Постановление б/н 076/04/14.3-439/2024 от 26 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания в виде наложения штрафа

по делу об административном правонарушении № 076/04/14.3-439/2024

 

Резолютивная часть оглашена «23» апреля 2024 г. г. Ярославль

Постановление в полном объеме изготовлено «25» апреля 2024 г.

 

Врио заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области Белокурова А.В., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 076/04/14.3-439/2024, предусмотренном частями 1, 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) в отношении ПАО «Банк Уралсиб» (ИНН 0274062111, ОГРН 1020280000190), без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, уведомлено надлежащим образом (изв. № 80092295009703),

УСТАНОВИЛ:

В Ярославское межрегиональное УФАС России поступило обращение (вх. № 6478-ЭП/23 от 17.05.2023) о распространении от «uralsib» 05.05.2023 г. на номер +7-925-368-03-78 смс-сообщения с рекламой следующего содержания: «Кредитка за 300000: снятие за 0, обслуживание 0».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе) рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к выдаче кредитной карты, формирование и поддержание интереса к данным объектам рекламирования и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку.

По мнению ПАО «Банк Уралсиб» направленное смс-сообщение является не рекламным, а справочно-информационным, поскольку банком доведена информация о том, что для клиента может быть выпущена карта. ПАО «Банк Уралсиб» представило пояснения, в которых указывает, что согласно пунктам 10.3.9, 10.3.9.3 Условий выпуска, обслуживания и пользования картами, эмитированными ПАО «Банк Уралсиб», Банк может формировать для клиента Кредитное предложение. В связи с этим заявителю было направлено сообщение, содержащее справочно-информационные сведения.

Комиссия Ярославского УФАС России отклоняет данный довод банка. Основной целью направления смс-сообщений является стимулирование интереса к банку и его продуктам (кредитные карты), продвижение организации на рынке, выделение среди иных финансовых организаций, формирование к нему положительного отношения.

Комиссия считает, что полученные заявителем смс-сообщения содержат рекламную информацию и способны формировать интерес к объекту рекламирования. С учетом изложенного рассматриваемая информация отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы.

В соответствии счастью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Между <...> и ПАО «Банк Уралсиб» заключены договоры текущего банковского счета от 30.01.2023, 01.02.2023. Подписав Заявления-анкеты об открытии счетов, клиент согласился на обработку его персональных данных в целях предоставления сведений уведомительного, рекламного и иного маркетингового характера о Банковских продуктах. При несогласии с информацией, указанной в анкетах клиентами проставляется отметка в соответствующем поле. В данном случае отметки о несогласии Клиентом не проставлены.

Вместе с тем, в материалы дела заявителем представлен отказ от рекламных предложений банка, направленный 25 апреля 2023 г. с электронной почты pythonomorpha@gmail.com на электронную почту info@uralsib.ru. Заявителю направлен ответ о том, что запрос зарегистрирован под номером 20230425_19:20:04, необходимо ожидать ответ эксперта.

Комиссия отмечает, что рекламные сообщения банка поступили на номер телефона <...> 05 мая 2023 г., то есть уже после отказа абонента от рекламных рассылок.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рекламное сообщение поступило без согласия абонента на его получение.

Банк поясняет, что заявитель направил обращение об отказе от рекламной рассылки на электронную почту info@uralsib.ru, при этом адрес для официальных обращений – bank@uralsib.ru.

Комиссией не принимается данный довод банка, поскольку ни в рекламном сообщении, ни в заявлении-анкете об открытии текущего банковского счета не содержится информация о том, каким образом можно отказаться от рекламной рассылки (в том числе, не указана электронная почта для направления отказа).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего услуги. Следовательно, в действиях ПАО «Банк Уралсиб» усматривается нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее – Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58) к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Банком представлены тарифы для физических лиц «Обслуживание дебетовых карт с кредитной линией» (в российских рублях) Тарифный план «Кредитная карта», из которых следует, что выдача наличных денежных средств с Картсчета (без использования карты) в пунктах выдачи наличных, организованных филиалом ПАО «Банк Уралсиб», в котором открыт данный Картсчет составляет 3,99% от суммы операции, плюс 300 руб. Безналичный перевод денежных средств по некоторым кредитным картам составляет также 3,99% от суммы операции, плюс 300 руб., обслуживание Неактивного Картсчета – 199 руб. в месяц и 250 руб. в месяц.

Согласно данным тарифам процентная ставка, годовых по Кредитам, предоставленным на безналичную оплату покупок, совершенных с использованием карты или ее реквизитов, составляет от 19,9% до 39,9%, процентная ставка, годовых по Кредитам, предоставленным на операции по снятию наличных денежных средств, переводам и на квази-кэш операции – 59,9%.

В рассматриваемой рекламе говорится о банковском кредите, который позволяет воспользоваться суммой кредита с бесплатным годовым обслуживанием, снятие наличных без комиссии, однако такие данные являются недостоверными. Иные условия предоставления кредитной карты также отсутствуют, следовательно, данная реклама содержит нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона, несет рекламораспространитель.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона, несут рекламораспространитель и рекламодатель.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28 Закона, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из материалов дела следует, что рекламораспространителем и рекламодателем является ПАО «Банк Уралсиб».

Следовательно, ПАО «Банк Уралсиб» нарушило требования части 1 статьи 18, частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Решением по делу № 076/05/28-826/2023 от 12.09.2023 рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 1 статьи 18, частей 1, 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

На основании вынесенного решения материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ярославского межрегионального УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность за нарушение требований законодательства о рекламе предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Обществом совершено одно действие, содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более частями статей кодекса.

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

Объективная сторона состоит в нарушении ПАО «Банк Уралсиб» установленных рекламным законодательством норм и заключается в том, что оно нарушило требования части 1 статьи 18, частей 1, 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Субъект – ПАО «Банк Уралсиб» (ИНН 0274062111, ОГРН 1020280000190).

Субъективная сторона: лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Время совершения административного правонарушения: 05.05.2023.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Таким образом, должностным лицом установлено, что вина ПАО «Банк Уралсиб» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 6 статьи 14.3 КоАП РФ, является установленной.

ПАО «Банк Уралсиб» представлены пояснения (вх. № 5437-ЭП/24 от 03.04.2024), в которых указано, что клиент выразил согласие на получение сведений уведомительного или маркетингового характера. Общество полагает, что сообщение является информационным, а не рекламным, следовательно, нарушение требований статьи 28 ФЗ «О рекламе» в рассматриваемом случае отсутствует.

Должностное лицо отмечает, что оценка указанным доводам общества дана в решении по делу 076/05/28-826/2023 от 12.09.2023. Указанное решение не обжаловалось, вступило в законную силу.

В ходе рассмотрения должностным лицом рассмотрена возможность квалификации правонарушения как малозначительного в соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ. Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное ПАО «Банк Уралсиб», несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со статьёй 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требования законодательства о рекламе, а также установление в статье 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения как исключительный, не установлено, а лицом таковых не приведено.

Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Обстоятельств, отягчающих, смягчающих административную ответственность, не установлено.

Сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.

Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

На основании изложенного, административное наказание назначается в пределах санкции части 6 статьи 14.3 КоАП РФ. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 2.1, частью 1 статьи 3.1, статьей 4.1, частями 1, 6 статьи 14.3, статьей 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

привлечь ПАО «Банк Уралсиб» (ИНН 0274062111, ОГРН 1020280000190) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 6 статьи 14.3 КоАП РФ, к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Штраф за нарушение административного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 011 41 01 0003 140

Получатель:

ИНН 7604009440 КПП 760401001

ОКТМО 78 701 000

Единый казначейский счет (корр. счет) 40102810245370000065

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ БАНКА РОССИИ // УФК по Ярославской области г. Ярославль

Получатель: УФК по Ярославской области (Ярославское межрегиональное УФАС России)

БИК 017888102

Казначейский счет (р/сч) 03100643000000017100

УИН 16100500000001932952

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2-х лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Врио заместителя руководителя

А.В. Белокурова

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны