Решение №8295 решение от 22 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                       ООО «АБ Ин Бев Эфес»

 

                                                                    ул. Московская, д. 28,

                                                          г. Клин, 141607

 

                                                                    ООО «Альфа Рязань»

 

                                                                                         ул. Введенская, д. 80, литера А,

                                                                               пом. Н27, г. Рязань, 390000

 

 

 

 

 

 

                                   РЕШЕНИЕ по делу № 076/05/21-936/2021

 

«08» декабря 2021 года                                                                                      г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме «22» декабря 2021 года.

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

           председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления            Гудкевич Е. В.,

           члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С. Д., специалист-эксперт Артамонов А. О.,

 рассмотрев дело № 076/05/21-936/2021 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рекламы пивной продукции магазина «Красное&Белое», с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителей ООО «АБ Ин Бев Эфес» по доверенности    , ООО «Альфа Рязань» по доверенности     ,

УСТАНОВИЛА:

           В соответствии с пунктом 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила), Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

06.12.2021 г. в соответствии с пунктом 37 Правил в  рассмотрении дела                            № 076/05/21-936/2021 объявлялся перерыв до 17 часов 00 минут 08.12.2021 г. 08.12.2021 г. в 17 часов 00 минут рассмотрение дела № 076/05/21-936/2021 продолжено.

         Ярославским УФАС России в связи с поступившим 08 июля 2021 г. обращением выявлен факт распространения 10.06.2021 г. и 26.06.2021 г. информации следующего содержания: «BUD тебе рад! Купи три любых BUD. Регистрируй чек – выигрывай призы! krasnoeibeloe.kingofbeers.com», «На чьей стороне ты. Красной, белой? Купи три любых BUD и сохрани чек – Получи

 

 

гарантированный приз! krasnoeibeloe.kingofbeers.com» на кассовых чеках в магазине «Красное&Белое» по адресу: г. Рыбинск, ул. Зои Космодемьянской, д. 5/17.

Дело возбуждено по признакам нарушения части 2.1 статьи 21, части 3 статьи 21, статьи 9, пункта 1 части 5 статьи 5, пункта 15 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

            Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ООО «АБ Ин Бев Эфес», ООО «Альфа Рязань», Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Пункт 2 той же статьи определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Указанная информация обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой. Объектом рекламирования в данной статье выступает пивная продукция марки «BUD», реализуемая в магазинах «Красное&Белое».

В соответствии с частью 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

В правилах рекламируемой акции, опубликованных на сайте krasnoeibeloe.kingofbeers.com указано, что в данной акции участвует пивная продукция с содержанием этилового спирта 5 %.

Представители сторон пояснили, что, по мнению данной организации, текст на чеках не является рекламой, поскольку в нем отсутствует информация о каком-либо конкретном товаре, а также потому что кассовый чек является персонифицированным документом, который не предполагает распространение другим лицам. Даже если признавать этот текст рекламой, то объектом рекламирования следует считать акцию, информация о которой размещена по ссылке krasnoeibeloe.kingofbeers.com.

Выдача чека осуществлялась в стационарном торговом объекте, осуществ-ляющем реализацию алкогольной продукции, и следовательно, по мнению               ООО «АБ Ин Бев Эфес», нарушения требований части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекла-ме» не было допущено.

Комиссия считает несостоятельным довод сторон о том, что рассматриваемая информация на чеках не является рекламой.

 

 

 

Чеки, выносимые за пределы торговых объектов, на территории которых они выдаются, в результате утери или передачи другим лицам могут становиться доступными для обозрения неопределенного круга лиц, и, следовательно, являются рекламными носителями.

Законодательством РФ о рекламе не запрещено распространение рекламы на чеках, вместе с тем, реклама, распространяемая на чеках должна соответствовать требованиям ФЗ «О рекламе».

Поскольку в данном случае рекламируется пивная продукция марки «BUD» с содержанием этилового спирта 5 % на кассовых чеках, которые выносятся за пределы стационарных торговых объектов, в которых осуществляется розничная продажа этой продукции, то в данном случае установлено нарушение части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Представители сторон пояснили, что предупреждение о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции содержится в пункте 5.1.1 правил акции, опубликованных по ссылке krasnoeibeloe.kingofbeers.com, и, следовательно, нарушения требований части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе», по мнению ООО «АБ Ин Бев Эфес», допущено не было.

Комиссия считает несостоятельным данный довод сторон об отсутствии нарушения части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе», поскольку в соответствии с требованиями ФЗ «О рекламе» предупреждение о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции должно быть указано непосредственно в тексте самой рекламы.

В рассматриваемой рекламе отсутствует предупреждение о вреде  чрезмерного потребления пивной продукции, в связи с чем, в данном случае также установлено нарушения части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 9 ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В рассматриваемой рекламе не указаны сроки проведения рекламируемой акции, а также не указан источник информации об организаторе данной акции, о правилах ее проведения, количестве призов или выигрышей по результатам данной акции, сроках, месте и порядке их получения.

По мнению сторон, нарушения статьи 9 ФЗ «О рекламе» допущено не было, поскольку в тексте на чеке был указан источник информации об организаторе акции и сроках ее проведения, а именно, krasnoeibeloe.kingofbeers.com.

Комиссия отклоняет довод сторон об отсутствии нарушения статьи 9 ФЗ «О рекламе», поскольку исходя из диспозиции данной статьи, реклама стимулирующего мероприятия должна сообщать об источнике каждого из данных условий и правил путем прямого указания на информацию, сообщающуюся данным источником. То есть, потребитель рекламы должен быть уведомлен о конкретной информации, которую он может получить, обратившись к данному

 

 

источнику. Указание сайта не может являться достаточным условием для соблюдения данной нормы, поскольку в рекламе не указаны сведения, свидетельствующие, что с помощью данного сайта можно получить информацию об организаторе акции. Кроме того, сроки акции должны быть указаны непосредственно в тексте самой рекламы.

Следовательно, поскольку в рассматриваемой рекламе не указаны надлежащим образом сведения об организаторе акции и сроки ее проведения, в данном случае также установлено нарушение статьи 9 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.

В рассматриваемой рекламе указано слово «BUD» без указания на русском языке информации о том, что означает данное слово.

Представители сторон пояснили, что слово «BUD» является зарегистрированным товарным знаком. В соответствии с частью 3 статьи 3 ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» установлено исключение из правила об обязательном переводе иностранного слова на русский язык, такие тре-бования не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания. Следовательно, по мнению ООО «АБ Ин Бев Эфес», нарушения пункта 1 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в данном случае также не допущено.

Комиссия считает несостоятельным довод сторон об отсутствии нарушения пункта 1 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку по мнению Комиссии, в данном случае нужно не перевод слова «BUD» писать, которое является товарным знаком, а указать на русском языке информацию о том, товарным знаком какой именно продукции является данное слово, а именно название пива, поскольку в русском языке существует созвучная данному слову аббревиатура «БАД», которая расшифровывается как «биологически активная добавка», что может вводить в заблуждение потребителей относительно природы рекламируемого товара.

В рассматриваемой рекламе указано слово «BUD» без указания на русском языке информации о том, что означает данное слово (а именно, название пива), в связи с чем, в данном случае установлено нарушение пункта 1 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 15 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе указано «Купи три любых BUD». Вместе с тем, в правилах рекламируемой акции, опубликованных на сайте krasnoeibeloe.kingofbeers.com указаны только три вида пивной продукции, участвующей в данной акции: пиво «БАД» светлое 5 % 0, 47 л бут., пиво «БАД» светлое 5 % 0, 45 л ж/б, пиво «БАД» светлое 5 % 4X0, 45 л ж/б.

Представители сторон пояснили, что данная организация производит и реализует только один сорт пива, имеющий полное название «BUD». В рекламируемой акции участвует только три вида пива «BUD», поскольку в соот-

 

ветствии с Договором поставки № ABIE/ALFARYAZAN/2021 от 01.11.2020 г. ме-жду ООО «АБ Ин Бев Эфес» и ООО «Альфа Рязань» согласовано, что ООО «АБ Ин Бев Эфес» будет поставлять три товарные позиции пива «BUD». Копия указанного договора представлена в материалы дела.

Таким образом, по мнению ООО «АБ Ин Бев Эфес», вся информация об ак-ции была достоверной и нарушения требований пункта 15 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не было.

Комиссией установлено, что в данном договоре поставки действительно указано только три вида пива «BUD», в связи с чем, слоган «Купи три любых BUD» является достоверным и охватывает всю продукцию магазина «Красное & Белое».

Следовательно, в данном случае признаков нарушения пункта 15 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не установлено.

             Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований  пункта 1 части 5 статьи 5, статьи 9,  части 3 статьи 21 Закона несет рекламодатель.

           Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» данного закона, несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Стороны сообщили, что реклама распространялась в период с 09.06.2021 г. по 11.07.2021 г. Вместе с тем, подтвердить данную информацию не представляется возможным, поскольку данная информация вносилась вручную в программу 1 С:Предприятия, и в данной программе имеются лишь данные по дате внесения информации, но без указания какой именно информации.

Кроме того, договоры на размещение информации об акции находятся на стадии согласования, в связи с чем, их невозможно представить, и определение рекламодателя и рекламораспространителя стороны оставляют на усмотрение Комиссии.

Комиссия считает возможным на основании имеющихся в материалах дела документов и доказательств установить в данном случае рекламодателя и рекламораспространителя рассматриваемой рекламы.

В правилах рекламируемой акции, опубликованных на сайте krasoeibeloe.kingofbeers.com указано, что организатором рекламируемой акции и производителем пива является ООО «АБ Ин Бев Эфес» (ИНН 5020037784).

Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в интересах данного лица, в связи с чем, ООО «АБ Ин Бев Эфес» является лицом, определившим объект рекламирования.

Магазины торговой сети «Красное & Белое» принадлежат ООО «Альфа Рязань» (ИНН 6234131659).

Таким образом, ООО «Альфа Рязань» являлось лицом, осуществлявшим распространение рассматриваемой рекламы.

На основании изложенного, а также имеющихся в материалах дела документов и доказательств,  в соответствии с  пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Альфа Рязань»,

 

 

 

рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «АБ Ин Бев Эфес».

           Следовательно, ООО «Альфа Рязань» как рекламодатель рассматриваемой рекламы нарушило требования пункта 1 части 5 статьи 5, статьи 9, части 3              статьи 21 ФЗ «О рекламе» ООО «АБ Ин Бев Эфес» как рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушило требования части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

            В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.      

           Ответственность за нарушение требований части 2.1 статьи 21, части 3 статьи 21, статьи 9, пункта 1 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          В материалы дела не представлено доказательств прекращения распространения рассматриваемой рекламы, в связи с чем, Комиссией усматривается целесообразность выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

          Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

         1. Признать ненадлежащей рекламу: «BUD тебе рад! Купи три любых BUD. Регистрируй чек – выигрывай призы! krasnoeibeloe.kingofbeers.com», «На чьей стороне ты. Красной, белой? Купи три любых BUD и сохрани чек – Получи гарантированный приз! krasnoeibeloe.kingofbeers.com», распространенную на кассовых чеках в магазине «Красное&Белое» по адресу: г. Рыбинск, ул. Зои Космодемьянской, д. 5/17, поскольку в данном случае нарушены требования                 части 2.1 статьи 21, части 3 статьи 21, статьи 9, пункта 1 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

         2. Выдать ООО «Альфа Рязань», ООО «АБ Ин Бев Эфес» предписания об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         3. Передать материалы дел уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                  Е. В. Гудкевич

Члены Комиссии:                                                                             С. Д. Солодяшкина

                                                                                                          А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны