Решение (комиссия) №АШ/6493/24 076/05/18.1-460/2024 от 27 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ по делу № 076/05/18.1-460/2024

 

«13» мая 2024 года г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме «27» мая 2024 года

 

Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления Шушкова А.С.,

члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Иванова Е.И.,

рассмотрев дело № 076/05/18.1-460/2024, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии <...> лично,

 

УСТАНОВИЛА:

В Ярославское межрегиональное УФАС России поступило заявление (вх. № 1620-ЭП/24 от 02.02.2024, № 2188/24 от 12.02.2024), перенаправленное Управлением Роскомнадзора о Ярославской области, по факту распространения в сети «Вконтакте» рекламных объявлений в отсутвие пометки «реклама».

В социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Тутаев | Подслушано» на странице https://vk.com/wall-38242868_1588840?hash=ebfe86767378129bd5 23 ноября 2023 г. опубликовано рекламное объявление следующего содержания: «Уже в это воскресенье. Мы ждём вас у себя на левом берегу. БИЛЕТЫ ЕЩЁ ЕСТЬ. Забронировать можно по телефону 89056340523 Надежда. 26 ноября / воскресенье/ в 14.00. Д. Данилов. Человек из… Цена билета 300 руб.».

Согласно части 16 статьи 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Соответственно, размещение любой рекламы в сети "Интернет" должно сопровождаться пометкой "реклама". При этом использование иной пометки для указания на рекламный характер информации в сети "Интернет" не предусмотрено данной нормой.

В рассматриваемой рекламе отсутствует пометка "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных части 16 статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «В контакте» представило сведения о том, что материал по адресу https://vk.com/wall-38242868_1588840?hash=ebfe86767378129bd5 размещен пользователем, зарегистрированным под именем «<...>».

На заседании Комиссии <...> подтвердила, что является администратором сообщества «Тутаев | Подслушано».

<...> также представила письменные пояснения (вх. № 6506-ЭП/24 от 19.04.2024), в которых указано, что размещенный материал является информационным, а не рекламным. Запись о культурном мероприятии была предложена <...>, договор на размещение информации не заключался. Денежные средства за размещение публикации не перечислялись.

Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующее.

Для признания информации рекламой необходимо ее соответствие признакам рекламы, перечисленным в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае является театральная постановка в МУ «РЦКиД».

Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России, проанализировав содержание информации, способ и место ее размещения и распространения, пришла к выводу о том, что она по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц (размещена в группе в сети «Вконтакте») и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (театральная постановка в МУ «РЦКиД»). Основной целью публикации является формирование и поддержание интереса к мероприятию, проводимому в МУ «РЦКиД».

Относительно довода <...> о безвозмездной основе размещения рассматриваемой информации Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России отмечает, что наличие факта размещения информации за плату не входит в перечень признаков рекламы, перечисленных в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе". Следовательно, факт оплаты/неоплаты не является критерием разграничения рекламы и иной справочной информации.

Как следует из материалов дела, в рассматриваемой рекламе, распространяемой в социальной сети «Вконтакте», отсутствует пометка "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

На основании изложенного, Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России усматривает в действиях <...> нарушение части 16 статьи 18.1 ФЗ «О рекламе».

Комиссией установлено, что реклама, размещенная 23 ноября 2023 г. в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Тутаев | Подслушано», распространяется в настоящее время.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 1922 (далее - Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителей на получение надлежащей рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

В связи с тем, что реклама распространяется в настоящее время, Комиссия считает, что в рассматриваемом случае имеется необходимость в выдаче предписания, направленного на устранение выявленных нарушений рекламного законодательства.

Ответственность за нарушение требований законодательства о рекламе предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную 23 ноября 2023 г. в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Тутаев | Подслушано» на странице https://vk.com/wall-38242868_1588840?hash=ebfe86767378129bd5, поскольку в данном случае нарушены требования части 16 статьи 18.1 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать <...> предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского межрегионального УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

 

 

А.С. Шушкова

 

А.В. Семенюк

 

Е.И. Иванова


 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны