,9 %

0,4 %

36,3 %

декабрь

2,7 %

2,5 %

21,9 %

 

ЗАО «Птицефабрика «Сусанинская»

 

2021

2022

2023

май

-73,16 %

-41,41%

- 14,45 %

июнь

-9,83%

9,94%

8,46 %

июль

0,86%

-15,65%

5,73 %

август

9,75%

18,91%

1,81 %

сентябрь

34,3 %

14,60 %

12,48 %

октябрь

11,03 %

12,74 %

21,73 %

ноябрь

7,48 %

0,96 %

22,91 %

декабрь

4,08 %

0,38 %

17,28 %

 

ЗАО «Птицефабрика «Буйская»

 

2022

2023

май

-0,22 %

-0,05 %

июнь

0,06 %

0,05 %

июль

-0,04 %

0,03 %

август

0,04 %

-0,01 %

сентябрь

0,07 %

0,16 %

октябрь

0,05 %

0,19 %

ноябрь

0,08 %

 

декабрь

0,02 %

 

Далее представлена ценовая динамика на яйцо куриное 1 категории, выраженная в помесячном процентном изменении цен, в виде графиков:

График № 1 – динамика цен птицефабрик за 2021 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График № 2 – динамика цен птицефабрик за 2022 год

 

 

 

 

График № 3 – динамика цен птицефабрик за 2023 год

 

 

 

Указанные графики наглядно показывают, что изменение цен на яйцо куриное 1 категории имеют в совокупности разную динамику. Из проведенного анализа прослеживается сезонное снижение отпускных цен (на протяжении 2021-2023 г.г.) в мае-августе месяце и сезонный рост отпускных цен в сентябре-декабре месяце, что характеризует реализацию птицефабриками пищевого яйца куриного 1 категории.

Сезонное колебание цены реализации происходит в период сезонного снижения спроса на яйцо куриное (с мая по сентябрь) и повышается в период сезонного повышения спроса (период с сентября по декабрь).

Таким образом, Комиссией установлено, что изменение стоимости яиц подвержено сезонным колебаниям, при которых цена в весенне-летний период значительно снижается, с августа по декабрь наблюдается рост.

 

III. Структура стоимости

 

Анализ представленной калькуляции затрат на производство и реализацию яйца куриного указывает на постоянное изменение (увеличение) прямых расходов в статье сырье (корма), общепроизводственных расходов, внепроизводственных расходов.

ЗАО «Птицефабрика Костромская» представлен (вх. 1168-ЭП/24 от 26.01.2024) расчет за 2021-2023 год указывающий на ежегодное увеличение затрат на производство и реализацию. В 2023 году у производителя расходы на заработную плату увеличились +29 %, отчисления в фонды и НДФЛ на + 33 %, расходы на приобретение гофрокороба в диапазоне + 32,3 + 35,1 %, транспортные услуги +18,5 %.

ЗАО «Птицефабрика Буйская» (исх. от 25.12.2023) указала на рост в 2023 году стоимости тары 35%, премикс – 22%, масло – 25%, шрот соевый - 22 %, индексацию заработной платы дважды по 10 %.

ЗАО «Птицефабрика Сусанинская» (вх. 1169-ЭП от 24.01.2024) указала на рост затрат в соотношении: заработная плата + 37%; энергоносители: электроэнергия - +10 %, диз. топливо +24 %, бензин +16 %, дрова +40%; упаковка: гоффрокороб +80 %, бугорчатая прокладка + 55%, упаковка + 55 %; транспортные услуги + 26 %; рост затрат на некоторые виды кормов – премикс до 18%, масло подсолнечное до 7%, шрот подсолнечный до 11%, шрот соевый до 33%.

При этом в материалы дела представлена переписка с контрагентами за 2023 год, указывающая на увеличение затрат на ГСМ, дизельное топливо, корма, тару и упаковку, ветеринарные медикаменты, увеличение зарплаты, затрат на амортизацию оборудования.

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией установлено, что в фактических затратах на производство продукции учтены корма, энергоносители, запчасти, ГСМ, тара и упаковка, вет.препараты, оплата труда, доставка до покупателя. Рост расходов влияет на увеличение себестоимости производимой продукции (в отдельные месяцы у некоторых производителей рост себестоимости составлял до 46 %).

Таким образом, повышение стоимости осуществлено хозяйствующими субъектами при наличии объективных причин, то есть действия фактически являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

 

IV. Ограничение конкуренции.

Ограничение конкуренции картелем в случаях, упомянутых в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 11 Закона, в силу закона предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (запрет «per se»).

 

Таким образом, в материалах антимонопольного дела отсутствует совокупность доказательств, свидетельствующих о наличии между ЗАО «Птицефабрика Буйская», ЗАО «Галичское» по птицеводству», ЗАО «Птицефабрика Костромская», ЗАО ПХ «Нерехтское», ЗАО «Птицефабрика Островская», ЗАО «Птицефабрика Сусанинская», ООО «Птицевод» антиконкурентного соглашения. Комиссией по рассмотрению дела, при оценке обоснованности расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта принимается во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей, соответствие размера затрат обычной стоимости товара, рыночная конъюнктура, в которой осуществленные затраты.

Сведений и документов, подтверждающих возможность хозяйствующих субъектов конкурентов определять уровень предлагаемых на рынке цен в результате достигнутых между ними договоренностей, направленных на поддержание необоснованно высоких потребительских цен, необоснованное изменение цен в целях устранения иных хозяйствующих субъектов-конкурентов с рынка и (или) создание барьеров в возникновении новых конкурентов, иное подобное извлечение выгоды из представленных материалов Комиссией не установлено.

Документов (сведений) свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями при продаже яйца куриного 1 категории и установлению или поддержанию цен материалы дела не содержат.

Цены на яйцо куриное обусловлены рыночной конъюнктурой и имеет ярко выраженный сезонный характер. Данная динамика наблюдается ежегодно у всех производителей на всем товарном рынке яйца куриного 1 категории. Кроме того, Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России выявило предпосылки к повышению и поддержанию цены на яйцо куриное в рассматриваемый период, вызванных в том числе увеличением себестоимости продукции. В связи с чем, не подтвержден факт заключения соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке.

Следовательно, признаков нарушения птицефабриками при реализации яйца куриного 1 категории пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и реализации соглашения, которое привело к установлению или поддержанию цен на яйцо куриное из представленных материалов не прослеживается.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

рассмотрение дела № 076/01/11-1642/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ЗАО «Птицефабрика Буйская» (ИНН 4409000536), ЗАО «Галичское» по птицеводству (ИНН 4411000220)», ЗАО «Птицефабрика Костромская» (ИНН 4414000387), ЗАО ПХ «Нерехтское» (ИНН 4419000214), ЗАО «Птицефабрика Островская» (ИНН 4421000116), ЗАО «Птицефабрика Сусанинская» (ИНН 4428001912), ООО «Птицевод» (ИНН 4401161517) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Резолютивная часть решения оглашена по окончании рассмотрения дела и приобщена к материалам дела.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны