Постановление №АШ/7461/24 О привлечении ПАО «Россети Центр» к административной ответс... от 17 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 076/04/9.21-223/2024

об административном правонарушении

 

Резолютивная часть оглашена 11 июня 2024 года

Изготовлено в полном объеме 14 июня 2024 года г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области <...>, рассмотрев протокол от 15 апреля 2024 года по делу № 076/04/9.21-223/2024 об административном правонарушении, материалы дела № 076/04/9.21-223/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (далее – ПАО «Россети Центр», Общество), ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, адрес: 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15, по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выразившегося в нарушении требований, установленных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в отсутствие представителя ПАО «Россети Центр», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 076/04/9.21-223/2024 об административном правонарушении, что подтверждается отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80099696383104,

 

установил:

 

Межрегиональным управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области рассмотрено заявление <...> (вх. № 477-ЭП/24 от 16.01.2024) о неправомерных действиях ПАО «Россети Центр», выразившихся в превышении допустимого числа часов отключения электрической энергии в год.

Также до составления протокола по делу № 076/04/9.21-223/2024 об административном правонарушении в административный орган также поступали обращения граждан относительно превышения отключения часов электроэнергии в год в отношении следующих населённых пунктов Переславского района: село Берендеево, ДНТ Переславская благодать, д. Большие Сокольники, село Малая Брембола, СНТСН Василевские дачи, д. Веслево, с. Веськово, д. Вороново, д. Воскресенское, д. Голоперово, с. Городище, д. Григорово, с. Добрилово, д. Жупеево, ДНП "Заповедный лес", село Иванисово, пос. Ивановское, д. Ивкино, д. Икрино, д. Карсаково, д. Карсаково, д. Красная, д. Красногор, д. Криушкино, д. Лось, с. Лучинское, д. Михальцево, с. Нагорье, с. Никитская слобода, д. Новая, д. Новое Волино, НП "Росинка», д. Осурово, д. Перелески, д. Малое Пальцино, ТСН «СНТ «Анино», село Романово, д. Хватково, с. Рахманово, с. Рогозинино, д. Романка, СНТ Солнечный-1, СНТ Химик, д. Соловеново, д. Соломидино, Село Троицкая слобода, д. Ченцы, д. Юрино, Б. Пальцино, д. Подберезье.

Постановление Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 ФЗ «О защите конкуренции», но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, заявление <...> (вх. № 477-ЭП/24 от 16.01.2024), а также вышеуказанные заявления необходимо квалифицировать как заявления, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

По результатам рассмотрения данного заявления Межрегиональное управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области приняло решение о возбуждении дела № 076/04/9.21-223/2024 об административном правонарушении.

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа) определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.

Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – Правила № 861).

В соответствии с пунктом 1.2.18. Правил устройства электроустановок. Издание седьмое, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории электроснабжения.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

В рамках рассмотрения заявления <...> должностным лицом административного органа установлено следующее.

Электроснабжение с. Учма Мышкинского района Ярославской области относится к третьей категории надежности.

В соответствии с абзацем 1 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Согласно абзацу 7 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Письмом от 13.02.2023 за исх. № МР1-ЯР/18-1/12-1 ПАО «Россети Центр» предоставило административному органу реестр отключения электрической энергии в период с 01.03.2022 по 06.02.2024.

При этом 10.10.2022 ПАО «Россети Центр» направило в адрес Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору уведомление о согласовании превышения допустимого числа часов отключения электрической энергии в период с октября по декабрь 2022 года.

Письмом от 11.10.2022 за исх. № 212-4618 Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору согласовало ПАО «Россети Центр» превышение допустимого числа часов в вышеуказанный период.

25.12.2023 ПАО «Россети Центр» письмом от 25.12.2023 за исх. № МР1-ЯР/6/7670 направило в адрес Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору уведомление о согласовании превышения допустимого числа часов отключения электрической энергии в период с 24.12.2023 по 25.12.2023.

25.12.2023 письмом за исх. № 212-3766 Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору согласовало ПАО «Россети Центр» превышение допустимого числа часов в вышеуказанный период.

Вместе с тем, исключая указанные периоды, должностным лицом Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области выявлено превышение допустимого числа часов в год отключение электрической энергии без согласования с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

До составления протокола по делу № 076/04/9.21-223/2024 об административном правонарушении ПАО «Россети Центр» направило в Ярославское межрегиональное УФАС России график согласования с Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии с которым в декабре 2023 года прогнозируется превышение электрической энергии с источника электроснабжения населённого пункта Учма Ярославской области Мышкинского района на 18 часов.

Письмом от 18.12.2023 за исх. № 212-3614 Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору согласовало ПАО «Россети Центр» превышение допустимого числа часов отключения электрической энергии в отношении населённого пункта Учма Ярославской области Мышкинского района при условии соблюдения графика.

ПАО «Россети Центр» по состоянию на декабрь 2023 года не допустило нарушение допустимого числа часов отключения электрической энергии свыше чем на 18 часов, в связи с чем должностное лицо Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области полагает, что в данном случае в действиях ПАО «Россети Центр» отсутствует нарушение статьи 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем, в процессе административного расследования в Ярославское Межрегиональное УФАС России также поступали обращения граждан относительно превышения отключения часов электроэнергии в год в отношении следующих населённых пунктов Переславского района: село Берендеево, ДНТ Переславская благодать, д. Большие Сокольники, село Малая Брембола, СНТСН Василевские дачи, д. Веслево, с. Веськово, д. Вороново, д. Воскресенское, д. Голоперово, с. Городище, д. Григорово, с. Добрилово, д. Жупеево, ДНП "Заповедный лес", село Иванисово, пос. Ивановское, д. Ивкино, д. Икрино, д. Карсаково, д. Карсаково, д. Красная, д. Красногор, д. Криушкино, д. Лось, с. Лучинское, д. Михальцево, с. Нагорье, с. Никитская слобода, д. Новая, д. Новое Волино, НП "Росинка», д. Осурово, д. Перелески, д. Малое Пальцино, ТСН «СНТ «Анино», село Романово, д. Хватково, с. Рахманово, с. Рогозинино, д. Романка, СНТ Солнечный-1, СНТ Химик, д. Соловеново, д. Соломидино, Село Троицкая слобода, д. Ченцы, д. Юрино, Б. Пальцино, д. Подберезье.

Также сетевой организацией представлена информация о согласовании с органом Ростехнадзора превышения допустимого количества часов отключений в 2023 году и в январе 2024 года.

Так, письмом от 06.09.2023 за исх. № 212-2553 Центральное управление Ростехнадзора согласовало ПАО «Россети Центр» увеличение срока отключений в 2023 году для потребителей электрической энергии 3 категории надежности (в том числе, жителей вышеперечисленных населенных пунктов).

Также письмом от 16.01.2024 за исх. № 212-65 Центральное управление Ростехнадзора согласовало ПАО «Россети Центр» увеличение срока отключений в январе 2024 года для потребителей электрической энергии 3 категории надежности (в том числе, жителей вышеперечисленных населенных пунктов) при проведении аварийно-восстановительных работ.

Вместе с тем, исходя из анализа информации об отключениях электричества в по вышеуказанным адресам установлено превышение допустимого количества часов отключений в год до получения согласования органа Ростехнадзора в следующих населенных пунктах: д. Красная, д. Михальцево, с. Нагорье, д. Вороново, д. Новое Волино, д. Григорово, д. Лось, д. Осурово, д. Перелески, село Романово, д. Хватково.

Так, электроснабжение домов по адресу: Ярославская область, Переславский район, д. Красная, осуществляется от ВЛ 10 кВ № 02 ПС Нила по третьей категории надежности.

Суммарное время перерывов в поставке электрической энергии по указанному адресу за период с 01.01.2023 по 05.07.2023 составило 72 часа 34 минут, что превышает 72 часа в год. Единовременного отключения на период более 24 часов подряд не происходило.

Электроснабжение домов по адресу: Ярославская область, Переславский район, д. Михальцево и с. Нагорье, осуществляется от ВЛ 10 кВ № 03 ПС Нагорье по третьей категории надежности.

Суммарное время перерывов в поставке электрической энергии по указанному адресу за период с 26.02.2023 по 24.08.2023 составило 74 часа 22 минуты, что превышает 72 часа в год. Единовременного отключения на период более 24 часов подряд не происходило.

Электроснабжение домов по адресу: Ярославская область, Переславский район, д. Вороново и д. Новое Волино, осуществляется от ВЛ 10 кВ № 05 ПС Сараево по третьей категории надежности.

Суммарное время перерывов в поставке электрической энергии по указанному адресу за период с 04.07.2023 по 24.08.2023 составило 75 часов 29 минут, за период с 01.01.2024 по 12.01.2024 — 72 часа 31 минуту, что превышает 72 часа в год. Единовременного отключения на период более 24 часов подряд не происходило.

Электроснабжение домов по адресу: Ярославская область, Переславский район, д. Григорово и д. Лось, осуществляется от ВЛ 10 кВ № 06 ПС Нагорье по третьей категории надежности.

Суммарное время перерывов в поставке электрической энергии по указанному адресу за период с 11.05.2023 по 30.08.2023 составило 72 часа 36 минут, что превышает 72 часа в год. Единовременного отключения на период более 24 часов подряд не происходило.

Электроснабжение домов по адресу: Ярославская область, Переславский район, д. Осурово, д. Перелески, село Романово, д. Хватково и с. Рогозинино, осуществляется от ВЛ 10 кВ № 04 ПС Кулаково по третьей категории надежности.

Суммарное время перерывов в поставке электрической энергии по указанному адресу за период с 01.01.2024 по 12.01.2024 составило 75 часов 24 минуты, что превышает 72 часа в год. Единовременного отключения на период более 24 часов подряд не происходило.

В рамках административного расследования в Межрегиональное управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области поступила информация о превышении ПАО «Россети Центр» максимально допустимого числа часов отключения электрической энергии в отношении населённых пунктов: Ярославская область, Рыбинский район, д. Будихино, д. Чудиново, п. Тихмеево.

Письмом от 04.04.2024 за исх. № МР1-ЯР/18-1/12-2 ПАО «Россети Центр» сообщило административному органу, что превышение годового допустимого числа часов отключения электрической энергии в отношении вышеуказанных населённых пунктов согласовано с Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

27.10.2022 ПАО «Россети Центр» письмом за исх. № МР1-ЯР/6/7208 направило в адрес Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору график превышения допустимого числа часов отключения электрической энергии в год.

01.11.2022 Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору согласовало ПАО «Россети Центр» превышение максимально допустимого числа отключения электрической энергии в год при условии соблюдения графика.

31.01.2024 ПАО «Россети Центр» письмом за исх. № МР1-ЯР/6/669 направило в адрес Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору график превышения допустимого числа часов отключения электрической энергии в год и указало, что в период с 9 января 2024 года до 30 сентября 2024 года в филиале ПАО «Россети Центр - Ярэнерго» планируется проведение массовых ремонтно-профилактических работ, в рамках которых будет выполняться расчистка трасс ВЛ 0,4-10 кВ от древесно-кустарниковой растительности, в том числе подрядным способом, замена опор и провода на ВЛ 0,4-10 кВ.

Данные работы направлены на приведение электросетевого оборудования к состоянию, соответствующему требованию НТД, а также для создания условий надежной эксплуатации электросетевого оборудования.

09.02.2024 письмом за исх. № 212-318 Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору согласовало ПАО «Россети Центр» превышение максимально допустимого числа отключения электрической энергии в год при условия соблюдения графика.

Вместе с тем, должностным лицом Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области установлено, что в период с 08.01.2023 по 08.01.2024 суммарное число отключения электрической энергии с источника электроснабжения вышеуказанных населённых пунктов составило 73 часа.

В указанный период ПАО «Россети Центр» не осуществляло согласование с уполномоченным органом на превышение допустимого числа часов отключения электрической энергии в год.

Как следует из вышеуказанного письма ПАО «Россети Центр» осуществление профилактически-ремонтных работ начинались в период с 9 января 2024 года и заканчиваются 30 сентября 2024 года.

Должностное лицо административного органа выявило превышение допустимого числа часов отключения электрической энергии в год до начала проведения ПАО «Россети Центр» вышеназванных работ.

В рамках проведения административного расследования должностным лицом Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области было установлено, что ПАО «Россети Центр» допущено превышение допустимого числа часов отключения электрической энергии в год в отношении населённого пункта: Ярославская область, Рыбинский район, д. Соловьевское.

Электроснабжение домов по указанному адресу осуществляется от ВЛ 10 кВ № 02 Волковский ПС Левобережная по третьей категории надежности.

Суммарное время перерывов в поставке электрической энергии по указанному адресу за период с 04.08.2023 по 24.01.2024 составило 72 часа 55 минут, что превышает 72 часа в год. Единовременного отключения на период более 24 часов подряд не происходило.

Таким образом, ПАО «Россети Центр» нарушило в отношении вышеуказанного населённого пункта допустимое число часов отключения электрической энергии в год.

Следовательно, действия ПАО «Россети Центр» по превышению допустимого числа часов электрической энергии в отношении вышеуказанных населённых пунктов нарушают требования, предусмотренные абзацем 7 пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа.

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В статье 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно Правилам недискриминационного под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ПАО «Россети Центр» является сетевой организацией, имеет установленный тариф на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Таким образом, ПАО «Россети Центр» является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Также 19.02.2024 Межрегиональным управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области было приобщено заявление <...> о превышении ПАО «Россети Центр» допустимого числа часов отключения электрической энергии в отношении населённого пункта д. Чашницы Ярославской области Ростовского района, к материалам дела № 076/04/9.21-223/2024 об административном правонарушении.

Письмом от 13.02.2024 за исх. № МР1-ЯР/18-1/12-4 ПАО «Россети Центр» сообщило Межрегиональному управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области, что электроснабжение д. Чашницы осуществляется от ВЛ 30 кВ № 18 ПС Петровск.

Также сетевой организацией был направлен реестр отключений в период с 15.03.2022 по 16.01.2024.

25.12.2023 ПАО «Россети Центр» письмом за исх. № МР1-ЯР/6/7670 направило в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору график превышения допустимого числа отключения электрической энергии в год в период с 24.12.2023 по 25.12.2023.

25.12.2023 Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору письмом за исх. № 212-3766 согласовало ПАО «Россети Центр» превышения допустимого числа часов отключения электрической энергии в отношении вышеуказанного населённого пункта в период с 24.12.2023 по 25.12.2023.

Также административным органом было установлено, что ПАО «Россети Центр» согласовало с вышеуказанным органом государственной власти отключения в 2024 году.

Исследовав представленный реестр без учёта периодов согласования со специализированным органом государственной власти, должностным лицом административного органа не было выявлено превышения количества отключений часов электрической энергии в год.

Таким образом, в данном случае действия ПАО «Россети Центр» не образуют событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 9.21 КоАП РФ.

Письмом от 08.05.2024 за исх. № Мр1-ЯР/18-1/12-4 ПАО «Россети Центр» направило в адрес Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области письменные пояснения в отношении протокола по делу № 076/04/9.21-223/2024 об административном правонарушении, составленный должностным лицом Ярославского межрегионального УФАС России 15 апреля 2024 года.

В вышеназванном письме ПАО «Россети Центр» указало, что регулирующим органом были согласованы все превышения отключения электрической энергии за календарный год в отношении вменяемых административным органом объектов (населённых пунктов).

ПАО «Россети Центр» полагает, что пункт 31 (6) Правил недискриминационного доступа не предусматривает ответственности за превышение допустимого числа часов отключения электрической энергии до получения согласования регулирующего органа отключения электрической энергии свыше 72 часов в год.

Вместе с тем, как указано в настоящем постановлении в ряде случаев ПАО «Россети Центр» допустило превышение отключения электрической энергии до направления письма в регулирующий орган.

В частности, письмом от 05.09.2023 за исх. № МР1-ЯР/6/5217 ПАО «Россети Центр» направило в адрес Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору уведомление о согласовании отключения электрической энергии в год с апреля по сентябрь 2023 года.

При этом указанное письмо фактически было направлено после начала проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства.

Таким образом, до сентября 2023 года у ПАО «Россети Центр» отсутствовали правовые основания для превышения допустимого отключения электрической энергии в отношении потребителей третьей категории в Большесельском, Борисоглебском, Брейтовском, Гаврилов-Ямском, Некозуском, Некрасовском, Переславском, Пошехонском, Ростовском, Рыбинском, Даниловском, Любимском, Тутаевском, Угличском и Ярославском районов Ярославской области.

В данном случае событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 9.21 КоАП РФ наступает в дату превышения 72 часов отключения электрической энергии.

В случае отсутствия на момент указанной даты согласования с органом регулирования отключения электрической энергии в год сетевая организация считается нарушившей требования пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа.

Следовательно, указанные доводы ПАО «Россети Центр» признаются должностным лицом Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области несостоятельными.

На основании вышеизложенного, действия ПАО «Россети Центр» по нарушению требований абзаца 7 пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа, что образуют признаки совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 9.21 КоАП РФ.

Потерпевшие по делу — <...>., <...>, <...>, <...>., <...>., <...>., <...>., <...>, <...>.

 

Место совершения административного правонарушения — Ярославская область.

Время совершения административного правонарушения — 2023-2024 годы.

Место выявления административного правонарушения – Ярославская область.

Место проведения административного расследования – Ярославская область.

Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП для привлечения к ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в сфере электроэнергетики.

Объективная сторона заключается в нарушении ПАО «Россети центр» требований, установленных пунктом 31 (6) Правил недискриминационного доступа.

Субъект административного правонарушения: публичное акционерное общество «Россети Центр» ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, адрес: 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15.

Субъективная сторона: вина ПАО «Россети Центр» в совершении административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения своих публичных обязанностей.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

ПАО «Россети Центр» не представило в антимонопольный орган доказательств невозможности соблюдения требований Правил технологического присоединения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени осмотрительности, которая от него требовалось.

Следовательно, у ПАО «Россети Центр» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение Правил технологического присоединения, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Рассматриваемое правонарушение не подлежит квалификации в качестве малозначительного, поскольку пренебрежительное отношение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, к своим публично-правовым обязанностям в области законодательства Российской Федерации о подключения (технологического) присоединения к электрическим сетям, в том числе в части заключения договора о технологическом присоединении.

На основании изложенного, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.

При определении размера штрафа по делу № 076/04/9.21-223/2024 об административном правонарушении должностное лицо Ярославского межрегионального УФАС России руководствовалось следующим.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В данном случае действия (бездействие) ПАО «Россети Центр» привели к нарушению субъективных прав и законных интересов лиц, проживающих в нескольких населённых пунктах.

Отсутствие электрической энергии свыше законодательно установленного срока неизбежно влечёт за собой убытки и моральный вред потребителям электрической энергии.

С учётом указанных обстоятельств должностное лицо Ярославского межрегионального УФАС России считает штраф в размере 300 000 руб. соответствующим требованиям части 2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 4.1, частью 1 статьи 9.21, статьей 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области <...>

постановил:

 

привлечь публичное акционерное общество «Россети Центр», ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, зарегистрированного по адресу: 119017, г Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (триста тысяч) 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

УИН 16100500000001805683

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 16111601091010021140

ИНН 7604009440, КПП 760401001

Получатель: УФК по Ярославской области (Межрегиональное управление Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области л/сч 04711411850) УФК по Ярославской области

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ БАНКА РОССИИ//УФК по Ярославской области г. Ярославль

БИК 017888102

р/сч 03100643000000017100

к/сч 40102810245370000065

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8 (4852) 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2-х лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя управления <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны