Постановление №АШ/1566/24 Постановление о наложении штрафа по делу № 076/04/9.21-1618/... от 7 февраля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 076/04/9.21-1618/2023

об административном правонарушении

 

Резолютивная часть оглашена 5 февраля 2024 года

Изготовлено в полном объеме 7 февраля 2024 года г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области Шушкова А.С., рассмотрев протокол от 11 января 2024 г. по делу № 076/04/9.21-1618/2023 об административном правонарушении, материалы дела № 076/04/9.21-1618/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (далее – ПАО «Россети Центр», Общество), ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, адрес: 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15, по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выразившегося в нарушении требований, установленных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в отсутствие представителя ПАО «Россети Центр», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 076/04/9.21-1618/2023 об административном правонарушении, что подтверждается отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80094992170144, а также в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик Базис» (далее — ООО «СК Базис») ФИО по доверенности от ДАТА № 

                                                                                    установил:

Межрегиональным управлением Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области рассмотрено заявление ООО «СК Базис» (вх. № 3004-ИП/23 от 20.11.2023) о неправомерных действиях ПАО «Россети Центр», выразившихся в нарушении сроков размещения в личном кабинете заявителя документов, необходимых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

Постановление Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 ФЗ «О защите конкуренции», но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, заявление ООО «СК Базис» (вх. № 3004-ИП/23 от 20.11.2023) необходимо квалифицировать как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

По результатам рассмотрения данного заявления Межрегиональное управление Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области приняло решение о возбуждении дела № 076/04/9.21-1618/2023 об административном правонарушении.

Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее — Правила недискриминационного доступа).

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электосетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила технологического присоединения), определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В силу пункта 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и физическим лицом в сроки, установленные данными Правилами.

На основании пункта 15 Правил №861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Из сведений, представленных ПАО «Россети Центр» следует, что 16.10.2023 в адрес сетевой организации поступила заявка ООО «СЗ Базис» на заключение договора об осуществлении технологического присоединения, которой был присвоен номер 174444777 (9077682).

ПАО «Россети Центр» не направляло в адрес Заявителя запросов о предоставлении дополнительных документов в связи с неполной комплектностью заявки.

Исходя из содержания заявки № 17444477 (9077682) от 16.10.2023 технологическое присоединение необходимо для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств по одному источнику электроснабжения с максимальной мощностью энергопринимающих устройств до 150 кВт.

Максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя составляет 147,5 кВт.

Категория надежности энергопринимающих устройств – II.

Пункт 12 (1) Правил технологического присоединения определяет категорию заявителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подающих заявку на заключение договора об осуществлении технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 квТ включительно.

Следовательно, с учётом технических характеристик энергопринимающих устройств, указанных в заявке ООО «СЗ Базис» от 16.10.2023 № 17444477 (9077682) Заявитель подпадает под категорию, указанную в пункте 12 (1) Правил технологического присоединения.

Согласно пункту 105 Правил № 861 в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя: условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению N 17.

С учётом того, что заявка от 16.10.2023 № 17444477 (9077682) зарегистрирована сетевой организацией 16 октября 2023 года, а также с учётом отсутствия запросов о предоставлении дополнительных документов в связи с неполной комплектностью заявки ПАО «Россети Центр» должно было разместить в личном кабинете Заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения, технические условия, а также выставить счёт на оказание услуги по технологическому присоединению в срок до 30.10.2023.

Вместе с тем, письмом от 06.12.2023 за исх. № МР1-ЯР/18-1/12-4 ПАО «Россети Центр» сообщило Межрегиональному управлению Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области, что в настоящий момент заявка находится на стадии рассмотрения.

Таким образом, по состоянию на 06.12.2023 ПАО «Россети Центр» не разместило в личном кабинете ООО «СЗ Базис» документы, указанные в пункте 105 Правил технологического присоединения.

На момент составления протокола по делу № 076/04/9.21-1618/2023 об административном правонарушении ПАО «Россети Центр» не разместило в личном кабинете заявителя документы, предусмотренные пунктом 105 Правил технологического присоединения.

Следовательно, ПАО «Россети Центр» нарушило сроки размещения проекта договора о технологическом присоединении, технических условий, а также выставления платы за услугу по технологическому присоединению, предусмотренные пунктом 105 Правил технологического присоединения.

Указанные действия ПАО «Россети Центр» нарушают требования пункта 105 Правил технологического присоединения.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В статье 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно Правилам недискриминационного доступа под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ПАО «Россети Центр» является сетевой организацией, имеет установленный тариф на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Таким образом, ПАО «Россети Центр» является субъектом естественной монополии.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии установлена статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия (бездействие) ПАО «Россети Центр» нарушают требования пункта 105 Правил технологического присоединения, что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Потерпевший по делу — ООО «СК Базис»

Место совершения административного правонарушения — Ярославская область.

Время совершения административного правонарушения — 2023 год.

Место выявления административного правонарушения – Ярославская область.

Место проведения административного расследования – Ярославская область.

Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП для привлечения к ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в сфере электроэнергетики.

Объективная сторона заключается в нарушении ПАО «Россети центр» требований, установленных пунктом 105 Правил технологического присоединения.

Субъект административного правонарушения: публичное акционерное общество «Россети Центр» ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, адрес: 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15.

Субъективная сторона: вина ПАО «Россети Центр» в совершении административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения своих публичных обязанностей.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Общество не представило в антимонопольный орган доказательств невозможности соблюдения требований Правил технологического присоединения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени осмотрительности, которая от него требовалось.

Следовательно, у ПАО «Россети Центр» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение Правил технологического присоединения, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Рассматриваемое правонарушение не подлежит квалификации в качестве малозначительного, поскольку пренебрежительное отношение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, к своим публично-правовым обязанностям в области законодательства Российской Федерации о подключения (технологического) присоединения к электрическим сетям, в том числе в части заключения договора о технологическом присоединении.

На основании изложенного, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП.

Должностное лицо Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области полагает, что в данном случае имеется основание для выдачи ПАО «Россети Центр» представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, поскольку по состоянию на дату вынесения настоящего постановления сетевая организация не предоставила административному органу доказательств, подтверждающих размещение в личном кабинете ООО «СК Базис» документов, указанных в пункте 105 Правил технологического присоединения.

Письмом от 05.02.2024 за исх. № МР1-ЯР/18-1/12-2 ПАО «Россети Центр» заявило ходатайство об отложении рассмотрения дела № 076/04/9.21-1618/2023 об административном правонарушении в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов.

Вместе с тем, должностное лицо Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области полагает, что данное ходатайство не подлежит удовлетворению, поскольку факт нарушения срока размещения в личном кабинете заявителя документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения, что образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, установлен административным органом при имеющихся материалов дела № 076/04/9.21-1618/2023 об административном правонарушении.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.

Руководствуясь статьей 4.1, частью 1 статьи 9.21, статьей 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области Шушкова А.С.

 

постановил:

 

привлечь публичное акционерное общество «Россети Центр», ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, зарегистрированного по адресу: 119017, г Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (сто тысяч) 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

УИН 16100500000001871732

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 16111601091010021140

ИНН 7604009440, КПП 760401001

Получатель: УФК по Ярославской области (Межрегиональное управление Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области л/сч 04711411850) УФК по Ярославской области

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ БАНКА РОССИИ//УФК по Ярославской области г. Ярославль

БИК 017888102

р/сч 03100643000000017100

к/сч 40102810245370000065

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8 (4852) 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2-х лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя управления А.С. Шушкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны