Определение №АШ/7161/24 076/05/18-689/2024 от 7 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТЛОЖЕНИИ

И ПРОДЛЕНИИ СРОКА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА 076/05/18-689/2024

 

«06» июня 2024 года                                                                         г. Ярославль

 

Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председателя Комиссии – заместитель руководителя Управления Шушкова А.С.,

члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Иванова Е.И.,

рассмотрев дело № 076/05/18-689/2024, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии от ООО «КЕХ еКоммерц» - <...>,

УСТАНОВИЛА:

В Ярославское межрегиональное УФАС России поступило заявление (вх. № 4185-ЭП/24 от 14.03.2024) о распространении 02.03.2024, 05.03.2024, 08.03.2024 с электронной почты «collection@avito.ru» на электронную почту <...> рекламных сообщений без согласия абонента на их получение следующего содержания: «Стоит взглянуть. Из всех объявлений о продаже авто мы выбрали 12. Они больше всего похожи на то, что вы искали. Посмотрите — среди них может быть подходящее предложение», «Как проверить авто. Автотека поможет узнать о залоге, ДТП, ремонтах, скртуке пробега и других недостатках».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе») рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам сервиса Avito, формирование и поддержание интереса к данным объектам рекламирования и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.

В соответствии счастью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» согласие абонента может быть выражено в любой форме, однако такая форма согласия должна быть достаточной для идентификации такого согласия и подтверждения волеизъявления лица на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Буквальное толкование указанных положений позволяет сделать вывод о том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя.

Как следует из обращения, данные сообщения с рекламой поступили заявителю без его согласия. Следовательно, в данном случае усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Под запрет, установленный в части 2 статьи 18 Закона о рекламе, подпадают как случаи, когда выбор абонента (абонентского номера) осуществляется не человеком, а техническим устройством, программой, компьютером, машиной, так и случаи, когда набор такого номера осуществляется автоматически, без участия человека (даже если выбор абонентов был произведен человеком).

В данном случае усматриваются признаки массовой рассылки сообщений, в связи с чем в данном случае имеются признаки нарушения части 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

ООО «КЕХ еКоммерц» представило пояснения (вх. № 9134-ЭП/24 от 05.06.24), в которых указано, что адрес электронной почты заявителя был указан после регистрации на сайте.

Согласно абзацу 4 раздела 7 Условий общество может направлять пользователям сервиса в том числе персональные подборки интересующих объявлений, рубрика «Персональные подборки». Персональные подборки предназначены для информирования их адресатов как пользователей Сервиса о потенциально интересных для них предложениях, основанных на истории поиска объявлений, что позволяет пользователям Сервиса максимально эффективно реализовать свои потребности.

По мнению общества, имеющиеся в материалах дела № 076/05/18-689/2024 сообщения, являются персональными подборками, основанными на истории просмотра соответствующих объявлений Пользователем. Указанные сообщения были направлены Пользователю в рамках рубрики уведомления «Персональные подборки». Указанный тип рассылок отключен пользователем 13.03.2024.

Сообщение информационного характера, направленное Пользователю, было сформировано силами Компании и направлено с использованием внутренних систем и программного обеспечения Компании.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, руководствуясь пунктами 31, 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Рассмотрение дела № 076/05/18-689/2024 отложить.

2. Продлить срок рассмотрения дела № 076/05/18-689/2024 до
«02» июля 2024 г.

3. Назначить дело № 076/05/18-649/2024 к рассмотрению на
«02» июля 2024 года в 11 часов 30 минут по адресу: г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46, к. 306.

4. ООО «КЕХ еКоммерц» представить не позднее «01» июля 2024 года следующие сведения (надлежащим образом заверенные документы и материалы):

- сведения о том, подключалась ли пользователями услуга продвижения объявлений, содержащихся в сообщениях (с приложением подтверждающих документов);

- сведения о том, по каким критериям была сформирована подборка объявлений (с приложением подтверждающих документов).

Явка лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, (либо ее представителя с доверенностью на участие в деле) для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

Принять участие в работе комиссии Ярославского межрегионального УФАС России можно, пройдя по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/3131504664.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

А.С. Шушкова

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

А.В. Семенюк

 

 

 

 

 

 

 

Е.И. Иванова

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны