Постановление №АШ/124/23 076/04/14.3-1070/2023 от 6 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания в виде наложения штрафа

по делу об административном правонарушении № 076/04/14.3-1070/2023

 

Резолютивная часть оглашена «05» октября 2023 г. г. Ярославль

Постановление в полном объеме изготовлено «06» октября 2023 г.

 

И.о. заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области Шушкова А.С., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 076/04/14.3-1070/2023, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) в отношении АО «Газпромбанк» (ИНН 7744001497, ОГРН 1027700167110, 117420, город Москва, ул. Намёткина, д.16 к.1), в присутствии от АО «Газпромбанк» - <...> (по доверенности),

 

УСТАНОВИЛ:

Ярославским межрегиональным УФАС России в связи с поступившим 15 февраля 2023 г. обращением физического лица установлен факт получения данным лицом на телефонный номер+ 7 (903) 547-10-37 от отправителя с буквенным обозначением «Gazprombank» SMS-сообщений с рекламой финансовых услуг Банка ГПБ (АО) (далее также – Банк).

10.10.2022 в 13:19 на телефонный номер заявителя пришло сообщение следующего содержания: «Владимир Петрович, если нужны средства, мы обо всем позаботились. Предварительно одобрили вам кредит – 940 000 р. от 4 %...».

03.11.2022 в 12:05 на телефонный номер заявителя пришло сообщение следующего содержания: «Владимир Петрович, «180 дней» - кредитная карта с прозрачными условиями: 180 дней без % и обслуживание 0 руб. навсегда...».

04.11.2022 в 16:34 на телефонный номер заявителя пришло сообщение следующегосодержания: «Владимир Петрович, если нужны средства, мы обо всем позаботились. Предварительно одобрили вам кредит – 3 650 000 р. от 4 %...».

08.11.2022 в 12:53 на телефонный номер заявителя пришло сообщение следующего содержания: «Для вас предварительно одобрена ипотека по ставке от 6,2 % годовых. Оставьте заявку дистанционно и выберите квартиру...».

15.11.2022 в 15:03 на телефонный номер заявителя пришло сообщение следующего содержания: «Владимир Петрович, для вас кредит на специальных условиях на любые цели, ставка от 2,1 % годовых. Оформите заявку по ссылке...».

04.12.2022 в 19:05 на телефонный номер заявителя пришло сообщение следующего содержания: «Владимир Петрович, если нужны средства, мы обо всем позаботились. Предварительно одобрили вам кредит – 4 150 000 р. от 5 %...».

05.12.2022 в 16:16 на телефонный номер заявителя пришло сообщение следующего содержания: «Владимир Петрович, «180 дней - кредитная карта с прозрачными условиями: 180 дней без % и обслуживание 0 руб. навсегда...».

09.12.2022 в 19:47 на телефонный номер заявителя пришло сообщение следующего содержания: «Грандиозное снижение ставки в 2022 году – успейте оформить кредит от 3,9 %...».

19.12.2022 в 15:08 на телефонный номер заявителя пришло сообщение следующего содержания: «Владимир Петрович, повышаем ставку до 8,3 % по вкладу «Промо Копить». Оставайтесь с нами и получите повышенный процент...».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по предоставлению кредитов и приему денежных средств во вклады АО «Газпромбанк», формирование и поддержание интереса к данным объектам рекламирования и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.

В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Заявителем в подтверждение отсутствия согласия на получение рекламы по сетям электросвязи представлена копия договора на предоставление комплексного банковского обслуживания от 20.07.2021, заключенного с Банком ГПБ (АО), в котором в отношении всех подпунктов пункта «Согласие на получение рекламной информации об услугах и продуктах Банка, в том числе информации в целях улучшения качества обслуживания клиентов» проставлены отметки «Не согласен». Кроме этого, заявителем в адрес Банка также направлено обращение от 05.10.2021, в котором заявитель просит во исполнение положений договора от 20.07.2021 прекратить рассылку SMS-сообщений, не связанных с оказанием услуг по предоставлению и обслуживанию банковского счета.

Вышеизложенное свидетельствует о нарушении части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о наименовании юридического лица, оказывающего финансовые услуги по предоставлению кредита (займа), оформлению банковского вклада, обмену валюты, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламе, направленной в адрес заявителя 09.12.2022 в 19:47, говорится о грандиозном снижении ставки по ипотеке, при этом отсутствует информация об изначальном размере процентной ставки, о том, на какое значение она снижена. Тем самым настоящая реклама вводит абонента в заблуждение относительно привлекательности данной финансовой услуги, в связи с чем в данном случае установлено нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рекламе, направленной в адрес заявителя 14.07.2022 в 12:03 и 19.12.2022 в 15:08, отсутствуют сведения о сроках действия указанных ставок по вкладам (изменяется/не изменяется ставка по вкладу с течением времени (в зависимости от периода внутри срока вклада)), что свидетельствует о нарушении пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 данного закона, несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из содержания обращения, направление SMS-сообщений с рекламой финансовых услуг Банка ГПБ (АО) осуществлял непосредственно Банк, о чем, в частности, свидетельствует скриншот SMS-сообщения, направленного в адрес заявителя 06.10.2021 в 15:16, об исключении телефонного номера заявителя из списков получателей рекламных рассылок Банка.

Представитель АО «Газпромбанка» пояснил, что 20.07.2021 между заявителем и Банком был заключен договор банковского (текущего) счета, где заявителем проставлена отметка «Не согласен» на получение рекламной информации об услугах и продуктах Банка, в том числе информации в целях улучшения качества обслуживания клиентов.

Рассматриваемые СМС-сообщения направлены Банком заявителю ошибочно.

Вследствие некорректных действий работника Банка в автоматизированной банковской системе Банка (далее – АБС) была ошибочно внесена информация о наличии согласия заявителя на получение рекламной информации об услугах и продуктах - проставлена отметка «Согласен» на получение рекламной информации об услугах и продуктах Банка.

В дальнейшем в рамках отбора в базе данных учетной системы Банка клиентов, предоставивших согласие на получение рекламной информации, Номер телефона заявителя был отобран для направления рассматриваемых СМС-сообщений. Таким образом, по причине ошибки работника – внесение некорректной информации в учетную систему Банка о наличии согласия на рекламу заявителя (человеческий фактор) – заявитель получил рассматриваемые СМС-сообщения.

13.03.2023 в Банк поступило обращение заявителя о несогласии с получением рекламной информации об услугах и продуктах Банка.

По факту рассмотрения обращения Банком было выявлено наличие активной отметки «Согласен» на получение рекламной информации об услугах и продуктах Банка в карточке заявителя в АБС Банка в результате некорректных действий работника Банка.

В ответ на обращение 20.03.2023 Банк сообщил, что Номер телефона исключен из списка получателей рекламных рассылок Банка (письмо от 20.03.2023 № 29123/3620, приложение 1).

В настоящее время взаимодействие с заявителем с помощью средств связи в целях продвижения продуктов и услуг Банка прекращено. В подтверждение представлен скриншот.

Таким образом, у Банка отсутствовал умысел на распространение рекламной информации в отсутствие предварительного согласия заявителя.

Рассылка СМС-сообщений заявителю осуществлялась на основании Договора предоставления услуг от 08.11.2007 № SMS20-11/07 (далее – Договор), заключенного между ООО «ОСК» и ООО «Газкардсервис», а также Соглашения от 01.09.2018 о передаче прав и обязанностей (о замене стороны) по договору о предоставлении услуг № SMS20-11/07 от 08.11.2007. Заказчиком по Договору является Банк, исполнителем - ООО «ОСК» (ОГРН 1057746705631, ИНН 7705658056, 115114, г. Москва, ул. Летниковская, дом 10, стр. 1, e-mail: info@mfms.ru).

Согласно Договору исполнитель предоставляет заказчику услуги доступа к программному приложению, обеспечивающему формирование, доставку и подтверждение о доставке СМС-сообщений. Передача информации (текст СМС-сообщения, телефон и др. информация) происходит от заказчика к исполнителю через сеть Интернет.

В соответствии с пунктом 3 приложения № 2 к Договору содержание текста SMS-сообщения определяется самостоятельно заказчиком услуги, то есть Банком.

На основании изложенного, а также имеющихся в материалах дела документов и доказательств, в соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АО «Газпромбанк».

Следовательно, АО «Газпромбанк» как рекламодатель и рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушило требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Решением от 22.05.2023 по делу № 076/05/18-432/2023 реклама финансовых услуг АО «Газпромбанк», поступившая на телефонный номер + 7 (903) 547-10-37 от отправителя с буквенным обозначением «Gazprombank» без согласия абонента, признана ненадлежащей.

Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

На основании вынесенного решения материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ярославского межрегионального УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом вменяемого административного правонарушения является общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

Объективная сторона состоит в нарушении АО «Газпромбанк» установленных рекламным законодательством норм и заключается в том, что оно нарушило требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Субъект – АО «Газпромбанк» (ИНН 7744001497, ОГРН 1027700167110).

Субъективная сторона: лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Место совершения административного правонарушения: Ярославская область.

Время совершения административного правонарушения: 10.10.2022, 03.11.2022, 04.11.2022, 08.11.2022, 15.11.2022, 04.12.2022, 05.12.2022, 09.12.2022, 19.12.2022.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Таким образом, вина АО «Газпромбанк» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является установленной.

АО «Газпромбанк» просит учесть, что действия общества не имели умысел на нарушение законодательства о рекламе; лицо, совершившее административное правонарушение, оказывало содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

АО «Газпромбанк» ходатайствует о признании деяния малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения должностным лицом рассмотрена возможность квалификации правонарушения как малозначительного в соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ. Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное АО «Газпромбанк», несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со статьёй 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения как исключительный, не установлено, а лицом таковых не приведено.

Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Обстоятельств, отягчающих, смягчающих административную ответственность, не установлено.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 2.1, частью 1 статьи 3.1, статьей 4.1, частью 1 статьи 14.3, статьей 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

привлечь АО «Газпромбанк» (ИНН 7744001497, ОГРН 1027700167110, 117420, город Москва, ул. Намёткина, д.16 к.1) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Штраф за нарушение административного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 011 41 01 0003 140

Получатель:

ИНН 7604009440 КПП 760401001

ОКТМО 78 701 000

Единый казначейский счет (корр. счет) 40102810245370000065

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ БАНКА РОССИИ // УФК по Ярославской области г. Ярославль

Получатель: УФК по Ярославской области (Ярославское УФАС России)

БИК 017888102

Казначейский счет (р/сч) 03100643000000017100

УИН 16100500000001784392

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2-х лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя

А.С. Шушкова

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны