Постановление №АШ/3111/23 076/04/9.21-1061/2023 от 7 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении дела № 076/04/9.21-1061/2023
об административном правонарушении
06 декабря 2023г. г. Ярославль
Заместитель руководителя Ярославского межрегионального УФАС России Шушкова А.С., рассмотрев протокол от 09 октября 2023 года специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Антоновой М.В. и материалы дела №076/04/9.21-1061/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (далее – ПАО «Россети Центр», Общество), ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, юридический адрес: 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15,
АО «Россети Центр», надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела №076/04/9.21-1061/2023 об административном правонарушении (определение исх. №АШ/2116/23 от 16.11.2023 в соответствии с отчетом об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором № 80098190244553 вручено ПАО «Россети Центр» 24.11.2023), направило представителя – начальника управления правового обеспечения филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» <...> (по доверенности №Д-ЯР/100 от 06.06.2023),
представителю разъяснены права, предусмотренные статьями 25.1 и 25.5 КоАП РФ,
установил:
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации №861 от 27.12.2004 (далее – Правила №861), определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее – технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее – технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
В соответствии с пунктом 3 Правил №861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее – заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил №861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно пункту 8 Правил №861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
В пунктах 9, 10 Правил №861 перечислены сведения, которые должны быть указаны в заявке в зависимости от конкретных условий, и приведен перечень документов, прилагаемых к заявке.
В соответствии с пунктом 11 Правил №861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
Согласно пункту 15 Правил №861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Согласно пункту 105 Постановления № 861 в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя:
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;
счет на оплату технологического присоединения по договору;
подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации;
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В соответствии с пунктом 106 Правил №861 заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета на оплату технологического присоединения, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить такой счет в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
В случае неоплаты заявителем счета в установленный срок его заявка признается аннулированной.
В рамках рассмотрения заявления <...> антимонопольным органом в адрес филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» были направлен запрос о предоставлении документов и сведений.
Из представленных ПАО «Россети Центр» (письмом № МР1-ЯР/18-1/12-3 от 23.08.2023) документов и материалов установлено следующее:
24.04.2023 через личный кабинет <...> подал в ПАО «Россети Центр» заявку №7587250 (зарегистрирована 25.04.2023 за № 17366668) на осуществление технологического присоединения зарядной станции для электромобиля, по адресу: <...>
27.4.2023 ПАО «Россети Центр» направило <...> уведомление № МР1-ЯР/21/2406 о представлении недостающих сведений (в соответствии с пунктами 9 «б», 10 «г» Правил №861):
– наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации («не указано наименование объекта – металлический шкаф не является таковым»);
– копии документов, подтверждающих владение заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании объектом капитального строительства (нежилым помещением в таком объекте капитального строительства) и (или) земельном участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства заявителя.
В уведомлении указано на возможность аннулирования заявки в случае непредставления недостающих сведений в течение 20 рабочих дней с момента получения уведомления.
29.04.2023 <...> предоставил недостающие сведения по заявке (предоставил выписку из ЕРГН на земельный участок с кадастровым номером 76:17:107101:1868, собственник ООО «Агентство недвижимости и кредитования»)
04.05.2023 ПАО «Россети Центр» вновь направило <...> уведомление № МР1-ЯР/21/2555 о представлении недостающих сведений (в соответствии с пунктами 9 «б», 10 «г» Правил №861):
– наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации («не указано наименование объекта – металлический шкаф не является таковым»);
– копии документов, подтверждающих владение заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании объектом капитального строительства (нежилым помещением в таком объекте капитального строительства) и (или) земельном участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства заявителя («заявитель не является правообладателем по выписке из ЕГРН»).
28.05.2023 <...> предоставил недостающие сведения по заявке, в письменных пояснениях указал:
– энергопринимающее устройство – станция для зарядки электромобиля, максимальная мощность 3,6 кВт, которая будет размещена в металлическом ящике вместе с установленным счетчиком, автоматом и розетками на 220В;
– документы, подтверждающие владение на предусмотренном законом основании земельным участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства, будут предоставлены после получения их в МФЦ (ориентировочно 01.06.2023).
<...> также приложил письмо администрации Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 03.08.2020 №1752 председателю ТСН «Сосновый, 8», по поводу государственной регистрации прав общедолевой собственности за земельный участок с кадастровым номером <...>. В письме со ссылкой на пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
31.05.2023 ПАО «Россети Центр» вновь направило <...> уведомление № МР1-ЯР/21/3154 о представлении недостающих сведений (в соответствии с пунктом 10 «г» Правил №861):
– копии документов, подтверждающих владение заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании объектом капитального строительства (нежилым помещением в таком объекте капитального строительства) и (или) земельном участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства заявителя («заявитель не является правообладателем по выписке из ЕГРН»).
19.06.2023 <...> предоставил выписку из ЕГРН от 19.06.2023 государственной регистрации прав общедолевой собственности за земельный участок с кадастровым номером <...>, а также протокол общего собрания собственников помещений МКД по адресу: <...>, в котором принято решение о согласовании собственнику квартиры №67 <...> установки прибора учета электрической энергии и зарядного устройства для электромобиля на опору, расположенную вблизи детской площадки во дворе д.8 Соснового проезда пос. Красный бор.
22.06.2023 ПАО «Россети Центр» вновь направило <...> уведомление № МР1-ЯР/21/3638 о представлении недостающих сведений (в соответствии с пунктом 10 «г» Правил №861):
– копии документов, подтверждающих владение заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании объектом капитального строительства (нежилым помещением в таком объекте капитального строительства) и (или) земельном участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства заявителя («выписка из ЕГРН от 19.06.2023 предоставлена без информации о правообладателе, а представленный протокол не является документом о праве собственности»).
11.07.2023 представил выписку из ЕГРН, подтверждающую право <...> на общедолевую собственность на земельный участок с кадастровым номером <...>.
14.07.2023 ПАО «Россети Центр» в очередной раз направило <...> уведомление № МР1-ЯР/21/4098 о представлении недостающих сведений (в соответствии с пунктом 10 «г» Правил №861):
– копии документов, подтверждающих владение заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании объектом капитального строительства (нежилым помещением в таком объекте капитального строительства) и (или) земельном участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства заявителя («согласие долевых собственников земельного участка <...> и <...> на технологическое присоединение объекта присоединения»).
26.07.2023 <...> предоставил недостающие документы.
09.08.2023 ПАО «Россети Центр» направило <...> письмо №МР1-ЯР/21/4575, в котором указало, что зарядная станция для электромобиля будет располагаться на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <...>. Данный МКД и соответственно общее имущество, принадлежащее всем собственникам помещений в указанном доме технологически присоединено к элкктрическим сетям на основании Акта об осуществлении технологического присоединения № 21209/1081С от 31.08.2017. Технологическое присоединение носит однократный характер. Повторное технологическое присоединение не допускается, заявка № 17366668 оставлена без рассмотрения. <...> было предложено осуществить подключение зарядной станции для электромобиля от вводного распределительного устройства МКД в рамках выделенной мощности на указанный дои и общедомовое имущество.
09.08.2023 ПАО «Россети Центр» аннулировало заявку № 17366668 на осуществление технологического присоединения.
Однако, <...> обратился в ПАО «Россети Центр» за технологическим присоединением не общедомового, а личного имущества, поэтому указание ПАО «Россети Центр» в письме №МР1-ЯР/21/4575 от 09.08.2023 на однократный характер технологического присоединения многоквартирного дома и общедомового имущества на указанном земельном участке и аннулирования на этом основании заявки № 17366668, неправомерно и противоречит требованиям Правил №861.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.
В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии – комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004, под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ПАО «Россети Центр» является сетевой организацией, имеет установленные органами государственного регулирования тарифы на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям, следовательно, относится к субъектам естественных монополий.
Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствие с пунктом 15 Правил №861 после получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Согласно пункту 105 Постановления № 861 в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя документы (договор, технические условия, счет на оплату услуг по договору).
Таким образом, по заявке № 17366668 предусмотренный законом срок размещения документов в личном кабинете заявителя истек 09.08.2023 (с момента предоставления недостающих сведений).
Таким образом, действия (бездействие) ПАО «Россети Центр» по нарушению установленного порядка подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств к электрическим сетям, выразившиеся в неразмещении в личном кабинете <...> договора о технологическом присоединении, технических условий, счета на оплату услуг по договору по заявке от № 17366668 в срок до 09.08.2023 и аннулирование заявки в отсутствие законных оснований, противоречат требованиям пунктов 6, 15 и 105 Правил №861, образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Потерпевший по делу – <...>.
Место совершения административного правонарушения – Ярославская область.
Время совершения административного правонарушения – 10.08.2023 (день, следующий за последним днем срока размещения документов в личном кабинете по заявке <...> № 17366668 от 25.04.2023 с учетом представления заявителем недостающих сведений).
Согласно статьям 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении
или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Объект административного правонарушения: отношения в области электроэнергетики (технологическое присоединение энергопринимающих устройств в электрическим сетям сетевой организации).
Объективная сторона заключается в неразмещении в личном кабинете <...> договора о технологическом присоединении, технических условий, счета на оплату услуг по договору по заявке от № 17366668 в срок до 09.08.2023 и аннулирование заявки в отсутствие законных оснований.
До рассмотрения дела №76/04/9.21-1061/2023 об административном правонарушении ПАО «Россети Центр» представило ходатайство (исх. № МР1-ЯР/18-1/12-4 от 01.12.2023) о приобщении к делу дополнительных документов и прекращении производства по делу в отношении ПАО «Россети Центр».
ПАО «Россети Центр» указало, что согласно части 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
ПАО «Россети Центр» представило документы на должностное лицо – заместителя директора по реализации услуг филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» <...>, который в соответствии с пунктом 2.1.1. Трудового договора №223 от 07.09.2022 обязан осуществлять мониторинг и контроль своевременного направления заявителям оферт договоров технологического присоединения; осуществлять контроль исполнения действующего законодательства Российской Федерации и внутренних нормативных правовых актов Общества в части технологического присоединения.
ПАО «Россети Центр» указало, что ответственным за заключение договора с <...> является <...>, которому были предоставлены для этого все средства.
Таким образом, с учетом представленных ПАО «Россети Центр» документов и сведений субъектом административного правонарушения является должностное лицо – заместитель директора по реализации услуг филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» <...>.
Субъективная сторона: вина должностного лица Жиденко А.П. в совершении административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП
или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, ответственным за заключение договора технологического присоединения с <...> является <...>, которому ПАО «Россети Центр» были предоставлены все средства для своевременного заключения договора, что подтверждается объяснением самого <...>
Событие административного правонарушения подтверждается протоколом от 09.10.2023 по делу № 76/04/9.21-1061/2023 об административном правонарушении (исх. № 245/23 от 09.10.2023), а также другими материалами дела.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
В действиях ПАО «Россети Центр» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, статьей 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского межрегионального УФАС России Шушкова А.С.
постановил:
1. Ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Центр» удовлетворить.
2. Дело № 076/04/9.21-1061/2023 об административном правонарушении в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» прекратить.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя
Ярославского межрегионального УФАС России Шушкова А.С.