Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела № 076/01/16-987/2022 от 14 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFМУ Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского МР
152850, Ярославская область, Пошехонский р-н, г. Пошехонье, пл. Свободы, д. 9
e-mail: gorposh@yandex.ru
ООО НПФ «Экосервис»
150008, Ярославская область, г. Ярославль, пр-кт Машиностроителей, д. 83
e-mail: info@ecosvc.ru
ГКУ ЯО «Единая Служба Заказчика»
150000, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Чайковского, д. 42
150000, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Чайковского, д. 32
e-mail: gku.esz@mail.ru
ООО «Техмонтаж»
150014, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 71а, помещ. 17
e-mail: 8233216@mail.ru
Заключение
об обстоятельствах дела № 076/01/16-987/2022
14 февраля 2023 года |
г. Ярославль |
Комиссия Ярославского УФАС России в составе:
председатель Комиссии — заместитель руководителя Управления
<...>,
члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы <...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы <...>,
рассмотрев дело № 076/01/16-987/2022, возбужденное в отношении МУ Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского МР, ООО НПФ «Экосервис», ГКУ ЯО «Единая Служба Заказчика» по признакам нарушения части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, в рамках которого ООО НПФ «Экосервис» взяло на себя обязанность на безвозмездной основе разработать проектно-сметную документацию на строительство станции водоподготовки воды из подземных источников городского поселения г. Пошехонье, Ярославская область, ул. Красноармейская, д. 1б и включило в содержание данной документации сведения о необходимых для строительства оборудовании и материалах, в отношении которых ООО НПФ «Экосервис» является производителем, а МУ Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского МР обязалось обеспечить прохождение проектом станции процедуры государственной экспертизы, что в дальнейшем предопределило лицо, у которого подрядчик (лицо, осуществляющее работы по строительству станции) вынуждено будет закупать необходимые для выполнения государственного контракта оборудование и материалы, и тем самым ограничило конкуренцию,
УСТАНОВИЛА:
в соответствии со статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции) перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу о нарушении антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.
Заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:
1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;
2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
В ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.
20.07.2022 в Ярославское УФАС России из Прокуратуры Пошехонского района Ярославской области поступили материалы, содержащие сведения о нарушении антимонопольного законодательства.
В целях реализации на территории Ярославской области федерального приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги (Оздоровление Волги)», реализуемого в рамках национального проекта «Экология», постановлением Правительства Ярославской области от 30.03.2018 № 234-п утверждена региональная программа «Развитие водоснабжения и водоотведения Ярославской области» на 2018 - 2024 годы (далее – региональная программа). Разделом V «Перечень мероприятий Программы» региональной программы предусмотрена задача 3 «Региональный проект «Чистая вода», подзадача 3.9 «Станция водоподготовки воды из подземных источников городского поселения г. Пошехонье, Ярославская область, ул. Красноармейская, д. 1б».
Согласно объяснениям главы Администрации <...>, полученным помощником прокурора Пошехонского района Ярославской области <...> 13.07.2022, в связи с наличием проблем в сфере водоснабжения в городском поселении Пошехонье Администрацией было принято решение по поиску потенциальных подрядчиков для изготовления проектно-сметной документации на строительство станции водоподготовки воды из подземных источников городского поселения г. Пошехонье, Ярославская область, ул. Красноармейская, д. 1б.
26.01.2017 между МУ Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского МР (далее – Администрация) и ООО НПФ «Экосервис» заключено соглашение о сотрудничестве (далее – соглашение).
Согласно пункту 1.1 соглашения в соответствии с условиями настоящего соглашения сторона 1 (ООО НПФ «Экосервис») принимает на себя обязательство на добровольной и безвозмездной основе выполнить по заказу стороны 2 (Администрации) работы по разработке проекта станции водоподготовки, в соответствии с заданием на проектирование (приложение № 1 к настоящему соглашению).
Пункт 6 приложения № 1 «Задание на проектирование станции водоподготовки воды из подземных источников городского поселения г. Пошехонье» (далее – задание) содержит основные технологические требования [к работам]. Согласно подпункту 1 пункта 6 задания генеральная проектная организация (подрядчик) должен запроектировать станцию водоподготовки с целью доведения качества воды подземных источников до требований СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения сторона 2, в свою очередь, принимает на себя обязательство за счет собственных средств обеспечить прохождение проектом процедуры государственной экспертизы и представить проект для его включения в любую социально-значимую программу, реализуемую на территории городского поселения Пошехонье.
Пунктом 1.3 соглашения установлено, что все взаимоотношения сторон в рамках настоящего соглашения являются безвозмездными.
В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи.
В 2018 году администрация представила в адрес ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» заявление о проведении государственной экспертизы. 12.03.2018 ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» вынесено отрицательное заключение по проекту.
27.07.2019 Администрация повторно обратилась в ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» с заявлением, по результатам рассмотрения которого было вынесено положительное заключение экспертизы от 10.10.2019.
В 2020 году соглашение от 26.01.2017 дополнено Администрацией в связи с изменениями размера участка строительства, в связи с чем ООО НПФ «Экосервис» требовалось внести изменения в проектную документацию.
В июле 2020 года Администрация в третий раз подала в ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» заявление о проведении государственной экспертизы, по результатам рассмотрения которого вынесено положительное заключение экспертизы от 15.09.2020.
18.12.2020 уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, а в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 0171200001920002620 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта «Станция водоподготовки воды из подземных источников городского поселения г. Пошехонье, Ярославская область, ул. Красноармейская, д.1б» (далее – закупка, аукцион).
В соответствии с Уставом государственного казенного учреждения Ярославской области «Единая служба заказчика» (ГКУ ЯО «Единая Служба Заказчика») одним из видов деятельности учреждения является подготовка конкурсной и аукционной документации для проведения конкурсных процедур при размещении государственного заказа по строительству объектов коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры собственности Ярославской области.
ГКУ ЯО «Единая Служба Заказчика» выступает заказчиком по рассматриваемой закупке.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 11.01.2021 соответствующими требованиям документации признаны 2 заявки: ООО «РИЕЛ-СТРОЙ» и ООО «Техмонтаж». Победителем аукциона объявлено ООО «РИЕЛ-СТРОЙ», предложившее наилучшее ценовое предложение.
По результатам проведения закупки между ГКУ ЯО «Единая Служба Заказчика» (далее – Учреждение) и ООО «РИЕЛ-СТРОЙ» заключен государственный контракт от 27.01.2021 № 01/21-ЕСЗ.
Соглашением от 11.02.2021 указанный контракт был расторгнут по обоюдному согласию сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, пунктом 18.2 контракта.
Согласно части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.
25.02.2021 между Учреждением и ООО «Техмонтаж» заключен государственный контракт № 14/21-ЕСЗ. Цена контракта составила 74 889 134, 14 рублей.
В ходе проведения проверки контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области (акт от 26.05.2022) установлено, что ООО НПФ «Экосервис» в проектной документации, разработанной на безвозмездной основе, в качестве проектных решений предусмотрело оборудование и материалы, в отношении которых является производителем.
Проектная документация является неотъемлемой частью документации на проведение рассматриваемой закупки (приложение к Разделу 2 «Описание объекта закупки (техническое задание)»).
В соответствии с пунктом 5.1 проектной документации (шифр С.26.01.17-ИОС.ТХ, раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», подраздел «Технологические решения») проектными решениями предусмотрено оборудование комплекса водоочистки (обезжелезивания) «ЭКО-ВП-60». Подбор технологического оборудования осуществлен заводом-изготовителем комплекса – ООО НПФ «Экосервис» - на основании исходных данных (требуемая производительность, концентрации загрязняющих веществ в очищаемой воде, требуемые нормативы качества и т. п.).
Согласно листам 1, 2 «Спецификация оборудования и материалов» (проектная документация, шифр С.26.01.17-ИОС.ТХ, раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», подраздел «Технологические решения») в проектной документации предусмотрено оборудование, заводом-изготовителем которого является ООО НПФ «Экосервис», а именно:
Оборудование |
Тип, марка |
фильтр осветлительный промывной 30 м3/ч |
ФНПВ-30 |
емкость промежуточная V=5 м3 с установленными насосами подачи воды на сорбционные фильтры |
ПЕ-5 |
фильтр сорбционный промывной 30 м3/ч |
ФНПВ-30 |
флоратор двухступенчатый проточный |
ФДП-4 |
подставка под флоратор |
Нестандарт. |
блок приготовления реагентов |
РБГ-2/200МТ |
блок насосов-дозаторов на базе 3-х насосов DLX |
Нестандарт |
установка обезвоживания шлама |
ФМ-2 |
блок уплотнения и разделения шлама |
ШЕ-1.1Н |
емкость осветленной воды V=2,5 м3 с установленными насосами подачи воды на фильтрацию |
ПЕ-2,5 |
Таким образом, из общего количества оборудования в проектной документации предусмотрено около 57 % процентов оборудования, производителем которого является ООО НПФ «Экосервис».
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно, в частности, содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (в форме электронного документа).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться в числе прочего следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 3 таблицы, представленной в Разделе 2 «Описание объекта закупки (техническое задание)», работы по строительству объекта: «Станция водоподготовки воды из подземных источников городского поселения г. Пошехонье, Ярославская область, ул. Красноармейская, д.1б.» должны быть выполнены в полном соответствии, помимо прочего, с разделами проектной документации (приложение № 1 к техническому заданию).
Установлено, что для выполнения работ, предусмотренных контрактом, ООО «Техмонтаж» приобрело вышеперечисленное оборудование у ООО НПФ «Экосервис», что подтверждается имеющимся в материалах дела договором поставки от 19.05.2021 (оборудование перечислено в спецификации, являющейся приложением к договору), а также соответствующими платежными документами.
ООО «Техмонтаж» в письменных пояснениях от 05.12.2022 за исх. № 126 отметило, что причиной приобретения технологического оборудования и материалов, необходимых для строительства станции водоподготовки явилось императивное требование к наименованию, техническим характеристикам и производителю, включенное в проектную документацию.
При этом ООО НПФ «Экосервис» не является единственным производителем необходимого для строительства станции водоподготовки. Например, производителями фильтров осветлительных являются ООО «Теплотех-Комплект», ООО «ПП «Тэко-Фильтр», ООО «ПК Бойлер» и другие.
Комиссия полагает, что описание объекта закупки, составленное ГКУ ЯО «Единая Служба Заказчика», направлено на приобретение подрядчиком товаров конкретного производителя - ООО НПФ «Экосервис», и исключает возможность использовать при выполнении работ продукцию иных производителей, о чем, в частности, свидетельствует отсутствие слов «или эквивалент».
ГКУ ЯО «Единая Служба Заказчика», привлеченное к участию в деле в качестве ответчика, свою письменную позицию относительно совершения действий, направленных на предоставление антиконкурентного преимущества ООО НПФ «Экосервис» - стороне соглашения от 26.01.2017, не представило, запрашиваемые антимонопольным органом сведения в Управлении отсутствуют.
Согласно подпункту 2.2.2 соглашения Администрация после получения проекта от ООО НПФ «Экосервис» обязуется провести его государственную регистрацию.
В силу подпункта 2.2.3 соглашения в случае получения положительного заключения государственной экспертизы представить проект для его включения в любую социально-значимую программу, реализуемую на территории городского поселения Пошехонье.
При этом, как видно из действий сторон соглашения, при получении отрицательного заключения государственной экспертизы действие соглашения не прекращается, и Общество вносит изменения в проектную документацию до тех пор, пока не будет получено положительное заключение экспертизы.
Безвозмездное соглашение, содержащее, в частности, приведенные нормы, предусматривающие обязанность Администрации обеспечить прохождение проектом станции процедуры государственной экспертизы, при одновременном отсутствии положений об ответственности ООО НПФ «Экосервис» в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств, а также выполненные Обществом в рамках соглашения действия по включению оборудования и материалов, в отношении которых оно является производителем, в проектную документацию направлены на гарантированное применении данной документации при проведении конкурентной процедуры для заключения контракта, предполагающего строительство станции водоподготовки, и получение выгоды от заключения договора поставки с победителем такой процедуры, что свидетельствует об ограничении конкуренции.
Изучив доводы ООО НПФ «Экосервис» (далее также – Общество), изложенные в письменных пояснениях от 11.11.2022 за исх. № 20/22/ю, Комиссия сообщает следующее.
Вопреки позиции Общества действие статьи 16 Закона о защите конкуренции не ограничивается случаями издания органами местного самоуправления нормативных актов.
Отсутствие в соглашении прямых указаний Администрации к Обществу о включении в проектную документацию оборудования и материалов, в отношении которых ООО НПФ «Экосервис» является производителем, не свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции, так как содержание рассматриваемого соглашения не ограничивает при его реализации совершения сторонами антиконкурентных действий.
Довод Общества о том, что в закупочной документации не имеется указания на конкретного производителя и его продукцию, отклоняется в связи с прямым противоречием пункту 3 таблицы Раздела 2 «Описание объекта закупки (техническое задание)», листам 1, 2 «Спецификация оборудования и материалов» проектной документации.
Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Администрация и ООО НПФ «Экосервис» заявили об истечении срока, установленного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что соглашение было заключено в 2017 году.
По мнению Комиссии, вывод ответчиков является ошибочным по причине того, реализация соглашения не ограничилась 2017 годом и продолжалась вплоть до 2020 года (подача заявления о проведении государственной экспертизы в июле 2020 года).
На основании представленных сведений и документов Комиссия Ярославского УФАС России приходит к заключению о наличии в действиях МУ Администрация городского поселения Пошехонье Пошехонского МР, ООО НПФ «Экосервис», ГКУ ЯО «Единая Служба Заказчика», признаков нарушения части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Председатель Комиссии |
<...> | |
Члены Комиссии: |
<...> | |
<...> |