Предупреждение б/н Предупреждение от 21 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрации сельского поселения

Некрасовское Ярославской области

 

152260, Ярославская область,

Некрасовский район, рабочий поселок

Некрасовское, Красноармейский

переулок, д. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 06-08/14-21

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

«23» марта 2021 года г. Ярославль

 

Ярославским УФАС России при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления.

К вопросам местного значения сельского поселения (подпункт 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Названные полномочия органов местного самоуправления раскрываются в Федеральном законе от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении).

К полномочиям органов местного самоуправления по решению данных вопросов местного значения в соответствии с Законом о погребении относится, в том числе создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, определение порядка их деятельности (часть 1 статьи 29).

Таким образом, создание специализированной службы по вопросам похоронного дела является обязанностью органа местного самоуправления.

При этом, при создании специализированной службы по вопросам похоронного дела и определении порядка её деятельности орган местного самоуправлению должен учитывать следующее.

Как указано в части 1 статьи 29 Закона о погребении, на созданные органами местного самоуправления специализированные службы по вопросам похоронного дела возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Следовательно, на специализированную службу по вопросам похоронного дела, созданную органами местного самоуправления, возлагается обязанность по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению.

В связи с тем, что организация похоронного дела является вопросом местного значения, органы местного самоуправления вправе в целях решения вопросов местного значения создавать муниципальные предприятия и учреждения и участвовать в хозяйственных обществах (статья 17 Закона № 131-ФЗ).

Кроме того, с учётом положений части 1 статьи 29 Закона о погребении антимонопольный орган отмечает, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела и не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВС РФ от 13.10.2020 № 307-ЭС20-14417.

Наделение функциями специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческой организации или индивидуального предпринимателя может повлечь ограничение конкуренции посредством создания для такого субъекта гарантированного рынка сбыта ритуальных услуг, что является нарушением запрета, установленного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Постановлением администрации сельского поселения Некрасовское от 26.08.2014 № 381 утверждён порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в сельском поселение Некрасовское (далее – Порядок № 381).

Возможность создания органом местного самоуправления сельского поселения Некрасовское специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющейся хозяйствующим субъектом на рынке ритуальных услуг, подтверждается пунктом 1.3 Порядка № 381, согласно которому при выезде на дом агенты специализированной службы по вопросам похоронного дела должны иметь при себе, в том числе утверждённый в установленном порядке прейскурант цен (тарифов) на оказываемые ритуальные услуги и предметы похоронного назначения, и пунктом 2.3 Порядка № 381, в соответствии с которым лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, но отказавшемуся от права оказания на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению, ритуальные услуги оказываются на платной основе по ценам (тарифам), установленным администрацией сельского поселения Некрасовское.

При таких обстоятельствах необходимо учитывать следующее.

Согласно части 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. То есть административно-распорядительные полномочия Законом о погребении возложены на органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5.3 «ГОСТ Р 54611-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования, утверждённого и введенного в действие приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 746-ст по прибытии скорбного кортежа на кладбище лицу, ответственному за проведение похорон (один из родственников или близких умершего), со свидетельством о смерти и счетом-заказом на похороны (договором), следует обратиться в контору кладбища для регистрации захоронения умершего в книге установленной формы, получить удостоверение о захоронении и регистрационный знак для установки его на могиле после завершения похорон.

Наделение хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность на рынке ритуальных услуг, административно-распорядительными полномочиями в данной сфере по предоставлению регистрационного знака, решению вопроса о возможности подзахоронения и резервированию места для погребения умершего.

Порядок № 381 содержат нормы, которые посредством возложения на хозяйствующего субъекта административно-распорядительных полномочий, могут привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг и содержат признаки нарушения предусмотренного частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно:

1. Специализированная служба по вопросам похоронного дела оказывает на безвозмездной основе в рамках гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе услугу по предоставлению регистрационного знака (подпункт 4 пункта 2.4);

2. Специализированная служба по вопросам похоронного дела определяет возможность погребения на родственных, воинских, семейных (родовых) захоронениях (пункт 4.7);

3. Специализированная служба по вопросам похоронного дела принимает решение о резервировании места на кладбище для погребения (пункт 4.10).

Постановлением администрации сельского поселения Некрасовское от 22.11.2018 № 356 утверждено положение об организации похоронного дела в сельском поселении Некрасовское (далее – Положение № 356).

В соответствии с пунктом 2.5 Положения № 356 транспортировка в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших, в том числе с мест их обнаружения или происшествия, по заявлениям полиции, врачей скорой и неотложной медицинской помощи, граждан осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дел за счёт средств местного бюджета.

Вместе с тем, транспортировка в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших, в том числе с мест их обнаружения или происшествия, по заявлениям полиции, врачей скорой и неотложной медицинской помощи, граждан не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, указанный в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении.

Следовательно, транспортировка в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших может быть осуществлена любым хозяйствующим субъектом на рынке ритуальных услуг и право на такую транспортировку должно быть расторговано в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При таких обстоятельствах, пункт 2.5 Положения № 356 наделяет исключительным правом на транспортировку в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших специализированную службу по вопросам похоронного дела и содержит признаки нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, бездействие администрации сельского поселения Некрасовское Ярославской области выразилось в следующем:

- невнесение изменений в подпункт 4 пункта 2.4, пункты 4.7 и 4.10 Порядка № 381, наделяющие специализированную службу по вопросам похоронного дела, которая согласно Порядку № 381 может иметь статус хозяйствующего субъекта на рынке ритуальных услуг, административно-распорядительными полномочиями, что содержит признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции;

- невнесение изменений в пункт 2.5 Положения № 356, наделяющий специализированную службу по вопроса похоронного дела исключительным правом на транспортировку в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает администрацию сельского поселения Некрасовское о необходимости совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, в том числе, внести изменения в порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в сельском поселение Некрасовское и положение об организации похоронного дела в сельском поселении Некрасовское, а именно: исключить из подпункта 4 пункта 2.4, пунктов 4.7 и 4.10, содержащих положения, наделяющие специализированную службу по вопросам похоронного дела административно-распорядительными полномочиями, а также пункт 2.5 Положения № 356, наделяющий специализированную службу по вопроса похоронного дела исключительным правом на транспортировка в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших, и привести указанный выше нормативный правовой акт в соответствии с Закон о погребении и Законом о защите конкуренции.

Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее 30 апреля 2021 года.

О выполнении предупреждения надлежит сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

Руководитель управления И.Г. Паутов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны