Постановление №АШ/3084/23 076/04/9.21-1041/2023 от 6 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу № 076/04/9.21-1041/2023
об административном правонарушении
Резолютивная часть оглашена 30 ноября 2023 года
Изготовлено в полном объёме 6 декабря 2023 года г. Ярославль
Заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области Шушкова А.С., рассмотрев протокол от 23 октября 2023 г. по делу № 076/04/9.21-1041/2023 об административном правонарушении, материалы дела № 076/04/9.21-1041/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (далее – ПАО «Россети Центр», Общество), ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, адрес: 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15, по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выразившегося в нарушении требований, установленных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в отсутствие представителя ПАО «Россети Центр», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80098190245192,
установил:
Межрегиональным управлением Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области рассмотрено заявление <...> (вх. № 10625-ЭП/23 от 07.08.2023) о неправомерных действиях ПАО «Россети Центр», выразившихся в нарушении допустимого числа часов отключения электрической энергии в отношении д. Вандышево Рыбинского района Ярославской области.
Постановление Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 ФЗ «О защите конкуренции», но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, заявление <...> (вх. № 10625-ЭП/23 от 07.08.2023) необходимо квалифицировать как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
По результатам рассмотрения данного заявления Межрегиональное управление Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области приняло решение о возбуждении дела № 076/04/9.21-1041/2023 об административном правонарушении.
Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее — Правила недискриминационного доступа).
В соответствии с абзацем 1 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.
Согласно абзацу 7 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно представленным ПАО «Россети Центр» документам и сведениям (письмо от 25.08.2023 за исх. № МР1-ЯР/18-1/12-3), электроснабжение домов, расположенных по адресу: <...>.
Электроснабжение энергопринимающих устройств по вышеуказанному адресу относится к третьей категории надежности.
Как следует из письма ПАО «Россети Центр» от 25.08.2023 за исх. № МР1-ЯР/18-1/12-3, отключения электрической энергии по адресу: <...>, за период с 01.10.2021 по 25.08.2023 отсутствуют.
К данной информации должностное лицо Ярославского межрегионального УФАС России относится критически ввиду следующего.
Согласно представленным заявителем сведениям (заявление вх. № 10625-ЭП/23 от 07.08.2023, письмо вх. № 999-ЭП/23 от 19.10.2023, письмо вх. № 1000-ЭП/23 от 19.10.2023), имело место прекращение передачи электрической энергии не позднее, чем с 13 часов 32 минут 6 августа 2023 года, подача электроэнергии возобновлена не ранее, чем в 15 часов 52 минуты 7 августа 2023 года.
То есть суммарно количество часов отключений составило не менее 26 часов 20 минут подряд.
Также до составления протокола должностным лицом Ярославского межрегионального УФАС России получена информация о периодах отключений электроэнергии от администрации Рыбинского муниципального района.
Так, согласно сведениям, представленным письмом от 25.09.2023 за исх. № ИХ.17.01-2697/2023, Единой дежурно-диспетчерской службой Рыбинского муниципального района зафиксировано отсутствие электроэнергии по адресу: <...>, в период с 7 часов 24 минут 5 августа 2023 до 17 часов 23 минут 9 августа 2023 года, то есть в течение 105 часов 59 минут.
В связи с чем, 6 августа 2023 года в 7 часов 25 минут ПАО «Россети Центр» превышено допустимое число часов отключений, предусмотренное пунктом 31(6) Правил недискриминационного доступа.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.
В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В статье 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно Правилам недискриминационного доступа под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ПАО «Россети Центр» является сетевой организацией, имеет установленный тариф на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям.
Таким образом, ПАО «Россети Центр» является субъектом естественной монополии.
Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Потерпевшая по делу — <...>.
Место совершения административного правонарушения — Ярославская область.
Время совершения административного правонарушения — 2023 год.
Место выявления административного правонарушения – Ярославская область.
Место проведения административного расследования – Ярославская область.
Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП для привлечения к ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Объект административного правонарушения: общественные отношения в сфере электроэнергетики.
Объективная сторона заключается в нарушении ПАО «Россети центр» требований, установленных пунктом 31 (6) Правил недискриминационного доступа
Субъект административного правонарушения: публичное акционерное общество «Россети Центр» ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, адрес: 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15.
Субъективная сторона: вина ПАО «Россети Центр» в совершении административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения своих публичных обязанностей.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Общество не представило в антимонопольный орган доказательств невозможности соблюдения требований Правил № 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени осмотрительности, которая от него требовалось.
Следовательно, у ПАО «Россети Центр» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение Правил технологического присоединения, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Рассматриваемое правонарушение не подлежит квалификации в качестве малозначительного, поскольку пренебрежительное отношение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, к своим публично-правовым обязанностям в области законодательства Российской Федерации о недискриминационном доступе граждан к электрической энергии.
На основании изложенного, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП.
Таким образом, действия ПАО «Россети Центр» по нарушению требований, установленных пунктом 31 (6) Правил недискриминационного доступа, свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 стати 9.21 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.
Руководствуясь статьей 4.1, частью 1 статьи 9.21, статьей 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области Шушкова А.С.
постановил:
привлечь публичное акционерное общество «Россети Центр», ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, зарегистрированного по адресу: 119017, г Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (сто тысяч) 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
УИН 16100500000001832052
Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 16111601091010021140
ИНН 7604009440, КПП 760401001
Получатель: УФК по Ярославской области (Межрегиональное управление Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области л/сч 04711411850) УФК по Ярославской области
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ БАНКА РОССИИ//УФК по Ярославской области г. Ярославль
БИК 017888102
р/сч 03100643000000017100
к/сч 40102810245370000065
в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8 (4852) 32-93-71).
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2-х лет со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя |
А.С. Шушкова |
|
|
|
|
|
|
|