Решение б/н Решение по делу №03-03/03-14 от 31 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

***

150000, г. Ярославль,

*****


 

ОАО «Ярославская сбытовая компания»

150003, г.Ярославль,

пр.Ленина, д.21-б


 

ОАО «Управляющая компания многоквартирными домами Дзержинского района»

150044, г. Ярославль,
ул. Урицкого, д. 38А

 


 


 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/03-14 о нарушении

антимонопольного законодательства


 

22 октября 2014 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 5 ноября 2014 года)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/03-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,

члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Шошина В.А.;

рассмотрев дело № 03-03/03-14 в отношении Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания» (далее – ОАО «ЯСК»), расположенного по адресу: 150003, г. Ярославль, пр-т Ленина, д.21Б, по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неверном расчете ОДН в период с октября по декабрь 2012года, выставлению «нулевых» значений при непередаче показаний индивидуальных приборов учета на оплату электрической энергии, за указанный период в квартирах № ****** расположенных в доме по адресу: г. Ярославль, ***** что привело к неправильному начислению и выставлению платы за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования другим абонентам многоквартирного дома по вышеуказанному адресу,

у с т а н о в и л а:


 

дело № 03-03/03-14 возбуждено по заявлению гражданки ****** вх. № 6627 от 22.07.2013 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «ЯСК», выразившегося, по мнению заявителя, в выставлении необоснованной завышенной платы на общедомовые нужды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ярославль, *******.


 

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:


 

ОАО «ЯСК» является гарантирующим поставщиком электрической энергии, целью которого является поставка электроэнергии потребителям на территории Ярославской области.

ОАО «ЯСК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр) по позиции «торговля электроэнергией» с долей более 50 % в границах Ярославской области приказом Ярославского УФАС России № 87 от 26.12.2006 года.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года положение ОАО «Ярославская сбытовая компания» на рынке электроэнергии в географических границах Ярославской области является доминирующим.

Гр. ****** проживает в многоквартирном доме по адресу: г. Ярославль, ******* Указанный дом оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии, заводской № 01745121, введенным в эксплуатацию согласно акта введения в эксплуатацию приборов учета электроэнергии № 1539 от 02.03.2011года. Между заявителем и ОАО «ЯСК» существуют договорные отношения (л/н *******).

Взаимоотношения исполнителя и потребителя коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Согласно пункту 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

В связи с пунктом 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

ОАО «Управдом Дзержинского района г. Ярославля» письмом исх.№ 01-23/1968 от 21.10.2013г. указало, что между ОАО «Управдом Дзержинского района» и ОАО «ЯСК» договорных отношений, регулирующих энергоснабжение в местах общего пользования, не имеется.

Согласно письма ОАО «ЯСК» (вх. 8287 от 06.09.2013г.), являясь ресурсоснабжающей организацией, Общество осуществляет предоставление коммунальной услуги «электроснабжение», в том числе на общедомовые нужды.

Согласно пункту 44 Правил в случае, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 12 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:


 

,


 

где:

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

В представленном ОАО «ЯСК» перечне собственникам квартир № ******* в период с 01.10.2012 г. по 01.07.2013г.; квартир № ******за октябрь 2012г.; квартир № ****** за ноябрь 2012г.; квартиры № * за декабрь 2012г.; квартиры № * за февраль 2013г.; квартир ****** за май 2013г.; квартир № ** за июнь 2013г.; квартир № ******* электрической энергии по нормативам потребления (в ведомости указан «0»).

ОАО «ЯСК» письмом (вх. 9853 от 23.10.2013г.) пояснило, что в соответствии с п.42 Правил при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Плата за потребленную электроэнергию за октябрь 2012г.-июль 2013г. гражданам - потребителям, проживающим в квартирах № ******* по указанному адресу, начислялась по нормативам потребления в связи с отсутствием у них индивидуальных приборов учета электроэнергии.

Граждане, проживающие в квартирах № **** в мае 2013г. передали в ОАО «ЯСК» те же показания приборов учета, что и в предыдущих расчетных периодах, в связи с чем расход составил 0 кВч. Аналогичная ситуация сложилась в отношении квартир № ** в июне 2013г.

Потребители, проживающие в квартирах № ******в июле 2013г. передали в ОАО «ЯСК» показания приборов учета, что и в предыдущем расчетном периоде.

Потребители проживающие в квартирах № *** не предоставили показания индивидуального прибора учета электрической энергии за октябрь 2012г., граждане, проживающие в квартирах № *** не представили показания индивидуального прибора учета электрической энергии за ноябрь 2012г. Потребители, проживающие в квартирах № ** не представили показания индивидуального прибора учета электрической энергии за декабрь 2012г.

Согласно п.59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Согласно пп. б) п. 59 Правил в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.

Гарантирующий поставщик письмом (вх.№ 9853 от 23.10.2014г.), указал, что Правила №354 вступили в силу с 01.09.2012г., Общество посчитало невозможным при начислении платы за электрическую энергию за сентябрь-декабрь 2012г. применить норму п.59 Правил о начислении объемов, исходя из среднемесячного объема потребления в предыдущих периодах, на которые не распространялось действие указанных Правил.

Согласно п. 60 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета за период не менее 1 года, а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию общедомовой (коллективный) прибор учета коммунального ресурса либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового (коллективного) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

В отношении возможности применения указанных норм Комиссия констатирует следующее.

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса РФ Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В рассматриваемом случае, имеют место отношения, связанные с порядком выставления платы при непередаче показаний прибора учета. Потребитель не передал показания прибора учета уже в период действия Правил №354, соответственно, порядок расчета платы за такой период должен определяться исходя из Правил №354. Тот факт, что при расчете платы, подлежащей выставлению при не передаче показаний, используются периоды времени до введения в действие Правил №354, не имеет правового значения, так как они используются только для получения информации о среднемесячном потреблении, факт изменения Правил, предоставления коммунальных услуг не влияет на размер среднемесячного потребления электрической энергии.

Рассматривая вопрос о наличии либо отсутствии ущемления интересов, антимонопольный орган констатирует следующее.

При расчетах за электрическую энергию, поставленную в многоквартирный дом, граждане оплачивают две составляющие – индивидуальное потребление и потребление на ОДН. При этом, если величина индивидуального потребления является корректируемой, зависит только от самого потребителя, то объем ОДН формируется как разность показаний общедомового прибора учета (уменьшаемое) и всех начисленных объемов электрической энергии индивидуальным собственникам (как по показаниям ПУ, так и по нормативам потребления, среднему потреблению и т.д.) (вычитаемое). При этом полученная разность распределяется, исходя из соотношения площади жилого помещения собственника к общей площади.

Таким образом, ОАО «ЯСК», выставляя нулевые показания одному из собственников, при неизменном уменьшаемом (показания общедомового прибора учета) уменьшало размер вычитаемого, таким образом разность (объем ОДН) увеличивалась. Таким образом, фактически за лицо, недобросовестно исполняющее обязательства по оплате, платили все жильцы дома.

При этом, антимонопольный орган констатирует, что законодательство содержит механизм, позволяющий произвести перерасчет собственникам, в том числе, при начислении излишнего объема на ОДН, после передачи ими показаний ПУ в установленном порядке. В то же время, угроза ущемления интересов собственников усматривается антимонопольным органом, в том числе в том, что ОАО «ЯСК», вместо осуществления необходимых организационных действий в отношении неплательщиков перекладывало бремя оплаты, пусть и временно, на добросовестных абонентов, кроме того, Комиссия констатирует, что ОАО «ЯСК» не могло заранее знать, что собственник передаст показания прибора учета в дальнейшем, а значит, не существовало никаких правовых гарантий того, что надлежащим плательщикам перерасчет в принципе будет произведен.

ОАО «ЯСК» представило по требованию антимонопольного органа документы из которых следует, что указанная политика (выставление в октябре, ноябре, декабре 2012г. индивидуальных показаний в размере «0», при непередаче показаний ИПУ, отказа от начисления, исходя из среднего потребления) являлась стандартной, применялась на всей зоне деятельности гарантирующего поставщика на территории ЯО.

Исходя из сказанного, антимонопольная служба приходит к выводу, что расчет платы за индивидуальное потребление и на нужды ОДН производился с нарушение Правил №354, а именно, при выставлении ОАО «ЯСК» оплаты жителям дома по адресу г. Ярославль, ******за электроэнергию в квартирах № *** за октябрь 2012г., в квартирах № **** за ноябрь 2012г. квартирах № ** за декабрь 2012г. гарантирующий поставщик без учета положений п. 59 Правил №354 неправомерно уклонялся от расчета платы, исходя из средних показаний приборов учета, указываю в графе индивидуальное потребление показания «0». При этом возникала угроза переплаты со стороны добросовестных плательщиков, проживающих в данном доме, в т.ч. заявительницы гр. **** Указанные действия образуют состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Предписание по делу не выдается, так как УФАС не установило фактов совершения рассматриваемых действий после декабря 2012г.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать Открытое акционерное общество «ЯСК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания».


 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


 

Председател Комиссии Завьялов М.Ф.


 

Члены Комиссии Антонова М.В.

 

Шошина В.А.

Связанные организации

Связанные организации не указаны