Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела № 076/01/16-987/2022 от 14 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МУ Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского МР

152850, Ярославская область, Пошехонский р-н, г. Пошехонье, пл. Свободы, д. 9

e-mail: gorposh@yandex.ru

ООО НПФ «Экосервис»

150008, Ярославская область, г. Ярославль, пр-кт Машиностроителей, д. 83

e-mail: info@ecosvc.ru

ГКУ ЯО «Единая Служба Заказчика»

150000, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Чайковского, д. 42

150000, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Чайковского, д. 32

e-mail: gku.esz@mail.ru

ООО «Техмонтаж»

150014, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 71а, помещ. 17

e-mail: 8233216@mail.ru

Заключение

об обстоятельствах дела № 076/01/16-987/2022

14 февраля 2023 года

г. Ярославль

Комиссия Ярославского УФАС России в составе:

председатель Комиссии — заместитель руководителя Управления
<...>,

члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы <...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы <...>,

рассмотрев дело № 076/01/16-987/2022, возбужденное в отношении МУ Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского МР, ООО НПФ «Экосервис», ГКУ ЯО «Единая Служба Заказчика» по признакам нарушения части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, в рамках которого ООО НПФ «Экосервис» взяло на себя обязанность на безвозмездной основе разработать проектно-сметную документацию на строительство станции водоподготовки воды из подземных источников городского поселения г. Пошехонье, Ярославская область, ул. Красноармейская, д. 1б и включило в содержание данной документации сведения о необходимых для строительства оборудовании и материалах, в отношении которых ООО НПФ «Экосервис» является производителем, а МУ Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского МР обязалось обеспечить прохождение проектом станции процедуры государственной экспертизы, что в дальнейшем предопределило лицо, у которого подрядчик (лицо, осуществляющее работы по строительству станции) вынуждено будет закупать необходимые для выполнения государственного контракта оборудование и материалы, и тем самым ограничило конкуренцию,

УСТАНОВИЛА:

в соответствии со статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции) перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу о нарушении антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

В ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.

20.07.2022 в Ярославское УФАС России из Прокуратуры Пошехонского района Ярославской области поступили материалы, содержащие сведения о нарушении антимонопольного законодательства.

В целях реализации на территории Ярославской области федерального приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги (Оздоровление Волги)», реализуемого в рамках национального проекта «Экология», постановлением Правительства Ярославской области от 30.03.2018 № 234-п утверждена региональная программа «Развитие водоснабжения и водоотведения Ярославской области» на 2018 - 2024 годы (далее – региональная программа). Разделом V «Перечень мероприятий Программы» региональной программы предусмотрена задача 3 «Региональный проект «Чистая вода», подзадача 3.9 «Станция водоподготовки воды из подземных источников городского поселения г. Пошехонье, Ярославская область, ул. Красноармейская, д. 1б».

Согласно объяснениям главы Администрации <...>, полученным помощником прокурора Пошехонского района Ярославской области <...> 13.07.2022, в связи с наличием проблем в сфере водоснабжения в городском поселении Пошехонье Администрацией было принято решение по поиску потенциальных подрядчиков для изготовления проектно-сметной документации на строительство станции водоподготовки воды из подземных источников городского поселения г. Пошехонье, Ярославская область, ул. Красноармейская, д. 1б.

26.01.2017 между МУ Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского МР (далее – Администрация) и ООО НПФ «Экосервис» заключено соглашение о сотрудничестве (далее – соглашение).

Согласно пункту 1.1 соглашения в соответствии с условиями настоящего соглашения сторона 1 (ООО НПФ «Экосервис») принимает на себя обязательство на добровольной и безвозмездной основе выполнить по заказу стороны 2 (Администрации) работы по разработке проекта станции водоподготовки, в соответствии с заданием на проектирование (приложение № 1 к настоящему соглашению).

Пункт 6 приложения № 1 «Задание на проектирование станции водоподготовки воды из подземных источников городского поселения г. Пошехонье» (далее – задание) содержит основные технологические требования [к работам]. Согласно подпункту 1 пункта 6 задания генеральная проектная организация (подрядчик) должен запроектировать станцию водоподготовки с целью доведения качества воды подземных источников до требований СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

В соответствии с пунктом 1.2 соглашения сторона 2, в свою очередь, принимает на себя обязательство за счет собственных средств обеспечить прохождение проектом процедуры государственной экспертизы и представить проект для его включения в любую социально-значимую программу, реализуемую на территории городского поселения Пошехонье.

Пунктом 1.3 соглашения установлено, что все взаимоотношения сторон в рамках настоящего соглашения являются безвозмездными.

В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи.

В 2018 году администрация представила в адрес ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» заявление о проведении государственной экспертизы. 12.03.2018 ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» вынесено отрицательное заключение по проекту.

27.07.2019 Администрация повторно обратилась в ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» с заявлением, по результатам рассмотрения которого было вынесено положительное заключение экспертизы от 10.10.2019.

В 2020 году соглашение от 26.01.2017 дополнено Администрацией в связи с изменениями размера участка строительства, в связи с чем ООО НПФ «Экосервис» требовалось внести изменения в проектную документацию.

В июле 2020 года Администрация в третий раз подала в ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» заявление о проведении государственной экспертизы, по результатам рассмотрения которого вынесено положительное заключение экспертизы от 15.09.2020.

18.12.2020 уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, а в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 0171200001920002620 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта «Станция водоподготовки воды из подземных источников городского поселения г. Пошехонье, Ярославская область, ул. Красноармейская, д.1б» (далее – закупка, аукцион).

В соответствии с Уставом государственного казенного учреждения Ярославской области «Единая служба заказчика» (ГКУ ЯО «Единая Служба Заказчика») одним из видов деятельности учреждения является подготовка конкурсной и аукционной документации для проведения конкурсных процедур при размещении государственного заказа по строительству объектов коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры собственности Ярославской области.

ГКУ ЯО «Единая Служба Заказчика» выступает заказчиком по рассматриваемой закупке.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 11.01.2021 соответствующими требованиям документации признаны 2 заявки: ООО «РИЕЛ-СТРОЙ» и ООО «Техмонтаж». Победителем аукциона объявлено ООО «РИЕЛ-СТРОЙ», предложившее наилучшее ценовое предложение.

По результатам проведения закупки между ГКУ ЯО «Единая Служба Заказчика» (далее – Учреждение) и ООО «РИЕЛ-СТРОЙ» заключен государственный контракт от 27.01.2021 № 01/21-ЕСЗ.

Соглашением от 11.02.2021 указанный контракт был расторгнут по обоюдному согласию сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, пунктом 18.2 контракта.

Согласно части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.

25.02.2021 между Учреждением и ООО «Техмонтаж» заключен государственный контракт № 14/21-ЕСЗ. Цена контракта составила 74 889 134, 14 рублей.

В ходе проведения проверки контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области (акт от 26.05.2022) установлено, что ООО НПФ «Экосервис» в проектной документации, разработанной на безвозмездной основе, в качестве проектных решений предусмотрело оборудование и материалы, в отношении которых является производителем.

Проектная документация является неотъемлемой частью документации на проведение рассматриваемой закупки (приложение к Разделу 2 «Описание объекта закупки (техническое задание)»).

В соответствии с пунктом 5.1 проектной документации (шифр С.26.01.17-ИОС.ТХ, раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», подраздел «Технологические решения») проектными решениями предусмотрено оборудование комплекса водоочистки (обезжелезивания) «ЭКО-ВП-60». Подбор технологического оборудования осуществлен заводом-изготовителем комплекса – ООО НПФ «Экосервис» - на основании исходных данных (требуемая производительность, концентрации загрязняющих веществ в очищаемой воде, требуемые нормативы качества и т. п.).

Согласно листам 1, 2 «Спецификация оборудования и материалов» (проектная документация, шифр С.26.01.17-ИОС.ТХ, раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», подраздел «Технологические решения») в проектной документации предусмотрено оборудование, заводом-изготовителем которого является ООО НПФ «Экосервис», а именно:

Оборудование

Тип, марка

фильтр осветлительный промывной 30 м3

ФНПВ-30

емкость промежуточная V=5 м3 с установленными насосами подачи воды на сорбционные фильтры

ПЕ-5

фильтр сорбционный промывной 30 м3

ФНПВ-30

флоратор двухступенчатый проточный

ФДП-4

подставка под флоратор

Нестандарт.

блок приготовления реагентов

РБГ-2/200МТ

блок насосов-дозаторов на базе 3-х насосов DLX

Нестандарт

установка обезвоживания шлама

ФМ-2

блок уплотнения и разделения шлама

ШЕ-1.1Н

емкость осветленной воды V=2,5 м3 с установленными насосами подачи воды на фильтрацию

ПЕ-2,5

Таким образом, из общего количества оборудования в проектной документации предусмотрено около 57 % процентов оборудования, производителем которого является ООО НПФ «Экосервис».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно, в частности, содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (в форме электронного документа).

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться в числе прочего следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 3 таблицы, представленной в Разделе 2 «Описание объекта закупки (техническое задание)», работы по строительству объекта: «Станция водоподготовки воды из подземных источников городского поселения г. Пошехонье, Ярославская область, ул. Красноармейская, д.1б.» должны быть выполнены в полном соответствии, помимо прочего, с разделами проектной документации (приложение № 1 к техническому заданию).

Установлено, что для выполнения работ, предусмотренных контрактом, ООО «Техмонтаж» приобрело вышеперечисленное оборудование у ООО НПФ «Экосервис», что подтверждается имеющимся в материалах дела договором поставки от 19.05.2021 (оборудование перечислено в спецификации, являющейся приложением к договору), а также соответствующими платежными документами.

ООО «Техмонтаж» в письменных пояснениях от 05.12.2022 за исх. № 126 отметило, что причиной приобретения технологического оборудования и материалов, необходимых для строительства станции водоподготовки явилось императивное требование к наименованию, техническим характеристикам и производителю, включенное в проектную документацию.

При этом ООО НПФ «Экосервис» не является единственным производителем необходимого для строительства станции водоподготовки. Например, производителями фильтров осветлительных являются ООО «Теплотех-Комплект», ООО «ПП «Тэко-Фильтр», ООО «ПК Бойлер» и другие.

Комиссия полагает, что описание объекта закупки, составленное ГКУ ЯО «Единая Служба Заказчика», направлено на приобретение подрядчиком товаров конкретного производителя - ООО НПФ «Экосервис», и исключает возможность использовать при выполнении работ продукцию иных производителей, о чем, в частности, свидетельствует отсутствие слов «или эквивалент».

ГКУ ЯО «Единая Служба Заказчика», привлеченное к участию в деле в качестве ответчика, свою письменную позицию относительно совершения действий, направленных на предоставление антиконкурентного преимущества ООО НПФ «Экосервис» - стороне соглашения от 26.01.2017, не представило, запрашиваемые антимонопольным органом сведения в Управлении отсутствуют.

Согласно подпункту 2.2.2 соглашения Администрация после получения проекта от ООО НПФ «Экосервис» обязуется провести его государственную регистрацию.

В силу подпункта 2.2.3 соглашения в случае получения положительного заключения государственной экспертизы представить проект для его включения в любую социально-значимую программу, реализуемую на территории городского поселения Пошехонье.

При этом, как видно из действий сторон соглашения, при получении отрицательного заключения государственной экспертизы действие соглашения не прекращается, и Общество вносит изменения в проектную документацию до тех пор, пока не будет получено положительное заключение экспертизы.

Безвозмездное соглашение, содержащее, в частности, приведенные нормы, предусматривающие обязанность Администрации обеспечить прохождение проектом станции процедуры государственной экспертизы, при одновременном отсутствии положений об ответственности ООО НПФ «Экосервис» в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств, а также выполненные Обществом в рамках соглашения действия по включению оборудования и материалов, в отношении которых оно является производителем, в проектную документацию направлены на гарантированное применении данной документации при проведении конкурентной процедуры для заключения контракта, предполагающего строительство станции водоподготовки, и получение выгоды от заключения договора поставки с победителем такой процедуры, что свидетельствует об ограничении конкуренции.

Изучив доводы ООО НПФ «Экосервис» (далее также – Общество), изложенные в письменных пояснениях от 11.11.2022 за исх. № 20/22/ю, Комиссия сообщает следующее.

Вопреки позиции Общества действие статьи 16 Закона о защите конкуренции не ограничивается случаями издания органами местного самоуправления нормативных актов.

Отсутствие в соглашении прямых указаний Администрации к Обществу о включении в проектную документацию оборудования и материалов, в отношении которых ООО НПФ «Экосервис» является производителем, не свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции, так как содержание рассматриваемого соглашения не ограничивает при его реализации совершения сторонами антиконкурентных действий.

Довод Общества о том, что в закупочной документации не имеется указания на конкретного производителя и его продукцию, отклоняется в связи с прямым противоречием пункту 3 таблицы Раздела 2 «Описание объекта закупки (техническое задание)», листам 1, 2 «Спецификация оборудования и материалов» проектной документации.

Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Администрация и ООО НПФ «Экосервис» заявили об истечении срока, установленного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что соглашение было заключено в 2017 году.

По мнению Комиссии, вывод ответчиков является ошибочным по причине того, реализация соглашения не ограничилась 2017 годом и продолжалась вплоть до 2020 года (подача заявления о проведении государственной экспертизы в июле 2020 года).

На основании представленных сведений и документов Комиссия Ярославского УФАС России приходит к заключению о наличии в действиях МУ Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского МР, ООО НПФ «Экосервис», ГКУ ЯО «Единая Служба Заказчика», признаков нарушения части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии

  <...>
     

Члены Комиссии:

  <...>
     
    <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны